Перспективы и инструменты формирования Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии (ТС) анализирует сегодня московская газета "Время новостей". Издание подчёркивает: "уже в ближайшее время таможенное законодательство, а главное, практику его применения, ждут кардинальные изменения. В рамках стремительно создаваемого ТС будет введён учет движения таможенных товаров по внешним границам союза - исчезнут таможни на границах между этими тремя странами. Унификация ждет как таможенные кодексы, так и размеры таможенных платежей и документооборот. Более того, таможенные платежи будут поступать не в бюджеты государств, а на специальный "единый счет", средства с которого будут распределяться между таможенными союзниками по определенным квотам". Размер этих квот будет зависеть от объема ВВП, масштабов товарооборота и др., но конкретные доли пока не известны. Первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов заявил, что долевая система распределения таможенных платежей будет действовать в течение переходного периода в полтора-два года, а в дальнейшем может быть скорректирована.

Ответственный секретарь комиссии Таможенного союза, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев заявил, что "национальное таможенное законодательство России, Белоруссии и Казахстана доживает последние месяцы". 25 сентября собирающаяся в Алма-Ате комиссия Таможенного союза должна утвердить новый единый Таможенный кодекс, а 27 ноября в Астане на очередном заседании межгосударственного совета он должен быть подписан на самом высоком уровне. После ратификации парламентами трех стран с 1 июля 2010 года единый кодекс станет обязательным документом прямого действия, полностью заменяющим национальное таможенное законодательство.

По мнению Глазьева, факт создания единого таможенного пространства трех государств способен обеспечить им 12-15% прироста ВВП уже к 2015 году. Однако Глазьев отметил необходимость создания прозрачной информационной системы, которая позволяла бы отслеживать движение экспортируемых товаров с территории страны-производителя на территорию другой страны Таможенного союза, а затем за рубеж. Для этого таможенные службы каждой страны - участницы союза должны получить доступ к первичным документам таможен других стран.

По словам начальника аналитического управления Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимира Ивина, процесс формирования унифицированного законодательства должен пройти за полтора-два года: "С Белоруссией реализация этих планов вполне реальна, процесс уже идет в рамках Союзного государства и приобрел необратимый характер". Но режим пропуска через российско-казахстанскую границу существенно отличается, таможенная служба в Казахстане является частью минфина и касающиеся таможни нормативные акты оформляются здесь на уровне решений правительства: "Это становится большой проблемой для Таможенного кодекса Таможенного союза". Кроме того, Белоруссии и Казахстану, например, придется восстановить фитосанитарный контроль на своих внешних границах, от которого они уже давно отказались.

60% белорусского и 90% казахстанского экспорта совпадает с российским по товарным группам: поэтому для обеспечения действительно равного положения производителей придется не только согласовать таможенное законодательства и практику, но и обеспечить равные условия производства. Проблемой является и реэкспорт российских товаров с территории других стран Таможенного союза, где действует совершенно другой таможенный режим: например экспорт леса в России облагается таможенными пошлинами, а в Казахстане - нет.

Владимир Ивин высказал опасение, что таможенное законодательство союза будет многоуровневым, так как в едином Таможенном кодексе будет достаточно много отсылок на национальные законодательные и нормативные акты: "Окончательного понимания, как это будет работать, пока нет. Скорее всего, будет использоваться привычная формула: применяются нормы российского законодательства в части, не противоречащей Таможенному кодексу. Отсюда возникают проблемы администрирования, в первую очередь - на уровне непосредственных исполнителей". В национальном ведении останется также административное и уголовное законодательство, которое определяет ответственность за нарушения в сфере таможенного регулирования.