Президенты Туркмении и Украины Гурбангулы Бердымухамедов и Виктор Ющенко провели в Ашхабаде встречу в формате "с глазу на глаз". В результате туркменско-украинских переговоров было принято решение о создании рабочей группы по формированию межгосударственной комиссии на уровне глав государств, рассмотрены пути интенсификации двусторонней торговли и сокращения отрицательного для Украины сальдо, обсуждены другие экономические вопросы. Однако проблема возобновления прямых поставок туркменского газа на Украину, которая, по мнению целого ряда официальных чиновников, была основной целью визита Ющенко в Туркмению, даже не обсуждалась. Ситуацию прокомментировал 15 сентября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости заведующий отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.

Скорее всего, была попытка решить целый комплекс вопросов. Ясно, что если украинский президент едет в Туркмению, о чём он может говорить - о газе. Однако очевидно, что решались не только газовые вопросы. Слишком много и подозрительно часто в течение последних двух недель из секретариата господина Ющенко доносились заявления, что Украина будет пытаться решить вопросы по прямым поставкам газа. Причём сначала говорилось о том, что предполагается решить эти вопросы с президентом Туркмении с глазу на глаз, а потом, накануне визита, появились высказывания, что, конечно же, на Украине никто всерьёз не рассчитывает обойти Россию, и разговоры, если они перейдут в плоскость конкретных решений, должны будут вестись в трёхстороннем формате Украина - Туркмения - "Газпром".

Думаю, что решались не только эти вопросы. Скорее всего, имели место попытки обсудить военно-техническое сотрудничество - всё-таки, при Ниязове Украина поставляла Туркмении патрульные катера "Калкан", а теперь Бердымухаммедов заявил, что он будет создавать полноценную военно-морскую базу. Вполне возможно, что те же николаевские судостроители были бы не прочь наладить здесь какие-либо контакты. Другое дело, что с практической точки зрения имеется очень сложный груз взаимоотношений, поскольку те же "Калканы" в Туркмении, по большому счёту, наполовину уже сгнили. Есть вопросы и к украинским строителям в связи с их недисциплинированностью, низкой технологичностью и большим количеством брака в их работе. Не секрет, что железнодорожный мост, который открывали Ющенко и Бердымухаммедов, реально закончен процентов на восемьдесят. Поэтому есть интерес по газу, есть интерес по ВТС, есть интерес по сохранению позиций в экспорте машиностроительной продукции. Тот же топливно-энергетический комплекс Туркмении, по большому счёту, в определённой мере завязан на машиностроительную продукцию с Украины, а не только из России. Русские за последние два года очень серьёзно потеснили украинцев в этом секторе. Наверное, есть желание как-то отыграть эту ситуацию.

Однако заранее понятно, что тот же Бердымухаммедов наверняка будет много говорить о том, что страна заинтересована в диверсификации, о том, что если Украина хочет купить газ, то у Туркмении его много. Но это обычная песня, которую слышат от туркменских руководителей и европейцы, и американцы, и китайцы, и турки, и Москва. Наверняка он говорит это и Ющенко, но ведь дело не в этих декларациях, за которыми нет серьёзного практического содержания, а в том, как прокладывать трубы. Понятно, что новых трубопроводов в связи с большой, многогранной проблемой юридического статуса Каспия в обозримой перспективе не появится. Остаётся только трубопроводная система, проходящая через территорию России, а я не думаю, что Россия заинтересована в том, чтобы опять наступать на грабли, с которых мы сошли 2 года назад, заводить какие-то новые компании-посредники и поддерживать сугубо политизированные украинские проекты. Ясно, что Ющенко в преддверии 17 января просто-напросто пытается таким образом набрать очки, получив преимущество в сравнении со своим премьером и показав украинцам, что он вовсе не хромая утка, а президент, с которым разговаривает даже Бердымухаммедов.