Интервью ИА REGNUM Новости с азербайджанским политологом, единственным оппонентом Аяза Муталибова на президентских выборах в Азербайджане в 1991 году, Зардуштом Ализаде

ИА REGNUM Новости: Господин Ализаде, армянская оппозиция продолжает жестко реагировать на два парафированных 31 августа Ереваном и Анкарой протокола о нормализации отношений. В Азербайджане же оппозиция за редкими исключениями проявляет сдержанность, предпочитая верить устным обещаниям турецкого руководства о невозможности ратификации этих соглашений без возвращения Арменией оккупированных азербайджанских районов. Чем вызвана столь разная реакция?

Дело не в сдержанности, а отсутствии ресурсов. Азербайджанская оппозиция слаба. Лишь несколько её представителей заседают в парламенте, причём не оказывают никакого влияния на его работу. Большинство депутатов руководствуется лишь указаниями высшей исполнительной власти. В Армении ситуация иная. Армянская оппозиция имеет большие ресурсы, чем азербайджанская, шире представлена в парламенте и может оказывать определенное влияние на принятие отдельных решений. Вдобавок несколько партий, оппозиционных власти в той или иной степени, пользуются значительной поддержкой диаспоры. Достаточно упомянуть "Дашнакцутюн" или возглавляемый Левоном Тер-Петросяном Армянский национальный конгресс (АНК). Последний можно позиционировать как союз граждан Армении, недовольных находящимся у власти карабахским кланом. Стоит, правда, отметить, что выступления ведущей оппозиционной силы - АНК, протестующей против парафированных с Турцией протоколов, не совсем укладываются в рамки логики, поскольку сам Тер-Петросян, будучи президентом, проявлял готовность к разумным компромиссам.

ИА REGNUM Новости: Азербайджанская диаспора за рубежом значительно уступает по возможностям армянской и после прихода в 1993 году к власти в стране Гейдара Алиева её организации состоят в основном из сторонников его курса. Способна ли она в случае худшего для Азербайджана развития переговорного процесса по Нагорному Карабаху критиковать действия правительства?

Конечно, какие-то группки, связанные с оппозицией, будут критиковать власти. Но большая часть азербайджанской диаспоры останется инертной или сведет свою критику к "кухонной". Она, безусловно, не способна также лоббировать интересы Азербайджана в странах своего проживания.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что не стоит преувеличивать и влияние армянской диаспоры на выработку политических и экономических решений государств, где она широко представлена, и в первую очередь Франции, России и США. Можно сказать, что это еще один из мифов, созданных армянской стороной. Страны, где проживают армянские общины, они пекутся о своих интересах. Местные армянские диаспоры проводят только ту политику, которая служит реализации интересов стран проживания. Зарубежные армяне любовь к Армении материализуют, когда изредка ездят посмотреть Ереван, озеро Севан. Или, что еще реже - перечисляют деньги на обустройство Армении и Нагорного Карабаха. Другими словами, неиссякаемые деньги армянской диаспоры - тоже миф. На этот раз финансовый.

ИА REGNUM Новости: Сильные мира сего, рассматривая пути урегулирования карабахского конфликта, видят с армянской стороны озабоченное проблемами своей легитимности правительство, целую палитру мнений, в основном, достаточно радикальных, определенную активность общества и диаспоры. А с азербайджанской - исключительно сильную власть, дышащую на ладан оппозицию, деактивированное общество и слабую, подконтрольную официальному Баку диаспору. Не кажется ли вам, сейчас ведущим странам проще оказывать давление на "моновластный" Азербайджан, что может обернуться для него большими потерями?

Мне кажется, что сильные мира сего хорошо знают о прозападной ориентации Азербайджана. Да и азербайджанские власти понимают сильные стороны республики, её выгодное расположение на пути больших транспортных и энергетических потоков, ее собственные энергетические возможности и умеют демонстрировать эти плюсы на международной арене. Как бы там ни было, развитие Азербайджана несравнимо с развитием Армении. Последняя слаба и находится в стороне от региональных проектов. Находится, отметим, по собственной воле. На неофициальном уровне некоторые армянские политические и общественные деятели предъявляют территориальные претензии ко всем своим соседям за исключением разве что Ирана. У Армении мало собственных ресурсов и она регулярно подпитывается из зарубежных источников. Как говорится, откуда дровишки - из лесу вестимо. Кто платит, тот и "заказывает музыку" и в результате все армянские правительства после развала СССР обслуживают интересы внешних сил, игнорируя интересы собственного народа.

Итак, вырисовывается не самая привлекательная картина сегодняшних армянских реалий. Думаю, что международной общественности проще оказывать давление именно на Армению, которая является, и это нельзя забывать, оккупантом, захватившим около 20% территории Азербайджана, сделавшим внутренними беженцами свыше полумиллиона азербайджанцев.

ИА REGNUM Новости: Президент Армении заявил на днях, что "беженцы-азербайджанцы из Карабаха имеют полное право возвращаться в свои родные места, места проживания, но они это могут делать после определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. С.Саргсян подчеркнул, ссылаясь на мировую практику, что "возвращение беженцев раньше срока спровоцировало бы новые вспышки".

Лучше бы армянский президент вспомнил другое - после первой мировой войны не было ни одного случая, чтобы государство, не разгромившее своего противника, пыталось диктовать ему свои условия заключения мира, претендовало бы на часть его территории, начисто игнорировало бы мнение проживающего там населения. Даже в Косово Запад настаивал на том, чтобы мнение проживающих там сербов, составлявших около 10% населения края, было учтено. Неужели Саргсян может всерьёз думать, что Азербайджан позволит Нагорному Карабаху отделиться или провести какой-либо референдум не под азербайджанской государственной эгидой и без участия проживающих там азербайджанцев?! Если глава Армении на самом деле так считает, то он будет вести свою страну по абсолютно безнадежному курсу прямо в пропасть.

ИА REGNUM Новости Как известно, во все годы существования карабахского конфликта Азербайджану делалось немало предложений по его государственному обустройству. Вот и недавно эксперт по вопросам регионального развития постсоветского пространства Сергей Артёменко заявил, что если Азербайджан хочет "как-то приблизить к себе армянский Карабах", то... "должен готовиться стать конфедеративной федерацией, где права "самой широкой автономии" он сначала предоставит нахичеванцам, талышам, грузинам и дагестанским народам, а может быть - и самому городу Баку". Ваши комментарии...

Недофантазировал товарищ: он забыл добавить "и российским войскам, которые будут дислоцированы в таком случае вокруг здания Президентского аппарата"! А если серьезно, то разного рода предложений звучало много. Достаточно вспомнить, как в свое время Пол Гобл предлагал Азербайджану обменять Нагорный Карабах на Мегринский район Армении. Дело в том, что всегда находятся люди, которые глядя на политическую карту, мыслят себя стратегами, перекраивающими мир. В этом плане хотел бы я посмотреть на господина Артёменко, если бы он осмелился выдвинуть абсурдное предложение стать конфедерацией руководству собственной страны. Впрочем, оснований для подобного предложения в этом случае у него было бы куда больше: Россия населена целым рядом этносов, которые, как правило, живут на собственных исторических землях.

Что же касается Нагорного Карабаха, то если указанный вами эксперт возьмёт труд туда съездить, то обнаружит не более 60 тысяч армян - все остальные уже провели "референдум" для себя, "проголосовав ногами" и, как понимаете, вовсе не от сытой и благополучной жизни.

Товарищ может приехать и в другие места компактного проживания национальных меньшинств-неазербайджанцев в нашей стране и убедиться в их стабильной жизни вместе с большим числом тюрок-азербайджанцев. Проблемы у представителей нацменьшинств, естественно, существуют, но их не больше и не меньше, чем у титульного этноса страны. Увидев это, легко понять, что условий для построения там каких-либо государственных образований нет.

С новой степенью автономии Нагорного Карабаха определиться, конечно же, еще предстоит. Не будем забывать, что НК в значительной степени зависит от внешних поступлений. Как и сама Армения. Населенная в основном этническими азербайджанцами Нахичеванская Автономная Республика существует лишь благодаря дотациям, её бюджет полностью зависит от бюджета Азербайджана. Так что мечты о государственности должны соразмеряться с экономическими возможностями. Это должно быть господину Артёменко хорошо понятно, поскольку большинство внутрироссийских гособразований существенно дотируется из Москвы. И во многом вследствие чрезмерной централизации.

Лично я за максимальную экономическую самостоятельность регионов в России, Азербайджане и любой другой стране мира. Как и культурная самореализация, высокое местное самоуправление относятся к общеевропейским ценностям. Само собой, что государственный бюджет должен формироваться снизу - из регионов - вверх, но большая часть налогов должна оставаться на местах. Напомню, что даже в царской России регионам оставляли больше заработанных ими средств, чем это практиковалось в Советском Союзе и есть в настоящее время. Впрочем, российские проблемы, в том числе и с отсутствием выборности на местах губернаторов, нужно решать самим россиянам и я, в отличие от названного вами эксперта, не собираюсь их учить жить. Не буду напоминать, как решали проблемы управления на местах Александр Македонский, Ахемениды, римляне, сосредоточившие в своих руках огромные территории. И не буду говорить о сатрапах, наместниках и прокураторах. Возвращаясь к азербайджанским реалиям, хотелось бы, конечно, чтобы города, поселки и районы имели максимально возможное самоуправление в рамках единого государства.

ИА REGNUM Новости: Насколько помогают урегулированию карабахской проблемы совместные вояжи представителей азербайджанской и армянской творческой интеллигенции в Баку, Ереван и Нагорный Карабах? Почему такие поездки азербайджанским руководством одобряются, а другие, не возглавляемые официальными лицами, формы народной дипломатии, вызывают раздражение?

Это исходит из сущности азербайджанской власти. Она является авторитарной, она не уважает общество и ревниво относится к самоуправлению. Эта власть считает себя как бы опекуном народа. И если граждане проявляют собственные, не подконтрольные центру инициативы, в том числе и в сфере народной дипломатии, то такие инициативы чаще всего пресекаются. ИА REGNUM Новости: Может ли дальнейшее укрепление экономического и оборонного потенциала Азербайджана сделать Армению более уступчивой в переговорах о судьбе Нагорного Карабаха и прийти, наконец, к консенсусу? Или конфликт обречён тлеть еще несколько десятилетий, а то и вновь может перейти в военную фазу?

Всё зависит от Армении. Если в армянском обществе возобладает здравый смысл, если там посмотрят на свое полностью зависимое от зарубежных спонсоров положение, если избавятся от замшелых идеологем о собственной исключительности, многострадальности, если сами же развенчают миф о "великой Армении от моря до моря", если разберутся в причинах напряженных отношений со всеми соседями, кроме Ирана, то конфликт с Азербайджаном будет быстро и справедливо урегулирован. И Армения восстановит с Азербайджаном и другими государствами в регионе добрососедские отношения. Будут разблокированы все границы и начнется взаимовыгодное сотрудничество, которое выведет армянский народ на гораздо более высокий, чем нынче, уровень жизни.

Что касается горячей фазы конфликта, то эта фаза управлялась из единого центра, расположенного на значительном удалении от региона. Оттуда же и Армении, и Азербайджану шла военная и экономическая поддержка. Она продолжает поступать в Армению и по сей день. Тем не менее, в случае возобновления военной фазы конфликта объем необходимой Еревану помощи потребуется на порядок больше, чем прежде. Она, учитывая нынешние проблемы "акцепторов", может и не поступить.

Что же касается укрепления экономического и оборонного потенциала Азербайджана, то об этом говорят больше власти. Как бывший военный переводчик, видевший ВС нескольких стран, я не имею оснований для высокой оценки азербайджанской армии. Что радужного мы на самом деле знаем о её боевом потенциале, степени эффективности боевых учений, обученности её кадров, состоянии её солдат и офицеров, и наконец, способности освободить от врага оккупированные территории? Азербайджанская армия, как впрочем и экономика, не существует изолированно. Это части общества, которое, к сожалению, разъедает ужасная коррупция. Если это кого-то может утешить, отмечу, что такое же, если не худшее, положение в армянской армии, экономике и обществе в целом. Там тоже правят бал монополии, тоже беспредел коррумпированных чиновников, хотя объем коррупции, учитывая скудость ресурсов Армении, сидящей на разного рода дотациях аж с 20-х годов прошлого века, значительно меньше, чем в Азербайджане.