После долгих консультаций, тяжелых переговоров, которые часто угрожали целостности Альянса за европейскую интеграцию, 25 сентября лидер Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Владимир Филат все-таки представил кабинет министров и программу деятельности правительства, получив вотум доверия от молдавского парламента.

Если говорить о структуре правительства, то стоит обратить внимание на тот факт, что Министерство реинтеграции и Министерство местного публичного управления были ликвидированы. Это дает сигнал о децентрализации власти в стране. Но с другой стороны, вся полнота власти концентрируется в правительстве, в руках Филата. Об этом говорит и введение функции государственного министра (призванного координировать работу канцелярии). Да и сам тот факт, что первое заседание правительства прошло в тот же день, после утверждения парламентом (25 сентября) в 22.00, говорит о том, что Филат укрепляет дисциплину и власть, "ломает хребет" правящей коалиции и навязывает форсирующий ритм деятельности.

Кроме государственного министра, появились Министерство молодежи и Министерство транспорта. Некоторые аналитики ожидали, что будет восстановлено Министерство промышленности, что было бы серьезным сигналом для импортеров о том, что их господству наступил конец. Увы, этого не произошло. Так же не появилось Агентство по защите прав потребителя. И это вопреки тому, что проблем в этой сфере накопилось много. Зато сохранился Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, который в свое время, использовался ПКРМ для борьбы с экономическими конкурентами. Таможенная служба перешла под контроль Министерства финансов (которое контролируется ЛДПМ), агентство "Молдова-Вин" взято под патронат Министерством сельского хозяйства (контролируется Альянсом "Наша Молдова"), Агентство Apele Moldovei ("Воды Молдавии") введено в состав Министерства окружающей среды (должность министра - за Либеральной партией). Другими словами, идет ломка традиционных монопольных экономических схем коммунистической олигархии. Ведь до сих пор эти агентства были автономными, подчинялись, фактически, напрямую президенту. Сегодня, эти агентства и структуры были разделены между тремя составляющими альянсами, а значит и финансовые потоки будут направлены в другое русло. Остается только надеяться, что не в партийную, а в государственную казну. Передел же силовых министерств станет окончательным ударом по красной вертикали.

Расклад сил внутри альянса поменялся. ЛДПМ заметно укрепилась, так как контролирует всю властную ось в правительстве: Министерство финансов, иностранных дел, юстиции, МВД и здравоохранения. По каждым из этих направлений ожидаются крупные перемены: МИД может добиться либерализации визового режима с ЕС, подписания конвенции о малом трафике с Румынией и договор об ассоциации с ЕС, Министерство финансов - получит крупные кредиты от МВФ (речь может идти о суммах порядка $500 млн), Министерство юстиции будет заниматься реформированием судебно-правовой системы, ломать вертикаль власти. И эти достижения будут на виду и на слуху, а значит работать на рейтинг партии.

Частично укрепился Альянс "Наша Молдова" (АНМ): он контролирует 3 важных с финансовой точки зрения министерства: сельского хозяйства, образования, информационных технологий и связи.

Либеральная партия (ЛПМ) в правительстве почти ничего не выиграла. У ЛПМ есть шанс проявить себя благодаря возможному получению ранее обещанного $1 млрд от Китая, ведь либералы будут контролировать Министерство транспорта и инфраструктуры дорог. Но мы не уверены, что либеральный министр сможет администрировать эффективно данный проект. Уж лучше бы Филат взял под личную ответственность это стратегическое направление молдавской экономики, так же как и переговоры с МВФ, так как существует опасность, что министр Вячеслав Негруцэ сделает много уступок Фонду.

Шаткая позиция у Демократической партии (ДПМ): она взяла проблемные Министерство экономики, Министерство труда, социальной защиты и семьи и Министерство культуры. В ближайшие месяцы ДПМ будет подвергаться серьезной критике за отсутствие рабочих мест, падение ВВП, засилье импортеров, задержки по зарплатам и пенсиям и так далее. В молдавской культуре проблем хоть отбавляй, а кандидат, предложенный ДПМ на эту должность, воспринимается враждебно многими культурными ассоциациями.

В правительстве почти отсутствуют женщины, (одна женщина - от ДПМ) нацменьшинства, зато заметны кровнородственные связи и присутствие некоторых корпораций. Вопреки ожиданиям, новых лиц в правительстве мало. Есть представители из правительства Сангели, Чубука, Стурзы, Брагиша, Тарлева. Такой, некий политический винегрет. Правда, в сравнении с правительством Гречаной, почти каждый член нового правительства является известной в стране личностью, что обеспечит ему высокий уровень народной поддержки и легитимности.

По уровню профессионализма правительство Филата превосходит правительство Гречаной. Тем не менее, мы ожидали от состава правительства большего. Да и по лицу Филата можно было понять, что он и сам слегка разочарован составом правительства. Самый профессиональный состав министров у ЛДПМ - каждый министр является признанным специалистом в своей области: Министерство юстиции - юрист Александр Тэнасе, Министерство финансов - финансист Вячеслав Негруцэ, Министерство иностранных дел - международник Юрий Лянкэ.

Вызывает некоторые вопросы уровень профессионализма представителей Либеральной партии, которые выдвинули очень молодых либо малоизвестных кандидатов. К примеру, министр транспорта является медиком, вице-премьер по социальным вопросам - историком, министерство молодежи возглавил 25-летний юрист, бывший советник Муниципального совета Кишинева и так далее. Если это называется "обновлением политического класса Молдавии", что обещали лидеры Либеральной партии, то остается только развести руками. В принципе, из-за дефицита людей большая часть советников ЛПМ покинули Муниципальный совет Кишинева, став депутатами и тем самым ослабив и без того слабую с профессиональной точки зрения фракцию либералов в Кишиневе.

Что касается программы деятельности, представленной правительством, то она вызвала неоднозначную реакцию. В целом документ получился взвешенный. Но, увы, слишком общий, без указаний конкретных цифр. К примеру, уровня зарплаты, величины ВВП, инфляции, внешнего долга и так далее. И главное - нет сроков выполнения поставленных задач. Но оно и понятно. Альянс состоит из четырех субъектов, у каждого свое видение, принципы. Поэтому и попытались авторы сгладить, убрать некоторые острые углы. Тем не менее, эти "углы" остались.

АЕИ предлагает строить с Румынией, Украиной и Россией стратегическое партнерство. Но России напоминают, что это должно происходить "на основе принципов суверенного равенства, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества". Из этого документа можно увидеть намек на то, что сегодня Россия нарушает суверенитет Молдавии. Зачем перед саммитом СНГ делать такие заявления? Тем более что у нового правительства будут тяжелые переговоры с Россией по кредиту в $500 млн. По отношению к приднестровскому конфликту, либералы будут продолжать линию ПКРМ: контроль границ с помощью европейской миссии EUBAM, привлечение Украины, формат "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости), скорейший вывод российского миротворческого контингента и внедрение индивидуального плана мероприятий партнерства с НАТО (IPAP). Но как тогда они добьются стратегических отношений с Россией, не совсем ясно.

Вывод один: у нового правительства огромный кредит доверия, но и огромные проблемы. Остается лишь надеяться, что новый премьер сможет удержать страну от скатывания в хаос и даст ей необходимый толчок для движения вперед.

Богдан Цырдя - директор Социал-демократического института Молдавии.