Президент Армении Серж Саргсян уже в седьмой раз в этом году посетил с рабочим визитом Москву и провел переговоры со своим российским коллегой ИА REGNUM Новости. Конечно, каждый такой визит главы Армении имеет свои отличительные характеристики. Недавнее подписание цюрихских протоколов о восстановлении турецко-армянских дипломатических отношений и об открытии границ между двумя соседскими странами качественно изменили геополитическую ситуацию в Закавказье. Поэтому нынешний диалог между лидерами двух стран не ограничился только тематикой развития двухстороннего сотрудничества или взаимодействия на постсоветском пространстве.
Россия решила геополитически "отпустить" Армению на Ближний Восток - но с большим приданым. Она уже приветствовала подписание протоколов между Арменией и Турцией, которые квалифицировала как исторические. "Не буду скрывать - мы искренне рады этому. Армения и Турция - дружественные России страны", - заявил в этой связи глава МИД Сергей Лавров. По его словам, Россия готова поддерживать этот процесс через дальнейшую реализацию проектов сотрудничества с Арменией и Турцией. Российская компания ОАО "Интер РАО ЕЭС" уже участвует в поставках электроэнергии из Армении в Турцию, "Российские железные дороги" готовы обеспечить налаживание и функционирование бесперебойного железнодорожного сообщения между двумя странами через пограничный переход Догукапы - Ахурян. Добавим к этому, что в перспективе Армения может быть подключена к проекту NABUCCO по ответвлению от одного из его маршрутов - Туркмения-Иран-Турция - в обход Азербайджана и Грузии.
Поэтому в центре внимания московских переговоров Сержа Саргсяна и Дмитрия Медведева находились проблемы "развития торгово-экономического сотрудничества, укрепления межрегионального взаимодействия, перспективы реализации крупных совместных проектов в энергетической сфере и военно-техническое сотрудничество".
Таким образом, можно констатировать, что события в Закавказье развиваются по сценарию, который уже не раз расписывало агентство REGNUM. Еревану при поддержке практически всего мирового сообщества удалось не только развалить турецко-азербайджанский союз, на который делал ставку Баку, но и вывести карабахское урегулирование в статус геополитической самостоятельной проблемы, которая может решаться только на уровне диалога Ереван-Баку при посреднических усилиях Минской группы ОБСЕ. Поэтому заявление премьер-министра Турции Тайип Эрдогана о том, что "если Армения не освободит оккупированные азербайджанские территории, то для нас станет невозможным демонстрировать позитивный подход" - это " демонстрация кулаков после драки", поскольку по формальным признакам проблема Карабаха не входит в самостоятельную компетенцию как Анкары, так и других стран.
Это означает, что операция "Цюрих" проиграна как Анкарой, так и Баку. Ведь как ни крути, а существовавший турецко-азербайджанский альянс, частично завязанный на проблеме карабахского урегулирования, способствовал укреплению влияния Турции в Закавказье. Так что ставка на то, что турецкий парламент затянет ратификацию этого документа, на что рассчитывают азербайджанские политики, это - уже жизнь в виртуальном политическом пространстве.
Не случайно накануне визита в Москву президент Армении Серж Саргсян решил смело раскрыть карты. Комментируя итоги своих недавних переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Кишиневе, он заявил, что по урегулированию нагорно-карабахского конфликта никогда "не обсуждал вопрос сдачи территорий": "Мы с президентом Азербайджана никогда не обсуждали вопрос сдачи территорий. Я не знаю, с кем президент Азербайджана согласовывал вопрос сдачи территорий. Он недоволен переговорами в Кишиневе, потому что мы обсудили всего два вопроса - окончательный статус Нагорного Карабаха и его переходный статус". Заметим, что ранее президент Азербайджана, если верить информационным агентствам, заявил, что стороны якобы договорились о "выводе армянских вооруженных сил со всех оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха".
Теперь Баку, как луковица, пытается сбрасывать с себя прогнившую чешую. "Азербайджан может утратить доверие если не к самой Турции, то к конкретному этому турецкому руководству, что вряд ли принесет Турции дивиденды, - заявил в этой связи бакинский политолог Расим Мусабеков. - Думаю, что это все доведено до руководства Турции". Но проблема в том, что ждать смены нынешнего турецкого кабинета придется долго. Турция - не новичок на Кавказе и прекрасно ориентируется в реальном соотношении сил в этом регионе мира в целом и в Азербайджане, в частности. Как правило, она проводит такую внешнюю политику, которая отвечает, прежде всего, ее новым национальным интересам, а не архаическим принципам "этнической солидарности". Достаточно вспомнить, например, ее отказ в поддержке американской военной агрессии в Ирак. Потому правительство Эрдогана будет в дальнейшем только укрепляться, так как в ближайшем будущем получит политические дивиденды от нормализации отношений с Арменией.
Речь идет не только о дальнейшей интеграции Турции в ЕС, но и о повышении ее геополитической значимости в масштабах всего Ближнего Востока. При этом нельзя исключать и возможности частичной интеграции через Армению и Турцию - самих ОДКБ и НАТО.
Наконец, остается еще один интригующий сюжет: возможность ратификации цюрихского протокола турецким парламентом. Как заявил, например, экс-министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, в Турции 70% населения высказываются за подписание армяно-турецких протоколов. На этом направлении стали активно работать и многие турецкие СМИ. Так что начавшийся политический процесс не будет прерван, поскольку, как выясняется, проблема карабахского урегулирования является всего лишь фоном для более серьезных игр.