Венесуэла признала Южную Осетию и Абхазию и уже в ближайшее время намерена установить с ними дипломатические отношения. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, приветствуя это решение, заметил, что признание или непризнание каких-либо государств является суверенным правом любой страны. Но, конечно, все прекрасно понимают, что в качестве первого государства, поддержавшего Россию в вопросе признания новых кавказских государств Россия хотела бы видеть не далекие латиноамериканские страны, а своего ближайшего родственника и союзника - Республику Беларусь.

Но, увы. Прошел год после августовских драматических событий на Кавказе, а официальный Минск так и не удосужился не то чтобы признать Южную Осетию и Абхазию, но даже вынести, как обещал Александр Лукашенко, этот вопрос на обсуждение парламента. Белорусское общество в большинстве своем поддерживало действия России на Кавказе, где она не просто признала два вновь созданных государства. Русский солдат защитил югоосетинский народ от истребления и изгнания. Россия совершила то, что она всегда делала в течение столетий - восстановила справедливость и прикрыла своим щитом слабых.

Пассивность же белорусского руководства в деле признания новых кавказских государств является, по сути, показателем зависимости официального Минска от мнения, существующего на Западе. Все рассуждения белорусских чиновников о суверенитете и независимости, о самостоятельном внешнеполитическом курсе - мало чего стоят и рассчитаны только на российскую сторону, а также предназначены для внутрибелорусского потребления.

Белорусские власти очень любят говорить о том, что выстраивают свою внешнюю политику, исходя из выгоды для Республики Беларусь. Однако если оценить те последствия, которые уже имеет республика от невыполнения своего союзнического долга перед Российской Федерацией, то мы увидим, что издержки от этого значительно превышают какие-то сомнительные выгоды, о которых пытается, к примеру, заявлять белорусское внешнеполитическое ведомство.

К сожалению, Республика Беларусь фактически потеряла статус самого верного союзника России. И это ведь не просто слова. С одной стороны, вопрос о признании Цхинвала и Сухума так и не был поставлен в белорусскую политическую повестку дня, а с другой - за прошедший после войны на Кавказе год Республика Беларусь стала участницей антироссийского геополитического проекта "Восточное партнерство", состоялись поездка президента Белоруссии в Ватикан, встречи Александра Лукашенко с римским папой и магистром Мальтийского рыцарского ордена. Визит в Рим вообще выглядел как вызов всему белорусскому православному сообществу. Однако этого, очевидно, власть имущие не понимают.

Таким образом, за прошедший после кавказских событий год Александр Лукашенко не только не признал Южную Осетию и Абхазию, но и совершил несколько внешнеполитических шагов, которые носят выраженный антироссийский характер. Поэтому Белоруссия утратила в сознании российской политической элиты образ надежного союзника - и это самая главная издержка.

Последовавшие же затем экономические проблемы во взаимоотношениях с Российской Федерацией - это прямое следствие недальновидной политики Минска на российском направлении. Ведь одно дело предоставлять экономические льготы и послабления союзнику, который реально подставляет плечо в сложных обстоятельствах, а другое - строить отношения с государством, которое определяет себя всего лишь как партнер. Кстати, в Белоруссии в последнее время и власти, и государственные СМИ постоянно говорят о том, что Российская Федерация является для страны не союзником, а стратегическим партнером. Но между партнером и союзником - дистанция огромного размера. Ведь партнеров выбирают исключительно по выгоде, а союзников еще и по любви.

Но с точки зрения экономики Белоруссия для России не самый лучший партнер. Например, по поставкам сельскохозяйственной продукции Польша может быть более интересной партией, чем Белоруссия. Кстати, стоило бы обратить внимание на то обстоятельство, что во многом организованное Варшавой "Восточное партнерство" преследует не только геополитические, но и геоэкономические цели: создать условия для вытеснения Белоруссии с российского рынка, с последующим занятием освободившихся ниш польской продукцией.

Ведь для того же польского сельского хозяйства рынок Евросоюза оказался тяжелым и малодоступным, и польский аграрный сектор испытывает большие затруднения от того, что утратил когда-то прочные позиции в Советском Союзе и России. Поэтому сейчас Варшава готова идти на любые ухищрения, в том числе и геополитического характера, чтобы освободить для себя выгодные места на российском рынке. А белорусским властям это, по-видимому, невдомек, вот и ввязался Минск в сомнительную возню с "Восточным партнерством".

К несоюзническим шагам белорусского руководства, несомненно, можно отнести и полное молчание официального Минска по поводу принятой 3 июля пресловутой резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ, в которой европарламентарии попытались возложить на Советский Союз вину за развязывание наравне с Гитлером Второй мировой войны. И если Российская Федерация решительно и резко отреагировала на этот провокационный посыл, то официальный Минск ни в лице МИДа, ни в лице парламента Белоруссии никак не отозвался на эту антиисторическую, антироссийскую и антибелорусскую позицию ПА ОБСЕ.

Возвращаясь к признанию Венесуэлой новых кавказских государств, необходимо отметить, что этот шаг означает не только поддержку действий России на Кавказе и признание справедливости борьбы югоосетинского и абхазского народов за свою свободу, но это и решительный шаг против однополярного мира и, следовательно, мирового господства США, которое Вашингтон пытается навязать всей планете.

Ведь, что такое мировое господство в современных условиях? Это ведь не некое всемирное сверхгосударство. Это такие условия, когда весь мир или большинство стран мира будут следовать тем правилам, которые предписываются из -за океана. Поэтому непризнание Южной Осетии и Абхазии Республикой Беларусь как раз и означает, что Минск играет по правилам Вашингтона, а не проводит, по крайней мере, в этом вопросе, самостоятельную политику. А вот Венесуэла в данном случае ясно показала, что она не намерена идти в русле гегемонистской политики США.

Что делать Минску в данных условиях и как спасти свое лицо? Если руководство Белоруссии действительно хочет проводить самостоятельную политику, то оно должно, невзирая на недовольство Запада, сделать шаг навстречу Южной Осетии и Абхазии.