Доклад заместителя министра экономического развития и торговли Мухамеда Циканова о ходе реализации ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"
Заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов выступил на сегодняшнем заседании правительства РФ с докладом о ходе реализации федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)". Приводим полный текст доклада:
Основные различия в социально-экономических показателях выглядят следующим образом:
в 2002 г. максимальный уровень валового регионального продукта (ВРП) на душу населения в 30 раз превышал минимальный. При этом темпы ВРП в регионах с высоким уровнем развития значительно опережают темпы роста в наименее развитых регионах.
(минимальный ВРП на душу населения - Республика Тыва - 14, 8 тыс. руб., максимальный - Ханты-Мансийский АО - 431 тыс. руб.).
разница по инвестициям в основной капитал на душу населения (в 2002 г.) составляла около 180 раз
(максимум инвестиций на душу населения - Ненецкий АО. - 152,9 тыс. руб., минимум - Республика Тыва - 0,81 тыс. руб.).
по уровню регистрируемой безработицы отличается в 20 раз
(максимальный уровень безработицы - Корякский АО - 9,14 %, миним. - Агинский-Бурятский АО - 0,4%).
по соотношению среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума - в 15 раз
(максимальное соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума - г.Москва - 5,73; миним. - Агинский Бурятский АО - 0,38).
по обеспеченности населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 15 раз
(максимальная обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями - Корякский АО - 553 посещений за смену на 10 тыс. чел., минимум - Республика Ингушетия - 37 посещений).
по обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях - 28 раз
(максимальная обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях - Чукотский АО - 132 места на 1 тыс. детей дошкольного возраста; минимальный -Агинский Бурятский АО - 4,6 мест).
дифференциация населения по уровню доходов сохраняется на уровне 2001 года, соотношение 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составляет 14 раз.
При этом последние три года характеризуются снижением межрегиональных различий.
По душевому значению ВРП отмечается сокращение различий, так в 1999 г. дифференциация составляла 47 раз, в 2002 снизилась до 38 раз.
Доходы региональных бюджетов стабильно росли во всех субъектах Российской Федерации. Их рост в номинальном выражении составил 50% в среднем по стране (реальный рост составил 12%) при аналогичном росте ВРП в реальном и номинальном выражении.
Дифференциация бюджетных доходов на душу населения в 2002 году сократилась почти в 2 раза по сравнению с 2000 годом.
(2000 г.: максимум - Таймырский АО (67128 руб.), минимум- Чеченская Республика (1587 руб.)
(2002 г.: максим. - Эвенкийский АО (120405 руб.), миним. - Курская обл. (5553 руб.)).
В целом по стране среднедушевые денежные доходы росли более быстрыми темпами по сравнению с потребительскими ценами, при этом происходило выравнивание темпов роста инфляции по регионам.
(Среднегодовая инфляция на потребительские товары в 2002 году составляла максимально - 116% (Ярославская область), минимально - 106,2% (Республика Северная Осетия-Алания), тогда как в 2000 году максимальный уровень инфляции составлял 155,8% (Чукотский АО), минимальный - 105,4% (Воронежская область)).
Вместе с тем, наблюдается очевидная дифференциация в инвестировании с явным доминированием развитых регионов. При этом ситуация одинакова по всем источникам инвестирования.
Инвестиции в основной капитал в 2002 г. распределялись следующим образом: более 60% общего объема инвестиций было сконцентрировано в 21 субъекте высокого и среднего уровня социально-экономического развития и только 16% средств было направлено в 45 регионов низкого и крайне низкого развития.
(Регионы с высоким и выше среднего уровнем развития: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Липецкая, Московская, Самарская, Тюменская области, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский АО.
Регионы с крайне низким уровнем развития: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Коми-Пермяцкий АО, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Эвенкийский АО, Усть-Ордынский Бурятский АО).
С иностранными инвестициями ситуация складывалась аналогичным образом - более 55% средств было сосредоточено в 8 субъектах высокого уровня социально-экономического развития, 20% инвестиций в 45-ти регионах с низким и крайне низким уровнем развития.
К сожалению инвестиционная привлекательность отстающих регионов крайне низка.
В сложившейся ситуации ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов" является, на настоящий момент, единственной федеральной целевой программой, оказывающей поддержку менее развитым регионам.
Основная цель Программы - уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, к 2015 году - в 2 раза.
Программой определены два направления финансирования: социальная сфера (главным образом здравоохранение и образование), инженерная инфраструктура и жилищно-коммунальное хозяйство.
(Общий объем финансирования Программы (в ценах 2001 г.) составляет около 66 млрд. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета -12,4 млрд.рублей - 18,7 %
бюджетов субъектов Федерации -15,2 млрд.руб. - 22,9 %
внебюджетных источников -38,7 млрд.рублей - 58,4%)
В 2002 году было профинансировано за счет всех источников 3,6 млрд. рублей вместо 3,8 млрд. рублей, т. е. 94,5% от запланированного объема, из них за счет средств:
федерального бюджета России (ФРР) - около 2-х млрд. рублей, что составляет 200% от объемов, предусмотренных в паспорте Программы;
бюджетов субъектов - 1,2 млрд. рублей, что составляет 72% от объемов, предусмотренных в Программе;
внебюджетных источников - порядка 400-сот млн. рублей (9% от предусмотренных в Программе).
В 2002 году средства федерального бюджета были предусмотрены на финансирование около 300 объектов в 41 субъекте Российской Федерации (98 объект социальной инфраструктуры и 192 объекта инженерной инфраструктуры).
В результате продолжено строительство и реконструкция 230 объекта и введено в эксплуатацию 59 объектов, из которых:
6 объектов социальной инфраструктуры (3 школы, 1 больница и 2 поликлиники);
53 объектов инженерной инфраструктуры (20 объектов ЖКХ, 19 газопроводов-отводов, осуществлена реконструкция 14 очистных сооружений).
В результате реализации Программы в 2002 году:
переведено на природный газ свыше 16 тысяч квартир;
газифицированы десятки населенных пунктов;
обеспечено дополнительно 1950 учебных мест в общеобразовательных учреждениях;
обеспечено более 3000 койко-мест (посещений) в сфере здравоохранения;
увеличены доходы региональных бюджетов (на 1,5 млрд. рублей);
сохранено, примерно, 5 тыс. рабочих мест.
Анализ воздействия Программы на социально-экономическое развитие показал, что значительная часть регионов-участников Программы улучшает свои показатели развития. Из субъектов Федерации, получивших государственную поддержку в рамках Программы 17 регионов улучшили свое положение по результатам комплексной оценки и перешли в более высокую группу.
В ходе реализации программы в 2002 году, наряду с положительными тенденциями были выявлены определенные недостатки:
Первое - невыполнение регионами обязательств по софинансированию. Фактические ассигнования из средств внебюджетных источников должны были составить 63% от общего объема финансирования. В реальности же они составили 11%. Недостающие средства были восполнены из федерального бюджета, а также из средств субъектов Российской Федерации.
Второе - необходимость обновления методики отбора регионов для финансирования.
Старая методика, к сожалению, во-первых, недостаточно прозрачна (в связи с тем, что используется субъективная информация, эта методика не позволяла оценивать необходимые финансовые средства для распределения по регионам), во-вторых, в комплексной оценке использовался достаточно узкий набор показателей (15 индикаторов), что увеличивало ошибку классификации, в-третьих, используемая балльная оценка не позволяет оценивать уровень отклонений в показателях.
Для устранения указанных недостатков Минэкономразвития России разработало новую методику распределения средств из Фонда регионального развития. В данной методике:
При выборе групп субъектов для участия в Программе используется формализованный подход.
Здесь используется около 30 базовых параметров, это увеличивает системность оценки и снижает ошибку классификации, кроме того позволяет учесть уровень отклонения по каждому показателю при формировании интегральной оценки;
Оценивает качество жизни населения, уровень социально-экономического развития и степень развитости инфраструктуры субъектов Российской Федерации;
Рассчитывает объемы финансирования с учетом веса по отклонению от среднероссийского уровня и численности населения.
Кроме того, в Программе необходимо учесть:
четкое соблюдение участниками параметров софинансирования проектов;
(В группах с низким и крайне низким уровнем развития: федеральный бюджет - не более 70%, региональный бюджет совместно с привлеченными средствами из внебюджетных источников - не менее 30% (при этом доля средств из бюджета региона-участника составляет не менее 10%)
В группе с уровнем развития ниже среднего - 50%, 50% (20%), соответственно).
четкая взаимосвязь и взаимодействие Программы с региональными программами социально-экономического развития субъектов;
- обновление методики отбора регионов для финансирования.
Учитывая изложенное, Минэкономразвития России предлагает осуществить корректировку Программы:
исключив из Программы комплексную оценку и основанный на ней перечень регионов по социальной, инженерной инфраструктуре и приграничности;
дополнив Программу вышеуказанной методикой, с учетом замечаний субъектов РФ, министерств и ведомств, согласовав ее на трехсторонней комиссии;
разрешив ряду территорий (Рязанской, Иркутской, Нижегородской, Курганской и др. областям) в 2003 г. финансирование проектов по двум спискам одновременно - инженерной и социальной инфраструктуре.
Реализацию новой методики начать осуществлять, начиная с 2004 года.
Предложения министерства, изложенные в докладе, на заседании правительства были в целом одобрены. Некоторые высказанные замечания будут учтены в ходе дальнейшей работы над совершенствованием механизма реализации Программы.