"Левый марш".

(Время_МН 23.05.03. Д.Чернов)

На вчерашней пресс-конференции под лозунгом "Правда о выборах мэра Норильска" был аншлаг. Однако разговор представителей норильских профсоюзов с прессой больше напоминал признание в собственном бессилии.

Журналисты хотели получить от руководителей предвыборного штаба Валерия Мельникова ответ на единственный вопрос: как кандидат, победивший в первом туре и которого поддерживает часть местных профсоюзов, оказался замешан в финансовом скандале?

Напомним, что именно за превышение расходов на 600 тысяч рублей разрешенных законом денежных средств на предвыборную кампанию избирком Норильска снял кандидатуру Мельникова перед вторым туром выборов.

В свою очередь, представители Мельникова стали жаловаться журналистам на беспрецедентную по своим размахам грязную предвыборную борьбу, в которой задействована власть денег и весь чиновничий административный ресурс. Плюс ко всему "Норникель" лихорадит сейчас из-за раскола профсоюзных организаций: из 70 тысяч членов профсоюзов, как признался "Времени МН" зампредседателя местной федерации профсоюзов Владимир Дрямов, в его организации состоят 15 тысяч человек. Следовательно, если федерация Дрямова и поддерживала Мельникова на выборах, то понятно, почему ему не хватило голосов в первом туре.

Другая проблема заключается в идейной стороне прошлых выборов. Мельников и поддерживающие его профсоюзные деятели делали основной упор на обещания улучшения уровня жизни горняков в случае его победы. Возможно, что как раз левая риторика предвыборной кампании и помешала фавориту гонки занять кресло мэра еще в первом туре. К тому же вчера профсоюзные лидеры заявили, что впредь им самим придется идти в политику, не исключив своего участия в предстоящих парламентских выборах. Любопытно, что при этом профбоссы не исключают своего объединения с коммунистами.

Тем временем Мельников собирается продолжить борьбу за мэрское кресло, как только избирком назначит дату нового голосования. Впрочем, успех Мельникова на прошедших выборах многим кажется довольно сомнительным: по данным опросов, его готова поддержать одна седьмая часть избирателей, а две трети электората вообще не собираются идти на выборы.

"Облигация манит".

(Время_МН 23.05.03. А.Хохлов)

Администрация Хлопонина занимает у народа полтора миллиарда рублей

Главное финансовое управление Красноярского края объявило о начале конкурса на "определение организатора облигационного займа". Как говорится в официальном сообщении, краевые ценные бумаги должны быть выпущены в сентябре этого года, номиналом по тысяче рублей каждая. Общий объем эмиссии составит 1,5 миллиарда рублей. Доходность облигации к ее погашению, по словам заместителя начальника управления Руслана Щербатюка, не превысит 18 процентов годовых. Как полагают красноярские аналитики, это достаточно выгодные условия, потому что ни один из местных банков не предлагает за операции с отечественными деньгами больше восьми процентов. Победитель конкурса будет назван через десять дней - с ним заключат так называемый государственный контракт.

Интрига экономического новшества хлопонинской администрации состоит в том, что губерния до вчерашнего анонса не вела переговоров ни с одним финансовым учреждением, и, таким образом, создана полная видимость объективности конкурса. А де-факто будущий триумфатор известен, можно сказать, на 99 процентов: это самый сильный в регионе Росбанк, который еще называют кошельком "Интерроса". Представители этого финансового института уже презентовали в Красноярской мэрии три месяца назад облигационную программу, и вскоре после этого администрация краевого центра объявила о выпуске ценных бумаг на сумму 700 миллионов рублей. Тогда же в коридорах власти заговорили о том, что потенциально богатый Красноярск автоматически становится вечным должником крупной финансово-промышленной группы, потому что местные банкиры уже предупредили мэра о недопустимости занимать у Росбанка более полумиллиарда: покрытие "кассового разрыва" ради немедленной выплаты жалованья работникам бюджетной сферы неминуемо обернется кабальными процентами.

Интересно, что и краевая казна, чьи доходы на текущий год запланированы в сумме 18477 млн рублей, а расходы - 19932 млн, точно так же, как и городская, полностью закрывает бюджетный дефицит размером облигационного займа. Вопреки предвыборным обещаниям Александра Хлопонина сотни тысяч врачей, педагогов и других потребителей бюджетного кошта не всегда получают заработную плату своевременно, хотя огромные долги перед ними удалось сократить. Именно поэтому краевая администрация и решила выпустить облигации. Как будут потрачены средства, вырученные от продажи ценных бумаг, Руслан Щербатюк не сообщил.

"Научить все избиркомы не высовываться".

(Газета 23.05.03. И.Саськов)

"Научить все избиркомы не высовываться" намерена ЦИК на примере Красноярска

Сегодня в условиях строжайшей секретности в Красноярске завершит свою работу находящаяся здесь вот уже целую неделю специальная контрольно-ревизионная комиссия ЦИК РФ. Представители этой комиссии Наталья Жарова и Дина Шевченко доставят в Москву данные о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности краевой избирательной комиссии прошлого состава во главе с ее бывшим начальником Георгием Кострыкиным. Напомним, что в сентябре прошлого года крайизбирком под руководством Кострыкина отказался признать итоги прошедших в крае досрочных губернаторских выборов, на которых победил Александр Хлопонин. В конфликт был вынужден вмешаться глава ЦИК Александр Вешняков, обвинивший комиссию в "саботаже и непрофессионализме" и через суд заставивший признать Кострыкина победу Хлопонина. В декабре 2002 года по решению суда избирком был распущен, а вместо него сформирован новый. В течение недели специальная комиссия ЦИК тщательно проверяла, как прежним составом крайизбиркома расходовались средства из федерального бюджета. К работе была также подключена Счетная палата Красноярского края. К удивлению многих, члены комиссии Наталья Жарова и Дина Шевченко проводили проверку в условиях строжайшей секретности. Правда, новый глава крайизбиркома Константин Бочаров объяснил, что это плановая проверка, поскольку крайизбирком на 40% финансируется из федерального бюджета. Но подчеркнул, что, "если ревизоры выявят какие-либо нарушения, будет решаться вопрос о доле ответственности в этих нарушениях бывшего главы крайизбиркома Георгия Кострыкина и главного бухгалтера". Сам Кострыкин, который вчера вступил в новую должность - заместителя начальника управления профессионального и дополнительного образования при администрации края, - никак не прокомментировал проверку ЦИК. Он лишь заметил, что ревизоры с ним не встречались и к проверке не привлекали. Тем временем ряд местных политиков заявили о заказном характере проверки. Например, депутат заксобрания края Олег Пащенко считает, что "комиссия приехала обязательно найти какие-то недостатки в работе Кострыкина". "Их цель - доказать, что эта бывшая комиссия ударилась в политику, не соблюдая элементарных рабочих вещей", - уверен депутат. А Надежда Сафонова, депутат Красноярского горсовета, полагает, что "ЦИК намерена на примере крайизбиркома научить все избиркомы России не высовываться". Однако, по данным Газеты, проверяющие обнаружили в работе ведомства Кострыкина лишь небольшие финансовые, бухгалтерские и юридические нарушения. По словам источника в новом составе крайизбиркома, "в результате проверки могут последовать незначительные административные взыскания, не более того".

"Норильск не придаток комбината".

("Красноярский рабочий" 23.05.03)

В ходе рабочей поездки в Норильск губернатор края ознакомился с политической ситуацией, которая сложилась в связи с несостоявшимися выборами главы заполярного города.

По мнению Александра Хлопонина, серьезную обеспокоенность вызывает то, что из-за катавасии с выборами произошла миграция команды, смена руководителей. Нынешняя городская администрация не может работать в полную силу, так как не видит ясной перспективы. Эта неопределенность порождает целый пласт проблем. "Думаю, чтобы урегулировать ситуацию, я должен буду вмешаться в ближайшее время",- сказал губернатор.

Кроме того, Хлопонин сообщил журналистам, что на встречах с руководителями Норильска обсуждалась социально-экономическая ситуация, рассматривалось исполнение бюджета города в этом году, ход подготовки к юбилею города и проведению летней отпускной кампании. Александр Хлопонин отметил: "По результатам встреч я могу сказать, что городская администрация работает качественно, претензий к ней у меня пока нет. Есть вопросы по увеличению кредиторской задолженности в этом году, но с этим мы будем разбираться дополнительно. Есть позитивный вывод, который я для себя сделал. Сегодня город созрел для того, чтобы стать самостоятельно действующей фигурой на норильской площадке, а не быть придатком комбината. На мой взгляд, сегодня функция комбината - это обеспечение в полном объеме налоговых поступлений, а все остальные проблемы должна решать городская власть. Последние выборы показали именно это - люди хотят самостоятельности".

"Право. Порядок".

(Михаил Мишкин "Новые времена" 23.05.03)

В краевом центре набирает силу скандал, связанный с краевым фондом "Правопорядок". Группа депутатов Законодательного собрания края, возглавляемая руководителем одной из комиссий Алексеем Клешко, начавшая проверку деятельности фонда, более трех часов провела перед входом в здание фонда, удерживаемая охраной. Парламентарии, по их собственному заявлению, хотели "просто посчитать количество комнат в офисе". Через несколько дней депутатов внутрь пустили, однако, как принято говорить, "ложечки-то вернули, а осадок-то остался".

Напомним, во время последней сессии Законодательного собрания края депутаты выступили с инициативой о создании специальной комиссии по проверке законности деятельности фонда. Основанием для этого послужили результаты многочисленных финансовых проверок, которым подвергался фонд со стороны краевой Счетной палаты. А в последнее время руководитель "Правопорядка" Евгений Кротов начал в открытую угрожать одному из депутатов ЗС, журналистке Марине Добровольской, которая в настоящее время ведет самостоятельное расследование деятельности фонда.

По словам депутатов, которые нанесли неожиданный визит в здание, которой занимает "Правопорядок" (и которое находится в краевой собственности), цель их была очень простой - ознакомиться со штатным расписанием фонда и просто "осмотреть помещение". Однако парламентариев не пустили даже во внутренний дворик здания. Охрана фонда отказывалась открывать ворота, утверждая, что руководителя фонда Евгения Кротова нет на месте, а без него визитерам в "Правопорядке" делать нечего.

Парламентарии, возмущенные нарушением своих прав, прописанных в законе Красноярского края "О статусе депутата", согласно которому депутат имеет право беспрепятственного доступа во все государственные учреждения, вначале пытались убедить охранников, что те совершают противозаконные действия. Те же попросту отказывались разговаривать, тогда глава делегации Алексей Клешко вызвал по телефону первый наряд милиции. Через некоторое время милиция в лице нескольких высокопоставленных чинов прибыла на место конфликта. Следующие полчаса прибывшие и присутствующие посвятили публичному чтению краевого законодательства (все происходило на глазах у сотен прохожих) и спору относительно того, что считать "беспрепятственным проходом". Милиция утверждала, что подобная формулировка предусматривает обязательное согласие на "проход" милиции и работников охраны, депутаты не соглашались с этим.

В итоге все закончилось мирно, но безрезультатно. Милицейские чиновники, отказавшись представиться, заявили, что они "не уполномочены давать комментарии", равно как и не уполномочены "заставить охрану здания впустить депутатов". Но согласились составить протокол об административном нарушении со стороны сотрудников охраны. За это время руководство фонда успело покинуло офис. Внутрь так никто и не попал.

Один из депутатов-визитеров, член фракции "За Лебедя!" Юрий Швыткин, заявил журналистам, что "...кому-то очень невыгодно, чтобы прошла проверка в фонде. Если нашей работе противодействуют, значит, мы идем по правильному пути. Думаю, у некоторых земля под ногами уже горит". Между тем следующий шаг депутатского корпуса спрогнозировать довольно легко. Скорее всего, уже на ближайшей сессии Законодательного собрания депутаты внесут в повестку вопрос о полной приостановке финансирования фонда.

В последние несколько дней в Красноярске появилась информация о том, что инициатором конфликта вокруг "Правопорядка" выступил еще один депутат ЗС - Анатолий Быков. Истинных целей Быкова в этой истории называют несколько. Но главная - это собственно контроль над фондом. Если удастся провести в руководство "Правопорядка" лояльных ему людей, Быков вновь может получить в свои руки мощнейшие рычаги влияния на всю правоохранительную систему края. Правда, выглядит это в свете практически полного отсутствия политических амбиций у того же Быкова достаточно странно. Больше это похоже, скорее, на так называемый "отыгрыш". Когда "Правопорядок" действительно решили проверить, стоящие за Кротовым люди решили превратить ситуацию в политический фарс. И, надо признать, у них это получилось. Кротов пока на месте. Один из инициаторов проверки - депутат Юрий Швыткин - изгнан из рядов "лебединцев", по списку которых он прошел в ЗС, Тот же Алексей Клешко старается все реже и реже вспоминать о том, что он когда-то хотел "посчитать число офисов" в здании фонда. Про выводы Счетной палаты и результаты ее проверки фонда в итоге вообще никто не вспоминает.

"Норильские миллионы - бюджету края".

(Пресс-служба ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" "Вечерний Красноярск" 23.05.03)

По данным финансовых служб Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель", в первом квартале компания перечислила в бюджет Красноярского края 1421,3 млн рублей налоговых платежей и сборов, что в три раза больше показателей аналогичного периода прошлого года. В бюджет единого муниципального образования "Город Норильск" за первый квартал перечислено 1128,9 млн рублей, или 90 процентов от общей суммы налоговых доходов городского бюджета.

Как отметил первый заместитель директора - первый заместитель председателя правления ЗФ ОАО ГМК "Норильский никель" Виктор Томенко, компания "по-прежнему демонстрирует высокий уровень ответственности перед территорией". "Норильский никель" работает хорошо, напряженно, ответственно, - подчеркнул Виктор Томенко. - Наша компания является основой социально-экономической стабильности в регионе, соответственно мы в ответе за благополучие десятков тысяч работников бюджетной сферы и их семей".

"В плену ограниченных возможностей".

(Виталий Кузнецов "Наш край" 23.05.03)

Развитие цивилизации, как известно, пагубно для окружающей среды, которая требует равноценных затрат на ее сохранение. В противном случае нарушенное равновесие чревато коллапсом. Природа - не храм, а мастерская. И человек в ней работник - утверждал герой классической литературы еще на стыке двух минувших веков. На пороге третьего тысячелетия обострился вопрос: каков же он - работник, а в условиях рыночной экономики - законный хозяин несметных природных богатств?

В понедельник, 19 мая, члены постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного Собрания Красноярского края заслушали отчет о деятельности Управления природных ресурсов администрации края в 2002 году.

По словам начальника управления Алексея Колчина, в прошлом году значительно сократилось финансирование в сфере природопользования. Всего из бюджета было выделено 184 миллиона рублей, что составило 28,7 процента от заявленных средств. Это не могло не сказаться на результатах деятельности управления. В частности, нехватка средств привела к неполному выполнению программы лесовосстановления. Текущий год также характеризуется значительным сокращением ассигнований на природопользование и охрану окружающей среды. Однако Колчин надеется привлечь дополнительные доходы в бюджет, а значит, и в управление, путем активизации системы лицензирования предприятий, занимающихся разработкой природных ресурсов.

Юрий Мальцев, консультант совета экспертов при постоянной комиссии, более категоричен. По его словам, работа управления по природным ресурсам в 2002 году была совершенно неэффективной. Отмечено снижение показателей по большинству направлений. Не выполнен ряд первоочередных задач. Практически не велась разработка природоохранного законодательства. Так, нормативная база в рыболовстве разработана еще в конце 70-х годов прошлого века и, естественно, не учитывает современных реалий и требований времени. Это не могло не сказаться на увеличении масштабов браконьерского лова на территории края. В результате официальный лов меньше браконьерского в четыре раза.

Впрочем, депутаты решили не давать крайних оценок. Они признали некоторый спад деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, однако отметили, что явление имеет объективные причины. Прежде всего, в прошлом году во главе края находились три администрации. В течение всего года структура управления несколько раз подвергалась изменениям, что не могло не сказаться на качестве работы.

Недостаток финансирования депутат ЗС Раиса Кармазина предлагает компенсировать борьбой с неплательщиками за наносимый окружающей среде вред.

По словам Алексея Колчина, только два предприятия края вносят экологические платежи. Законного способа заставить платить остальных, говорит Колчин, нет. На федеральном уровне не разработаны нормы и механизм, позволяющие это сделать. Однако Кармазина считает, что такая возможность есть. "Почему не останавливаете производство? Пару дней простоит, например, алюминиевый завод, сразу заплатят", - считает Раиса Кармазина. Впрочем, депутат не уточнила, каким образом управление природных ресурсов должно останавливать производство. И надо ли для этого вводить на завод ОМОН.

Среди других упущений члены комиссии считают недоработанным проект краевой целевой программы "Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы в Красноярском крае на 2003-2005 годы". Депутаты провели предварительное обсуждение проекта краевой целевой программы "Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы в Красноярском крае на 2003-2005 годы". После короткого обсуждения депутаты согласились с экспертно-правовым управлением ЗС в том, что программа поверхностна. В предложенном проекте программы не учитывается целый ряд направлений. Многое обозначено только в общих чертах. Учтены только объекты, работы на которых закончатся в 2003 году. Поэтому, считают специалисты экспертно-правого управления, нельзя говорить о целевом характере программы. Впрочем, депутаты решили одобрить проект в целом и поручить управлению природных ресурсов края доработать его в кратчайшие сроки. Уже на пятницу намечено совместное заседание 3-5 постоянных комиссий ЗС, где программа будет рассмотрена более подробно.

Депутаты обсудили также бедственное положение Музея геология Центральной Сибири. Они сочли проблемы временными и высказали намерение оказать посильную помощь в их решении.

А основных проблем, по словам директора музея Виктора Совлука, две: отсутствие помещения и скудность финансирования. Фактически музей не имеет собственного помещения. Из недвижимого имущества за музеем зарегистрирован только гараж. Основные музейные фонды хранятся в здании, принадлежащем Министерству природных ресурсов России. Движимое имущество музея оценивается в три миллиона рублей. Коллекционный фонд - 1459 экземпляров, собранных красноярскими геологами с 1943 года. Проблема отсутствия у музея собственного помещения обострилась из-за законного желания коммунальщиков подписать договор на обслуживание здания. А подобный договор может быть подписан только с хозяевами объекта, то есть с Министерством природных ресурсов.

Вторая проблема - деньги. За три года из бюджета края на нужды музея было направлено 8,5 миллиона рублей. Более четырех миллионов заработаны своими усилиями. На сегодняшний день кредиторская задолженность составляет 470 тысяч рублей, дебиторская, из краевого бюджета, - 1,2 миллиона рублей. Из-за невыполнения краем своих обязательств музей оказался не в состоянии рассчитаться с кредиторами, в итоге с января 2003 года здание оказалось без тепла и электричества. Из-за невыплаты заработной платы весь коллектив (18 человек) уже полтора месяца находится в вынужденном отпуске.

Члены постоянной комиссии приняли решение сохранить музей (в России подобных музеев еще только три). Прежде всего, необходимо обеспечить музей собственным помещением. Решено до конца года выделить Музею геология Центральной Сибири здание.

"Будущее в свете проектов".

("Вечерний Красноярск", 23.05.03, Алена Позднякова)

В конце прошлой недели в красноярском доме журналиста состоялась общественная защита проектов концепции молодежной политики Красноярского края.

С 1 марта по 30 апреля 2003 года комитет по молодежной политике администрации Красноярского края проводил открытый конкурс аналитических докладов и стратегических разработок по общей теме: "Красноярский край в XXI веке: концепции молодежной политики". Основном идеей конкурса было привлечение к разработке краевого закона тех, для кого, собственно, он и должен быть создан.

После предварительного отбора поступивших в комитет проектов на соответствие требованиям конкурса к рассмотрению экспертным советом было допущено 8 аналитических докладов. Экспертиза проектов выявила две основополагающие тенденции, а именно: высокий уровень представленных на конкурс работ и отсутствие единого взгляда на будущее края. Позиции, обозначенные в докладах, отразили широкий спектр взглядов на формирование современной молодежной политики: от жестко государственных до праволиберальных, иначе говоря - от тотального контроля государством сферы молодежной политики до полного невмешательства в дела молодежи. Таким образом, конкурс явился, в том числе, и своеобразным социологическим срезом, показавшим реалии переходного этапа от общества тоталитарного типа к обществу гражданскому.

По итогам работы экспертного совета, в который вошли депутаты Законодательного собрания Алексей Клешко и Светлана Андронова, председатель комитета по молодежной политике администрации Красноярского края Виктор Чайка, заместитель губернатора Красноярского края Юрий Олейников, представители региональных отделений партий "Единая Россия" и СПС, лучшими были признаны четыре работы: проект Нины Давыдовой, проект творческой группы в составе Юлианы и Галины Федяевых и Сергея Ермакова, проект интеллектуального дуэта Александра Овчинникова и Тимура Алмабекова и проект ресурсного центра "Альянс", в разработке которого участвовали Ольга Курнаева, Светлана Миронова и Андрей Сперанский. После общественной защиты докладов члены экспертного совета огласили следующие итоги: первое место было решено не присуждать никому, зато появилось два вторых места, которые заняли Нина Давыдова и творческая группа Александра Овчинникова и Тимура Алмабекова, которые в качестве приза получили по восемь тысяч рублей. Третье место и шесть тысяч рублей было решено присудить Юлиане Федяевой.

Депутат Законодательного собрания Алексей Клешко предложил юным проектировщикам доработать свои концепции с учетом тех замечаний, которые были сделаны, и вынести их на общественное обсуждение. Также он заверил, что часть этих проектов войдет в концепцию молодежной политики Красноярского края.

- Я очень доволен качеством проектов. Особенно радует то, что проектировщики акцентировали свое внимание на инновационных процессах в развитии общества. Прозвучали интересные предложения о введении моды на активную жизненную позицию, о формировании образа новых героев. Правда, в проектах охвачена не вся рамка регионального развития, но это не только их вина. У нас до сих пор нет мест, кроме краевой администрации, где бы открыто обсуждалось реальное положение дел в крае, и в связи с этим в молодых умах по сей день живет множество мифов о регионе, которые не совпадают с реальностью. Теперь, я думаю, что, написав проекты и столкнувшись с рядом трудностей, ребята начнут трезво смотреть на жизнь; и пусть они будут уверены: главные их идеи и пожелания нами услышаны, - сказал А. Клешко.

"Левый" бизнес энергетиков".

("Вечерний Красноярск", 23.05.03, Антон Видишев)

Счетная палата Красноярского края завершила проверку финансируемой из краевого бюджета деятельности Региональной энергетической комиссии в 2001 и 2002 годах и правомерности установленных тарифов для населения и предприятий края за электроэнергию и тепло. В среду результаты этой работы были представлены на заседании комиссии Законодательного собрания края по промышленности и ЖКХ. Вывод, который можно сделать из информации СП, прост: пользуясь запутанностью системы установления тарифов и собственной вседозволенностью, "Красноярскэнерго" дурит весь Красноярский край и делает на этом неплохие деньги.

Аудиторы Счетной палаты выяснили, что ОАО "Красноярскэнерго" при расчете своих расходов на передачу электроэнергии игнорирует постановление ФЭК РФ, на основании которого и должны проводиться эти самые расчеты. Проще говоря, "Красноярскэнерго" по щучьему велению, по своему хотению завышает собственные расходы. Так было в 2001-м, причем энергетики даже не удосужились предоставить расчет структуры собственных потерь при передаче энергии.

Зачем энергетики это делают? Затем, чтобы потом собственные завышенные расходы включить в стоимость тарифа, который устанавливается для потребителей.

Однако уже в 2002-2003 годах "Красноярскэнерго" начало прислушиваться к рекомендациям как ФЭК, так и РЭК. Но, несмотря ни на что, собственные расчеты энергетиков, на основании которых и принимается решение об изменении тарифа, все равно остались завышены. На 20,5% в 2002 году и 21,7% в 2003-м.

Интересно, что в состав затрат "Красноярскэнерго", которые включены в тарифы, входит финансирование территориального управления Красноярского государственного энергонадзора. 52,6 миллиона рублей в 2001-м, 58,8 млн в 2002-м и 60,1 млн в 2003 году. Однако, по определению Верховного суда РФ от 2001 года, включать эти затраты в структуру тарифа энергетики не имеют права.

В обход рекомендациям ФЭК, в состав затрат "Красноярскэнерго" включает возмещение потерь перепродавцов электроэнергии (в 2003 году эта сумма составила 310 миллионов рублей).

Вообще, по расчетам Счетной палаты, 30% затрат "Красноярскэнерго" - это абонентская плата РАО "ЕЭС России", капитальные вложения, расходы на социальные программы и так далее.

С учетом всего вышесказанного Счетная палата делает весьма интересные выводы о том, что потребность в финансовых средствах, которые включены в тарифы, завышена в 2001 году на 234,6 миллиона рублей, в 2002-м - на 1 миллиард 34,5 миллиона (!), в 2003-м - на 832 млн рублей. Все это те деньги, которые потребители переплачивают энергетикам.

По данным аудиторов СП, завышение среднего тарифа в 2001 году составило 2,6%, в 2002-м - 9,8% и в 2003-м - 7,4%.

Однако стоит отметить, что, по расчетам Счетной палаты, тарифы завышены для отдельного рода потребителей, к которым не относятся население и очень крупные потребители энергии.

Странным в этой ситуации выглядит решение комиссии Заксобрания, которая "рекомендовала Совету администрации изыскать средства для проведения независимой аудиторской проверки. Эту проверку провести до рассмотрения краевого бюджета 2004 года, при разработке которого учесть результаты проведённого аудита по обоснованности утверждённых ОАО "Красэнерго" тарифов на электрическую и тепловую энергию".

Зачем проводить дополнительный аудит (интересно, это же какой по счету он будет?), если всего вышеперечисленного уже хватает для начала локальных военных действий против "Красноярскэнерго"? Может, депутатам нравится, что потребители электроэнергии переплачивают за нее? Или, что, наверное, самое правильное, никто в крае не в силах реально бороться с завышенными тарифами и все происходящее лишь видимость...