Писатель Дулат Исабеков: "Если на праздник зайдет банкир и Абай, кого мы посадим на почетное место?"
В современном мире не существует понятия "большая литература". Дело в том, что хорошие писатели потеряли ориентиры, не видят современного героя. Эпоха романтизма ушла, и вместе с ней ушла и литература. Писатель и драматург Дулат Исабеков считает, что сейчас мы живем старым багажом и слишком хвалим себя. При этом, как быть завтра - мы не знаем.
ИА REGNUM Новости: Способна ли казахская литература выжить в условиях рынка?
Над этим вопросом мы давно задумались. При каких условиях настоящая литература может получить национальный, межнациональный или международный резонанс? Какой для этого должна быть литература? Массовый читатель серьезной литературой уже не увлекается. Интересней становится не литература творческая, а литература маргинальная. Политические спекуляции, порнография, книжки-однодневки, фантастика, фантасмагория. К примеру,
ИА REGNUM Новости: Значит, не способна?
Один из участников дискуссии на страницах "Литературной газеты" высказал интересное мнение. Почему писатели стали такими? Или молчат, или заняли позицию наблюдателей, или стали работать менее активно? Этот рыночный период, переход к дикому капитализму стал для них ударом. Годами выработанный иммунитет, какие-то прежние качества они растеряли. А новые качества приобрести уже не смогли. В каком направлении работать? И главная причина - перед людьми открылась перспектива большого заработка. Началась конкуренция не писательская, не литературная. Это подавило желание что-то творить, что-то писать, что-то показать миру, писать для себя. Житейский вопрос вышел на первый план.
ИА REGNUM Новости: Что вы могли бы сказать о своем творчестве в этом контексте?
Мне часто задают вопрос: почему я не закончил роман "Прощание с веком"? Я порой думаю, хорошо, что я не закончил этот роман, как собирался, к 2001 году. Жизнь меняется быстро, как калейдоскоп. Если ночью ты глубоко задумался, нашел какой-то образ, фразу, эпизод, интересное событие, характер, на другой день это уже устареет. В чем причина? Ценности, которые были нам дороги, быстро девальвируются. В Советском Союзе слово спекулянт - это было очень плохим, почти оскорбительным. Спекулянту не было места за дастарханом [праздничным столом]. Он не знал, как вести себя в обществе. На него косо смотрели. Кто такой банкир? А сегодня, если на праздник зайдет банкир и Абай, кого мы посадим на почетное место? Конечно, из уважения будет сказано: "Абай-ага, рады видеть". Но на почетное место, я думаю, все бы захотели посадить банкира, того же [главу Национального банка Григория] Марченко. А спекулянта мы сегодня называем коммерсантом. А коммерция, бизнес, сама его структура и природа построена на обмане. Взаимовыгодно, говорят. Кому-то более выгодно, кому-то менее. Обоюдно, равноценно, 50 на 50 выгоды никогда не может быть. Кто-то, в конечном счете, проиграет, кто-то выиграет. Волчий закон, закон джунглей сказывается и на психологии писателей. Мне задают вопрос: почему я не закончил роман? Потому что нет типичного характера, типичного образа, как Печорин из "Героя нашего времени" Лермонтова, или Мелехов в "Тихом Доне" Шолохова, или Абай в романе "Путь Абая" Ауэзова. Таких героев я не знаю. Кто должен нести груз ответственности эпохи? Банкир? Я не доверю. Для них, пусть они меня простят, понятие Родина давно заменилось словом "территория". Для них, где безопасно, где оффшорная зона, там и Родина. Во имя Родины ни один банкир, ни один миллионер никогда ничего не сделал, не делает и, наверняка, делать не будет. Разовые акции, меценатскую или спонсорскую помощь я не считаю. Это не из чувства патриотизма или из любви к своему народу. Это тоже своеобразная реклама. Кто тогда? Политик должен быть главным героем нашего времени? Я не доверю. Потому что политика по своей природе основана на двуличии. Между делом и словом огромная разница. Что остается? Любовь? Любовь сейчас подешевела, стала доступна всем, у кого есть деньги. Любовь потеряла качество. Если я буду по-старому писать, как когда-то писал в своих многочисленных повестях и романах, сегодняшняя молодежь будет считать это банальщиной. В наше время, допустим, на первом курсе влюблялись, на пятом - женились. А сейчас таких парней, девушек нет. Я вот преподаю в Академии искусств имени Жургенева. Студенты удивляются - как так, влюбиться на первом курсе и пять лет ходить за девушкой и добиваться ее руки, чтоб она дала согласие на свадьбу? Это, говорят, только у вас могло быть, у парней тех времен. Что поделаешь? Вот так изменилось время при одном поколении, нашем поколении. Так много изменилось. Военное детство, я 42-го года рождения. Нищета, нехватка, разруха. Бедные наши матери, которые работали в тылу. На их плечах восстановился Советский Союз. Потом возвращение с фронта мужчин. И сколько еще событий. 52-й год - снова эхо 37-го года повторилось. Хорошо, что Берия умер и Сталин ушел, иначе снова был бы 37-й год. Мы уже были готовы, 17-летние. Какие-то слова неосторожные, детский лепет считались серьезной политической ошибкой. 54-й год - поднятие целины, национальные вопросы тоже были. 60-е годы более-менее нормальные. И потом в 70-е годы была вроде бы нормальная жизнь. Восстановление нравственной чистоты, восстановление художественного кредо в литературе, критериев. И люди стали писать не только на военно-патриотическую тему, но и о мирной жизни, о человеческих качествах, нравственности, морали.
ИА REGNUM Новости: И многое изменила перестройка...
Все так быстро менялось. Писатели не успевали. За что ухватиться? За какую идею? Распался Советский Союз, советская власть ушла, а вместе с ней и романтика. Романтика стремления к будущему. Те, кто ругает Советский Союз, неправы. Они в суть не смотрят. В 17-м году был залп Авроры, и в течение трех лет по всей стране установилась советская власть. Ленин умер в 24-м году. К этому времени, за 7 лет из темной России, отсталой России он сделал индустриальную. Социализм плюс электрификация, помните? Он сделал из темной России светлую. Это я говорю не только о лампочках. Благодаря ленинской политике Казахстан стал таким, какой он есть. Все силы были брошены на Казахстан. Связь, электричество, железнодорожные ветки, огромная территория, выделенная республике, - все именно благодаря Ленину. Если бы Ленин на самом деле был националистом, шовинистом, как Горбачев или Солженицын, Казахстану оставили бы только маленький южный кишлак. Он умел слушать людей-историков. И выслушал казахскую делегацию. Прежде, чем провести карандашом границу, учел расположение могил, национальных кладбищ. Поверил археологам, историкам. Тогда у нас были историки хорошие, которые умели доказать свое мнение. И Ленин тогда сказал, что Казахстан - это огромное государство, но это нашенское. Так и сказал. Казахстан - нашенский. Хабаровск далеко - и он тоже нашенский. И туда надо бросать все силы. Потому что экономический источник страны там находится, а не в Москве, не в Петрограде. И благодаря гуманной политике Ленина мы имеем такую территорию. Отсталый, патриархальный, феодальный Казахстан стал индустриальным, социалистическим. И развитой социализм начинался именно в Казахстане.
ИА REGNUM Новости: Советская цензура была в определенной степени благом?
Да. Некоторые сегодня говорят, что тогда все писатели были воспевателями красной идеологии. Послушайте, а что такое "красная идеология"? Они правильно делали! А сегодня что, мы свою идеологию не воспеваем? Еще хуже становится! Те, кто начинает критиковать, в художественной литературе, в журналистике, - они уже не "ихние" люди. Они уже в оппозиции. Раньше таких оппортунистами называли. И чтобы власть установить, нужна была жестокая борьба с врагом. И они правильно сделали. Советский Союз был единственным коммунистическим государством на планете. Врагов было много. И конечно, они задавали вопросы. И делали заказы. Трибун Маяковский,
ИА REGNUM Новости: Но тогда серьезные писатели могли бы сейчас развернуться во всю свою мощь.
Цензуры нет, обманывать некого, нечего. Ты остался один на один с правдой. Тот же Булат Окуджава говорил, что, оказывается, писателям нужен какой-то запрет. В "1000 и одной ночи" часто встречается такой мотив. Бедуин далеко в степи находит дворец, ни одной живой души внутри. Потом появляется старик и говорит - ты теперь хозяин, живи здесь, но никогда не открывай вот эту черную дверь. Бедуин и так бы ее не открыл, ведь дверей так много. Но теперь его не покидает мысль, а что там? Естественно, открывает, и начинается трагедия. Запретный плод всегда слаще, и запрет, оказывается, всегда нужен. Когда можно говорить, что угодно, говорить не охота. Когда еды мало, так хочется наесться. Мы в интернате готовы были есть круглыми сутками. А моего внука накормить невозможно. Не знаю, чем он питается. Голода нет. Пиши, что угодно.
ИА REGNUM Новости: Вернемся к вашему творчеству.
Передо мной часто встает вопрос - а кому это нужно? Раньше я знал, если вот это напишу, то обязательно получу кучу писем. Когда вышла книга в Москве, приходили письма и с Сахалина, и из Бурятии, изо всех точек Советского Союза. Встречался с читателями. Как это радовало писателя. Это заставляло сесть за новое произведение. И потом, в Советском Союзе литература была единственным видом письменного искусства, где можно было найти маленькую искорку советской действительности. Именно в художественной литературе, не в журналистике. С журналистикой все было понятно, даже если писали о землетрясении, передавали о нем, как о благоприятном явлении природы. Дескать, старые дома рухнули, мы новые построим. Все сглаживалось. А когда вышла повесть Айтматова "Белый пароход", почему все люди читали запоем? Потому что впервые морально-нравственные качества советского человека он показал с другой стороны. Жестокость, беспощадность. Хоть и далекий киргиз, но это был такой же советский гражданин. Вот тогда люди задумались, оказывается, не все так хорошо в нашем общем доме. Появилось много писателей нового типа, которые говорили правду, у них хватило смелости об этом говорить. И у казахов литература тоже не отставала. Писатели появлялись, а теперь мы живем старым багажом. Но сколько можно хвастаться прошлым, я не знаю. Как в пословице, народ, у которого есть будущее, говорит о завтрашнем дне, а народ, у которого нет будущего, говорит о вчерашнем дне. Мы слишком хвалим себя. Какими мы были батырами, как мы сохранили эту землю. Но история прошла. Мы дошли до сегодняшнего дня. Как быть завтра этой нации, этому государству, этому народу? Тем более у нас такая огромная территория и такое маленькое население. Что теперь, как быть? В этой суматохе журналистика выходит вперед, и это показатель. Огромную роль играет реклама. К нам приезжал
ИА REGNUM Новости: Вы выступаете за введение нравственной цензуры?
Нравственная цензура невозможна. Парламентарии могут говорить, что угодно, но игровые автоматы будут, и девушки будут торговать собой. Если человек сам себя не обуздает, не будет контролировать детей, ничего не сделаешь. "Процесс пошел", как Горбачев говорил. Каждый народ осознает опасность своей гибели, когда падает в овраг и до дна остается несколько метров. Мы тоже идем в этом направлении. Поднимемся потом, но другая структура нужна. Во Франции уже доходит, что надо отказаться от капитализма. Если я крупнейший владелец большой компании, никто меня не остановит, я делаю, что хочу. Кого хочу, уволю. Не глядя на то, что единственный кормилец, или, что до пенсии человеку пять лет. И перспективы молодым нет. Как жениться, если на базаре с утра до вечера мешки таскаешь? И какие дети будут от такого человека? Не аристократия, точно. Философия какая: нашел деньги - спрячь в карман. Даже если знаешь, что это друг твой потерял. Толкают к воровству. У нас только воров ловят, а корни этого не ищут. Откуда наркоман взялся? Почему молодой красивый человек украл корову у соседа? В аулах, говорит президент, решили вопрос безработицы. Пусть на его родину, в тот же Чемолган приедут. Увидят. Люди выживают, без воды, в жесточайших нищенских условиях. Кто-то поднимает хозяйство, но это нужны кредиты, половина которых уходит на откаты. Мой брат фермер, ни копейки от государства не получил. 180 сельских районов в стране, 240 миллионов выделили на сельское хозяйство, куда дели деньги? В городе они осели, наверное. Отсутствие романтики сказывается на молодежи. Романтики нет, драматургия умирает, 2-3 драматурга осталось. Остались