"Оппозиции обещан пряник - место в парламенте"

Оппозиция в Казахстане опять объединилась, опять - во имя высшей цели: совместно бороться с режимом Нурсултана Назарбаева. Однако сам факт объединения интересен вовсе не браком умеренных радикалов "Азат" и еще более умеренной Объединенной социал-демократической партии. Почти маргинальные политические силы, похоже, опосредованно ответили на интересующий всех вопрос о досрочных парламентских выборах в Казахстане. "Ныне озвученная причина слияния, по их словам, - никак не парламентские выборы, слухи о которых сейчас упорно муссируются, а создание альтернативы действующему режиму, борьба с ним и подготовка страны к посткризисной жизни". - Пишет газета "Республика".

Однако с этой позицией совсем не согласен казахстанский информационно-аналитический портал GEOkz.tv - по версии издания, "недавно [лидеры "Азата" и ОСДП] Булат Абилов и Жармахан Туякбай уже имели серьезный разговор наверху - под серьезностью понимается, что им было сделано такое предложение, от которого они не посмеют отказаться! - что они должны объединиться и в таком составе пойти на выборы. В этом случае им обещан пряник - место в парламенте. Если не согласятся - то пистолет у их виска вынужден будет выстрелить! Тогда в парламент пройдет мол партия Алихана Байменова, а эти две партии с неизбежностью и к тому же быстро маргинализуются и под репрессивными действиями властей достаточно быстро сойдут в политическую могилу.

Что бы выбрали на месте Абилова и Туякбая? Верно - политическую жизнь вместо политической смерти! Против этого, пожалуй, вслух выступает только один человек - это Сергей Дуванов! Однако в данном случае, при всем его авторитете политического публициста, к его голосу вряд ли кто прислушается. Короче говоря, Булат Абилов и Жармахан Туякбай, скорее всего, еще раз сыграют политическую свадьбу, чтобы создать прочную общую и законную политическую семью, чтобы затем плодить своих последователей. Кто при этом будет исполнять роль мужа или жены - это непринципиально!"

При этом примечательно: аналитики предсказывают роспуск казахстанского парламента до конца месяца. Дескать, вялотекущее обсуждение закончено, законодательная ветвь власти свое дело сделала и теперь ее необходимо подкорректировать под новую опцию - председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. По мнению журналистов "Республики", очередная веха казахстанского парламентаризма вполне может закончиться во время очередной сессии Ассамблеи народа Казахстана - перспективной политической структуры, оперативное управление которой осуществляется в недрах аппарата президента страны.

"Очередная сессия Ассамблеи народа Казахстана назначена на 26 октября. - Пишет "Республика". - Анонсированная повестка дня звучит вполне мирно, однако в Астане ходят упорные слухи, что именно Ассамблея инициирует самороспуск Мажилиса. Это значит, что досрочные выборы состоятся еще в этом году. Тогда свое председательство в ОБСЕ Казахстан начнет как государство, в котором парламент не одно-, а двухпартийный, тем самым "умыв" всех, кто под маской авторитарного режима Назарбаева никак не может узреть зародыш нового подвида демократии - уникального казахстанского образца.

О том, что досрочные парламентские выборы состоятся в ближайшее время, говорит и оживление на политическом пространстве страны. Не сомневается в досрочных выборах и руководство другой партии - "Ауыл". Если верить региональной прессе, то в Костанайской области прошел недавно политсовет этой организации, где предстоящие выборы стали главной темой".

О том же самом пишет и аналитическо-информационное бюро "Пик": "в парламенте нынче заседает лишь одна партия - "Нур Отан". На пороге предстоящего председательства в ОБСЕ такая ситуация выглядит не просто недоразумением, но и опровергает риторику высшего руководства Казахстана. Неоднократно заявлявшего о приверженности демократическим ценностям Запада. Буквально на днях президент Назарбаев подтвердил своему французскому коллеге, что Казахстан сдержит свои обещания относительно соответствия стандартам ОБСЕ. Таким образом, можно предположить, что на заседании Ассамблеи народа Казахстана будет поставлен вопрос о несоответствии нынешнего парламента международным критериям. Кто-нибудь из видных членов ассамблеи обратится к президенту страны с прошением о необходимости роспуска парламента с тем, чтобы после новых выборов в нём присутствовали и другие политические партии, а главное - увеличилось число депутатов от Ассамблеи народа Казахстана. Нечто подобное мы уже проходили. И нет гарантии, что, и на сей раз власти не применят испытанный приём, который, как могут отметить политологи, практически всегда действовал безотказно. Не забудем, что одной из задач Ассамблеи народа Казахстана, согласно закону, является "укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества". А расширение представительности всех слоев населения в парламенте есть ни что иное, как "укрепление единства народа". Косвенным образом о грядущих выборах в парламент говорит заявление двух оппозиционных партий об объединении. "Азат" и ОСДП объявили о том, что объединяются, 13 октября на специальной пресс-конференции. При этом никто из лидеров обеих партий не дал ясного ответа на вопрос, почему объединение происходит именно сейчас, хотя об этом говорится с весны. Учитывая, что наша оппозиция большей частью является зеркальным отражением властей, можно сделать вывод о том, что ею получена информация о возможных выборах в парламент и речь идёт об объединении ресурсов для того, чтобы получить депутатские мандаты".

"Обостряется противостояние между председателем КНБ и управляющим делами президента"

Между тем, попасть вместе парламентом "под раздачу" в самое ближайшее время может еще одна организация, имеющая немалый политический вес. Речь идет о Фонде Национального Благосостояния "Самрук Казына", структуре, объединившей под своей крышей всю государственную собственность. Существует мнение, что этот инструмент стабилизации экономики выполнил свою миссию и все чаще упоминается в СМИ в негативном ключе. Поскольку информационное поле Казахстана, как и в советские времена, может служить барометром взаимоотношений элитных группировок и государства - всех между собой - значит вполне можно говорить о совместных усилиях по дискредитации. Правда, в условиях Казахстана есть один нюанс - все-таки непонятно, копают ли под структуру или персонально под главу госфонда Кайрата Келимбетова.

Например, аналитики казахстанского информационно-аналитического портала GEOkz.tv уверены, что речь идет именно о Келимбетове, ведь политик имеет тесные связи с оппозицией, а значит, пришла пора взять его в заложники. А заодно - вычистить авгиевы конюшни гражданского общества. "Нужно кого-то взять в заложники, кто близок к оппозиции, если ей недостаточно устрашающих примеров в виде Мухтара Аблязова или особенно в лице Мухтара Джакишева! - Пишет издание. - И вот здесь-то как раз и может сгодиться Кайрат Келимбетов, который до этого слетел с должности руководителя администрации президента, но сумел зацепиться на должности главы, пусть и номинальной, фонда национального благосостояния "Самрук-Казына". Почему именно его надо взять в политические заложники?

А дело в том, что он достаточно близок к оппозиции. Когда-то с его участием создавался некогда славный ДВК. Затем он отошел от политики, тем более, оппозиционной. Но тем не менее, продолжал оставаться близким к оппозиции. Об этом проболтался в свое время сам Булат Абилов, который прилюдно высказался в том духе, что вот, теперь и у нас свой человек появился в администрации президента - это когда Кайрат Келимбетов стал руководителем аппарата президента.

Короче, если мы правы, то уже в ближайшее время увидим слияние партий "Азат" и ОСДП. А затем - если не арест, то снятие с должности Кайрата Келимбетова. Одновременно будет продолжаться давление - вплоть до полного уничтожения всех, пока еще остающихся медиаресурсов Мухтара Аблязова.

Иначе говоря, перед казахстанской оппозицией будет поставлен выбор - выбор между решением проблемы по-хорошему и по-плохому! Ей сейчас будет предложен выбор решить вопросы по-хорошему - через Марата Тажина! Если она на это не согласится, то ей пригрозят, что остается решать только по-плохому - то есть через Амангельды Шабдарбаева! Или - или! Третьего не дано! И куда деваться бедным Абилову и Туякбаю? Верно! Некуда!

Для чего все это? А для того, чтобы показать всему миру продвижение к демократии в Казахстане в виде двухпартийного парламента, в котором обе партии будут воспевать Нурсултана Назарбаева - быть может даже будут требовать для него Нобелевской премии мира. А тем временем, Кайрат Келимбетов будет в местах не столь отдаленных - на всякий случай и быть может, временно. И конечно же информационное поле должно быть зачищено от всяких там "Республик", ненужных "Взглядов" и тому подобное".

Эту версию косвенно поддерживает и "Республика", опубликовавшая материал под названием "Келимбетова заказали?". "Судя по информационному потоку последних дней, - пишет газета, - особенно в интернете, в стране разворачивается кампания по дискредитации ФНБ "Самрук-Казына" и подведомственных ему структур, а точнее, главы госфонда Кайрата Келимбетова. Похоже, ситуация в экономике и социальной сфере стала настолько критической, а обстановка во властной элите настолько напряженной, что время назначения "козлов отпущения" уже пришло.

Надо сказать, что выбор тут у президента Назарбаева не слишком большой. Поскольку руководитель Администрации главы государства Аслан Мусин в последнее время ушел в густую политическую тень и только изредка из недр госаппарата доносится информация о его причастности к политическим гонениям и преследованиям инакомыслящих, то остаются всего два кандидата - премьер-министр и глава ФНБ "Самрук-Казына".

Сам Нурсултан Абишевич явно свой выбор сделал в пользу Кайрата Келимбетова - в том смысле, что готовит его к закланию. Косвенным свидетельством этому не только активизация анонимных комментаторов в интернете, но и серия зубодробительных статей в еженедельной газете Central Asia Monitor, которая, по распространенному в чиновничьей среде мнению, если не прямо управляется из Администрации главы государства, то по крайней мере пользуется его поддержкой. С учетом всего этого можно предположить, что борьба в казахстанской элите подходит к очередному промежуточному этапу, когда удивленной публике будет предъявлен еще один "политический труп" госдеятеля, на которого, соответственно, будет возложена ответственность за все плохое, что происходило в стране с 2007 года.

Впрочем, внутривидовая борьба по выживанию наблюдается не только в правительстве и вокруг него. По словам информированных источников, обостряется противостояние между председателем КНБ Амангельды Шабдарбаевым и управляющим делами президента Сарыбаем Калмурзаевым. Первый пользуется поддержкой премьер-министра Карима Масимова, второй - вице-премьера Умирзака Шукеева и генпрокурора Кайрата Мами, плюс к тому же негласно контролирует финансовую полицию и МВД.

В связи с этим обострилась нешуточная борьба за кресло председателя КНБ. По информации из Астаны, Назарбаев планирует назначить туда своего верного соратника Нуртая Абыкаева, но его окружение из рода шапрашты рекомендует Адиля Шаяхметова, ныне первого заместителя председателя КНБ. Южане же во главе с Сарыбаем Калмурзаевым мечтают протолкнуть на эту должность Козы-Корпеша Карбузова, когда-то работавшего зампредом КНБ, а теперь возглавляющего Комитет таможенного контроля Министерства финансов.

Если учесть, что Кайрат Келимбетов считается креатурой Нуртая Абыкаева, которому он обязан не только своим быстрым карьерным ростом, но и политическим прощением после неосторожного участия в создании "Демократического выбора Казахстана" в 2001 году, серпентарий еще тот получается".

Также в гонку включился Информационно-аналитический Центр при МГУ, давший характеристику Кайрату Келимбетову. По мнению аналитиков этого ведомства, "в политико-административной элите Республики Казахстан Кайрат Келимбетов, являющийся с октября 2008 года председателем правления Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына", занимает особенное место. Не являясь выходцем из партийно-комсомольской номенклатуры советского периода истории Казахстана, он, однако, пользуется большим доверием и расположением у президента страны Нурсултана Назарбаева. А, будучи представителем того поколения государственных управленцев и бизнесменов, которых в свое время прозвали "младотюрками", он в отличие от многих из них сумел удержаться во властной "обойме". "Кайрат Келимбетов не стесняется делать шаги, - продолжает издание - которые, казалось бы, выходят за пределы его компетенции. Чего стоит недавнее заявление о необходимости объединения Национального банка и Агентства финансового надзора. Но все же бесспорно одно: в большой политике Казахстана Келимбетов был и остается экономистом, а в правящей элите - управленцем, не искушенным в отличие от партийно-комсомольских и идеологических "зубров" в аппаратных "телодвижениях". В связи с этим он может опираться здесь только на востребованность главой государства. В этом сила, в этом же и слабость его положения. Впрочем, он остается при этом одним из немногих казахстанских элитариев, пытающихся делать ставку не на нужных людей, а на тренды. Пока что в этом смысле Келимбетов выглядит "белой вороной", но кто знает что станет с местной элитой, когда произойдет обещанное повышение ее качества?

Очевидной слабостью Келимбетова кажется его чрезмерная мягкость и неумение (или нежелание) играть в информационные войны с целью укрепления собственных позиций. Поговаривают, что такое политическое вегетарианство ему может дорого стоить. Кроме того, под его началом нет сильного think tank, что также кажется довольно странным, учитывая наличие в "ближнем круге" Келимбетова профессионалов очень высокого уровня. Что это? Нерешительность? Или может понимание особых правил игры, предписанных с самого верха?".

"Назрела необходимость воссоединиться трем странам старого союза в союз новый"

Перспективы Таможенного союза не дают покоя Казахстану. Бизнесмены объединяются против этой инициативы в страхе не пережить обострения конкуренции. "В России много дороже, чем в Казахстане, продукты питания, то же мясо. - Пишет "Литер". - Напомним, что не так давно Россия наотрез отказалась от казахстанских поставок этого продукта. А в будущем году северные соседи намерены вообще вдвое ограничить импорт мясной продукции для стимулирования внутреннего производства. То есть надо полагать, что многие откормочные площадки, которые ныне строятся на севере Казахстана, изначально ориентированные на российского потребителя, останутся не у дел.

Бензин в России традиционно стоит на 15-20 процентов дороже, нежели в Казахстане. И когда по недосмотру государства отечественные компании чрезмерно увлекаются экспортом нефтепродуктов в РФ, у нас традиционно наступает дефицит. Как будут решаться эти вопросы, также пока непонятно. То есть, с одной стороны, Россия вроде бы намеревается поддерживать свободную торговлю в рамках Таможенного союза, а с другой - вводит ограничения, преимущественно в свою пользу. Еще одно существенное различие между тремя странами, стремящимися к объединению, - экспортная политика. Созданию союза мешает отсутствие механизма распределения экспортных пошлин. Проблема в том, что экспортные пошлины в Белоруссии и Казахстане практически отсутствуют, Россия же экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины. Та же нефть. В Казахстане экспортные пошлины на нее были приняты лишь недавно - и они очень малы. В России аналогичные платежи чуть ли не втрое выше. Аналогичная ситуация и по ряду других сырьевых товаров.

- Если механизм взимания экспортных пошлин не отрегулировать, пострадают российские производители, - считает начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы РФ Владимир Ивин. - Создается легальная схема, когда казахский предприниматель на единой экономической территории беспошлинно ввозит российский лес, а затем беспошлинно отправляет его в Китай.

Вообще сам механизм работы Таможенного союза заключается в следующем. Таможенные границы между тремя странами стираются. А весь экспортируемый либо импортируемый товар растаможивается непосредственно в той стране, через которую выходит или входит на территорию союза. В дальнейшем полученные средства направляются в страну получателя-отправителя.

Понятно, что все это необходимо будет тщательно отслеживать. Механизм, кстати, уже некоторое время применяется в Белоруссии. С этой страной уже есть отдельное соглашение по экспорту российских нефти и нефтепродуктов при их вывозе в третьи страны. К тому же экспортное соглашение между странами союза предусматривает взимание пошлин по стране происхождения сырья. То есть тот самый казахский предприниматель должен будет предоставить документы, подтверждающие происхождение экспортируемого товара.

- Проследить за реэкспортом российского сырья и товаров можно, например, через отслеживание статистики экспорта из Белоруссии и Казахстана, - говорит Марина Лякишева из DLA Piper. - Если экспорт каких-то товаров у них резко вырастет, Россия сможет затребовать информацию об их происхождении. Все эти недостатки, как ни странно, решаются довольно оперативно. Видимо, действительно назрела необходимость воссоединиться трем странам старого союза в союз новый. О качестве решений пока говорить рановато. В пословице говорится: "Поспешишь - людей насмешишь". А спешка в данном случае налицо. И очень хочется рассчитывать, что смеяться все-таки не придется".

Тему продолжает интернет-газета Zonakz.net: "Быть или не быть Таможенному союзу Казахстана, России и Белоруссии - вопрос, кажется, уже излишний. Судя даже по вялотекущему его обсуждению в казахстанском обществе, судьба союза была предрешена с самого начала: союзу - быть!

А в кулуарах недавно прошедшей в Актау международной конференции "Государственно-частное партнерство - развитие местной инфраструктуры", мэр Москвы Юрий Лужков, один из самых ярых сторонников этого союза, сказал буквально следующее: "В конце года, когда вступит в действие Таможенный союз трех государств, Казахстана, Белоруссии и России, наши торгово-экономические связи еще больше активизируются, потому что для перемещения товаров не будет границ. Это предельно важный вопрос.

В этом плане формируется Евразийский рынок, который по количеству участников имеет полное основание стать самостоятельным, независимым ни от каких других рынков, образованием. Я уверен, что создание Таможенного союза, в который Нурсултан Абишевич вложил много сил, - исключительно перспективное дело. Оно долго тормозилось некоторыми чиновниками, которые говорили, что страна или какая-то отрасль что-то потеряет. Нет. Все вместе мы приобретем гораздо больше. Я думаю, что скоро в Таможенный союз другие страны будут проситься. Если раньше мы хотели привлечь участников, то теперь будем ставить условия, как сейчас это делает Евросоюз, чтобы вступающие страны подготовили экономические, финансовые основы, чтобы мягко войти в это образование". Фактически об этом же говорил на пленарном заседании мажилиса казахстанского парламента и министр индустрии и торговли Асет Исекешев: "На сегодняшний день переговоры идут. Мы думаем, что к концу октября мы выйдем на стопроцентно согласованные тарифы".

Мажилис ратифицировал соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот, протоколы о предоставлении тарифных льгот, об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, единой системе тарифных преференций. Кроме того, ратифицировано и соглашение о секретариате комиссии Таможенного союза.

Соответствующие законопроекты отправлены в сенат, и к концу октября единые таможенные тарифы Казахстана, России и Белоруссии должны быть согласованы. На одном из заседаний правительства первый вице-премьер Умирзак Шукеев говорил, что полноценно Таможенный союз начнет работать с 1 июля 2011 года, вместе с тем отметил: "Таможенный союз у нас будет создан уже с 1 января 2010 года, поскольку классическое понятие Таможенного союза предполагает единый таможенный тариф внутри и по отношению к третьим странам, а это у нас уже будет готово к 1 января 2010 года". Хотя понятно, что так оно и произойдет, червь сомнения точит многих. И на то есть основания. Уже сегодня очевидно, что Казахстан столкнется с трудностями при отстаивании своих экономических интересов, поскольку на отечественном рынке доминируют товары иностранного производства, в том числе российские".