Интервью с сопредседателем Социал-демократической партии Азербайджана Аразом Ализаде.

ИА REGNUM Новости: Почему, по-вашему, азербайджанские власти молчали всё время, пока в Швейцарии велись секретные переговоры между армянскими и турецкими дипломатами и отреагировали только после озвученного в апреле нынешнего года совместного заявления МИД Турции и Армении о том, что две страны "пришли к согласию вокруг рамок всеобъемлющей нормализации двусторонних отношений в форме, удовлетворяющей обе стороны... и "определили в этом контексте дорожную карту"?

А что должны были азербайджанские власти делать? Они же не могли вмешиваться в дела суверенного государства, насколько теплыми ни выглядели отношения Баку с Анкарой. Как вы знаете, этот последний шаг Турции явно не приветствуется азербайджанской общественностью, которая ранее осудила и апрельское армяно-турецкое заявление. Тогда премьер-министр и министр Турции принялись уверять, что ни один шаг правительства не может быть сделан во вред Азербайджану и что граница с Арменией до урегулирования карабахского конфликта при условии соблюдения территориальной целостности Азербайджана останется на замке. Им в Баку охотно поверили.

У нас не все понимают, что интересы азербайджанского и турецкого народа, действительно имеющих во многом общие этнические корни и историю, схожие языки и культуру, совпадают далеко не всегда и во всём. Те или иные шаги правительств диктуются кругом проблем, с которыми они сталкиваются и которые нужно обязательно решать. Единственное "но". При этом официальной Анкаре не нужно заявлять на каждом углу о нерушимом братстве с Азербайджаном. Куда честнее было бы говорить, что она преследует интересы Турции в собственном понимании.

ИА REGNUM Новости: Не кажется ли вам, что Азербайджану уже не догнать поезд "Ереван-Анкара" после того как Армения и Турция публично детализировали намерение установить в ближайшем будущем добрососедские отношения и открыть межгосударственную границу?

А Азербайджану и не надо догонять этот поезд. В нём нет ничего нужного для нас. Да, Армения и Турция договорились начать внутренние политические консультации вокруг двух предварительно подписанных в ходе переговоров при швейцарском посредничестве "Протокола об установлении между двумя странами дипломатических отношений" и "Протокола о развитии двусторонних отношений". Внутриполитические консультации завершатся в течение 6 недель, после чего оба протокола будут подписаны и представлены соответствующим парламентам для ратификации. Но давайте посмотрим, насколько "запротоколированная идиллия" соответствует реалиям.

Во-первых, оппозиция в Турции уже начала делать осуждающие правительство заявления, за которыми в случае ратификации упомянутых протоколов парламентом (где правящая Партия справедливости и развития обладает необходимым для принятия или утверждения законодательных актов большинством) могут последовать серьезные действия. Цель - используя естественную симпатию турецкого народа к азербайджанскому, обвинить правительство в предательстве стратегических интересов Турции и Азербайджана, идеалов тюркизма, заветов основателя республики Ататюрка и добиться преждевременных выборов в Великое национальное собрание Турции.

Во-вторых, волна недовольства уже поднялась и в Ереване, где так же, как и в Анкаре, активизировалась оппозиция, которая так же, как их турецкие "коллеги", обвиняет правительство в предательстве национальных интересов и идеологем. И это, как говорится, только цветочки. Ягодки еще впереди!

ИА REGNUM Новости: Почему США и Евросоюз открыто лоббируют налаживание армяно-турецких отношений без всяких предусловий? Не похоже ли это на попытку вытеснения России из Южного Кавказа?

Не вижу здесь ничего странного. Государства и, замечу, не только западные, оказывающие завуалированное - приличия ради - давление на Турцию и Армению, преследуют свои интересы в регионе, отталкиваясь от своего дипломатического, экономического и военного потенциала. Открытие турецко-армянской границы и нормализация отношений Анкары с Ереваном помогут Америке с Евросоюзом избавиться от вороха застарелых проблем и снизить напряженность в взрывоопасном регионе, чтобы еще успешнее продвигать здесь свои интересы. Судя по заявлениям из Москвы, Россия также приветствует возможное окончание вековой вражды между турецким и армянским обществами.

Предвосхищая вопрос о предстоящей в таком случае потере актуальности военного присутствия России в Армении, сразу скажу: Москва держит в Гюмри базу исходя исключительно из своих приоритетов, на которые мало влияют армяно-турецкие страсти. Кстати, о так называемых секретных переговорах между армянскими и турецкими дипломатами в Швейцарии прекрасно были информированы и в Москве. Более того, есть много оснований предполагать, что перед последним шагом турецкое правительство консультировалось с кремлевским руководством. И в этом нет ничего удивительного - у Анкары и Москвы всё больше общих экономических и политических интересов. В обеих столицах осознают взаимную выгоду экономического сотрудничества, понимают, что путь для них в Евросоюз может оказаться нескончаемо длинным. В обозримом будущем государства ЕС не смогут относительно безболезненно интегрировать в это содружество Турцию и в особенности Россию. Уж больно они большие.

ИА REGNUM Новости: Насколько ослабит позицию Азербайджана на переговорах по Нагорному Карабаху развод Западом этого процесса с сближением Анкары и Еревана?

Абсолютно не ослабит, поскольку переговоры - это тупик. Я еще в 1991 году говорил в азербайджанском парламенте, что не вижу иного решения карабахской проблемы, кроме военного. Время показало мою правоту. Мы видели пакетный, поэтапный, пакетно-поэтапный варианты урегулирования. Видели Ки-Уэстский "прорыв", "Пражскую весну". После каждой такой "весны" наступала осень разочарований, вслед за которой сопредседатели Минской группы ОБСЕ вбрасывали новые - а на деле хорошо забытые старые - предложения. Кстати, и Мадридские принципы, старые или обновленные, давно уже не являются "тайной мадридского двора" и тоже пытаются совместить несовместимое.

Справедливого урегулирования можно было бы ожидать, если ведущие страны мира называли бы вещи своими именами, то есть классифицировали Армению, захватившую около 20% территории Азербайджана, как агрессора. Но время показало, что такого не будет. Значит незавидной военному решению конфликта альтернативой остается вести переговоры еще 20 лет или согласиться на капитулянтский, унижающий национальное достоинство мир.

ИА REGNUM Новости: Многие азербайджанские политики и военные опасаются, что в случае проведения операции по освобождению оккупированных земель Армения сможет рассчитывать как член ОДКБ и стратегический партнер России на военную поддержку России...

Армения может рассчитывать на кого угодно, хоть на марсиан, но ничего от этого не изменится. Люди, о которых вы говорите, прикрывают свое бездействие операцией, которая Россия провела в августе прошлого года в Грузии. Но у Москвы были все необходимые для этого основания. Российские миротворцы в зоне конфликта имели официальный международно признанный статус, которым воспользовались для защиты Южной Осетии, когда на нее напали грузинские военные по прямому указанию Михаила Саакашвили. Не будем забывать, что Южная Осетия и Абхазия непосредственно граничат с Россией. Если бы "стратег" Саакашвили имел немного больше терпения и сначала добился бы вывода российских миротворцев из региона, то у него были бы все шансы на восстановление суверенитета Грузии над Южной Осетией, поскольку у России не было бы правового повода для вмешательства. И конечно, боевые действия должны были вестись с минимальным ущербом для гражданского населения.

В случае проведения Азербайджаном операции по прекращению оккупации Арменией Карабаха Россия не будет вмешиваться. У нее много своих проблем, требующих решения. Притом у Москвы с Баку куда меньше проблем, чем с Ереваном, который вечно чего-то у нее просит.

ИА REGNUM Новости: Некоторые аналитики в Баку утверждают, что турецкий "старший брат" второй раз после апреля 1920 года "сдаёт" азербайджанцев?

При взгляде из Баку это так, если опять-таки не принимать во внимание сказанное мною в начале нашей беседы. Я удивляюсь другим, которые заявляют или того хуже - действительно верят, что возможное открытие армяно-турецкой границы и расширение турецкого влияния подтолкнет Ереван к принятию приемлемого для Баку варианта решения нагорно-карабахской проблемы. Спрашивается, с какой стати? Граница закрыта только для перемещения официальных лиц. На самом деле торговый оборот Армении с Турцией достиг 250 миллионов долларов и больше чем вдвое превышает объем ее экспортно-импортных операций, скажем, с Ираном. Но как известно, нынешний армянский президент продолжал тянуть резину, так же, как и его предшественники...