"Дутые" тарифы".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 28.05.03)/I>

Вопрос на сессию не выносить, организовать независимую аудиторскую проверку тарифов. Такое решение приняла постоянная комиссия ЗС по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу, рассмотрев заключение Счетной палаты края о деятельности РЭК по регулированию энерготарифов.

Формирование тарифов на тепло- и электроэнергию - тема больная. Сколько споров вокруг нее в последние годы! Одни костерят энергетиков за непомерные тарифы, другие приводят массу объективных причин их роста. Причем зачастую горячие дебаты ведутся на языке политики, а не экономики. Вот и профильная комиссия Законодательного Собрания поостереглась выносить на сессию взрывоопасный вопрос о заключении Счетной палаты по РЭК. Как выразился депутат Каминский, "поднимется такой визг... Здесь слишком много политики, а надо бы всерьез заняться экономической стороной вопроса". Ну что ж, давайте займемся. Посмотрим, что "нарыла" проходившая в январе-марте проверка и насколько оправданно решение народных избранников не выносить покуда сор из избы.

Вообще тариф - штука изменчивая и растяжимая. При желании и умении "забить" в него можно много чего -вплоть до покупки "мерседеса" главе энергетической компании. Особенно если не принимать во внимание то, что работает на снижение тарифа. Так вот, по утверждению Счетной палаты, при установлении энерготарифов в прошлом году РЭК не учла результаты проведенных в 2001 году проверок хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций. Между тем эти проверки свидетельствовали о завышении ряда плановых показателей, влияющих на размер тарифов. Материалы проверок за 2002 год и вовсе представлены не были.

Пойдем дальше. В состав затрат для определения тарифов РЭК регулярно включает финансирование территориального управления Красноярского государственного энергонадзора (52,6 миллиона рублей в 2001 году, 58,8 миллиона в 2002-м и 60,1 миллиона в 2003-м). А ведь есть определение кассационной коллегии Верховного суда, признавшей недействительным и не подлежащим применению со дня издания соответствующее постановление правительства и установившей, что финансировать управления энергонадзора следует за счет средств, включаемых в затраты энергоснабжающих организаций.

Если этого читателю покажется мало, то пусть знает, что, платя на почте за свет, он возмещает еще и затраты перепродавцов электроэнергии. Цифры впечатляют - 234,6 миллиона рублей в 2001 году, 287,2 миллиона в 2002-м и 310 миллионов в нынешнем. Заметим, что ничего подобного действующими методическими рекомендациями ФЭК не предусмотрено. Безропотно оплатили потребители и завышенные прогнозные затраты на топливо, заложенные в расчеты по определению тарифов. Зато уменьшать эти самые тарифы благодаря не использованным в 2002 году расходам на капвложения почему-то не стали.

- Сумма корректировки должна была быть немаленькой - свыше 321 миллиона рублей, - рассказывает заместитель председателя Счетной палаты Эльвира Рожкова. - К слову, проверка финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Красноярскэнерго", проведенная нами совместно со Счетной палатой Российской Федерации, показала, что значительную часть прибыли от реализации своей продукции энергетики расходуют на финансирование непрофильной деятельности. То есть происходит отвлечение тех средств, которые можно было бы использовать для улучшения производственного потенциала "Красэнерго".

Вот те раз! Деньги, выходит, есть, только идут они "не в ту степь". А как же стенания, которые доносятся из стен этой конторы по поводу вечной нехватки финансов на обновление производственных фондов и прочие благие дела? Бедное "Красэнерго" дожило до того, что минувший год, по словам зампредседателя РЭК Александра Ананьева, официально завершило с убытком в два миллиарда рублей. Вместо комментариев приведу еще несколько любопытных фактов. Счетная палата бесстрастно констатирует: затраты ОАО "Красноярскэнерго", относимые непосредственно на производство энергии и обслуживание сетей, составляют менее 70 процентов от необходимой тарифной выручки. Остальные затраты не связаны с производством и реализацией энергии и представляют собой организационные расходы либо капзатраты. Причем в соответствии с методическими указаниями большая их часть перекладывается на потребителей, имеющих небольшой удельный вес в структуре полезного отпуска электроэнергии (в том числе на население и бюджетные организации). Таким образом в 2003 году на так называемых потребителей более низких диапазонов напряжения "навесили" не менее полумиллиарда рублей платежей РАО "ЕЭС России". Ай да Чубайс, ай да молодец!

- Проблема в том, что государство с помощью методик расчета ФЭК создает преференции крупным энергопотребителям, - поясняет Эльвира Степановна. - В результате мелкие платят гораздо больше, чем следовало бы по сбалансированной методике расчета. В этом-то и состоит перекрестное субсидирование, которое так критикуют энергетики, а вовсе не в том, что из-за низких тарифов для населения страдают промпредприятия, вынужденные переплачивать. Чубайс лукавил, когда, будучи в Красноярске, говорил, что справедливый энерготариф для жителей края - полтора рубля за киловатт-час. На самом деле, и это доказывают наши расчеты, население никак не должно платить больше, чем сейчас.

Главный вывод Счетной палаты таков. Принятая при расчете тарифов на электроэнергию потребность в финансовых средствах завышена в 2001 году на 234,6 миллиона рублей, в 2002-м - на 1 миллиард 34,5 миллиона (!), в 2003-м - на 832,7 миллиона. Это означает, что средний тариф соответственно завышен на 2,6; 9,8; 7,4 процента.

Такая вот интересная арифметика, наталкивающая на определенные размышления. Можно, конечно, войти в положение "творцов энерготарифов", как это сделал на заседании комиссии гендиректор Красноярской ГЭС и депутат краевого парламента Сергей Каминский. Он по своему опыту знает, как трудно рассчитать объемы производства на предприятиях энергетической отрасли. Тут столько факторов, порой непредвиденных, что все учесть просто невозможно. Отсюда, мол, и погрешности, не надо судить за это строго. Впрочем, даже Каминский признал, что с методикой расчета потерь электроэнергии не все ладно. И справедливо заметил: "Сколько бы депутаты ни указывали на необходимость принятия мер по пересмотру тарифов, никакого пересмотра не будет, и мы в очередной раз сядем в лужу". Поэтому фразу о пересмотре утвержденных тарифов из текста решения комиссии убрали.

На ура прошло предложение Петра Кучеренко - провести независимую аудиторскую проверку тарифов (пусть краевая администрация найдет на это средства) и обязательно учесть ее итоги при утверждении энерготарифов на будущий год. Все это хорошо, но кто ответит за ошибки лет минувших - ошибки ценой в сотни миллионов рублей, оплаченные потребителями?

"Урожай в уплату за солярку".

(Юрий Чувашев "Красноярский рабочий" 28.05.03)

Что ни говори, а правда все же у каждого своя. Вот и нынешняя посевная убедительно подтверждает эту расхожую истину. И если даже традиционные лидеры районных и краевых сводок в голос жалуются на свою жизнь, то куда уж деваться середнякам и тем более неимущим хозяйствам.

Поля ЗАО "Алтатское", что в Шарыповском районе. Исполняющий обязанности директора Анатолий Береговой на пальцах раскладывает экономику хозяйства. В принципе, конечно, ничего нового в его перечне жалоб и нехваток нет. Везде по краю примерно одно и то же. Но Береговой продолжает: чтобы купить тонну горючего, нужно сдать четыре тонны зерна по 2300 рублей. По прикидкам, процентов 70 урожая уйдет на расчеты за ГСМ. И вообще, мол, положение хуже некуда, машет рукой пенсионер Береговой, всего месяц как пришедший на хозяйство. Прибыли как в прошлом году не было, так и нынче ее не ждут. Впрочем, тут же добавляет: "Но сеять надо". 20 мая начали сев пшеницы. За 10-12 погожих дней рассчитывают уложиться.

В разговор вклиниваются сеяльщики, по случаю дождя коротающие время. У каждого из них свое подсобное хозяйство. На те медные деньги, что в платежной ведомости именуются зарплатой, прожить никак нельзя. А потому во всех личных подворьях непременно обитает домашняя живность. Каждый хозяин держит корову и телка, свиней не меньше пяти. А то и больше - до десятка. Куры - это само собой разумеется. Тем люди и живут. Свое хозяйство в любом случае прокормит. На него и надежда вся, какие бы там перетряски в сельском хозяйстве власть ни затевала.

Правда, в России без заморочек ничего никогда не бывает. Вот и механизаторы сразу же заговорили о том, что откормить скотину - проблема не единственная, надо еще умудриться сбыть мясо по более или менее нормальной цене. Механизм реализации не отлажен, и все пенки снимают перекупщики. А когда им сказали, что в крае решается вопрос о возрождении сети заготконтор, то ответили они тут же, что это, мол, все очень хорошо, но опять же какую закупочную цену будут давать крестьянам эти самые конторы?

Вообще обсуждение хронических бед нашего агропрома нередко идет по принципу: давайте поменяемся местами, и вы мне ничего не докажете. И хорошо, что нынешняя власть стремится уйти от безапелляционного вещания в монологическом режиме. Стремится лучше прочувствовать ситуацию на местах, учесть мнения - пусть порою и резкие - тех, кто непосредственно работает на земле. И тем не менее искрит во время встреч "верхов" с "низами" частенько. Краевая власть, к примеру, нажимает: снижайте себестоимость продукции. А снизу: "А как?" Сверху - сокращайте, в частности, коллективы, оставляйте только самых необходимых, хватит уж "обрабатывать" по 300 человек в хозяйствах. А снизу опять: "И куда людей девать? Они же воровать пойдут и разбойничать при таком "геноциде".

В общем, звук в таких диалогах не всегда доходит до адресата. Когда объезжали поля "Алтатского", первый заместитель главы района, начальник райсельхозуправления Виктор Ульянов подначивал гостя из Красноярска - Валерия Данилина, первого заместителя начальника главного управления социально-экономического развития села краевой администрации. Дескать, хорошо, конечно, что нынче хозяйствам бесплатно выдали гербициды и протравители семян, но вот если бы еще и удобрениями бесплатно снабжали... На что Данилин перспективу тут же обрисовал четкую - администрация края тогда даст сельхозпредприятиям удобрения бесплатно, когда почувствует реальную отдачу от вложений в село.

Так что крепить отдачу от совместных усилий предстоит с обеих сторон - и власти, и самим крестьянам. Как рассказал глава Шарыповского района Алексей Шаленко, посевную в этом году начали с задержкой - 12 мая, в почве много влаги было. Но теперь всякий погожий час в дело идет. В хозяйствах с поля не уходят часов по 16, наверстывают сроки. К концу мая намечено завершить сев пшеницы, а к 5 июня - засеять зерновой клин в целом. После чего еще несколько дней отводится на сев подкормки для животноводства. В общем, спешить нужно, после 10 июня гонять сеялки по полю уже бесполезно, хлеб все равно не вызреет.

Что же касается помощи из края, то Шарыповский район, третий в регионе по валовому сбору зерна, нынче получил самый большой кредит - 14,1 миллиона рублей. Этих денег хватило на закупку 1,5 тысячи тонн ГСМ. И хотя злополучный диспаритет цен никто не отменял, посевная площадь в районе в этом году прирастет на 2 тысячи гектаров по сравнению с годом прошлым. Так что разговор про отдачу от вложений в село у крестьян с властью по осени будет обстоятельный.

"Не надо сеять предвыборную панику".

(Юрий Чувашев "Красноярский рабочий" 28.05.03)

Общеизвестно, что проблема ввоза, хранения и переработки облученного ядерного топлива (ОЯТ) остра как для России в целом, так и для края в частности. Точек зрения на ситуацию много. Свою позицию "Красноярскому рабочему" сегодня излагает председатель Государственной Думы РФ Геннадий СЕЛЕЗНЕВ.

- Геннадий Николаевич, каким видится решение этой проблемы с государственных позиций?

- Во-первых, не должно быть паники и страха. Некоторые говорят, что, мол, в страну ввозятся ядерные отходы. Так вот, никакие отходы не ввозятся. Это отработавшее ядерное топливо. По закону Россия обязана забирать на переработку ОЯТ с атомных станций, построенных при ее участии, чтобы потом снова пускать топливо в оборот. Поэтому у нас в стране и созданы специализированные предприятия по обращению с ОЯТ.

Думаю, что техника безопасности на этих производствах позволяет, никого не пугая, спокойно заниматься весьма наукоемкой деятельностью. Тем более что применяемые там технологии - несомненные достижения научно-технического процесса. Я бывал и на ГХК в Железногорске, и на других подобных предприятиях Минатома. Работают там очень квалифицированные люди. Поэтому не нужно вводить общество в нервный раж, пугая его атомной опасностью.

Кроме того, на этих производствах мы совершенствуем свои технологии, отрабатываем новые подходы. Тем более что страна не сворачивает программу строительства новых АЭС и видит здесь перспективу. Конечно, нужно больше думать о совершенствовании безопасности технологий, чтобы люди могли действительно жить рядом с такими объектами и ничего не бояться.

- Как вы считаете, в этом смысле "Яблоко" и его думский депутат Сергей Митрохин делают полезное для страны дело?

- Нет, я не считаю, что они делают полезное дело. Как раз наоборот - они сеют в обществе ту самую панику. У меня есть ощущение, что они никогда и не бывали на подобных предприятиях. Более того, они даже не хотят слушать ученых, которые им объясняют, насколько все это в реальности безопасно. Их ничто не убеждает. Видимо, расчет на то, что люди, особенно в регионах, переживших в прошлом какие-то неприятности из-за деятельности предприятий Минатома, прислушаются к их голосу. И это окажется поддержкой для "Яблока" в его предвыборной думской кампании.

"Яблочники", мол, беспокоятся об экологии, о здоровье людей. Но я помню те парламентские слушания, когда в Думу приходили ученые-физики, которые сами разрабатывали и испытывали все эти ядерные технологии, создавали системы защиты. Ученые все это подробно объясняли всем желающим. Но кто не хотел их слышать, тот так ничего и не услышал.

"Депутатское видео".

("Красноярский рабочий" 28.05.03)

Депутаты Законодательного Собрания края стали участниками видео-пресс-конференции, которую проводил Совет Федерации с 52 субъектами РФ.

Наш край в верхней палате российского парламента представляли зампредседателя комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Павел Федирко и зампредседателя комитета по взаимодействию со Счетной палатой РФ Вячеслав Новиков. Их собеседниками были председатели постоянных комиссий ЗС Юрий Абакумов, Вячеслав Севастьянов, Раиса Кармазина, Виктор Зубарев, а также замгубернатора, начальник главного финуправления Александр Новак. Речь шла о жизненно важных проблемах формирования бюджета на 2004 год, о перспективах взаимоотношений между центром и донорскими территориями, о совершенствовании налогового законодательства, о введении в краевой бюджет платежей за загрязнение окружающей среды, о формировании новой тарифной политики в электро- и теплоэнергетике, о социальной защите населения, проживающего в районах Крайнего Севера, о создании льготных условий для развития малого и среднего бизнеса. Федирко и Новиков откровенно отвечали на все вопросы, занимая критическую позицию в отношении правительства РФ.

"Хлопонин на месте не сидит".

("Красноярский рабочий" 28.05.03)

Вчера губернатор края Александр Хлопонин совершил поездку в СПК "Шилинский" Сухобузимского района, чтобы своими глазами увидеть, как идут весенне-полевые работы в этом хозяйстве.

Александр Геннадиевич побывал на полях, встретился с механизаторами хозяйства, посетил зерноток и мельничный комплекс. В завершение руководитель края провел совещание с главами районов и руководителями сельскохозяйственных предприятий, где обсуждались вопросы агропромышленного комплекса. В связи с последними трагическими событиями в селе Казачинском среди наиболее актуальных вопросов определена проблема предупреждения пожаров и применения всех необходимых мер безопасности в период проведения весеннего пала.

"Революция по отъему земли свершилась!".

(Евгений Крынкин "Сегодняшняя газета" 28.05.03)

Жаркие дебаты прошли на днях в краевом Законодательном Собрании при обсуждении проекта краевого закона "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Красноярского края". По мнению большинства депутатов и аграриев, в крае грядет ваучеризация земли. Результатом этого процесса 90% сельчан могут стать батраками у крупных и средних землевладельцев.

КРАСИВАЯ ОБЕРТКА

Официальную позицию администрации края огласил начальник Главного управления социально-экономического села Эдуард Шрайнер. Он зачитал пояснительную записку к закону за авторством заместителя губернатора Виктора Раздуева. Получилась такая картина.

В основу проекта заложен приоритет регулирования земельных отношений, приоритет государства при формировании государственного земельного рынка. Признается многофункциональное значение земли как главного аспекта производства, а также учитывается ограниченность земель сельскохозяйственного значения в крае. Право частной собственности граждан сохраняется, но с условием использования земель по целевому назначению и эффективно.

В отличие от федерального закона, наш более четко определяет начало приватизации земельных участков и земель сельхозназначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности; определяет предельные максимальные и минимальные размеры участков, находящихся у одного владельца; процедурный порядок реализации права собственности. Момент начала приватизации земель предлагается установить со дня, следующего после дня установки их на кадастровый учет. Назначение более поздних сроков начала приватизации может негативно сказаться на процессе формирования рынка земель и привести к более позднему сроку притока инвестиций, ожидаемых для развития сельхозпроизводства в крае.

ПО-БРАТСКИ ИЛИ ПОРОВНУ?

С пониманием дела о новом законе рассказала зам. начальника отдела краевого комитета по земельным ресурсам Светлана Гринберг: "Закон "Об обороте земель" не столько правовой, сколько экономический и даже политический". Красноярские разработчики не увлекались политической составляющей, а заложили только необходимые процедурные механизмы для формирования земельного рынка. В первую очередь учитывались региональные особенности. Край большой, 2/3 вечной мерзлоты, много климатических зон (тайга, степи, лесостепи). Здесь много земель сельскохозяйственного назначения (не являющихся продуктивными угодьями), располагается на территориях, уже предоставленных для сельскохозяйственного использования.

Отсюда и внимательный подход к вопросу, что такое земли сельхозназначения и что такое сельскохозяйственные угодья. Совет администрации со специалистами земельного комитета пришли к выводу, что приватизировать и пускать в оборот земли можно только при следующем условии. Они должны включать так называемые потенциальные и вспомогательные земли (с закрытыми водоемами, вкраплениями лесов третьей группы и т. д.). При определении участков для продажи, с учетом технических требований, нужно набирать эти угодья. Экономические условия для всех форм развития сельскохозяйственной деятельности должны быть равными. По мнению власти, "нельзя создать такого положения, когда один владелец будет обладать хорошими угодьями, а другой тратить деньги и усилия на то, чтобы привести свою землю в порядок".

Не забыли законотворцы о нуждах казаков и коренных наших жителей. В закон заложены принципы развития землепользования казачьих обществ и малых коренных народностей севера.

Конечно же, не все земли разрешается приватизировать, иначе такое начнется! В законопроекте наложено табу на земли: государственных научно-исследовательских и образовательных учреждений, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств; лечебно-оздоровительных учреждений, курортов, в пределах границ округов санитарной охраны; ЗАТО; земли, занятые прогонами скота, колодцами, родниками общего пользования, местами водопоя скота, полевыми и внутрихозяйственными дорогами, древесно-кустарниковой растительностью, на входящей в состав земельного лесного фонда; сельскохозяйственные угодья на землях лесного и водного фондов; подвергшиеся радиационному и химическому загрязнению, биогенному заражению; спорные земельные участки.

ОТ ПЕНЬКА ДО ПЕНЬКА ВЕРСТА ДАЛЕКА

Как было сказано, в основу закона заложен принцип "обязательного патронирования со стороны краевой администрации". Это виртуальный щит власти, которым она как бы защищает интересы сельских жителей, народа. Дескать, если за всем наблюдает государство, то ничего плохого и не случится. Но вспомним финансовые пирамиды, дефолт, ваучеризацию...

На сегодня в крае 30 000 собственников земельных долей, которые не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли. Вероятно, с принятием нового закона (Путиным планируется сделать это к 1 января 2004 года) появится много охотников за этими документами. Краевой земельный комитет специально проработал механизм получения этих свидетельств, они собраны в архиве. Участки, право на которые реализовано не будет, автоматически попадают в краевой земельный фонд.

Однако это только начало пути в битве за собственную землю. Операции чисто с земельными долями не производятся, а производятся с земельными участками в размере земельной доли. То есть долю еще надо превратить в участок в размере земельной доли. Минимальный земельный участок - это сложившаяся доля в каждом конкретном хозяйстве. И не среднерайонная, а внутрихозяйственная.

Самое интересное, что люди не знают, где находятся их доли. И не узнают, пока не оформят под продажу. Дело в том, что доля - это то же самое, что несколько капель воды в луже. Какие капли твои, конкретно неизвестно. А как захочешь отчерпнуть, тебе скажут где. По выражению Светланы Гринберг, "знать, от какого до какого пенька твой участок, человеку не обязательно".

НЕРЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Механизм продажи "прост". Мелкий акционер делает публичное объявление, и если в течение месяца нет письменного согласия о покупке от государственных органов (сначала краевой администрации, затем муниципалитета), продает частнику. В извещении нужно обязательно сказать, в каком районе доля, какова ее кадастровая оценка, то есть реальная цена.

Но сначала мелкий владелец должен выделить свою земельную долю в соответствии с решением общего собрания. Потом за собственный счет, путем привлечения землемеров, нужно выделить свои гектары в отведенном месте, определить границы. В результате полученную готовую продукцию в виде земельного участка размером с земельную долю можно продать.

Хитрость в том, что выделение земельной доли - это очень дорогостоящее мероприятие. Съемка одного гектара земли землемерами стоит в крае минимум 3400 рублей. Пока в крае около ста фирм предоставляют такие услуги. При наличии спроса сумма заметно увеличится, а профессия землемера станет высокооплачиваемой и дефицитной. Нетрудно подсчитать, сколько придется выложить за подготовку к продаже 16-25 гектаров земли.

В чьих руках окажется некогда народная земля, за которую и проливали кровь на фронтах Гражданской войны? Государство считает, что закон направлен как раз на то, чтобы земли не разбазаривались, а доставались эффективно действующим хозяйственникам. Получается, что часть земельных долей отойдет государству - собственнику крайне неэффективному и бесхозяйственному, как показывает опыт. Часть - богатым, состоятельным владельцам. По оптимистичному мнению сотрудников крайземкома, 200 - 250 крупных хозяйствующих субъектов, акционерных обществ в крае есть.

ГЕКТАР ЗА КОПЕЙКИ? - ДА ЗАБИРАЙТЕ!

Независимые специалисты делают пессимистичные выводы. В федеральном законе заложены сложные, затратные условия для реализации прав собственников земли. Нет системы кредитования, нет земельных банков. Рассчитывать на то, что пойдет активный оборот, бесполезно. В Саратовской области давно действует аналогичный закон, а массовой скупки земли нет и не будет. В Красноярском крае спроса на землю не будет, по меньшей мере, ближайшие два года. На какой "приток инвестиций, ожидаемых для развития сельского хозяйства", надеется Виктор Раздуев, непонятно.

На сегодня в Красноярском крае около миллиона гектар неработающих сельскохозяйственных земель. Из года в год они зарастают, засоряются. Местная власть озабочена вопросом: что сделать, чтобы и люди не вымерли, и земля обрабатывалась? Судя по тому, какие законы спускает в регионы Федерация, курс администрации президента сводится к одному: плывите по свободному течению рыночной реки.

"Изменения в статусе".

(Юлия Шленко "Сегодняшняя газета" 28.05.03)

В понедельник, 26 мая, в администрации края состоялось первое заседание правления Краевого государственного учреждения "Правопорядок". В повестке дня значились несколько вопросов, в том числе отчет о деятельности краевого фонда "Правопорядок", о внесении изменений в устав учреждения и расширение его полномочий. Фонд только формально изменил свой статус, сохранив задачи и функции; теперь он выступает как КГУ "Правопорядок". Юридические тонкости соблюдены, работа продолжается.

В НАЧАЛЕ заседания правления его председатель Анатолий Ковригин посчитал необходимым заслушать доклад исполнительного директора фонда Евгения Кротова о деятельности Краевого целевого бюджетного фонда "Правопорядок" с 1998 по 2003 гг. С того момента, как Евгений Кротов возглавил фонд, его деятельность заметно активизировалась. По инициативе фонда "Правопорядок" были созданы эффективные информационно-справочные службы при управлении ГИБДД и паспортно-визовой службе, краевая телевизионная программа о милицейской работе, а также правовая газета "Юридические диалоги". Известно, что краевое государственное учреждение "Правопорядок" направляло бюджетные средства одноименного фонда на поддержку работы правоохранительных органов края. С каждым годом сумма финансовой помощи увеличивалась. В докладе Евгений Кротов обозначил несколько важных позиций. За рассматриваемый период времени общие объемы финансирования составили 456 млн. 252 тыс. руб. Доходы от собственной хозяйственной деятельности фонда составили около 70 млн. руб. Средства распределялись по всем подразделениям органов МВД, том числе Сибирскому Юридическому институту, Прокуратуре, Управлению федеральной службы налоговой полиции, ГУИН, ФСБ. Практически каждый ОВД Красноярского края получил за счет рационального управления финансовыми потоками, которое осуществлял фонд, компьютер, автомобиль, средства спецсвязи. За последние 5 лет фондом было распределено почти 200 автомобилей и большое количество оргтехники в различные силовые структуры. Сотрудники милиции не оставались без премиальных. При этом осуществляется поддержка семей погибших милиционеров, решаются многие социальные вопросы, осуществляется благотворительная деятельность. Двести милиционеров, вернувшихся из Чечни, получили по 5 тысяч рублей. "В целом дирекция фонда считает свою задачу частично выполненной", - отметил Кротов.

Продолжать работу, выполнять все, что намечено до конца фонд будет в новом статусе. Согласно принятому в 2000 году бюджетному законодательству, администрация края не может выступать учредителем фонда. Чтобы деятельность учреждения была законной, фонд решено было ликвидировать. Была создана ликвидационная комиссия, назначено судебное слушание. В начале мая 2003 года суд Центрального района вынес решение о ликвидации фонда. Исполнительным директором КГУ остался Евгений Кротов. В истории "Правопорядка" уже написана новая страница. Депутатские проверки, визиты Счетной палаты, налоговых органов, не выявившие ни одного серьезного нарушения, позади. Подготовлен проект-постановление о создании Попечительского Совета "Правопорядка", в который войдут заместители губернатора края, депутаты. Планируется, что возглавит надзорный орган первое лицо края - губернатор Александр Хлопонин. Если проект будет утвержден, Совет станет следить за тем, чтобы "Правопорядку" не мешали помогать милиционерам.

В бюджете 2003 года предусмотрено финансирование КГУ "Правопорядок", который доказал эффективность работы с бюджетными средствами и ее необходимость.

"Сабли - в ножны!".

(Николай Кручинин "Сегодняшняя газета" 28.05.03)

На прошлой неделе в краевой администрации прошло совещание, на котором краевые власти и финансово-промышленная группа МДМ (управляющая Сибирской угольной энергетической компании) разработали проект соглашения о сотрудничестве. На совещании присутствовали и депутаты Заксобрания, которым, собственно, проект и был представлен.

ПРЕЗИДЕНТ СУЭК Олег Мисевра полтора года назад на вторичном рынке (прежняя администрация края при согласии Заксобрания продала угольную отрасль небезызвестному Сергею Генералову) приобрел контрольный пакет акций Красноярской угольной компании (КУК). А получив от лебедевской администрации в доверительное управление и пакет акций, находившийся в краевой собственности, СУЭК вывела из КУК активы трех главных разрезов - Березовского, Бородинского и Назаровского, тем самым, практически, ликвидировав Красноярскую угольную компанию.

Только после этого депутаты схватились за голову от своего же "одобрям-с" сделки с Генераловым. Потянулись судебные тяжбы, в ходе которых народные избранники пытаются вернуть акции разрезов в КУК, а саму Красноярскую кампанию - в краевую собственность. Впрочем, самые умные из них скоро поняли (да и Александр Хлопонин это подтвердил), что ситуацию повернуть вспять уже невозможно. "С юридической точки зрения там все оформлено правильно, поэтому не стоит сражаться с ветряными мельницами", - заявил намедни губернатор.

Но "ветрогоны" в ЗС все же нашлись и продолжают "гнать пургу", стараясь не столько реально изменить ситуацию, сколько во время весеннего обострения и предстоящих выборов в Госдуму заработать политические очки. Один из них, вообще, без всякого анализа происходящего, без какого-либо стеснения просто кричит, что СУЭК - это плохо, и все тут. Будь он помоложе, то, пожалуй, сам пошел бы и запачкал заборы антисуэковскими лозунгами. Другой депутат со всем вроде бы соглашается, действия администрации СУЭК оценивает как позитивные, но затем вдруг сорвется на петушинный крик, ностальгируя о своей комсомольской молодости. И это в то время, когда команда Хлопонина ищет пути взаимодействия с СУЭК. Получается, что одна рука власти (исполнительная) тянется к рукопожатию, а вторая (законодательная) размахивает топором.

Впрочем, большинство депутатов - все же довольно разумные люди, которые понимают, что переливать угрожающие словеса из пустого в порожнее - себе и государству дороже. Так, например, на последнем совещании заместитель губернатора Сергей Сокол отметил, что если соглашение между краевыми властями и СУЭК будет подписано, то угольщики досрочно погасят реструктуризированные долги компании в региональный и местный бюджеты. Дело в том, что 317 миллионов рублей, согласно прежним договоренностям, должны быть выплачены в течение шести лет. Но СУЭК готов сразу же после подписания соглашения рассчитаться единым платежом. Правда, из этой суммы будут вычтены долги муниципалитетов Назарово, Шарыпово и Бородино, которые те накопили за тепло и свет, полученные на объектах СУЭК. Поэтому Сокол и призвал депутатов как можно быстрее внести свои предложения в текст соглашения.

Помимо этого заместитель губернатора отметил, что "Олег Мисевра и президент группы МДМ Андрей Мельниченко доказали, что им можно верить". На чем основывался Сокол в этом заверении?

Вот факты. Первый. Как и обещало руководство СУЭК, в угледобывающих центрах - Бородино, Шарыпово и Назарово - несколько дней назад были зарегистрированы филиалы компании. А это значит, что бюджеты этих городов получат дополнительные денежные вливания в виде налогов. И со временем денежные отчисления будут только увеличиваться.

Второй. В связи с сокращением числа работников угольного разреза "Березовский" компенсационные выплаты увольняющимся работникам СУЭК составят 20 миллионов рублей (причем большая часть этой суммы уже выдана!). Как сообщил управляющий филиалом ОАО "СУЭК" в Красноярске Александр Кузнецов, компенсационные выплаты предназначены: 8 млн. рублей - на оказание материальной помощи пенсионерам, 750 тыс. рублей - на переобучение, 500 тыс. рублей - на медобслуживание, 2,5 млн. рублей - на бесплатное обеспечение углем, 210 тыс. рублей - на переезд и т.д. Заместитель губернатора Лев Кузнецов отметил, что в сформированном бюджете на второй квартал 2003 года на компенсационные выплаты предусмотрено дополнительно 4,1 млн. рублей. Заметим также, что СУЭК добровольно взял на себя дополнительные обязательства по выплате пособий - вместо двух месяцев, предусмотренных законом, они будут выплачиваться в течение шести месяцев.

Третий. Во время встречи заместителя генерального директора группы МДМ Романа Михайленко с березовскими профлидерами последние подтвердили, что СУЭК выполняет все пункты программы социальной поддержки высвобождающихся работников разреза "Березовский-1". Это же подтвердили и главы администраций Бородино, Назарово и Шарыпово на встрече с руководством СУЭК. Помимо этого с главой Назарово Владимиром Шандуровым достигнута договоренность о безвозмездной передаче городу недостроенного 60-квартирного дома, разработке механизма совместного финансирования его достройки и выделении средств на переселение жителей домов коммунального сектора поселка Безымянный.

... "Вот мы сидим здесь, договариваемся, - сказал на вышеназванном совещании в краевой администрации председатель комиссии по промышленности Заксобрания края Виктор Зубарев, - а за этими стенами суды с СУЭК идут. Может, мы все решим полюбовно и не будем спорить?". "Так мы же сами их и инициируем", - ответствовал на эту реплику еще один депутат Алексей Клешко.

Так может, действительно, стоит депутатам перестать сражаться с призраками и начать конструктивный диалог с угольщиками, тем более что краевой администрацией почва для этого уже подготовлена. Надо полагать, что если депутатские предложения войдут составной частью в соглашение о сотрудничестве в полной мере, то и сабельки в ноженки будут убраны...

"Разговаривать уже невозможно".

(Александр Попов "Континент - Сибирь" 28.05.03)

На этой неделе в рамках рабочего совещания Совета безопасности РФ, прошедшего в Новосибирске, представители федеральной власти, губернаторы и олигархи впервые попытались вместе найти рецепты экономической безопасности России. Совещание, как обычно, прошло за закрытыми дверями. Однако "Континенту Сибирь" стали известны его детали. С подробностями - корреспондент "КС" АЛЕКСАНДР ПОПОВ.

Совет безопасности Российской Федерации - конституционный орган, возглавляемый президентом РФ. Создан в 1992 году. Основная форма работы - постоянные и временные межведомственные комиссии, образуемые на функциональной или региональной основе. Главные результаты деятельности СБ - решения, которые оформляются в виде указов президента.

Совещание было грандиозным по составу участников: аппарат полпреда президента в СФО, все губернаторы сибирских регионов, большинство сенаторов и депутатов Госдумы из Сибири, чиновники министерств и ведомств, представители крупнейших госпредприятий и холдингов, а также - впервые в истории совещаний Совбеза - трое российских олигархов: совладелец "Русала" Олег Дерипаска, глава "Норильского никеля" Михаил Прохоров и глава "ЕвразХолдинга" Александр Абрамов.

Несмотря на то что встреча проходила за "закрытыми дверями", "КС" стали известны ее подробности. Основным мотивом всех выступлений была критика действий правительства. Первую скрипку в этом сыграли губернаторы.

Традиционно резким был глава Кузбасса Аман Тулеев, обличавший министерских чиновников. Он с ходу назвал трех "врагов России": министра топлива и энергетики, главу Минприроды и министра экономразвития, деструктивные действия которых и ведут Сибирь к экономическому коллапсу. Вопреки регламенту, ни один из слушателей не стал задавать Тулееву вопросов. Как заметил Владимир Рушайло, "никто не захотел стать четвертым врагом".

Первый заместитель полпреда президента в СФО Игорь Простяков продолжил в обвинительном тоне, заданном "угольным губернатором". По его мнению, в Москве существует вполне определенная позиция по поводу Сибири: это регион "вахтового" метода работы, который должен кормить всю страну и ходить с протянутой рукой. Кроме того, по словам Простякова, поражает странное нежелание федеральных чиновников смотреть в будущее. Например, МЭРТ разработало среднесрочную программу развития экономики на 2003-2005 годы, однако просчитать и обеспечить экономический подъем в такие сроки невозможно. К тому же эта двухлетняя программа никак не коррелирует с утвержденной "Стратегией развития Сибири". Это ли не угроза национальной безопасности - "раздвоение" и недальнозоркость экономики?

Совладелец "Русала" Олег Дерипаска также критиковал действия правительства, упрекая чиновников в безответственности и невидении перспектив. Такое положение, по его мнению, приведет к тому, что в ближайшем будущем Россия рискует попасть под полное экономическое подчинение Китая. Для этого, по подсчетам Дерипаски, необходимо всего $50 млрд, и бурное развитие Китая заставляет верить, что такие деньги там найдутся. По словам олигарха, сегодня незаконные китайские мигранты уже контролируют значительную часть российской экономики. Чтобы остановить этот процесс, Дерипаска предложил правительству подумать о выделении крупных перспективных проектов, реализацию которых могли бы взять на себя ФПГ.

По оценке участников совещания, конструктивным выглядело выступление губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Он говорил, что при нынешней величине тарифов Сибирь по сути дотирует всю Россию. Если в европейской части страны 1 кВт.ч электроэнергии стоит 44 копейки, а в Сибири - 66 копеек, то куда уходит эта разница? Похожая ситуация - с тарифами на железнодорожные перевозки, реальная себестоимость которых до сих пор не просчитана. Поэтому тарифы, по мнению Хлопонина, можно понижать, и они вкупе с дешевой энергией могут стать серьезным стимулом для развития сибирской экономики.

Гендиректор "Норникеля" Михаил Прохоров вообще выглядел "белой вороной", заявив, что во главе угла любой экономической программы должны стоять благополучие и достойная жизнь человека, иначе ни о каком развитии экономики не стоит даже говорить.

В общем, совещание прошло довольно стандартно, если не считать присутствия трех олигархов, которые, по словам одного из участников, "не чувствовали себя гостями". Создавалось даже впечатление, что для них в зале действуют "другие правила". Например, все присутствующие при входе должны были сдавать или выключать сотовые телефоны. Это правило не касалось только руководителей ФПГ.

Причина участия крупного бизнеса в совещании по безопасности остается под вопросом. По мнению одного из присутствовавших, это очередная попытка накануне президентских выборов показать единение власти и бизнеса. При этом поражает скорость реакции: Путин призвал к консолидации с бизнесом в пятницу, а олигархи и власть приступили к диалогу уже во вторник. "Понятно, что такое событие выгодно больше властным структурам, чем ФПГ", - считает источник "КС".

Сами олигархи, похоже, приглашение оценили. По крайней мере, как выразился Олег Дерипаска, "приятно, что бизнесменов не считают какими-то жуликами или заезжими казачками".

Что же касается сибирских губернаторов и полпреда Леонида Драчевского, то для них это совещание - одна из последних попыток продвинуть "Стратегию развития Сибири", реализация даже выхолощенного варианта которой тормозится в Минэкономразвития.

Предполагается, что в конце мая будут готовы предложения к июньскому заседанию СБ РФ, где они должны принять облик президентских указов. Правда, сам механизм подготовки этих указов остается неясным. По мнению источника "КС", "все мы прекрасно знаем, что поручение президента - это еще не решение проблемы".

Похоже, вероятность того, что совещание останется лишь дежурным мероприятием (хотя и не лишенным некоторой помпы), учитывали и многие его участники. Так, глава "Норникеля" Михаил Прохоров в сердцах заметил: "Просто разговаривать уже невозможно. Должна быть стратегия, и ее нужно реализовывать. Ничего сложного в этом нет".

"Удвоить ВВП можно за счет Севера".

(Александр Попов "Континент - Сибирь" 28.05.03)

Итоги совещания Совета безопасности в эксклюзивном интервью корреспонденту "КС" АЛЕКСАНДРУ ПОПОВУ прокомментировал генеральный директор ГМК "Норильский никель" МИХАИЛ ПРОХОРОВ.

- По какой причине вы участвуете в этом совещании?

- На мой взгляд, произошло революционное событие: Совбез наряду с правоохранительными вопросами стал рассматривать вопросы экономической безопасности, которые являются ключевыми для нашей страны. Для того чтобы реализовать положение из послания президента - удвоение ВВП в два раза, - необходима сбалансированная и четкая стратегия, учет приоритетов. Должны быть конкретно обсчитаны конкурентные преимущества России, выделены основные компоненты развития, чтобы по ним двигаться дальше.

Лично я представляю здесь элементы доктрины РФ в области развития северных территорий, на которых сосредоточена большая часть полезных ископаемых РФ. Развитие Севера позволит России сохранить лидерство в области добычи полезных ископаемых, где у нас, пожалуй, одно из немногих конкурентных преимуществ. Уверен, что сделать этот прорыв и удвоить ВВП можно именно за счет северных территорий. И я рад тому, что экономика выходит сегодня на первый план.

- Каковы, на ваш взгляд, первоочередные шаги по созданию системы экономической безопасности Сибири?

- Самым главным шагом является создание конкретной экономической программы. Чтобы стать ведущей экономической державой, нужно найти конкурентные преимущества, по которым мы можем "выстрелить", обозначить их в качестве приоритетов, а затем к этим приоритетам прирастить новые задачи.

Например, очевидная вещь - развитие добавленного продукта. Сырье мы добываем, продаем, получаем прибыль - это неплохо. Но нужно еще производить добавленный продукт. Ясно, что на всех направлениях это сделать невозможно. Но, например, Англия не комплексует по поводу того, что не производит телевизоров. Она производит то, в чем она конкурентоспособна. Не надо делать все так, как было в СССР. Именно от этого экономика и умерла. И еще нужно учитывать, что процесс глобализации сегодня тотально влияет на ошибки: если ошибся, то все.

- С чем связано планируемое посещение "Норильского никеля" Владимиром Рушайло?

- Владимир Рушайло посещает Норильский промышленный район, и в том числе крупнейшее градообразующее предприятие - "Норильский никель", которое обеспечивает занятость 230 тысяч человек. Других видов бизнеса там нет, кроме сферы обслуживания и бюджетников.

- В выступлении первого заместителя секретаря СБ РФ Николая Соловьева прозвучала фраза о том, что сибирские ФПГ слабо помогают региону. Вы согласны с этим?

- Категорически не согласен. Не буду говорить про другие крупные компании, расскажу про нашу. ГМК "Норильский никель" платит две трети местной бюджетной заработной платы. Наши расходы по социальным программам в год составляют больше $150 млн. Попробуйте найти другую компанию, которая бы несла такое бремя социальных расходов!

- Каковы, на ваш взгляд, основные векторы развития СФО, кроме уже названного вами развития северных территорий?

- Есть преимущества в добывающей части. Есть научный потенциал. Критериями адекватности данной программы будет интерактивный опрос - любой желающий гражданин, проживающий в СФО, должен на пальцах перечислить преимущества региона и рассказать, какой он видит свою роль в развитии региона.

"Человеческий конфликт СПС".

(Игорь Спиридонов, Омск "Континент - Сибирь" 28.05.03)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПАРТИИ В КРИЗИСЕ

В преддверии выборов в Госдуму РФ в региональных отделениях партий продолжаются конфликты. Вслед за алтайским отделением Союза правых сил внутренний кризис потряс омскую организацию СПС: за две недели дважды менялся ее председатель. Если на Алтае для решения конфликта обратились в федеральный политсовет, то в Омске в качестве решающего аргумента было использовано рукоприкладство.

5 мая несколько оппозиционно настроенных членов СПС во главе двумя с заместителями председателя регионального отделения партии Николая Ефимкина - Александром Минжуренко и Натальей Романенко - "по требованию нескольких сельских отделений и по решению ревизионной комиссии" провели "внеочередную конференцию региональной организации СПС" с целью изменения состава ее руководства.

Конфликт между лидерами омской организации СПС начался еще осенью прошлого года. Тогда Ефимкин, президент областного Союза содействия работникам торговли, возглавляющий отделение с момента его создания, баллотировался в Госдуму РФ на место трагически погибшего Александра Веретено, а Минжуренко, представляющий в регионе МИД РФ и стоявший у истоков демократического движения в конце 80-х годов, считал, что делать этого не надо и публично объявил: "Ефимкин имеет явно недостаточный для руководства СПС рейтинг как в регионе, так и в центре".

По итогам конференции Николай Ефимкин был смещен с должности, его единомышленники - выведены из политсовета, а председателем отделения избран управляющий Омским филиалом Гута-банка Александр Дмитриев. Этому предшествовал скандал, в ходе которого, по словам Николая Ефимкина, брат Натальи Романенко чем-то ударил его по голове, от чего лидер правых получил сотрясение мозга. "Обвиняемый", правда, утверждает, что все было в точности до наоборот: это Ефимкин ударил его по лицу и нанес травму. Скорее всего, правы оба, то есть произошла обычная стычка с применением кулаков.

Документы о смене руководства были отправлены в Москву, и, как заявил корреспонденту "КС" Александр Дмитриев, ответственный секретарь федерального политсовета СПС Виктор Некрутенко лично поздравил его с избранием, не высказав никаких претензий к процедуре. Однако 14 мая Николай Ефимкин собрал прежний состав политсовета, исключил оппозиционеров из партии, а для придания этому решению большей легитимности вынес вопрос на общее собрание отделения СПС, еще до скандальных событий назначенное на 17 мая. Дмитриев и его команда были уверены, что в субботний день кворума (50% членов регионального отделения) собрать не удастся. Кроме того, по словам господина Ефимкина, оппозиционеры предприняли превентивные меры, перерезав телефонный кабель в штаб-квартире ОРО СПС и обзвонив рядовых членов с утверждением, что назначенное собрание является незаконным.

На собрание явилось 297 партийцев, тогда как для кворума достаточно было 286. Николая Ефимкина поддержали председатель исполкома ОРО - президент областного Союза предпринимателей и депутат Законодательного собрания Александр Третьяков, известные омские бизнесмены и политики. Собрание прекратило полномочия всех руководящих органов ОРО СПС и исключило из партии десять оппозиционеров, в том числе Дмитриева, Минжуренко, Романенко и председателя ревизионной комиссии Юрия Леоничева. Затем приступили к выборам руководящих органов. По результатам голосования безоговорочную победу одержал Николай Ефимкин, получивший более 90% голосов.

Оппозиции слова на собрании не дали, но, как заявила Наталья Романенко, "они этого дела так не оставят и будут обращаться в комиссию по партийным спорам СПС". На вопрос корреспондента "КС", так ли необходимо было исключать из партии довольно известных в регионе людей, может быть, достаточно было ограничиться их выводом из политсовета, Николай Ефимкин заявил: "Это была крайняя и вынужденная мера, а вообще-то они сами себя исключили, изготовив собственные печать и бланки, избрав свой политсовет, то есть, по сути, создав новую политическую структуру, что запрещено уставом СПС".

По мнению члена федерального политсовета СПС Николая Травкина, это "человеческий конфликт": "Появляются люди, которые хотели бы играть более серьезную роль в организации. По времени это, как правило, совпадает с приближением выборов. Сейчас, перед выборами в Госдуму, определяются кандидаты, которые пойдут по спискам. Это дает дополнительный повод для внутренней политической борьбы в организации. Мы прошли тот этап, когда можно из Москвы решать, кто пойдет на выборы, кто возглавит региональное отделение".

"Уголь: бизнес и власть".

(Анатолий Мошницкий "МК в Красноярске" 28.05.03)

На прошлой неделе Красноярск посетил заместитель генерального директора "Группы МДМ" Роман Михайленко. Приезд VIP-гостя ознаменовался совещанием в администрации края с чиновниками и депутатами Законодательного собрания. Тема: реорганизация корпоративной структуры ОАО "СУЭК" в Красноярском крае. Хотя на самом деле вопрос обсуждался глобальный: взаимоотношения бизнеса и власти.

ЭТАП

До недавнего времени СУЭК представляла собой группу из больших и мелких компаний с "управляющей надстройкой" в Москве. Владеющие лицензией разрезы и шахты добывают уголь, перепродают его головной компании, а та, в свою очередь, продает топливо потребителям. В конце прошлого года под крышей Сибирской угольной энергетической компании насчитывалось более девяноста (!) юридических лиц. В нынешнем году руководство СУЭК приняло решение о реорганизации по принципу "сами добываем, сами продаем и сами доставляем потребителю". Все угледобывающие предприятия передают свои лицензии управляющей компании и регистрируются как ее филиалы. Далее последует аудит по международным стандартам, переход на международную финансовую отчетность, а в перспективе - превращение в транснациональную угольную корпорацию.

Но это в будущем. В настоящем под лицензионным соглашением требовались подписи министра природных ресурсов РФ и губернаторов регионов, в которых добывается уголь. В том числе, естественно, подпись красноярского губернатора. Хлопонин вынес вопрос на обсуждение в Законодательное собрание края. Депутаты, помнится, тогда засомневались - а не потеряет ли край от этой реструктуризации? На первый взгляд, вроде, нет: в соответствии с новым законодательством, по налогам баланс должен выровняться в сторону края. А вдруг потеряет? Споры велись жаркие. Помимо налогов, обсуждались три фактора: долги перед местными и краевым бюджетами, "унаследованные" СУЭК от Красноярской угольной компании, социальная политика предприятий СУЭК (поскольку все они являются градообразующими) и массовые сокращения работников разрезов (как возможные последствия реструктуризации). Олег Мисевра тогда, помнится, обещал разобраться и принять меры. На все сомнения депутатов президент СУЭК пожимал плечами: "Мы предоставим любые гарантии, которые вы от нас потребуете". Народные избранники призадумались...

А "Группа МДМ" тем временем предложила ликвидировать задолженность Красноярской угольной компании перед краевым бюджетом. Не в течение восьми лет, как договаривались ранее, а в течение недели после подписания соответствующего соглашения с администрацией края. Речь идет о 317 миллионах 973 тысячах рублей. Если вычесть 141 миллион рублей, который должны разрезам муниципальные предприятия Шарыпова, Назарова и Бородина, получается 177 миллионов чистой прибыли в краевую казну.

Юрий ЗАХАРИНСКИЙ, депутат ЗС, председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности:

- На сегодняшний день "Группа МДМ" ведет достаточно активную работу в Красноярском крае. В том числе - по природоохранным мероприятиям, которым, на наш взгляд, уделялось недостаточное внимание. СУЭК предлагает досрочно выплатить задолженность Красноярской угольной компании перед краевым бюджетом. Насколько это выполнимо - посмотрим по первым шагам, которые предпримет руководство компании после подписания соглашения с администрацией края. Пока можно констатировать, что руководство СУЭК выразило готовность к конструктивному диалогу. Шаги, которые предпринимает СУЭК в последний месяц, убеждают нас в том, что компания уважает краевую власть. Это очень важно для создания рационального топливно-энергетического баланса на территории края. Речь идет, разумеется, не только об угольной отрасли, которая в настоящее время на 77-78 процентов представлена в крае компанией СУЭК, но, в перспективе, о нефти, газе, торфе...

ГАРАНТИЯ

177 миллионов немедленно - это еще не все. К рабочему совещанию в администрации края руководство "Группы МДМ" подготовилось основательно: провело встречи с главами "городов присутствия СУЭК" (Шарыпово, Назарове, Бородино) и профсоюзными лидерами угольных разрезов. Главы единодушно признали, что в рамках Соглашения о социальном партнерстве, которое они подписывали еще с Красноярской угольной компанией, СУЭК обязательства выполняет.

Василий КЛИМОВ, мэр Бородино:

- Основной темой переговоров стало погашение задолженности администрации города перед разрезом "Бородинский" затепло и воду. На сегодняшний день этот долг составил 100 миллионов 59 тысяч рублей. Администрация края выделяет нашему городу на эти цели 94 миллиона. Остальные 6 миллионов будут погашены за счет средств местного бюджета. Такая договоренность выгодна всем трем сторонам. А для нас это даже сверххорошо. Если мы решим проблему долга перед разрезом, легче будет решать другие: благоустройство, строительство и прочие.

Список обязательств компании СУЭК перед тремя городами занимает немало места: строительство больницы (Бородино), передача в муниципальную собственность недостроенного 60-квартирного дома и выделение средств на его достройку (Назарово), безвозмездная передача объектов тепло- и водоснабжения. Плюс всевозможные "дополнительные выплаты", размер которых оговаривается отдельно по каждому городу.

Сложнее оказалось с профсоюзами, традиционно воюющими против собственников. Тем не менее после совместного совещания с профлидерами Роман Михайленко отметил: "К удивлению, никаких нерешенных вопросов у нас не осталось". Руководителей профсоюзов всех трех разрезов (в том числе Олега Исянова - лидера профсоюзной организации Березовского разреза) вполне устроила программа перевода красноярских шахтеров в штат создающихся добычных филиалов СУЭК. Программа предусматривает систему поощрений, улучшение условий труда, разработку и заключение новых коллективных договоров. И, разумеется, трудоустройство сокращаемых работников.

Теперь осталось только дождаться, когда проект соглашения между "Группой МДМ" и администрацией края рассмотрят депутаты, внесут поправки и ратифицируют. После чего в истории взаимоотношений краевой власти и бизнеса окажется заполненной еще одна страничка. На этот раз - об умении понимать друг друга и договариваться.