Группа художников и искусствоведов, творческие мастерские которых распложены в центре Москвы по адресу: Пречистенка, 32/1 строения 2 и 7, провела 5 августа пресс-конференцию в ходе которой был выражен протест против попытки их выселения, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости. Во дворе перед входом в мастерские была развернута импровизированная выставка.

В мастерской Саввы Ямщикова. Фото «Архнадзор»

Свою акцию протеста художники посвятили памяти скончавшегося 19 июля знаменитого реставратора, искусствоведа и общественного деятеля Саввы Ямщикова, который в течение многих лет был их соседом, занимая одну из мастерских.

Помещения, которые последние тридцать лет используются под творческие мастерские, расположены в надворных постройках памятника архитектуры федерального значения - бывшей усадьбы Охотниковых, более известной как Поливановская гимназия, благодаря размещавшемуся там во второй половине XIX - начале XX в. учебному заведению. Изогнутые полукругом строения (циркумференция) образуют уютный замкнутый двор позади главного дома усадьбы.

По словам живописца Василия Вдовина, комитет по культурному наследию Москвы уведомил Московский союз художников, арендовавший эти помещения, о расторжении охранно-арендного договора. Попытка Саввы Ямщикова урегулировать данный вопрос не принесла результата. Не смотря на полученные им устные заверения руководителя Москомнаследия Валерия Шевчука в том, что его ведомство заинтересовано в сохранении творческих мастерских во дворе Поливановской гимназии, художники, снимающие помещения у Союза художников на правах субарендаторов, получили подписанное заместителем Шевчука Романом Рыбало предписание покинуть мастерские на Пречистенке в срок до 15 августа.

В поддержку позиции художников выступило общественное движение "Архнадзор". Как сообщил ИА REGNUM Новости координатор "Архнадзора" Рустам Рахматуллин, градозащитники встревожены дальнейшей судьбой одной из лучших городских усадеб, еще сохраняющей дух старой Москвы.

"Мы не знаем, есть ли за нынешними событиями интрига потенциальных инвесторов, но мы знаем, что бывает, когда инвесторы приходят на такие места, - отметил Рустам Рахматуллин. - Органы охраны памятников охотно третируют законопослушных граждан, якобы недоплачивающих налоги, но с теми, кто в состоянии платить по коммерческим ценам, с теми, кто достает из рукава купленные технические экспертизы, настаивает на строительстве новоделов, выкапывает подземные парковки и проектирует перекрытия дворов, они не умеют справляться".

В "Архнадзоре" также подчеркивают значимость сохранения уникального культурного феномена, сложившегося на территории усадьбы, который покойный Савва Ямщиков сравнил с парижским Монмартром.

"Ценность этой усадьбы не исчерпывается архитектурой, - пояснил Рустам Рахматуллин. - Здесь, в гимназии Льва Поливанова - одного из популярнейших педагогов своего времени, учились Владимир Соловьев, Борис Бугаев (Андрей Белый), Максимилиан Волошин, Александр Алехин, дети Льва Толстого. Этот двор помнит их отроческие голоса. В последующие сто лет дом и двор сохранили культурную функцию. В доме располагаются музыкальная и художественная школы, а во флигелях - мастерские художников. Лучшего и желать нельзя".

Художники и градозащитники выразили надежду на то, что городские власти осознают высокую культурную ценность творческого анклава, существующего на территории Поливановской гимназии, и сохранят его вопреки расчетам сиюминутной коммерческой выгоды.