"Прощай, умытая Россия!": Молдавия за неделю
Итоги выборов: "России долго еще придется смотреть тупо в пол и ждать, когда ее стыд надоест всем". Приднестровское урегулирование: Новые молдавские власти "не будут сходу отвергать "федерализационные идеи урегулирования". Национальный вопрос: "Безразличие правоохранительных органов к провокациям на национальной почве способствует нагнетанию страстей".
Итоги выборов: "России долго еще придется смотреть тупо в пол и ждать, когда ее стыд надоест всем"
8 августа, в ходе пресс-конференции в присутствии журналистов лидеры четырех парламентских партий - Либерально-демократической партии, Либеральной партии, Демократической партии и Альянса
MoldovaNova.md публикует все эти принципы:
1. Восстановление правового государства
- гарантирование соблюдения фундаментальных прав и свобод человека; - обеспечение свободы масс-медиа и реформирование общественных СМИ; - срочное пресечение процесса узурпации власти в стране посредством обеспечения эффективного разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и взаимодействия между ними; - обеспечение демократической функциональности государственных институтов власти; - гарантирование независимости судебной системы и завершение реформ в этой области; - реформирование силовых структур в соответствии с европейскими стандартами; - полное и объективное расследование событий апреля 2009 года посредством учреждения объективной и деполитизированной комиссии по расследованию, с привлечением независимых экспертов и представителей международных структур.
2. Преодоление социально-экономического кризиса и обеспечение экономического роста
- разработка и внедрение программы по борьбе с экономическим и финансовым кризисом; - преодоление бедности, корректное, честное и прозрачное распределение общественных средств; - оптимизация административных расходов и переориентация сэкономленных средств на социальную сферу; - либерализация экономики, ликвидация монополий и чрезмерной бюрократизированности, оптимизация налоговой и финансовой систем; - избегание грубого вмешательства государства в предпринимательскую деятельность; - восстановление и укрепление отношений с международными финансовыми институтами.
3. Децентрализация власти и обеспечение местного самоуправления
- демонтаж "вертикали власти" и прекращение практики дискриминации по политическим критериям в процессе распределения бюджетных средств и привлечения инвестиций местными властями; - обеспечение автономии местных властей в соответствии с европейскими стандартами.
4. Территориальная реинтеграция Республики Молдова
- продолжение переговорного процесса по разрешению приднестровского конфликта; - обеспечение прозрачности в процессе разрешения конфликта и нахождение жизнеспособного механизма окончательного урегулирования приднестровского конфликта.
5. Европейская интеграция Республики Молдова и продвижение взвешенной, последовательной и ответственной внешней политики
- переговоры и подписание Соглашения об ассоциации Республики Молдова с ЕС; - продвижение стратегического партнерства с США и Россией; - восстановление и укрепление добрососедских отношений с Румынией и Украиной; - отмена визового режима с Румынией и подписание Соглашения о малом приграничном трафике; - воссоздание имиджа Республики Молдова в мире и восстановление к ней доверия внутри страны и за ее пределами. (MoldovaNova.md)
Состав высшего законодательного органа не претерпел существенных изменений, 3/4 депутатов нынешнего парламента уже были избраны весною 2009-го, и около трети состояли в парламенте позапрошлого созыва, пишет "Экономическое обозрение". Средний возраст депутатов составляет 47 лет. Открывать первое заседание будет вновь старейший депутат от ПКРМ Иван Калин.
Приоритетная с 2005-го задача страны - европейская интеграция - осталась без изменений, и курс, заложенный Партией коммунистов, продолжится, продолжает "Экономическое обозрение". Правда, на качественно новом уровне. Альянс также выступает за развитие стратегических отношений с США и Россией и восстановление добрососедских отношений с Румынией и Украиной. В ближайшее возможное время будет отменен визовый режим для румынских граждан. Вторым шагом для нормализации отношений со страной-соседкой станет подписание соглашения о малом трафике на границе с Румынией. О Базовом политическом договоре между нашими странами и о договоре о государственной границе речь пока не идет. Также АЕИ выступает за строгое соблюдение положений Конституции в части постоянного нейтралитета республики.
Расправ с политическими оппонентами от ПКРМ ждать не стоит, пишет "Экономическое обозрение". По крайней мере, лидеры Альянса сейчас говорят так. Ранее оппозиционеры заявляли, что готовы предоставить гарантии личной безопасности
На учредительной пресс-конференции лидеры четырех партий заявили, что уверены в собственных способностях в преодолении политического и экономического кризиса в Молдавии, продолжает "Экономическое обозрение". Бывшие оппозиционеры настроены не менее оптимистично и в отношении выборов президента, они убеждены, что недостающие восемь голосов фракции ПКРМ будут найдены: "Это отвечает интересам страны и соответствует предвыборным обещаниям коммунистов".
Насколько прочным окажется Альянс за европейскую интеграцию? - задается вопросом "Экономическое обозрение". Помимо идеологических разночтений, существуют и технические нюансы. При голосовании в парламенте любого законопроекта необходимо большинство. Пока у АЕИ оно есть, но депутаты могут уезжать, болеть... Работоспособность парламента будет находиться под большим вопросом, вне зависимости от голосования по выборам президента. Впрочем, это дело будущего, подводит итог издание.
Результаты голосования 29 июля вытащили на свет даже не вопрос, а так, ехидное замечание - и где теперь президент России
Коммунистические пропагандисты еще не остыли от предвыборного азарта и еще с удовольствием сыплют над страной трагически-революционными оборотами. "Можно ли, - захлебываются они негодованием, - за рюмкой "чая" обсуждать будущее страны?". Так они бьют тревогу по поводу консультаций четырех партий, встречающихся в "ресторанных условиях". И здесь же о "пренебрежительном отношении" к Партии коммунистов со стороны оппозиции. "Как отреагируют, - привычно провокационно, по-гапоновски, вскидывают они руки к небесам, - на действия либералов те самые 700 тысяч избирателей, отдавших свои голоса ПКРМ?".
Сначала о простом ответе на важнейший, как им, должно быть, кажется, вопрос о волеизъявлении сторонников молдавского коммунизма и их праве на защиту "родной партии" (в нем ведь и намеки есть - а ну как выйдут все семьсот тысяч, а ну как перегородят, перероют, забастуют, "лягут на рельсы", требуя от либералов, чтобы те не позволяли пренебрегать и обзываться). Никто, господа, не выйдет, пишет "НИКА-пресс". 700 тысяч - это сегодня, пожалуй, самая аморфная часть молдавского электората. Многие из них не хотят перемен, поскольку им и так живется неплохо - не сытно, но лишь бы не было войны, не радостно за себя и за детей, рванувших на чужбину за лучшей долей, но жизнь, как показывает их опыт, вообще не очень-то радостное мероприятие... Тысяча-полторы из семисот тысяч - это жирные "красные коты". Не царское дело трястись по митингам протеста. В лучшем случае они дадут денег не харч и водку для поддержания сил кучке нанятых протестующих. А пяток тысяч чиновников, получивших из рук ПКРМ должности, найдет миллион уважительных причин (физическая немощь, больная теща в Распупенах, важные переговоры о подъеме промышленного производства страны, поднимающейся с колен), чтобы не держать на ветру непослушные кумачовые полотнища "руки прочь", "да здравствует народовластие", "даешь свободу, хлеб, работу". Так что не надо грозить "всенародным гневом". Вообще, намек на него предлагает не забывать, что коммунисты не отказались и не собираются отказываться от партийной задачи разделить страну на "своих" и "чужих". И что они не поняли самого главного, руководя Молдавией: такая, как она, страна, станет тогда полноценным государством, когда в ней будут одинаково комфортно всем, в том числе и "доморощенным румынчикам", и "политическому бомжатнику", т.е. всем, кто не согласен с "линей партии и правительства".
Пока же Молдавия гибнет, если трезво оценить поведение лидеров ПКРМ после выборов, продолжает "НИКА-пресс". Хрен вы без нас что решите. Это их лозунг, не позволяющий хоть бы на минутку оглянуться на развалинах. Вот что мы сегодня имеем. Развалины и мрак. Если страна ни разу не вздрогнула от манер коммунистов бороться с оппонентами и не разу не спросила у правящей партии: вы куда, товарищи, катитесь, запирая детей несогласных с вашей политикой в тюрьмы? И партия, объявившая себя ведущей силой, не спросила у Воронина: политические заложники - не слишком ли высокая цена за место у руля? Все молчали. Потому-то апрель стал возможен - опять заложники (уже сотни), мордобой, вранье, наглые лица партийных начальничков...
Не спросила Молдавия с ПКРМ и за тупик в приднестровском урегулировании, пишет "НИКА-пресс". Ни одно заявление (ну, ни одно) президента-коммуниста о том, как и что он намерен предпринять для "восстановления территориальной целостности" не получило практического развития. Разве не повод спросить у Кишинева за "бесцельно прожитые годы"? Молдавии коммунисты затыкали рот - не вашего ума дело, мы знаем, мы рулим, мы получили право шептаться то с Москвой, то с Брюсселем, - а она мирилась со своим молчанием.
И с чего бы Молдавия поверила (или делала вид, что в сто раз подлее) в реалии евроинтеграции, предложенной ей, как последней дуре, коммунистами, хотя обе стороны знали: ни с такими наглыми лидерами, ни с таким безропотным населением и в ЕС не попадешь, и Европу у себя не построишь, продолжает "НИКА-пресс". Такая обоюдная безответственность возможна только на развалинах страны. Вспомните недавнее советское - они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем. Нет уже такой страны. Неужели не понятно, почему она пропала? - задается вопросом агентство.
Политические страсти предвыборной эмоциональной, а местами и довольно агрессивной риторики прошедшей в Молдавии избирательной кампании, казалось бы, должны остаться позади и уступить место цивилизованному диалогу парламентских фракций по созданию дееспособной и ответственной коалиции, пишет "Независимая Молдова". К сожалению, некоторые политические формирования, среди которых Либеральная и Либерально-демократическая партии, продолжают оставаться в плену электоральных эмоций и амбиций. Яркий пример тому - создание право-либеральной коалиции с интригующим и заманчивым названием "За европейскую интеграцию".
Не в обиду будет сказано, но информация о создании коалиции напомнила старый бородатый анекдот о том, как еще при советской власти послали одного еврея в целинные земли создавать там колхозы. Спустя некоторое время он отправил в Москву телеграмму следующего содержания: колхоз создал - присылайте колхозников. Вроде бы и коалицию создали, и ключевые посты в государстве поделили между собой, за исключением, естественно, президента и премьер-министра. Но факт неучастия в этих переговорах представителей Партии коммунистов ставит над коалицией больше знаков вопроса, чем ответа, продолжает "Независимая Молдова". Не меньшее недоумение вызывает в обществе и вопрос, почему парламентская коалиция не создается вокруг партии, набравшей большинство голосов избирателей, как это принято в большинстве демократических государств?
Самым сложным вопросом, камнем преткновения, если желаете, может стать даже не вопрос избрания следующего президента Молдавии, а именно председателя правительства, пишет "Независимая Молдова". Потому что хотим мы того или нет, но главная ответственность за вывод страны из кризиса, за проведение тех экономических реформ и осуществление тех программ, которые могли бы смягчить влияние экономических катаклизмов, ложится именно на правительство. Наверное, неслучайно лидеры либеральных и демократических политформирований избегают обсуждения вопроса по кандидатуре на пост премьер-министра.
Недавно, например, все информационные каналы, в том числе и зарубежные, передавали информацию о создании право-либеральной коалиции в молдавском парламенте, продолжает "Независимая Молдова". Не чувствуется, однако, в молдавском обществе восторга по поводу создания коалиции, как незаметно было на пресс-конференции и особой радости на лицах самих "виновников торжества", даже вопреки заманчивому названию альянса: "За европейскую интеграцию".
Причина столь скептического отношения к образованной коалиции кроется, на наш взгляд, в отсутствии главного ее компонента: кто и каким образом взвалит на себя тяжелую ношу ответственности в этот нелегкий для страны период, пишет "Независимая Молдова". Да, некоторые могут возразить - в самой Декларации присутствуют слова об ответственности. Но, согласитесь, - это общие слова и понятия, которые нетрудно найти в любой декларации о создании коалиций в любом демократическом государстве. Речь идет о конкретной ответственности перед реальным сектором экономики, перед социальной сферой, бюджетниками, перед всем обществом. Потому и показались довольно странными некоторые комментарии аналитиков и политологов: мол, дело осталось за малым: проведение переговоров с парламентской фракцией Партии коммунистов по вопросу избрания нового главы государства.
Несомненно, достижение соглашения по вопросу избрания будущего президента является сегодня если не главным, то одним из основных условий политической стабильности, продолжает "Независимая Молдова". По меньшей мере, это позволит, по словам одного ведущего молдавского политолога, положить конец изнурительному избирательному кошмару в стране. Но избрание президента отнюдь не главная составляющая переговорного процесса, подчеркнем, между всеми без исключения парламентскими фракциями, по созданию дееспособной коалиции. Куда важнее разработка долгосрочных принципов взаимодействия всех ветвей власти - президента, парламента и кабинета министров - и совместная разработка аналогичной долгосрочной программы для правительства, которая должна включать в себе основные параметры путей выхода страны из финансово-экономического кризиса и предотвращения дальнейшего развала экономики страны. При создании солидной законодательной базы для экономических программ. Чтобы страна не оказалась впоследствии в незавидном положении героев классической крыловской басни.
Не менее важным является и отказ политических партий, в частности либеральной и либерально-демократической направленности, от предвыборной эмоциональной и ультимативной лексики, пишет "Независимая Молдова". Потому что, в нашем представлении, для достижения национального консенсуса разговор на ультимативных тонах неприемлем. В противном случае, мы можем оказаться в положении того самого председателя колхоза без колхозников, то бишь при власти и, одновременно, при полном ее отсутствии, подводит итог издание.
Приднестровское урегулирование: Новые молдавские власти "не будут сходу отвергать "федерализационные идеи урегулирования"
Председатель Либерально-демократической партии Молдавии (ЛДПМ), получившей второе после ПКРМ представительство в парламенте, и претендент на одну из высших должностей в новом молдавском руководстве
Наблюдатели отмечают совпадение данного заявления с созданием в Молдавии межпартийной коалиции "За европейскую интеграцию", в которую вошли ЛДПМ, ЛП, ДПМ и Альянс "Наша Молдова", продолжает "НИКА-пресс". Стратегическое стремление четырех политических организаций, к коим переходит правление страной, к сближению с
Официальный Тирасполь подтверждает свою готовность к участию во встрече переговорщиков 5 октября, действующих в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты,
День 5 октября для встречи "семерки", считает глава внешнеполитического ведомства ПМР, является во многом случайной датой, и представляется, на его взгляд, техническим отражением рутинных событий, происходящих в Европе, а также тех процессов, которые должны завершиться в Молдавии, где к названному сроку с большой вероятностью будут сформированы все высшие исполнительные и законодательные структуры власти, продолжает "НИКА-пресс". Однако, сказал министр, не в дате дело, а в создании деловой атмосферы для нового этапа дискуссий, что пока не просматривается в среде инициаторов встречи. Ястребчак допустил, что именно от посредников и гарантов, входящих в "семерку", могли бы исходить не только сигналы, но и практика, направленные на настоящую, а не мнимую, "разморозку" всего процесса. В этой связи министр оценил предстоящие консультации как малопродуктивные и предположил, что, если 5 октября обнаружится явный неуспех встречи, то легко найдутся желающие в который уже раз обвинить Тирасполь в несговорчивости, а то и в капризном характере. Мы же, сказал Ястребчак, на протяжении длительного времени отстаиваем элементарные условия ведения всего процесса: Тирасполь не на словах, а на деле должен ощутить себя, наконец-то, равно переговаривающейся стороной в "семерке" и на деле увидеть отказ отдельных ее членов от давления на него.
Вряд ли кто-то из участников формата "5+2" всерьез смотрит на возобновление 5 октября дискуссий как на возможность ликвидировать тупик в урегулировании, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Даже пресловутая "сверка часов", скрывающая за собой уточнение позиций "главных героев" переговоров - Кишинева и Тирасполя, едва ли обнаруживает причины для надежд. Им обоим уточнять-то сегодня нечего. За Кишиневом стоит закон от июля 2005 года, принятый в одностороннем порядке, т.е. без участия Тирасполя (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM Новости). За Тирасполем - сентябрьский референдум 2006 года, и понятно, что к нему Кишинев не имеет никакого отношения (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике прошёл референдум о независимости, на который было вынесено два вопроса: 1. Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации? 2. Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова? По первому вопросу "за" высказались 97,1% приднестровцев, "против" - 2,3%. На второй вопрос положительно ответили 3,4% граждан ПМР, отрицательно - 94,6% - прим. ИА REGNUM Новости). Такое положение дел в урегулировании только при поверхностном рассмотрении выглядит более или менее спокойно. Оптимисты рассматривают позиции обоих как крайние, от которых, однако, стороны рано или поздно готовы будут двинуться навстречу друг другу. Пессимисты (а их сподручнее и точнее следовало бы назвать реалистами) называют текущее состояние сторон "холодной войной". Мало того: предпринятые Кишиневом и Тирасполем шаги (кишиневский закон и ответный Тираспольский референдум) идеологически вернули обоих в начало 90-х; именно тогда они вели диалог на разных языках, торопились быть правыми, но не поняли другу друга... А потом была война. И не холодная, а самая настоящая. Сейчас не стреляют, отмечают оптимисты, и слава Богу. Пессимисты полагают, что "долгий холод" в отсутствии пока перспектив нащупать дорогу навстречу друг другу, - это плохие реалии.
Формат "5+2" - ранее он собирался, чтобы хотя бы определить дату новой встречи по урегулированию, продолжает "НИКА-пресс". Смешное, в общем-то, занятие давало повод думать о завтрашнем дне без особых тревог: а вдруг на этот раз случится долгожданное... Сегодня же "семерка" исчерпала и эту возможность. И очень может быть, что работа ее в таком режиме 5 октября приведет к простому и уместному вопросу: зачем, собственно, встречались? Формат "3+2", действующий в составе "семерки" (РФ, Украина, ОБСЕ и ЕС и США), за всю историю своего существования никогда не применял действия к Тирасполю и Кишиневу, которые следовало бы назвать принуждением к переговорам, хотя условия для взятия на себе подобной ответственности у него были. Почему так - тоже понятно. Там тоже не все гладко в отношениях, а в принципиальных взглядах на цели урегулирования они вообще расходятся. И порой трагически. Повторяемые же ими дружно лозунги о сохранении территориальной целостности, об учете интересов людей, проживающих на обоих берегах Днестра, и об обязательном мирном характере решения проблемы лишь подмораживают ситуацию, создают сомнительные поводы откладывать ответственные действия. И поэтому - принуждение к миру, вместо запоздалого уже принуждения к переговорам, похоже, становится их главной обязанностью, подводит итог агентство.
Национальный вопрос: "Безразличие правоохранительных органов к провокациям на национальной почве способствует нагнетанию страстей"
Как сообщали на прошлой неделе молдавские и зарубежные средства массовой информации, в Бельцах появились надписи антисемитского и антирумынского содержания, пишет "НИКА-пресс". Провокационные настенные призывы напомнили обывателям тихого города об осенних событиях 2008 года, когда здесь произошла стычка явно политического характера - участники митинга за европейскую интеграцию Молдавии были встречены лозунгами "Бельцы - русский город". В политических кругах северной столицы Молдавии увидели в событии связь с общей напряженной обстановкой после выборов 29 июля и считают, что в том числе и безразличие местных правоохранительных органов к происходящему способствует нагнетанию нехарактерных для города страстей.
По словам советника городского совета Бельц Аурела Филиппа, "горожане отреагировали на настенные призывы провокационного содержания, как все нормальные люди, - опять кто-то пытается раскачать ситуацию в провинции", - продолжает "НИКА-пресс". "Хотя, как мне кажется, многие догадываются, кому это выгодно. И чем дольше на стенах красуется "бей", "долой" и откровенная матерщина, тем понятнее их смысл и цели хулиганов. Никто из соответствующих служб не торопился стереть или закрасить аршинные строки, позорящие и человеческое достоинство вообще и город в частности. Правоохранительным органам были направлены запросы, кстати сказать, и не только по поводу "настенных пиктограмм". Пока ответа нет. Отреагировало только местное управление Службы информации и безопасности. Согласно ее ответу, случай не в ее компетенции. У меня и моих коллег возникает вопрос: кто должен заниматься фактами разжигания межнациональной розни и не относятся ли они к проблемам государственной безопасности?", - заявил Филипп.
Осенью прошлого года в Бельцах случилось нечто подобное, пишет "НИКА-пресс". Во всяком случае, "Бельцы - русский город" трудно отнести к первомайским призывам. О мерах к тем, кто организовал провокацию, ничего не известно. По мнению Аурела Филиппа, осеннее выступление борцов за "русскость Бельц" и последние события могут быть связаны между собой. "Я даже смею утверждать, что за ними стоят одни и те же конкретные люди и политические организации. Они же, а это можно было бы подтвердить в правоохранительных органах, планировали атаку на участников городского митинга 7 апреля, ставящих под сомнение результаты парламентских выборов в стране. Что-то их остановило. Наверное, то, что Бельцы - маленький город, все друг у друга на виду. И кто имеет моду пускать в ход кулаки, когда нет аргументов, здесь хорошо известны. В городе есть люди, готовые предоставить правоохранительным органам необходимую информацию обо всех трех случаях, а также и о фактах, предшествующих недавним событиям. Думается, так называемый бытовой антисемитизм в исполнении конкретных лиц, принадлежащих двум конкретным политическим формированиям, и последующее появление на стенах известных призывов, связаны между собой и способны заинтересовать местные и республиканские структуры", - подвел итог бельцкий муниципальный советник.
Справка ИА REGNUM Новости: В начале августа во втором по величине городе Молдавии - Бельцах (север страны) на стенах домов и заборах появились многочисленные надписи ксенофобского характера. Неизвестные лица сделали на стенах домов и заборах надписи "Смерть жидам!", "Жиды - суки!", "Мы не румыны!", "Бельцы - русский город!", "За Русь святую!", "RUS&MD = братья славяне!" Комментируя данный инцидент, председатель бельцкого еврейского общества