Станислав Тарасов: Ашхабад загоняет Баку в геополитическую ловушку
Отношения между Туркменией и Азербайджаном развиваются по самому пессимистическому сценарию. Хотя поначалу казалось, что после того как 13 июля в Анкаре премьер-министры Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии подписали соглашение по NABUCCO, дорога к заключению сделки расчищена. Неслучайно министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев торжественно заявлял: "Уверен, что проект будет успешно реализован".
Внешне казалось, что так думать были серьезные основания. К тому моменту из-за крупной аварии на газопроводе, через который осуществлялись поставки туркменского газа в Россию, между Москвой и Ашхабадом вспыхнул конфликт. Туркменская сторона утверждала, что "
Поэтому когда 16-17 июля в Баку при активной поддержке ЕС и США шло очередное заседание для разрешения многолетней проблемы спорных месторождений на Каспии (речь идет об "Азери", "Чираг", "Кяпаз" - С.Т.), то казалось, что стороны на сей раз обо всем договорятся. Тем более что азербайджано-туркменские отношения вроде бы переживали фазу беспрецедентного потепления, что давало основания для западных аналитиков предполагать возможность серьезного изменения всего геополитического расклада в регионе Средней Азии - Закавказья. Одним словом, проблема "пристегивания" Туркмении к проекту NABUCCO с расчетом на выстраивание в евроазиатском энергетическом поле нового коридора в обход России, выглядела практически решенной. Однако, вопреки прогнозам, ожидаемого прорыва не произошло и Ашхабад заявил, что будет апеллировать к международному суду относительно спорных месторождений на Каспии.
В Баку сразу стали намекать на возможное давление на Ашхабад со стороны Москвы, поскольку газовый конфликт между ними ставил под вопрос осуществление проекта строительства Прикаспийского газопровода. Но Туркмения не теряла времени даром. В декабре 2009 года будет сдан в эксплуатацию газопровод "Туркмения - Иран", по которому планируется в перспективе поставлять до 20 миллиардов кубометров газа. Кроме того, в конце 2009 года намечено ввести в действие еще одну транснациональную магистраль - газопровод "Туркмения - Китай". В соответствии с долгосрочными соглашениями, в течение 30 лет в Китай будет ежегодно поставляться из Туркмении 40 миллиардов кубометров природного газа. Более того, спорные проблемы с Азербайджаном на Каспии не лишают Туркмению возможности продолжать заявлять и о своей готовности принять участие в осуществлении одного из вариантов NABUCCO, но по маршруту Туркмения - Иран - Турция в обход Каспия.
Что же касается отношений с Азербайджаном, то Туркмения заявила, что в короткие сроки создаст военно-морскую базу министерства обороны и пограничной службы на Каспии. "По моему поручению в настоящее время осуществляется специальная работа по укреплению нашей морской границы и охране побережья Каспия, относящегося к нашему государству, от чужих посягательств", - сообщил Бердымухамедов. Он также отметил, что будет создана эффективная система локационного и оптического контроля морской акватории.
Понятно, что это вызвало негативную реакцию в Азербайджане. Военный эксперт
Но в данном случае необходимо отметить один важный момент: Азербайджан, не будучи членом Североатлантического альянса, высказывает уверенность в том, что действия Туркмении на Каспии приведут только к появлению в этом регионе НАТО. Видимо поэтому, как считает заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана
Речь может идти о совместной эксплуатации спорных месторождений. Однако и в данном случае азербайджанскую сторону подводит не оправдавшая себя уже на карабахском направлении "дипломатическая технология": заставить политического оппонента принимать решение под давлением несуществующего фактора силы.
Что же в итоге? Вряд ли, конечно, на данном этапе Азербайджан и Туркмения представляют друг для друга военную угрозу. Но фактом становится то, что, по мнению турецкой газеты Today's zaman, "без участия Туркменистана трудно достичь претворения в жизнь проекта NABUCCO". Плюс к этому проблемы во взаимоотношениях между Баку и Тегераном и в целом, и по спорным месторождениям, как и с Туркменией. Приглашение Азербайджаном на Каспий НАТО испортит отношения Баку не только с Москвой и Тегераном, но и разрушит существующий переговорный механизм по правовому статусу Каспия.
И, наконец, главный вывод: Азербайджан всё более решительно подвергается политико-дипломатическому "избиению" со стороны окрепшей за последние годы Туркмении. А сильных, как известно, не бьют.