Интервью ИА REGNUM Новости с руководителем Общественного форума "Во имя Азербайджана", политологом Эльдаром Намазовым.

ИА REGNUM Новости: Как дорого Азербайджану может обойтись возможная ратификация парламентами Турции и Армении протоколов о нормализации отношений этих государств с последующим открытием их общей границы?

Для Азербайджана в этом процессе есть два очень тревожных момента. Во-первых, существует значительная вероятность того, что нормализация турецко-армянских отношений с последующим открытием их общей границы, при отсутствии каких-либо принципиальных договорённостей по урегулированию карабахского конфликта, могут привести к ужесточению позиции Армении на переговорах с Азербайджаном. Такую тревогу в азербайджанском обществе высказывают как эксперты, так и различные общественные организации. Правда, следует отметить, что сопредседатели Минской Группы ОБСЕ, некоторые международные организации и обозреватели, напротив, выражают надежду, что открытие армяно-турецкой границы, будет способствовать к скорейшему достижению согласия между официальным Баку и Ереваном.

Второй тревожный момент состоит в том, что Азербайджан в своём отношении к столь важным для него подписанным главами МИД Турции и Армении протоколам столкнулся с консолидированной позицией не только Анкары и Еревана, но и Москвы, Вашингтона, Парижа, Тбилиси, ряда авторитетных международных организаций. В Баку не оценили до конца, какие изменения в регионе начались после августовской войны в прошлом году. А ведь подписание турецко-армянских протоколов стало возможным как раз в результате изменившейся ситуации. Поэтому нужно точно прогнозировать развитие событий, оценивать происходящие в регионе перемены и оперативно на них реагировать. Мне кажется, что ратификация в турецком и армянском парламентах подписанных протоколов рано или поздно случится. Процесс нормализации турецко-армянских отношений вызван не случайным капризом тех или иных политических деятелей, а серьезными причинами и, хотя он может буксовать в отдельные моменты, в целом будет обязательно продолжаться.

ИА REGNUM Новости: На недавней встрече в Анкаре с группой азербайджанских депутатов Эрдоган говорил о вечном братстве двух народов, о том, что его правительство учитывает интересы Азербайджана, что территория Азербайджана туркам дорога так же, как и азербайджанцам, но старого обещания держать границу с Арменией на замке до прекращения ею оккупации так и не повторил...

Вместе с тем другие представители турецкого руководства продолжают выступать с заявлениями о том, что оно останется верным обещаниям, которые были даны во время премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в Азербайджан. Действительно, выступая тогда в Милли меджлисе, он заявил, что пока Армения продолжает оккупировать азербайджанские территории, Турция с ней границу не откроет.

Заявлений много. Поэтому в азербайджанском обществе и идут достаточно бурные дискуссии о том, насколько можно доверять обещаниям высших турецких официальных лиц.

ИА REGNUM Новости: Какими могут быть контрмеры Азербайджана в случае открытия армяно-турецкой границы и насколько ощутимыми они окажутся для Турции?

Я не сторонник каких-либо контрмер в отношении Турции. Даже при различии с этой страной взглядов на происходящие в последнее время события Азербайджан должен сохранить с ней отношения на прежнем высоком уровне. Турция наряду с Россией, США и Евросоюзом является одним из главных политических игроков на южнокавказском пространстве. Говорить с кем-то из них на языке ультиматумов и шантажа недальновидно и опасно для Азербайджана. В указанной вами связи в прессе муссируется вопрос о цене азербайджанского газа, поставляемого в Турцию.

Стоит отметить, что в реальности никогда изменение цен на поставляемый газ и другиe энергоносители не приносили ощутимых политических результатов. Вспомните хотя бы российско-украинские или российско-белорусские газовые противоречия, которые не привели к каким-либо изменениям политических реалий. Другое дело, что исходя из законов экономики, Азербайджан должен продавать газ Турции, впрочем, и всем другим странам, по мировым ценам. И не нужно это увязывать с подписанием турецко-армянских протоколов, это два совершенно разных процесса.

ИА REGNUM Новости: Дмитрий Медведев назвал подписание армяно-турецких протоколов "примером скоординированной работы Москвы и Вашингтона". Какие, по-вашему, интересы преследуют в Москве, Вашингтоне и Париже, подталкивая Анкару и Ереван к открытию границ без увязки этого шага с урегулированием армяно-азербайджанского конфликта?

Наши партнёры, исходя из исторического опыта Европы и современных международных процессов, считают, что открытие турецко-армянских границ, налаживание торгово-экономического сотрудничества обязательно скажется и на политических процессах, повлияет на настроения в обществах, поможет избавиться от существующего сейчас в обеих странах образа врага. И поскольку Азербайджан очень близок к Турции по своей истории, культуре и политическим позициям, миротворцы надеются, что такие позитивные изменения в турецко-армянских отношениях могут соответственно повлиять и на азербайджано-армянские, в том числе облегчить переговоры по Нагорному Карабаху.

Такова логика крупных внешнеполитических игроков, международных организаций. Но, к сожалению, исторический опыт, на который они опираются, не имеет отношения к Южному Кавказу. Поэтому в нашем регионе с большим скепсисом относятся к этой позиции международных посредников.

ИА REGNUM Новости: Частично ответ на следующий вопрос вы уже дали. И всё-таки, не приведет ли открытие турецко-армянской границы к срыву переговоров по урегулированию карабахского конфликта из-за ожидаемого ужесточения позиции Армении?

В целом в Азербайджане есть такие ожидания. Я так же, как и другие, не могу исключить ужесточения позиции Армении, но в таком случае она окажется в такой же нише политического одиночества, какой пребывает сейчас Азербайджан. Произойдёт следующее - все внешнеполитические силы займут сторону Баку и осудят Ереван. То есть Армения разом растеряет все те политические дивиденды, которые зарабатывает в последнее время активным участием в начавшемся процессе нормализации отношений с Турцией. Кроме того, если Ереван ужесточит свою позицию на переговорах по Карабаху, то у турецких властей будет отобран один из важнейших аргументов, на который они ссылались перед обществом, подписывая протоколы.

ИА REGNUM Новости: Насколько глобальные перемены могут произойти в регионе в случае открытия упомянутой границы?

Как я отметил выше, ситуация на Южном Кавказе начала меняться уже с августа прошлого года и подписание турецко-армянских протоколов - реакция на неё. По-моему, мы сейчас находимся в самом начале процесса, который через 5-10 лет приведёт к становлению устойчивой системы региональной безопасности. Консолидированная позиция Москвы и Вашингтона в урегулировании карабахского конфликта и по нормализации турецко-армянских отношений очень показательна и в общем-то это хорошо для региона. А ведь раньше мы только и слышали о соперничестве Соединённых Штатов и России этих двух стран в различных регионах мира, и подчас эта оценка была абсолютно объективной.

ИА REGNUM Новости: По утверждению политического обозревателя Станислава Тарасова, армянская диаспора вскоре сформирует "правительство Западной Армении в изгнании", которое предъявит к Турции претензии на часть её западных земель. Анкаре придётся отражать новую опасность и окончательно забыть об интересах Баку. Насколько, по-вашему, это реально?

Что ж, отдельные группы людей могут создавать любые комитеты, заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, и это, наверное, отнюдь не нуждается в моих комментариях. А если смотреть на вещи серьёзно, то в армянской диаспоре, как самой Армении есть раскол по вопросу подписанных протоколов. Есть сторонники и противники нормализации отношений с Турцией. Вековая вражда армянского и турецкого обществ не может кончиться сразу, в один день с подписанием какого-либо документа или принятием каких-то мер.

Конечно, могут активизироваться какие-то радикальные группы. Недавно в СМИ промелькнуло сообщение, что армянская террористическая организация АСАЛА объявила о новом этапе "борьбы". Может появиться и какое-нибудь "правительство". Но главным является то, что процесс урегулирования региональных проблем, выстраивания элементов региональной безопасности начался и является необратимым. Есть консолидированная позиция как самих стран Южного Кавказа, так и внешнеполитических игроков.