Станислав Тарасов: Баку - Ханкенди: синица в руках и журавль в небе
Армяно-турецкий дипломатический диалог достигает своей кульминации. 10 октября в Швейцарии министры иностранных дел Ахмет Давутоглу и
Комментируя это предстоящее событие, премьер-министр Турции
Все предельно ясно. Проблемы карабахского конфликта и нормализация турецко-армянских отношений разведены и могут быть связаны между собой только с точки зрения суждений субъективного свойства: создания благоприятных политических предпосылок для выхода на конструктивный диалог между Арменией и Азербайджаном. При этом далеко не факт, что такой диалог будет успешным. События могут развиваться и таким образом, когда образуется солидная временная пауза между нормализацией отношений Турции с Арменией и подписанием какого-либо соглашения по карабахскому урегулированию. Поэтому размышления азербайджанских политиков о том, что, мол, Турция не пойдет на восстановление дипломатических отношений с Арменией и не откроет свои границы, "если армянская сторона не предпримет шаги по освобождению части оккупированных азербайджанских районов" - попытка выдавать желаемое за действительное.
Армяно-турецкий протокол - абсолютно самостоятельный дипломатический документ, в котором вообще не упоминаются какие-либо предварительные условия его выполнения. Более того, он нашел широкую поддержку среди большинства стран мирового сообщества, включая в первую очередь США. В целом же он фиксирует дипломатическую победу Армении, которая не только вырывается из экономической блокады, но и получает широкие возможности для подготовки дипломатического маневра на втором этапе, который может быть и не связан только с диалогом по Карабаху.
Азербайджан на этом этапе дуэль проиграл. Ему не удалось удержать в единой упряжке Турцию, сохранить инициативу в подходах к карабахскому урегулированию. Означает ли это то, что Турция предала Азербайджан, а премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган не выполнил своего обещания " учитывать интересы Азербайджана" при диалоге с Арменией? Нет, не означает, поскольку Баку упустил момент, когда Анкара стала воспринимать "армянский вопрос" только лишь в контексте своей национальной истории того периода, когда Азербайджана не было и в помине на политической карте мира. Более того, Баку с удивлением обнаружил, что Турция при выстраивании своей кавказской политики все дальше и дальше отходит от наследия кемализма. Поэтому принципы общей "тюркской солидарности", на которые так уповали в Баку, не оправдали себя.
Анкара свой выход на политическую сцену связывает с более широкими политическими и геополитическими горизонтами, и не желает, чтобы конфликты типа карабахского сковывали ее возможности для ведения более динамичной внешней политики. К тому же после заключения энергетического союза с Москвой, Анкара уже не рассматривает Баку в качестве эксклюзивного поставщика энергоресурсов. А если учесть перспективу налаживания сотрудничества Запада с Ираном, то главный проект региона - газопровод NABUCCO - будет вообще стороной обходить Азербайджан, погружённый в сложный региональный конфликт. Именно в этом главная суть образующейся новой геополитической интриги.
С формальной точки зрения, в роли главного инициатора мирного процесса по Карабаху должна выступать Минская группа
Теперь у Баку остается только один шанс, на который намекает политолог