Рок-музыкант Ильяс Аутов: низы уже не хотят, чтобы их кормили дрянью
Рок-музыка на постсоветском пространстве перестала быть носителем старых ценностей - сейчас она больше направлена на коммерцию, и почти перестала нести бунтарские идеи в общество. Однако и в самом обществе нет спроса на песни с острым социальным протестом - люди устали от постоянного военного положения, внутренних противоречий - и поэтому даже музыканты советской школы в подавляющем большинстве размышляют о вечных ценностях. Фронтмен казахстанской рок-группы Motor-Roller Ильяс Аутов считает, что мы живем во время появления первых культурных ценностей.
ИА REGNUM Новости: Рок-музыканты еще со времен СССР закрепили за собой имидж борцов с системой. Почему же сейчас со сцены не слышно "Мы хотим перемен!"?
Начнем с того, что сама рок-музыка сильно преобразилась. Я бы даже сказал, деформировалась. Если раньше эта музыка несла в себе открытый социальный протест, то нынешний рок становится коммерческим, в него проникают тенденции поп-музыки. Соответственно, другими становятся тексты, в них почти нет протеста. Я пока что говорю только про постсоветское пространство. Потому что скажем, на Западе социального протеста в текстах рок-музыкантов нет вовсе. Если говорить о пространстве
ИА REGNUM Новости: Может, социальный протест попросту не востребован в обществе?
Да, и именно эти тенденции многие рок-музыканты улавливают. Ведь настоящий творческий человек всегда чувствует признаки времени - что нужно эпохе, какая это эпоха, о чем нужно писать. Я согласен, все темы, о которых сейчас поют - они вечные. Но неважно, что ты делаешь, важно - как ты это делаешь. А многие сейчас не умеют делать. Берется определенная форма - и получается песня. Вроде она о чем-то сильном, высоком, с мощным социальным подтекстом, но о чем в конечном итоге песня - и не поймешь. Во всех отраслях искусства - всемирное увлечение формой. И в музыке, и в кино. Конечно, есть содержательные фильмы, не менее содержательные песни, но их очень мало. Общество требует идеальных форм.
ИА REGNUM Новости: Что может изменить эту ситуацию?
Я думаю, что от человека в данном случае ничего не зависит. Это как революционная ситуация, которую очень сложно создать искусственно - она приходит сама. Но нужно оговориться, что совсем необязательно делать революцию, чтобы создавать качественные вещи. Хорошие музыканты, настоящие поэты и великие режиссеры работают, опираясь на вечные ценности. Но именно сейчас (я имею в виду эпоху) - появились широкие горизонты для зарабатывания денег. Чем, собственно, большинство творческих людей и начали заниматься. Они берут то, что потребно сейчас и начинают эту тему эксплуатировать. Стригут дивиденды. Поэтому людей, которые бы действительно хотели бы что-то сказать, попробовать изменить мир, очень мало. Их всегда было немного, но раньше, в советское время, в 60-х, 70-х, условия были намного благоприятнее. Само общество требовало перемен, надоело жить по-старому, нужно было что-то ломать. В тот момент музыканты и прочие творческие люди уловили эти настроения - и появились остросоциальные песни, фильмы. Появилась идея, со временем выработалась баррикадность. Сейчас этого нет. Все зарабатывают деньги.
ИА REGNUM Новости: Ваша песня "Рекламабад" - о пагубном влиянии рекламы - это сознательная позиция или результат вдохновения?
Мы поймали тенденцию, мне кажется. У людей очень сильное отвращение к рекламе. Я не понимаю, как она существует - потому что у кого ни спросишь - все переключаются во время рекламы на другой канал. Все стебаются над ней, она всем надоела уже. Вот здесь классическая революционная ситуация - низы уже не хотят, чтобы их кормили дрянью. Реклама сделала из Баскова лучшего певца, хотя Хворостовского никто не отменял. Реклама подняла
ИА REGNUM Новости: Например?
Фильмы начинают появляться. "12"
ИА REGNUM Новости: В кризис общество меняется?
Однозначно. Вы посмотрите вокруг себя - даже на дорогах люди ведут себя вежливее по отношению друг к другу. Стали корректнее относиться к ближнему. Так получилось, что кризис имеет очищающие свойства - люди начинают задумываться: а правильно ли я живу? Это происходит именно в кризис. Благодаря этому люди начинают более мягко и внимательно относиться друг к другу. Кроме того, очень многих кризис в Казахстане сломал - эти люди тоже начинают понимать, что над ними все же есть какая-то сила. Раньше они все себя считали богами, небожителями - а потом оказалось, что шахматная доска - она не для всех и смести с нее можно любого. Кризис - это в этом смысле хорошая вещь.
ИА REGNUM Новости: Казахстанская элита - финансовая, политическая, с которой вы общаетесь на "корпоративах", отдает себе отчет в необратимости некоторых общественных процессов? Скажем, понимают ли ситуацию с дольщиками?
Конечно, они понимают, что ситуация может "выстрелить". Вообще, надо отдать должное людям, стоящим у руля - в кризис все подобрались, начали работать. Потом есть еще фактор громких уголовных дел - когда сажают чиновников. Дорожная полиция в этой связи начала совершенно по-другому себя вести. Раньше - наглость была беспредельной. Тот же бюрократический аппарат начал работать! Элита понимает. Я общаюсь со многими людьми, в том числе и из власти. Все - вменяемые, образованные. Отдают себе, во всяком случае, отчет в том, что надстройка держится на базисе. А базис - это народ. Народ держать за быдло, нельзя считать его стадом. И если какая-то прореха случится в народе, или общественные процессы станут острее - тогда все. Все может рухнуть. И понимание этого совершенно ясное.
ИА REGNUM Новости: Совместно с группой "Чайф" вы сняли клип на вашу песню "Утро в деревне". Что это - совместный протест против обыденности жизни офисного планктона?
Нет. Мы с Володей [Шахриным, лидером грумы "Чайф" - ИА REGNUM Новости] довольно тесно общаемся вне сцены, и однажды он оговорился, что ему очень понравилась эта песня. И что можно было бы снять совместный клип на эту тему. Я зацепился за идею, мы нашли деньги и Володя приехал в Питер, где клип и был снят. Кроме того, если говорить о протесте, то "Чайф", наверное, одним из первых оказался в списке групп, которые ушли в поле общечеловеческих ценностей, бытового философствования. И потом, он мне сказал совершенно открытым текстом недавно, что не готов никого поднимать на вилы. Ушло то время, он сейчас хочет петь о другом. Потому что все мы люди. И с возрастом приходит понимание, что когда-то приходится отталкиваться от любви к человеку, к жизни. Собственно, сейчас я тоже прихожу к пониманию, что расставлять все точки над "ё" не совсем правильно. Это раньше было нужно говорить лозунгами, кричать. Наверное, это правильно. В жизни не хватает спокойствия. Только сейчас мы начинаем "очухиваться" после 10-15 лет всех этих передряг. Появилась потребность в простых человеческих ценностях. Хочется обычного постоянства. Всем же хочется просто работать. Чтобы не было ситуации с этими обманутыми дольщиками. Надоело постоянное духовное военное положение. Надоела война. Надоели противоречия, чисто внутренние. Языковые, например.
ИА REGNUM Новости: Вы имеете в виду противоречия на языковом поле в Казахстане?
Да, конечно. Они есть. Государственный язык - казахский, а большинство говорит на русском. Я не знаю, как это все будет регулироваться. У нас евразийская культура. Но многие процессы сейчас отброшены назад. В бытовых отношениях зачастую наблюдается откровенное средневековье. Такая же жесткая иерархия - все делятся на агашек [старейшин - ИА REGNUM Новости и балашек [молодежь - ИА REGNUM Новости]. Общество расслоилось.
Я думаю, что язык должен развиваться естественно - насаждение чего-либо, даже если это касается языка, неправильно. Нужно, чтобы все развивалось естественным, грамотным путем. Например, развитие казахского языка - чтобы оно шло поступательно, чтобы оно шло постепенно. Многие не помнят уроков прошлого. В советское время некоторые вещи делались насильно. От людей чего-то требовали - например, отречения от старого и принятия нового. Так не должно быть. Это противоречит диалектике развития человеческого общества. Если все будет постепенно - не будет выражения недовольства, народных волнений. Развивать казахский язык надо, но резких шагов предпринимать нельзя. Если человек нормально работает, приносит пользу государству - и тут на него начинают давить, ущемляя его в правах за незнание казахского языка, какую он может принести пользу? Он не принесет пользы. Вспомните, сколько специалистов уехало в результате давления? Если бы все они были здесь, у нас проблем было бы меньше.