Тридцатитрехлетний дагестанский журналист Малик Ахмедилов, убитый в Махачкале 11 августа, был ответственным секретарем газеты "Хакикат" ("ХIакъикъат" - "Истина"), учрежденной правительством республики и выходящей на аварском языке (на нем говорит более полумиллиона жителей Дагестана). Также он самостоятельно издавал газету "Согратль", на полосах которой публиковались материалы на русском, литературном аварском и на диалекте аварского, на котором говорят в Согратле - родном селе Ахмедилова. Об этом ИА REGNUM Новости рассказали коллеги убитого - дагестанские журналисты.

Напомним, что Ахмедилов был убит, когда выходил из собственного дома в дачном поселке на севере Махачкалы. Преступники, произведшие по нему несколько смертельных выстрелов, находились в автомашине с тонированными стеклами. На ней же они скрылись с места преступления.

"На Ахмедилове во многом держался выпуск газеты "Хакикат", - рассказал ИА REGNUM Новости издатель дагестанского еженедельника "Черновик", гендиректор ООО "Свобода слова" Хаджимурат Камалов. - Это был высокообразованный человек, знавший два иностранных языка. В течение полугода он стажировался в Германии по президентской программе. Газета "Согратль", которую он выпускал, поднимала много тем правозащитного характера. В частности, Ахмедилов был одним из первых, кто встал на защиту Ханали Умаханова (житель Дагестана, в 2003 году задержанный по подозрению в организации теракта в Каспийске 9 мая 2002 года, однако в 2005 году оправданный присяжными по всем пунктам обвинения, кроме одного, которое было снято Верховным судом РФ в 2007 году; позднее Советский суд Махачкалы удовлетворил иск Умаханова о выплате компенсации морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности - ИА REGNUM Новости). Также он много публиковался по различным дискуссионным вопросам ислама, включая раздельное обучение мальчиков и девочек в школах (считал это вещью полезной, но не выдвигал настоятельных требований такого рода) и другие. Не строю гипотез о заказчиках, но это огромная потеря для всего дагестанского общества".

Источники ИА REGNUM Новости в журналистской среде Дагестана, в частности, отмечают, что республиканская газета "Хакикат", являясь государственной, неоднократно за годы работы в ней Ахмедилова публиковала материалы на исламские темы, и они не всегда были целиком созвучны позиции Духовного управления мусульман Дагестана. Ахмедилов также принимал активное участие в жизни сообщества выходцев из села Согратль. Ниже фрагмент ответа Ахмедилова на реплику одного из пользователей на форуме газеты "Согратль" в 2005 году: "Я с тобой не согласен в том плане, что ты делишь нашу молодежь на городских и сельских. Я их делю на наших и не наших. И ценности у нас должны быть одни. Иначе у нашего родства нет перспективы. У меня четкая, конкретная позиция и я ее никогда не скрывал. Будем считать, что согратлинец - это наша национальность. А национальность определяется не происхождением или собственным выбором, а языком мышления, воспитанием и культурой".

"Убийство Ахмедилова будет иметь дополнительный резонанс потому, что он выходец из Согратля - села, которое во многих отношениях занимает в Дагестане особое место, - отмечает заместитель главного редактора ИА REGNUM Константин Казенин. - Согратль, например, был центром восстания дагестанцев против царизма в 1877 году, наиболее серьезного вооруженного выступления горцев Восточного Кавказа после поражения имама Шамиля. Сейчас согратлинцев особенно много среди дагестанской интеллектуальной элиты, среди руководителей СМИ. Не сказал бы, что они образуют какую-то действенную политическую общность, но присутствие "согратлинского фактора" в активной части дагестанского социума очевидно. Очевидно оно и в судьбе Ахмедилова. Он - не первый убитый медиа-менеджер из Согратля: в августе 2008 года в Махачкале был застрелен односельчанин Ахмедилова Гаджи Абашилов, на тот момент гендиректор ГТРК "Дагестан", входивший, как считается, в "ближний круг" президента Муху Алиева. Выступления по исламским вопросам газет, в выпуск которых значительную лепту вносил Ахмедилов, имели дополнительное значение как раз потому, что не всегда полностью совпадали с точкой зрения республиканского Духовного управления. А там значительную роль играют аварцы, но не согратлинцы, а выходцы из Гумбетовского района. Речь не о простой "местечковой" солидарности, а о роли горских диаспор, получивших наибольшее влияние в сферах, связанных с идеологией и общественной жизнью. Трагедия, случившаяся сегодня в Махачкале, вероятно, будет воспринята в этом контексте, потому что в этом контексте шла значительная часть деятельности Ахмедилова. Хотя, конечно, невозможно предположить, что с этим были хоть как-то связаны реальные мотивы убийц".