Концерн "Крайслер", возможно, въедет на Балтику: обзор калининградских СМИ с 20 по 24 мая 2003
Калининградские СМИ бурно комментировали ратификацию договора о российско-литовской границе. Накануне заседания нижней палаты Федерального собрания председатель думского международного комитета, спецпредставитель президента РФ по проблемам Калининградской области Дмитрий Рогозин заверил, что договор будет ратифицирован. Ему вторил спикер Госдумы Геннадий Селезнев, заявивший перед заседанием парламентариев журналистам: "Дума обязана ратифицировать договор о госгранице между РФ и Литвой, чтобы не осложнять жизнь калининградцам" ("Калининградская правда"). Как сообщила "КП-Калининград" сотрудник пресс-службы Госдумы Людмила Нефедова, за ратификацию первого документа высказалось 254 депутата при 144 против, за ратификацию второго - 269, против - 144.
"Обсуждение договоров проходило бурно, а подчас и очень жестко и длилось около трех часов, - отметила Л. Нефедова. - В результате против ратификации высказались коммунисты, аграрии и некоторая часть депутатов фракции "Регионы России". За - "Единство", СПС, "Яблоко", ОВР и фракция "Народный депутат". Кстати, депутат от Калининградской области Владимир Никитин выступил категорически против ратификации. "Многочисленные заявления о том, что все проблемы упрощенного транзита российских граждан через Литву решены, расходятся с фактическим положением", - утверждает В. Никитин. - Теперь во всем, что касается сообщения России с Калининградской областью, мы становимся заложниками, вынуждены будем уповать только на добрую волю Литвы и Евросоюза. Можно смело предположить, что новые ультиматумы со стороны Литвы еще впереди. Вступив в Евросоюз и в НАТО, она спокойно может ввести визы, а может пойти и на еще более жесткие ограничения транзита в Калининград" (Росбалт). Таким образом, пишет "Комсомольская правда-Калининград", в течение трех часов депутаты откровенно пропрезидентской Госдумы решили проблему, которая висела мертвым грузом в течение нескольких лет и была камнем преткновения в любых российско-литовских переговорах.
Литовцы очевидно довольны - ратификация договора о госграницы устранила последний барьер на пути прибалтов к Евросоюзу. Что касается России и, в частности, нашей области, то мы лишились последнего "железного" козыря в переговорах о будущем статусе Калининграда. Насколько это плохо или хорошо - покажет время.
Международный скандал между Росрезервом и литовским "Калининградским деликатесом": недобросовестная конкуренция или попытка завладеть прибыльным предприятием. Российскому агентству по государственным резервам отказано в удовлетворении иска к мясоперерабатывающему заводу "Калининградский деликатес" - предприятию со 100-процентным литовским капиталом. Как сообщает газета "Дворник", КД в 2001 году получил престижный заказ на поставку мясных консервов в Росрезерв. Сумма контракта составила более 19 млн. рублей. Получив разнообразные сертификаты качества, в том числе от заказчика - Российского агентства по госрезервам, предприятие выполнило свои обязательства. Но как только вагоны с консервами пришли в Москву, начались странности. Вся партия была забракована заказчиком как не пригодная к длительному хранению. Весьма удивившись такой перемене настроения, КД забрал консервы со складов агентства и весьма успешно реализовал их на московских рынках. По взаимной договоренности сторон конфликт посчитали исчерпанным. Ровно через год директор КД Аудрюс Каладжинскас получил от Росрезерва иск на сумму в 2,76 млрд. рублей за: недопоставку. На первом предварительном слушании в Московском арбитражном суде бывший заказчик не внял голосу разума и оставил свои претензии без изменений. Скандал приобрел международное звучание. Конфликт улаживался на уровне премьер-министров Литвы и России. В результате ко второму предварительному слушанию размер иска уменьшился до 12 млн. рублей. Но и с этой цифрой КД не согласился, так как, по словам Каладжинскаса, "не видел за собой никакой вины". На заключительном заседании суда КД представил все документы, подтверждающие, что продукция была поставлена вовремя и полностью соответствовала ГОСТу, оппоненты же "не смогли документально подтвердить свои претензии и все свои обвинения строили на эмоциях". Дошло до того, что они получили три замечания от судьи за некорректное поведение. В результате Росрезерву в удовлетворении иска было отказано. А. Каладжинскас считает, что в этой истории налицо признаки недобросовестной конкуренции либо попытка завладеть прибыльным предприятием, предварительно его обанкротив.
У Калининградского янтарного комбината появится план внешнего управления и начнется сокращение рабочих мест. В пятницу, 23 мая, совет кредиторов ГУП "Калининградский янтарный комбинат" обсудил и утвердил план внешнего управления предприятием. Как сообщает "Комсомольская правда-Калининград", сумма кредиторской задолженности комбината составляет 67 млн. рублей. Собрание кредиторов должно было состояться еще 16 мая, однако представители Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ, которой принадлежит 99% суммы голосующей кредиторской задолженности, предложили объявить перерыв в собрании кредиторов до 23 мая. Обоснование - "необходимость выработки единой позиции по Калининградскому янтарному комбинату всеми вовлеченными государственными органами". Внешнее управление на янтарном комбинате, специализирующемся на промышленной добыче и обработке янтаря, было введено в марте 2003 года решением Арбитражного суда Калининградской области. Внешним управляющим был назначен Александр Багров, срок полномочий которого установлен на 18 месяцев и истечет 17 сентября 2004 года. На это же время действует мораторий на выплату долгов кредиторам. Новый исполнительный директор янтарного комбината Валерий Устинов (из команды А. Багрова) в интервью "Калининградской правде" заявил, что в ближайшее время, по всей вероятности, на комбинате начнется сокращение работников (сегодня здесь работает 1350 человек). "Мы имеем очень низкую реализацию янтарной продукции и высокую себестоимость добычи янтаря, из-за чего пришлось сократить план производства в два с половиной раза. Меня удивило, что на комбинате не было финансового месячного плана. Мол, невозможно предположить, сколько какой продукции пойдет на реализацию. Я считаю, что без планирования работать невозможно. Добывать нужно столько, сколько нужно самим и сколько мы планируем продавать на внешний рынок>, - заключил В. Устинов. Вместе с тем министр культуры Михаил Швыдкой высказался за того, чтобы янтарный комбинат взял под крыло Калининградский музей янтаря, который находится в плачевном состоянии. "Мне стыдно за этот музей!" - сказал буквально М. Швыдкой.
Чрезвычайный и полномочный посол ФРГ в Москве Ханс-Фридрих фон Плетц, прибывший в Калининград с официальным визитом, высказался на тему развития внешнеэкономических связей с Россией: "С одной стороны, в Калининградской области есть условия, которые лучше, чем где-либо в России. Речь идет об особой экономической зоне с очень интересными привилегиями - по налогообложению и таможенным сборам. В скором времени границы Калининградской области будут общими границами Европейского союза. Есть еще один благоприятный фактор - в вашем регионе есть хорошо подготовленные люди, которые с удовольствием получили бы работу, дающую им доход. С другой стороны - в Германии есть множество предприятий, которые ищут возможность разместить производство в России. И некоторые из них думают о том, чтобы придти в Калининградскую область. А почему они этого не делают так быстро, как хотелось бы? Когда они проезжают границу, то видят огромные очереди грузовиков, водители которых ждут оформления документов. Это катастрофические впечатления. Жалуются предприниматели и на то, что трудно оформить визу". ("Каскад"). Впрочем, сотрудничество с Калининградом и так развивается интенсивно. В ближайшее время планируется открыть Генеральное консульство ФРГ в Калининграде. По словам немецкого дипломата, как только будет получено соответствующее разрешение из Москвы, а также согласие российского правительства на то, чтобы в Калининграде работало определенное число дипломатов, "это станет для нас сигналом". По мнению Ханса Фридриха фон Плетца, с открытием Генконсульства жители Калининградской области будут по более упрощенной системе получать визы для поездок в Германию.
Введение польских виз могут отложить, чтобы не ломать предстоящий туристический сезон. Российское и польское министерства иностранных дел в настоящее время ведут интенсивные переговоры по вопросу отсрочки введения польских виз для посещения соседнего государства жителями самого западного региона. Об этом "КП-Калининград" сообщил замначальника управления по международным делам и внешнеэкономическим связям администрации Калининградской области Павел Мамонтов. "Такие идеи озвучиваются как со стороны Польши, так и со стороны России. Есть желание не ломать предстоящий туристический сезон и двусторонние связи в области бизнеса", - отметил П. Мамонтов. Ранее, в российско-польских переговорах по визовой проблематике шла речь о введении многократных виз стоимостью 5 евро. Вместе с тем, по информации начальника управления по международным делам и внешнеэкономическим связям обладминистрации Виктора Романовского, в настоящее время на двусторонних переговорах активно обсуждается еще один вариант - возможность получения калининградцами бесплатных польских виз для многократных поездок.
Калининградский автомобильный завод по сборке BMW и KIA ЗАО "Автотор" намерен летом заключить контракт с еще одним мировым автопроизводителем на сборку машин в Калининграде. Как сообщает "Комсомольская правда-Калининград" со ссылкой на исполнительного директора ЗАО "Автотор" Владимира Рындина, "пока контракт с иностранцами не подписан, поэтому не стоит бежать впереди паровоза. Но могу точно сказать, что эта известная фирма не из Европы или Азии, а из США. Через неделю, думаю, можно будет озвучить название американского концерна мирового уровня". Впрочем, по слухам речь идет об американском автоконцерне "Даймлер Крайслер". Что касается начала выпуска троллейбусов и автобусов - совместного предприятия с польской фирмой ZASADA, то дело пока стопорится из-за нерешенных финансовых проблем. На заводе в поселке Космодемьянского уже завершена подготовка производства, есть все необходимые мощности. Но экономика пока не складывается. Польские партнеры готовы инвестировать средства, предоставлять кредиты, но без гарантии правительства России сделать это невозможно.