Виктор Якубян: Кому и зачем понадобилась армяно-турецкая граница
Армяно-турецкий диалог, приведший к подписанию 10 октября в Цюрихе протоколов о налаживании дипломатических отношений между странами и развитии двустороннего сотрудничества, стал возможен в связи с консенсусом, достигнутым Россией и США относительно недопустимости дальнейшей эскалации ситуации на Южном Кавказе после августовской войны 2008 года. Россия дала четко понять, что в этом регионе предпримет любые меры по защите своей безопасности, вплоть до крупномасштабных военных действий.
Со сменой американской администрации Вашингтон и Москва объявили о так называемой "перезагрузке" своих отношений. Речь фактически идет о том, что стороны решили отказаться от лобовой конкуренции и попытаться нащупать поле для сотрудничества по тем вопросам, которые не были заведены прошлой администрацией США и российскими руководителями в разряд принципиальных, не разрешимых без ущерба интересам и имиджу одной из сторон. В итоге мы наблюдали отказ США от планов по размещению элементов системы ПРО в Польше и Чехии и начало обсуждения возможности использования российских объектов слежения, конкретизацию российской позиции по ядерной программе Ирана, снижение публичной политической поддержки Вашингтоном Грузии, отказ Москвы от демонстративных военных маневров в Карибском бассейне, начало работы Совета Россия-
В реальности России и США удалось найти поле для взаимодействия и на Южном Кавказе. Дойдя до предела конфронтации, стороны откатились назад и трезво взглянули на ситуацию в регионе, оценили масштабы угроз, а также "красные линии" взаимных приоритетов. Москва и Вашингтон, констатировав фактический слом статус-кво в регионе после российско-грузинской войны, не дали ситуации развиваться лавинообразно. Было очевидно, что после признания целым рядом государств Косова, военного поражения Грузии и последовавшего за этим признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии со ссылкой на "косовский прецедент", устремления народа Нагорного Карабаха подкрепились доказанными современной мировой политической практикой основаниями. Новая война в регионе маячила со всей очевидностью, и масштабная подготовка Азербайджана к ней даже не скрывалась от мировой общественности.
Таким образом, на повестку дня встал вопрос о превентивном умиротворении региона. И в данном контексте решающую роль могла и должна была сыграть Турция, многие годы обеспечивающая военно-дипломатические тылы Азербайджана. Без согласия Анкары, без ее активной поддержки на международной арене, обеспечения прессинга со стороны армяно-турецкой границы, помощи турецкой разведки и т.д., Азербайджан в новой войне мог попросту проиграть. Объявленная в Москве премьер-министром Турции
В результате развернувшегося диалога оказалось, что разблокирование армяно-турецкой границы, которое обязательно повлияет на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта (уже влияет), - выгодно США с политической точки зрения, а для России на этом этапе - с точки зрения прагматичной экономики. Вместе с тем, для Москвы в этом процессе есть определенные политические риски, связанные с допуском Турции на региональную арену. В этой связи российская сторона выжала из ситуации максимум возможного и склонила Турцию к согласию пропустить по своим территориальным водам газопровод "Южный поток", что, конечно же, стало весьма прискорбной новостью для Украины.
По большому счету, администрация
В день подписания армяно-турецких протоколов высокопоставленный представитель Государственного департамента США обозначил одну из ключевых целей Вашингтона в этом процессе. По сообщению Associated Press, источник на условиях анонимности заявил, что США заинтересованы в разблокировании армяно-турецкой границы, в первую очередь, в связи с возможностью открытия нового коридора в Афганистан. Предположения о том, что американцы испытывают серьезные трудности в переброске своих сил из Ирака в Афганистан, высказывались экспертами и ранее. Беспрецедентные дипломатические усилия Вашингтона свидетельствуют о том, что этот вопрос рассматривается здесь не только с точки зрения международной дипломатии, а и в военно-политическом ракурсе. Транзитный коридор из Ирака через Турцию и Армению в Азербайджан - к Каспийскому побережью, а далее в Среднюю Азию, вполне может заменить нестабильный маршрут через Персидский залив и Пакистан. Готовая железнодорожная инфраструктура от Ирака до Азербайджана снимет с повестки и неразрешимую на данном этапе проблему обеспечения безопасности Грузии, которая как раз и входит в разряд принципиальных в американо-российских отношениях.
Влиятельный американский сенатор
Тем не менее, проблема Геноцида и процесс его признания различными странами мира - помимо моральной составляющей, - имеет также и мощный политический подтекст. Ярким свидетельством тому - заявление, которое сделал президент одной из крупнейших французских нефтегазовых корпораций
Еще более тонко проблематику Геноцида армян используют в своей политике США. В частности, соответствующий проект резолюции, как это справедливо отмечает Лугар, десятки раз вносился и выносился с повестки Конгресса США. Странным образом "активизация резолюции" хронологически совпадала с осложнениями в американо-турецких отношениях, в частности, в связи с позицией Анкары относительно использования своей территории, особенно военных аэродромов, во время войны в Ираке. Вопрос Геноцида армян был и остается внушительной дубиной в руках США против Турции. Понимают это и в Турции. Газета Hurriyet, в частности, сообщает, что с подписанием протоколов Турция возьмет под контроль "дамоклов меч", висящий у нее над головой. "Отныне, в случае поднятия США, Европой и другими странами вопроса о геноциде армян, Турция использует подписанные протоколы, сказав, что она с армянами пришла к согласию, подписала документы и пусть третьи страны не вмешиваются. Например, президент США Барак Обама будет говорить, что геноцид является проблемой Турции и Армении, они над ней работают и любое вмешательство им помешает", - пишет турецкое издание.
Таким образом, примирение с Арменией лишает Вашингтон не только головной боли, но и рычага влияния на Турцию. Но при этом, вдобавок к генеральной цели - железнодорожному коридору через Южный Кавказ, США получают еще один дивиденд - возможность влиять на региональную политическую ситуацию руками Турции - своего союзника по НАТО. Стоит учитывать, что именно заблокированная граница с Арменией лишала Турцию всяческого маневра в этом регионе, а России позволяла позиционировать себя как единственного гаранта региональной безопасности. Сегодня же Турция получила возможность выдвижения региональных платформ и смело высказывает свои замечания и пожелания относительно процесса нагорно-карабахского урегулирования. "Участники Минской группы
Как уже отмечалось выше, "перезагрузка" российско-американских отношений - процесс отнюдь не обреченный на happy end. Снятие международной напряженности, принесшее Обаме Нобелевскую премию мира, для США - краткосрочная задача. Демократическая администрация была просто вынуждена провести ревизию своих внешних дел, поскольку получила в наследство от Буша такой дурно пахнущий сундук проблем, что открывать его было бы последним делом. Чего стоили только материалы о пытках мусульман в тюрьмах ЦРУ в Восточной Европе. Имидж США был изрядно подпорчен, и Нобелевский комитет, как представляется, это тоже прекрасно понимал. Но после любой разрядки должна наступить зарядка, особенно в случае с США, чей геополитический аппетит определяется не задачами национальной внешней политики, а идеей глобального лидерства и идеологического миссионерства. Очевидно после зарядки Вашингтон вряд ли откажется воспользоваться широчайшими возможностями Турции в регионе, особенно с учетом того, что опыт подключения к американской политике на Кавказе таких стран как Польша или же печально известной инициативы "3+3" с участием Прибалтийских государств, оказался совершенно провальным.
А что же Россия... Можно сказать, что и Москва не отсиживалась и смогла выжать из ситуации максимум возможного. Тем более, что армяно-турецкий диалог обрел предметность именно из-за проблем, которые испытывала в регионе Россия. Военные действия в Грузии фактически вывели Армению из коммуникационного "поля зрения" России. Москве было бы глупо сопротивляться разблокированию армяно-турецкой границы, когда самолеты российских авиакомпаний попадают в Ереван через турецкое воздушное пространство. Остро встала и проблема связи с военной базой, дислоцированной в Гюмри. Однако более чем предметно обрисовал интересы РФ в данном вопросе министр иностранных дел
К сказанному Лавровым стоит добавить и самый главный фактор, повлиявший на позицию Москвы, а именно согласие Анкары на использование турецких территориальных вод Черного моря для прокладки трассы газопровода "Южный поток" - прямого конкурента NABUCCO. Согласие об этом было получено лично
Россия за последние годы успела очень серьезно укрепиться в Армении. В частности, именно армянскую энергосистему, питаемую единственной АЭС в регионе, в Москве рассматривали как "сердце" синхронизированной региональной энергетической сетки, усердно конструируемой РАО "ЕЭС" еще со времен Чубайса. Армянская АЭС, топливо для которой поставляется из России, передано в доверительное управление "Интер РАО ЕЭС". Широчайшие интересы в республике имеет и "
Окупят ли экономические дивиденды политические риски Москвы? Многое будет зависеть от Грузии - страны, которая сегодня превратилась в мину замедленного действия. Грузинская проблема отнюдь не локализована. Война зародила внутри грузинского общества тектонические процессы, результат которых сегодня очень сложно угадать.
Другой ключевой вопрос - нагорно-карабахская проблема. Очевидно, армяно-турецкие протоколы - лишь прелюдия к комплексному форматированию региональной ситуации. Азербайджан внимательно наблюдает за турецкой политикой, делая символические жесты в сторону Москвы. Именно в день подписания армяно-турецких протоколов в Женеве, Москва и Баку подписали контракт о поставках азербайджанского газа "Газпрому". Таким образом, может показаться, что Москва использовала в свою пользу и разногласия между Баку и Анкарой, хотя, на самом деле, турецкое влияние в Азербайджане не может быть нивелировано ни одной страной мира, кроме Ирана.
В итоге можно констатировать, что прогресс в армяно-турецких отношениях стал возможен исключительно по причине ломки статус-кво в регионе в августе прошлого года и ведет к становлению новой ситуации, параметры которой сегодня практически невозможно определить. Ситуация начнет проясняться с первыми же неизбежными шагами Еревана и Баку в направлении урегулирования карабахского конфликта. Здесь позиции внешних игроков проявятся с полной очевидностью. В том числе, можно будет понять, каким ресурсом регионального влияния обладает Тегеран. С другой стороны, можно констатировать, что центры силы весьма оперативно оценили ситуацию и использовали ее для достижения собственных целей. В русле военно-политических интересов США, энергетических интересов Москвы и Брюсселя были использованы все составляющие армяно-турецкой конфликтной повестки. Анкара на протяжении всего процесса и даже в день подписания протоколов в Цюрихе старалась выжать из ситуации максимум возможного. Все, что мог сделать Ереван в этой ситуации, это - не допустить Турцию за "красную линию" своих интересов. Удастся ли армянской стороне удержать оборону на следующем этапе, когда Турция будет попунктно трактовать подписанные протоколы - сказать довольно сложно, поскольку торг вокруг интересов сверхдержав, выступающих в роли арбитров и посредников в этом процессе, ведется в основе своей с Турцией, а не c заблокированной с двух сторон и экономически маломощной Арменией.