"Ни за понюшку табаку".

(Время_МН 22.05.03. А.Хохлов)

Последние дни в кабинетах красноярской губернской управы и законодательного собрания непрерывно идут совещания и заседания, посвященные одной теме - эффективному управлению государственной собственностью.

После того, как Счетная палата России проверила деятельность предыдущей администрации края, чиновники и депутаты региона окончательно убедились в том, что практически все ликвидные заводы и фабрики при генерале Лебеде из Сибири ушли. А на днях красноярские специалисты по ценным бумагам и собственности установили, что из 173 краевых государственных унитарных предприятий 111 находятся на грани банкротства. По словам заместителя губернатора Вадима Медведева, в последнее время "там не проводились аудиторские проверки, не было достоверной информации для принятия управленческих решений, существовала практика увода наиболее ликвидных объектов в частные руки". Следовательно, остатки местного имущества надо спасать. Как?

Топ-менеджеры администрации предложили достаточно остроумный выход из ситуации. Первый заместитель губернатора края Лев Кузнецов заявил, что принято решение ввести систему отчетности руководителей государственных предприятий. Также он отметил, что каждый руководитель отныне будет нести ответственность за свою деятельность: "К сожалению, до сих пор не существовало принципов отчетности. Предприятия не утверждали и не защищали бюджеты. Не было и планов инвестиционной деятельности. Не секрет, что некоторые директора госпредприятий сейчас сами себе устанавливают зарплату". А чтобы тщательно проконтролировать процесс, за каждым вице-губернатором закрепили список предприятий. К примеру, зам по коммунальному комплексу будет следить за жалованьем директоров ЖЭКов, а зам по внешнеэкономической деятельности - за полиграфистами и гостиницами.

Еще одна мера - создали контролирующую комиссию, которая наведет порядок среди проверяющих комиссий. Суперфискальный орган, вряд ли имеющий аналоги в России, до III квартала этого года из 70 аудиторских и прочих оценочных фирм выберет первые двадцать. Комментируя это начинание, чиновники администрации уверяли, что предпочтение будет отдано местным счетоводам. Но с чем же все-таки связан небывалый всплеск административной активности?

Источники в губернской управе объяснили ситуацию. Оказывается, на ближайшей сессии красноярского парламента в закрытом режиме депутатам представят список предприятий, которые пойдут с молотка. В их числе последние акционерные общества, приносящие хоть какой-то доход в региональные бюджеты. И чтобы придать делу законность и порядок, администрация Александра Хлопонина решила укрепить начинание кадровыми и комиссионными новациями.

Еще до нового года в крае знали, что власть продает две лучшие гостиницы территории - "Октябрьскую" и "Красноярск". Поскольку, если верить комитету по госимуществу, обе они убыточны, сначала отели продавали по миллиону рублей ( столько стоит средняя квартира в центре Красноярска). Естественно, покупатели нашлись сразу же. Но тоща взбунтовались уже краевые депутаты - почин остановили, заменили председателя имущественного комитета, и вот сейчас прошел слух, что цена увеличена в три раза - на уровне стоимости трех квартир. Нет сомнений, что и эта цифра вызовет на сессии бурю эмоций.

Но главным камнем преткновения должна стать Канская табачная фабрика, из-за которой скандалы не прекращаются. Еще в 1999 году счетная палата края провела проверку эффективности управления краевым пакетом акций. Аудиторы установили, что совет директоров акционерного общества вводит цены на табачную продукцию для дилеров на 35% ниже оптовых и в два раза ниже розничных цен. К примеру, себестоимость пачки сигарет "Прима" без фильтра - 1, 43 рубля, дилеру отпускается по 1, 53 рубля. Таким образом, фабрике остается всего 10 копеек с одной пачки. Оптовая цена -1, 78 рубля. Уже на этом этапе дилер зарабатывает в год 82 млн рублей. После розничной реализации - еще 155 млн рублей. В итоге коллектив в долгах как в шелках, а посредники строят миллионные коттеджи на шикарных енисейских берегах.

В начале 2003 года Канской фабрикой занялись депутаты законодательного собрания, которые выяснили: предприятие вот-вот продадут за 30 миллионов рублей. Это как минимум в сто раз меньше среднерыночной стоимости основных фондов АО. Позже появился и второй вариант - 21 миллион рублей. Страсти кипят. Поэтому сегодня скромный Канск превратился в арену большого передела: так, неделю назад красноярские гаишники не пускали в город даже всесильного здесь Анатолия Быкова, приехавшего открыть памятники героям Отечественной войны.

Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, в прессу вбросили информацию о том, что самое ликвидное из оставшихся АО, "Красноярскнефтепродукты", из "черного списка" исключено. Но пока от этого не легче.

"Зачем далеко ходить?".

("Труд - Енисей" 22.05.03)

16 мая под председательством первого заместителя губернатора Красноярского края Льва Кузнецова и бывшего и.о. губернатора Николая Ашлапова прошло заседание руководителей предприятий "реального сектора" экономики региона. Собравшиеся озаботились нешуточной проблемой: заказы, которые могли бы быть размещены на территории Красноярского края, сплошь и рядом размещаются за его пределами. По некоторым оценкам, "мимо кассы" проходит более 10 миллиардов рублей, которые могли бы заметно оживить деловую активность в наших весях, увеличить занятость и добавить налоговых отчислений в местную казну. Речь шла в первую очередь о местных ФПГ, которые часто предпочитают заключать контракты за пределами края, а порой и России, в то время как под боком производится аналогичная "импортной" продукция. Ситуация выглядит, как минимум, странной: размещать заказы в крае выгоднее - ниже цены, меньше транспортные издержки и прочие "накладные расходы"...

Как полагают многие эксперты, виноваты в сложившемся иррациональном положении дел обе стороны. "Олигархи", во-первых, сомневаются в качестве производимой многими краевыми предприятиями продукции, в их разворотливости и обязательности, а, во-вторых, сетуют на нежелание многих потенциальных краевых партнеров браться за относительно небольшие, "штучные" заказы (поленился в малом - не жди большого).

В то же время заметную роль играет и другой фактор: пользуясь тем, что в больших корпорациях-динозаврах "голова" часто не знает, чем занимается хвост, менеджмент среднего звена той или иной ФПГ часто склонен решать не столько проблемы компании, сколько свои (извечный закон деятельности любой бюрократии). Управленцы, занимающиеся размещением конкретных заказов и определяющие с кем сотрудничать, а с кем не стоит, часто уже имеют отлаженные связи и нередко "решают вопрос" путем прямого сговора в ущерб рентабельности своего же производства. Вот и получается, что для ФПГ, той или иной госструктуры оказывается почему-то "более выгодным" сотрудничать с поставщиками из далекой Москвы или Питера, нежели с находящимися под боком предприятиями.

Всплыли на совещании краевых товаропроизводителей и другие (впрочем, вполне родственные вышеназванным) причины слабого развития промышленной кооперации на территории края. Так, по мнению Льва Кузнецова, до сих пор не исчерпана еще тема фирм-посредников. Многие поставщики и потребители предпочитают покупать или продавать продукцию через них. В значительной степени это связано с тем, что информированность руководителей предприятий о нуждах их потенциальных партнеров оставляет желать лучшего. "Вы, руководители, между собой не обмениваетесь информацией. Вы только в этом здании начинаете говорить", - посетовал замгубернатора. А ведь надо помнить, что: "открываются л ишь те двери, в которые стучат".

Звучали на заседании и весьма оптимистичные обещания. Так, например, Красноярский завод комбайнов, по словам его гендиректора Олега Кириллова, готов увеличить объемы закупок на территории Красноярского края на 1 миллиард рублей. Прежде всего завод готов возобновить закупки продукции на РТИ. Комбайностроители и ранее сотрудничали с "резинщиками", но трехмесячная остановка работ на РТИ вынудила их начать поиск более надежных партнеров. В связи с началом выпуска новых образцов комбайнов необходимы новые марки шин. Сейчас их закупают на Украине или в Омске. Но если в Красноярске будет налажено подобное производство, то завод, по словам Кириллова, готов закупать их здесь. КЗК закупает в Черкесске краску на 20 миллионов рублей только потому, что "в Красноярске нет производителей краски необходимого качества".

"Ложку дегтя" в бочку "комбайнового" меда плеснул руководитель "Сибкраски" Владимир Иванов. По его словам, лаборатория КЗК постоянно бракует предлагаемую "Сибкраской" продукцию. "Тогда мы пошли на небольшой подлог: взяли черкасскую краску, которую использует завод, залили в наши банки, и под нашими этикетками отправили на заводскую экспертизу. Забраковали".

"Сибкраска", кстати, производит всего 700-800 тонн продукции в год при наличии мощностей, достаточных для производства нескольких тысяч. Владимир Иванов считает, что подобная ситуация сложилась во многом из-за того, что на предприятиях -потребителях краски - преимущество часто отдается "западным" партнерам. Так, например, "Сибкраска" производит эмаль 188. В России подобное производство есть еще в Санкт-Петербурге. До последнего времени активным покупателем эмали у "Сибкраски" была Красноярская железная дорога. Однако в этом году министерство распорядилось, чтобы эмаль закупали в Питере. Краевое государственное предприятие, занимающееся нанесением разметки на дороге, купило канадскую краску, хотя она оказалась в два раза дороже (при том же качестве), нежели продукция сибиряков. То же самое с "Красавтодором". "Разработали краску специально для наших условий и нашей техники, а они приобрели дорогую израильскую", - сетовал Иванов...

Выслушав всех, участники совещания приняли решение. Крупные компании-потребители должны создать информационную базу, в которой будут указаны все их потребности. Одновременно активизируются работы по созданию информационных сайтов компаний. В свою очередь компании-поставщики составляют список номенклатуры производимой ими продукции. Ну, и. конечно же: "Нужно чаще встречаться..."

"Рушайло и Хлопонин "инспектируют" Норильск".

("Красноярский рабочий" 22.05.03)

Александр Хлопонин принял участие в совещании "О деятельности органов государственной власти по вопросам обеспечения экономической и общественной безопасности в Сибирском федеральном округе".

Рабочая встреча проходила в Новосибирске под председательством секретаря Совета безопасности Российской Федерации Владимира Рушайло и полномочного представителя президента в СФО Леонида Драчевского. Затем губернатор края прилетел в Норильск, где вчера провел ряд рабочих встреч на предприятиях НПР. Речь шла о социально-экономических проектах руководства "Норникеля" и других предприятий. А сегодня в заполярном городе Александр Хлопонин примет участие в совещании по обеспечению экономической и общественной безопасности, которое проведет Владимир Рушайло. Вместе с секретарем Совбеза губернатор ознакомится с ситуацией на промышленных объектах, инфраструктурой и системами жизнеобеспечения НПР, включая Дудинский морской порт. Завтра Хлопонин вернется в Красноярск.

"Посевная пока отстает от графика".

("Красноярский рабочий" 22.05.03)

Вчера заместитель губернатора по сельскому хозяйству Виктор Раздуев провел пресс-конференцию, посвященную ходу весенне-полевых работ в крае.

В этом году посевная площадь составляет 1 миллион 60 тысяч гектаров. Примерно половина приходится на пшеницу. Другая половина площадей - приблизительно по 25 процентов - отводится на серые хлеба, овес и ячмень. Причем жесткой регламентации по севообороту зерновых и кормовых культур нынче нет. Главное, чтобы выращивание их было экономически выгодно хозяйствам. Что же касается сроков работ, то отставание от графика из-за поздней весны и погодных условий составляет сейчас от 7 до 10 дней. Это примерно 100 тысяч гектаров. Как заверил Виктор Раздуев, при нормальной погоде отставание удастся восполнить. Наиболее организованно ведут сев хозяйства Ужурского, Ирбейского, Шушенского, Канского и Минусинского районов.

"Доплата как зарплата".

("Красноярский рабочий" 22.05.03)

Как мы уже сообщали, на днях состоялась пресс-конференция председателя Законодательного Собрания края Александра Усса. Журналистов, в частности, интересовало то, как спикер краевого парламента относится к инициативе губернатора направить четыреста с лишним миллионов рублей на компенсационные выплаты работникам бюджетной сферы края. Вот как прокомментировал это решение Александр УСС:

- По поводу заявленной компенсации мое мнение и мнение моих коллег, естественно, положительное. Мы рады, что в крае появилась хоть небольшая возможность облегчить жизнь людей и как-то компенсировать им те потери, которые они несут в связи с повышением тарифов и удельной доли оплаты услуг ЖКХ. В то же время нас тревожит непростой вопрос - как это сделать? То, что предлагается сегодня - выдать по два оклада, я бы не назвал идеальным экономическим решением. Главный экономический постулат заключается в следующем: если вы хотите облегчить положение людей, то прежде всего необходимо снижать стоимость и уровень расходов, которые они несут. Так не проще ли было не поднимать на такую высоту тарифы и не гонять людей по очередям за справками, создавая весь этот ненужный ажиотаж?

Второй момент - мы ведь пытаемся помочь самым слабозащищенным жителям края с невысоким уровнем доходов. Давайте представим себе библиотекаря, санитарку, няню с зарплатой пятьсот-шестьсот рублей. Они получат в качестве компенсации за два месяца тысячу. Но у нас есть люди, которые и в бюджетной сфере имеют более серьезные оклады, измеряемые тысячами рублей в месяц. Так что же, им выплатят в несколько раз больше этой санитарки?

В-третьих, как известно, правительство приняло решение поднять заработную плату работникам бюджетной сферы с 1 октября этого года в среднем на тридцать процентов. И если в крае появились деньги, не проще ли все просчитать и увеличить зарплату раньше, например с 1 июля или с 1 августа? Такое решение еще месяц назад предлагали депутаты Законодательного Собрания, в том числе заместитель председателя Анатолий Алексеевич Ромашов. Я думаю, это более спокойный подход.

И еще одно обстоятельство, которое следует принять во внимание. Сейчас приостановлены краевые законы, которые когда-то создавали относительное финансовое благополучие работников бюджетной сферы края в сравнении с другими регионами. Я имею в виду прежде всего закон о социальных гарантиях. Речь в нем шла о ежемесячных доплатах в зависимости от стажа, званий и так далее. Может быть, нам восстановить действие этих законов, за которые так долго бились и учителя, и медики, и депутаты, и прежняя исполнительная власть? Сегодня, как минимум, наполовину не финансируется закон о ветеранах Красноярского края. Не действует закон о защите прав ребенка, предусматривавший каждому школьнику бесплатное питание (хоть и на мизерную сумму - три рубля в день). А ведь многие дети, особенно в сельских районах, ходили в школу и для того, чтобы поесть. Так, может быть, не изобретать велосипед, а профинансировать то, что уже работало, продумано с учетом социальной справедливости?

"Без инвестиций - никуда".

(Виктор Зубарев, председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу "Красноярский рабочий" 22.05.03)

В деятельности комиссии можно выделить три основных направления. Первое заключается в том, чтобы совместно с Советом администрации края и другими заинтересованными субъектами законодательной инициативы разрабатывать и принимать законы в сфере промышленности, жилищного хозяйства и коммуникационного комплекса. Фактически речь идет о создании правил игры для всех, кто работает в этих отраслях на территории края. Второе направление - контроль за соблюдением принятых правил. Третье - организационная деятельность, которая стимулирует движение вперед в правильном, по мнению депутатов, направлении.

Начнем с законодательных инициатив, родившихся в самой комиссии. Разработан проект закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории края", авторами которого являются председатель Законодательного Собрания Александр Усс, депутат Алексей Клешко и я как председатель профильной комиссии. Депутаты считают, что инвестиционное развитие края, увеличение валового внутреннего продукта, создание новых рабочих мест и, как следствие, улучшение уровня благосостояния красноярцев могут быть достигнуты при существенном увеличении объема финансовых средств, вкладываемых в развитие промышленности края.

Известно, что у бюджета чрезвычайно мало возможностей для прямого вложения средств в развитие и строительство новых предприятий. То, что может быть использовано для поднятия промышленности, создания эффективных производств, вряд ли превысит 10 процентов краевого бюджета. Но деньги могут быть привлечены со стороны. Нужно "уговорить" инвесторов вкладывать средства именно в нашу территорию. Все помнят, какую негативную реакцию в свое время вызвало открытие филиалов московских банков в крае. Считалось само собой разумеющимся, что деньги уйдут в Москву. Денежные потоки, как и водные, текут туда, где удобнее, где им устраивают специальные запруды и дамбы, где не растаскивают большую часть воды по своим огородам (в этом случае поток пересыхает).

Какие условия нужно создать инвесторам, чтобы деньги пошли к нам? Первое - стабильность, как экономическая, так и законодательная. Второе - у нас должно быть лучше, комфортнее, чем на других территориях, нужны инвестиционные "приманки", организации, профессионально занимающиеся привлечением средств. Сегодня средний доход на одного жителя России составляет 100 долларов. В Красноярском крае этот показатель несколько выше - 150 долларов. А вот в Ленинградской области он равен почти 1000 долларов, хотя еще четыре года назад она была дотационной территорией. Благодаря выполнению двух указанных условий в область потек капитал, территория стала донором, бюджет перестало лихорадить и он увеличился в четыре раза.

В проекте предлагаемого краевого закона заложены механизмы обеспечения условий для развития промышленности, создания режима наибольшего благоприятствования для крупных инвесторов. Предполагается даже освобождать крупные проекты от налогообложения до момента их окупаемости. Приход инвестора сразу обеспечит создание новых рабочих мест (еще на стадии строительства предприятий), в бюджет поступит подоходный налог, будут созданы предпосылки для значительного увеличения налоговой базы после достижения окупаемости инвестиционного проекта. Проект закона уже рассмотрен Советом администрации края. Для его доработки решением комиссии создана специальная рабочая группа, в которую вошли депутаты, юристы, а также один из заместителей губернатора. Работа эта серьезная, требующая времени, раздумий и тщательной подготовки, так как стимулирование крупных инвестиций мы ставим во главу угла промышленной политики.

Теперь о другой политике, жилищно-коммунальной. На сегодняшний день реально сделаны кое-какие шаги по социальной защите тех, кто сам не в состоянии обеспечить оплату сильно подорожавших услуг. Жители края, доход которых составляет более 5000 рублей на человека в семье, практически полностью будут оплачивать все услуги из своего кармана. Гражданам с меньшим доходом будет предоставлена помощь из бюджета, причем чем меньше доход у человека, тем в большей степени ему поможет бюджет. Мною была предложена схема предоставления субсидий, которую многие депутаты оценили как эффективную. В настоящее время этот законопроект находится на стадии подготовки. Чтобы не менять правила игры каждый месяц, комиссия пока не форсирует принятие нового закона. Необходимо выявить все недостатки действующего варианта предоставления субсидий, чтобы учесть их в дальнейшей работе.

Социальный аспект ЖКХ, безусловно, очень важен, но он - еще не реформа ЖКХ. Реформа - это, по нашему мнению, и создание конкуренции между управляющими жилищным фондом компаниями, и разработка системы учета потребляемых услуг, и стимулирование энергосбережения, и ограничение "аппетитов" так называемых локальных естественных монополистов ("Водоканал", "Теплосети" и так далее), и построение системы справедливых договорных взаимоотношений. Совет администрации края разработал план мероприятий по реформированию ЖКХ. Комиссия внесла свои предложения, которые, на наш взгляд, существенно его улучшают. Надеемся, что эта работа позволит стабилизировать ситуацию в многострадальной отрасли не за счет населения.

Комиссия также внесла существенный вклад в принятие Законодательным Собранием края закона "О налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Этот закон во многом определяет развитие малого бизнеса в крае. В первоначально внесенном администрацией проекте предполагалось оставить коэффициенты для отдельных видов деятельности на уровне тех, что приняты в Москве, и сделать их едиными на всей территории края. Но благодаря усилиям комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике, комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества и нашей комиссии удалось убедить администрацию в том, что доходность торговли в центре Москвы и на окраине Уяра или доходность ресторанов и школьных столовых - "две большие разницы". Теперь коэффициенты будут устанавливаться органами местного самоуправления с учетом особенностей территории и видов бизнеса.

Важную роль сыграла комиссия и в принятии закона "О транспортном налоге". Поправка "Федотенко - Зубарева" уменьшила налог для пенсионеров в 10 раз, что позволило предотвратить возможное социальное напряжение.

Наконец удалось получить внятный ответ от Совета администрации по вопросу, ясности в котором мы добивались еще от предыдущей администрации, - что предлагается делать с многочисленным долгостроем? Большое количество объектов на территории края строилось за счет краевого бюджета более 10 лет. Вряд ли сегодня существует перспектива достроить их за счет этого же финансового источника. Администрация определилась: 70-80 процентов объектов завершить, а остальные передать органам местного самоуправления тех территорий, на которых они строились, или продать и получить хоть какие-то средства в бюджет для введения в эксплуатацию объектов высокой степени готовности. Хотя и важно, что это решение было принято, к сожалению, к его реализации пока не приступили. Замороженные (читай "выброшенные") бюджетные средства все еще в земле, а не в краевой казне.

Контроль за этим процессом мы собираемся осуществлять, так же как и контроль за действиями администрации по стабилизации ситуации в Игарском морском порту. Контрольный пакет акций этого стратегического предприятия принадлежит краю. Ситуация там сложилась тяжелейшая, выход найти трудно. Трижды комиссия рассматривала этот вопрос и будет и дальше возвращаться к своим решениям, добиваясь их исполнения.

Помимо этих вопросов на контроле комиссии стоит множество других, не менее актуальных. Разработан план законопроектных работ, на каждом своем заседании мы рассматриваем федеральные законы. И все же главный результат работы депутаты нашей комиссии видят не в количестве принятых решений, а в том, как они выполняются. Именно поэтому контрольная функция является одной из главных депутатских обязанностей.

"Лекарство против краха".

(Всеволод Севастьянов, председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края по экономической политике и собственности "Красноярский рабочий" 22.05.03)

Комиссия по экономической политике и собственности - одна из ключевых в Законодательном Собрании, поскольку совместно с администрацией края отвечает за формирование основных направлений социально-экономического развития территории и за эффективность управления государственной собственностью. И то и другое является предметом основных конфликтов в сегодняшней России.

Важнейшая задача комиссии - разработка направлений социально-экономического развития края и определение форм влияния на собственников, с тем чтобы они максимально возможно учитывали интересы населения и создавали перспективные возможности для роста его благосостояния.

В рамках этих задач в комиссии рассматриваются вопросы энергетической и промышленной политики, внешнеэкономической деятельности, финансового рынка, открытия и ликвидации краевых государственных учреждений и предприятий. За последние два с небольшим года было рассмотрено 300 вопросов.

По нашему настоянию состоялся доклад губернатора на сессии ЗС по основным направлениям формирующейся антикризисной программы, проведена реорганизация системы ответственности должностных лиц за управление собственностью внутри структур краевой администрации. Под постоянным контролем и при содействии комиссии ведется работа по совершенствованию планирования в администрации, по формированию отношений с финансово-промышленными группами.

Можно как угодно относиться к тому факту, что погоду в крае во многом делают финансово-промышленные группы. Приходится это учитывать, но стратегическая позиция комиссии состоит в том, что с господами из ФПГ можно о чем-либо договориться только тогда, когда региональная власть имеет в руках сильные козыри. Задача комиссии -помочь администрации найти такие козыри, как, например, в истории с СУЭК или "Красноярскэнерго".

Одной из самых актуальных проблем сегодня является банкротство предприятий и последующая смена собственника или, что еще хуже, разорение предприятий. Довольно часто такие банкротства является заказными, и действующее законодательство затрудняет возможности защиты от такого "заказа" и доведение дела до суда.

Со времен Гайдара и Чубайса продолжает работать установка на приватизацию народного хозяйства и создание собственника. Эта задача не экономическая, а политическая. Как правило, конкурсное управление, банкротство и подача судебных имущественных исков заканчиваются распродажей по смехотворным ценам техники и ликвидацией рабочих мест. Наша комиссия стремится, насколько возможно, сдерживать такие процессы.

Закон об управлении краевой государственной собственностью, разработанный в комиссии еще в 1996 году, неоднократно подвергался корректировкам в связи со сложившейся практикой, когда в ответ на очередные ухищрения лиц, стремящихся попользоваться госсобственностью с ущербом для государственных интересов, приходится возводить дополнительные законодательные барьеры. Из последних примеров приведу находящийся в работе законопроект о крупных сделках, который в случае его принятия ограничит возможности руководителей ОАО продавать основные активы, превращая акции в пустые бумаги, как это было в истории с продажей пакетов акций угольных разрезов.

Законодательство, к сожалению, нередко отстает от изощренных методов приватизации имущества, созданного многомиллионной армией людей труда. Законотворчество, безусловно, необходимая и важная работа, но реальная жизнь всегда отражается в деятельности конкретных предприятий. Поэтому депутаты активно вмешиваются в ситуацию, когда речь идет об экономически значимых предприятиях, попавших "под обстрел" любителей поживиться за счет государственной собственности. Неоднократно рассматривались вопросы о положении дел на таких предприятиях, как ОАО "Цемент", ОАО "Красноярскнефтепродукт", ОАО "Красноярская угольная компания", ГУП "Енисейская птицефабрика", ОАО "Красноярсккрайсбыт", ОАО "Канская табачная фабрика", и многих других. Всего на заседаниях комиссии за последние два года рассматривалось более 70 вопросов о судьбе тех или иных предприятий.

В силу различных обстоятельств (несовершенства законодательной базы, несогласованности действий исполнительной и законодательной власти, мощного давления ФПГ) не всегда удается принять оптимальное решение и спасти предприятие, сохранить рабочие места. Часто главной проблемой оказываются действия непосредственного руководителя, который должен прежде всего заботиться о вверенном ему предприятии и о трудовом коллективе.

Буквально в последний момент удалось удержать от краха Енисейскую птицефабрику. Бывший ее директор Чуркин по сговору с малозначительной, но достаточно агрессивной коммерческой структурой составил кабальный кредитный договор, который выполнить заведомо не мог. В качестве залога предложил все основное поголовье птицы, уценив ее в три раза. Этой же самой организации продавал яйцо за 8 рублей при рыночной стоимости в 16. Прямым следствием этих действий было невозвращение кредита, некий третейский суд вместо арбитражного, нашествие судебных приставов. Было предложено реализовать основные фонды по смехотворным ценам: трактор ДТ - за 700 рублей, рабочий комбайн - за 2200, КамАЗ - за 5000.

В момент нашего приезда на фабрику там появились представители "Красноярскэнерго" с предписанием произвести отключение электроэнергии за долги. Что могло получиться? Птицефабрика прекратила бы свое существование, более двухсот человек осталось бы без работы, а поселок Миндерла - без градообразующего предприятия. Активная позиция депутатов В. В. Бибиковой, В. И. Еремина, энергичная реакция трудового коллектива, своевременное вмешательство администрации, обращение к правоохранительным органам, активные действия руководства пришедшей на помощь Березовской птицефабрики - все это удержало предприятие от краха.

Специально остановился на этом примере подробно, потому что, во-первых, ситуация с обвалом предприятия типичная, во-вторых, потому что показательная. Только общими согласованными усилиями и решительными действиями можно реально повлиять на ситуацию. Еще бы на коррупцию управу найти.

Вмешиваться приходится и тогда, когда велика социальная значимость проблемы. Так было, например, с Дивногорским заводом низковольтной аппаратуры. Формально в этом ОАО нет доли государственной собственности, а фактически это градообразующее предприятие, чьи работники кормят чуть не треть Дивногорска. Накопились у предприятия долги, и федеральная служба по финансовому оздоровлению настойчиво начала продвигать вопрос о введении внешнего управления. Что дальше бывает, всем известно. Тем более что активный интерес к предприятию проявила известная ФПГ "Русский алюминий". Комиссия заняла жесткую и наступательную позицию по защите предприятия, проводила мероприятия на самом заводе, в городе активно воздействовала на администрацию, готовила соответствующие документы для Государственной Думы, правительственных структур.

В итоге завод удалось отстоять, руководство предприятия выплатило все долги, так что эта история, можно сказать, с положительным концом - пока. Некоторые мои коллеги говорят: "А зачем это нужно было делать? Пусть бы пришел "Русал", привнес новые металлургические и машиностроительные технологии. Завод бы стал другим". Возможно, но большая часть из 1400 работающих на заводе женщин точно оказалась бы за воротами предприятия. А ведь многие из них - единственные члены семьи, приносящие зарплату.

Работа нашей комиссии многогранна. Она осложнена постоянными конфликтными ситуациями в сфере передела собственности и криминальными тенденциями современной экономики. Постоянно взаимодействуем с прокуратурой и другими правоохранительными органами. В составе комиссии есть депутаты с хорошим производственным опытом, такие, как В. А. Исаев, В. И. Еремин, Г. А. Терещенко, В. В. Семенов, с опытом государственного строительства (В. И. Сергиенко), активные, наступательного характера люди - В. В. Бибикова, В. В. Горлов, П. П. Медведев. Профессионально, качественно работает опытный юрист А. Н. Шведов.

Важную для нас поддержку часто оказывают избиратели, информируя, подсказывая. Налаживается взаимодействие с депутатами районных, городских советов.

Работы впереди много. Тяжелой, но делать ее необходимо. Люди ждут положительных изменений.

"Горячая пора перед сессией".

("Красноярский рабочий" 22.05.03)

28 мая состоится очередное заседание VI сессии Законодательного Собрания края. Предстоит рассмотреть немало важных вопросов, и накануне сессии многие из них "прошли обкатку" в профильных депутатских комиссиях.

На заседании постоянной комиссии по экономической политике и собственности депутаты вторично рассмотрели вопрос о краевой целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Красноярском крае на 2003-2007 годы". Одобрительного решения не было вынесено и на этот раз. Экспертно-правовому управлению ЗС, краевой администрации и Счетной палате предложено подготовить сводную таблицу замечаний и заключений и необходимые документы федерального уровня со ссылкой на край. После этого комиссия рассмотрит программу еще раз и вынесет ее на обсуждение сессии Законодательного Собрания края.

Депутаты обсудили поправки своего коллеги Анатолия Жерикова к закону "О внесении изменений и дополнений в Закон края "Об основных принципах социальной защиты населения края в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства". Жериков предлагает установить механизм соцзащиты сельских жителей, которые используют для своих нужд твердое топливо (дрова и уголь).

* * *

Постоянная комиссия по финансам, бюджету и налоговой политике, заслушав отчет главного финансового управления администрации края по бюджету 2002 года, утвердила его исполнение по доходам в сумме 18 187,7 миллиона, по расходам - 19 943,3 миллиона рублей. При этом депутаты отметили, что краевой бюджет не исполнен в полном объеме; в нарушение статьи 230 Бюджетного кодекса РФ своевременно не был введен режим сокращения расходов бюджета, не сокращены расходы в соответствии с реальным уровнем поступления средств в краевой бюджет; основные цели и приоритеты бюджетной политики, заявленные в бюджетном послании 2002 года, не достигнуты и не обеспечены.

Рассмотрев заключение Счетной палаты края по результатам проверки использования бюджетных средств в Канске в 2002 году, комиссия обязала восстановить в бюджете города более миллиона рублей, использованных не по целевому назначению.

* * *

Члены постоянной комиссии по делам Севера и коренных малочисленных народов рассмотрели два вопроса, связанных с переселением из районов Крайнего Севера.

Один из них касается 19 семей из Игарки, которые, уплатив положенную сумму за жилье, квартир "на материке" так и не получили. По мнению заместителя губернатора Николая Глушкова, большая доля вины лежит на администрации Игарки. Сегодня 18 миллионов рублей - именно столько необходимо, чтобы решить эту проблему, - нет ни в бюджете города, ни в бюджете края. Второй вопрос касался внесения изменений в целевую программу "Север на Юг". В рамках этой программы в поселке Кожаны, расположенном рядом с курортом "Красноярское Загорье", ведется строительство дома на 108 семей. Степень готовности дома высока, но, чтобы завершить строительство, необходимо переместить часть средств, предусмотренных программой для строительства жилья в других территориях края. Депутаты решили не снимать с контроля ситуацию в Игарке. Что же касается строительства в Кожанах, то председатель комиссии Василий Нечаев предложил краевой администрации представить экономическое обоснование и расчеты.

Депутаты обсудили проект федерального закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ. Речь, в частности, шла о прохождении представителями этих народов альтернативной гражданской службы.

"Кошки-мышки".

(Татьяна Макогонова "Красноярский рабочий" 22.05.03)

Во вторник на пресс-конференции заместитель губернатора Николай Глушков еще раз обозначил жесткую позицию краевой исполнительной власти по отношению ко всем желающим урвать кусок бюджетного пирога. Вернуться к теме реконструкции вокзала "подсказал" приезд комиссии МПС.

Обещание вложить в реконструкцию Красноярского железнодорожного вокзала половину требуемой суммы означало для краевой администрации необходимость немедленно (поскольку сроки изначально были ограничены) внести поправку в закон о бюджете края на 2003 год, с тем чтобы погасить реструктурированный долг Красноярской железной дороги. А для КЖД - без раскачки включиться в работу, сведя лицом к лицу подрядчиков и проектировщиков. Благо никого искать не надо было.

За несколько дней до судьбоносного для края приезда министра в Красноярск прибыли из Москвы, транзитом через Приморье (!), специалисты Балтийской строительной компании - Восток. Приехали на разведку. И новосибирцы рядышком крутились. Горели желанием выдать свой проект... Правда, как недавно признался начальник КЖД Петр Кучеренко, лет через пять.

Прошло полгода. Железнодорожники свое слово сдержали. В результате работы выяснилось, что если бы реконструкция вокзала не была инициирована в декабре МПС, то совсем скоро необходимость такого шага оказалась бы продиктованной самой жизнью. Вокзал развалился бы, как карточный домик.

Слава Богу, трагедии не произошло, даже с учетом того, что пришлось разрушить половину здания и помножить оговоренную когда-то сумму на определенное число (какое - пока держится в секрете). Но произошло то, что краевая администрация с ростом цены вопроса стала выдвигать, глядя в объективы телекамер, условия, при которых она может (!) быть полноправным партнером МПС. Это проведение тендера, доработка проекта и проведение долга КЖД через бюджет. Только выполнение этих условий должно было осуществляться в обратном порядке. Были бы ранее по схеме проведены бюджетные деньги, гораздо раньше можно было бы объявить и конкурс.

Возникает резонный вопрос: а если БСК, которая разбирала здание, проводила его экспертизу и реально представляет себе сегодняшнюю картину с вокзалом, наигравшись в кошки-мышки, возьмет да и отправится восвояси, наплевав на дружбу с МПС? Не придется ли хором громко кричать "Ау"?

"Хлопонин и Юрчик о Послании президента".

("Сегодняшняя газета" 22.05.03)

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин прокомментировал ежегодное послание президента РФ:

"Во-первых, само послание не носит характер тактических задач, оно больше определяет стратегические задачи развития государства и общества на ближайшую перспективу. То есть оно выглядит как некое подведение итогов.

Что касается оценок, которые были даны президентом, они были сдержанными, но достаточно качественно отражают базовую угрозу, которая в настоящее время присутствует. К базовым угрозам относятся 3 основные угрозы по оценкам президента. Это демографическая ситуация, продолжающиеся экономические проблемы и слабая позиция власти. Исходя из этого, есть приоритетные задачи. Что касается стратегии развития общества и государства, то впервые за последние 5 лет поставлены сильные задачи. Первая - удвоение внутреннего валового продукта; задача сложная, но важно то, что амбициозная. Вторая - полная конвертация рубля, абсолютно новая постановка задачи. Что касается региональной политики, для меня немаловажно, что были отражены самые важные задачи, которыми я озадачиваюсь и с которыми я сталкиваюсь. Это вопросы налоговой политики, смысл которых заключается в создании новых долгосрочных налоговых активов для территорий. Следующая задача - перенос акцентов с федерального центра на усиление региональной политики - то, от чего мы больше всего страдаем. Очень важная задача поставлена в области коммуникационных процессов, которые мы имеем, в том числе на территории Красноярского края. Очень важные приоритеты в области военной реформы и военной политики. Эти ключевые вопросы обозначены, и я считаю, что они сильные, серьёзные, амбициозные. И дальше можно реализовывать задачи, которые мы выстраиваем: перенос ответственности принятия решения федерального центра на регионы, перенос корректированных полномочий на уровень местной элиты. Это очень важный вопросы".

Тем временем главный коммунист края Владислав Юрчик прокомментировал обращение главы государства следующим образом:

"В послании президента много сказано правильного, но не определен механизм реализации существующих проблем. Многие вопросы озвучиваются из Послания в Послание, но нет политической воли к их выполнению, нет команды, которая способна реализовать эти задачи, поэтому Послание воспринимается как пожелание, которое может так и остаться пожеланием. На кардинальные изменения в жизни государства президент так и не решается. Ситуация в стране настолько сложна и близка к критической, что какими-то косметическими мерами её поправить практически невозможно. Нужно, наконец, решаться на реализацию тех предложений в области экономики, которые предлагает С.Ю. Глазьев и другие ученые-патриоты".

"Администрация "крышует" сельхозпроизводителей".

(Владимир Жилетов "Сегодняшняя газета" 22.05.03)

В СРЕДУ в администрации Красноярского края прошла пресс-конференция заместителя губернатора по сельскохозяйственному комплексу Виктора Раздуева. Заместитель губернатора рассказывал о ходе весенне-полевых работ. "Сперва была холодная весна, потом пошли немножечко дожди", - объяснил Виктор Раздуев небольшую задержку сельхозпроизводителей во время посевной, указав, что все работы будут закончены в течение трех-пяти дней. Всего в этом году планируется, что будет засеяно 1 060 тысяч гектаров земли. Половина площади будет занята под пшеницу, а остальное распределено между овсом и ячменем. "Каждое хозяйство должно само решать, что выгодно выращивать. Мы только рекомендуем увеличить количество площади для многолетних кормовых культур. Станут дешевле корма, станет дешевле мясо и другие продукты", - рассказал Виктор Раздуев. Он так же отметил, что в начале года администрация профинансировала закупку сельхозпроизводителями потравителей для полей в размере 120 миллионов рублей и выделила 270 миллионов на покупку ГСМ. Горюче-смазочные материалы распределяются в районах через краевое унитарное предприятие "Сельхозобъединение". В первую очередь ГУП предоставляет топливо хозяйствам, не имеющим задолженностей, или частично рассчитавшимся с долгами. "В одном районе, буквально через дорогу, два хозяйства. У одного есть деньги, но оно не рассчитывается, надеясь, что все спишется, а другие рассчитываются, несмотря на трудности, - посетовал чиновник, - Вот тот, кто рассчитался, начали нормально работать". Сделана поблажка и тем, кто в прошлом году попал под "форс-мажорные обстоятельства" - паводки, снег и т.д.

Также заместитель губернатора прокомментировал несколько вопросов, не связанных с текущими работами. В течение двух лет в зерновом фонде была накоплена недостача в размере 66 тысяч тонн зерна, что составляет 4% от годового оборота. Основные претензии по этому вопросу высказываются Ачинскому и Канскому перерабатывающим комбинатам. "Сегодня-завтра будет закончена проверка. Ситуация должна проясниться. Необходимо принять самые жесткие решения и разобраться, что же там с недостающим зерном. Сейчас в прокуратуре уже возбуждено несколько уголовных дел по этому поводу", - заявил Виктор Раздуев. Говоря о проблемах сельских хозяйств, зам.губернатора особо отметил критическое состояние техники: "У хозяйств нашлись деньги только на 40 новых комбайнов. Мы считаем, что для поддержания парка необходимо около сотни машин. В настоящий момент администрация совместно с руководителями хозяйств ведет переговоры с комбайновым заводом о предоставлении техники в лизинг".

Из 484 хозяйств края около 50 находятся в критическом состоянии. Налоговая инспекция совместно с судебными исполнителями уже описывает имущество этих предприятий, и они могут просто не дожить до весны. Виктор Раздуев утверждает: "В бюджет следующего года уже заложено создание стабилизационного фонда для сельскохозяйственного комплекса. На днях будет проведено совещание с силовыми структурами и фискальными органами, чтобы хозяйства смогли пройти процедуру финансового оздоровления". По словам зам.губернатора, все пени и штрафы будут списаны, а выплата основного долга отсрочится на пять лет.

"Хочешь лечиться - плати деньги?".

("Сегодняшняя газета" 22.05.03)

По обнародованным в прессе данным заместителя прокурора Владимира Белокопытова, в крае при стационарном лечении повсеместно нарушаются положения федеральной программы и краевой "Программы государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи в 2003 году".

Установлены многочисленные факты приобретения больными лекарств и расходных материалов, шприцев, систем для капельниц, медицинских перчаток за свой счет. При этом не во всех случаях гражданам разъясняется их право на возмещение затраченных на приобретение лекарств и медицинских препаратов сумм из средств обязательного медицинского страхования. Не выдаются необходимые документы, подтверждающие факт назначения больному лекарственных средств по медицинским показаниям и их отсутствие. Только по этой причине граждане лишь в единичных случаях обращаются в страховые медицинские организации за возмещением затраченных сумм. Эти факты вскрыты в медучреждениях Абанского, Балахтинского, Сухобузимского, Тюхтетского, Партизанского, Енисейского, Ачинского, Нижнеингашского, Каратузского, Курагинского, Емельяновского, Шушенского, Новоселовского районов, городов Боготола, Сосновоборска и других.

Есть факты нарушений в части бесплатного предоставления стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи и при достаточном финансировании. В ГУЗ ККБ? 1 и ККБ? 2, в краевом кожно-венерологическом диспансере многие препараты больные неоднократно приобретали по рекомендации врачей за собственные средства при их наличии в лечебном учреждении.

По данным Владимира Белокопытова, проведенные прокурорские проверки показали, что главврачи медучреждений своими приказами в платные услуги незаконно включают (в полном объеме или частично) транспортные, курьерские, ритуальные услуги, временное пребывание в стационарах больных с хроническими заболеваниями вне обострения и лиц преклонного возраста с целью обеспечения ухода; оформление документов при зубопротезировании; выдачу различного рода справок, выписок из истории болезни, дубликатов листков нетрудоспособности и других медицинских документов. Такого рода нарушения выявлены в ККБ? 1 и ККБ? 2, краевом психоневрологическом диспансере, краевом кожно-венерологическом диспансере, в городской больнице? 1, городской стоматологической поликлинике? 4, ГП? 11, ГП? 14, ГП? 5, ГБСМП, городской детской стоматологической поликлинике? 1, ГП? 4, ГКБ? 20, ГП? 12, ГП? 6, ГП? 3, ГП? 10, стоматологической поликлинике? 7, ЛПУ города Минусинска и района, а также Балахтинского, Курагинского, Пировского, Рыбинского, Тюхтетского, Ермаковского, Новоселовского, Партизанского районов, городов Бородино, Сосновоборск, ЗАТО Железногорск, в узловой больнице станции Боготол.

В большинстве районов в перечень платных медицинских услуг отнесено ультразвуковое исследование внутренних органов (УЗИ поджелудочной железы, желчного пузыря, органов брюшной полости и так далее). Вместе с тем Программой гарантировано за счет средств обязательного медицинского страхования при всех видах лечения (амбулаторного, стационарного, по заболеваниям эндокринной системы, органов пищеварения, при нарушении обмена веществ и так далее по утвержденному списку) проведение УЗИ для граждан бесплатно. Это относится и к медицинскому массажу, который предлагается больным исключительно на платной основе, в то время как по ряду заболеваний, перечисленных в Программе государственных гарантий, он является одним из методов лечения и должен предоставляться по этим видам бесплатно.

"Общественный контроль реформы ЖКХ".

(Юлия Шленко "Сегодняшняя газета" 22.05.03)

ГЛАВНЫЙ вопрос, который волнует красноярцев в теме реформирования жилищно-коммунального хозяйства - "Что изменилось к лучшему?" - заключается в простом желании быть в курсе всех шагов реформы. Горожане точно знают лишь то, что регулярно платят трестам по новым тарифам. Многие утверждают, что не видят никакой реформы, что ее попросту нет, или она "буксует". Другие хотели бы точно знать, куда расходуются средства плательщиков. В общем, всех не устраивает далеко не сама реформа, а ее закрытый характер. Администрация Красноярска решила делать все изменения, происходящие в жилищно-коммунальном хозяйстве, доступными, публичными и регулярно информировать население о постепенных шагах такого сложного и продолжительного процесса, как реформа. Директор Департамента городского хозяйства Владимир Мурысин рассказал нашему корреспонденту о такой основной статье расходования денег из городского бюджета в части коммунальных платежей, как капитальный ремонт.

- Владимир Александрович, уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг повышен. Что дальше?

- Как вы знаете, увеличение тарифов с сорока до девяноста процентов произошло в соответствии с решением Законодательного Собрания и городского Совета депутатов. Это вызвало шок у горожан. Фактически данное повышение можно назвать "шоковой терапией" по западном варианту. В течение 6 лет уравновешивание тарифов оплаты услуг и затрат на обслуживание жилья искусственно сдерживалось по политическим причинам. Реформа ЖКХ стартовала еще в 1992 году. Население совершенно законно предъявляет к власти требование отчитаться о результатах реформирования отрасли, о расходовании средств. Учитывая сложившуюся напряженную ситуацию, глава Красноярска Петр Пимашков принял решение придать реформе прозрачный характер. Отныне каждый житель краевого центра сможет узнать, куда тратятся деньги, которые он оплатил по квитанции. Тем самым, все действия в сфере городского хозяйства будут поставлены на общественный контроль.

- Какая информация станет доступна красноярцам?

- Будут опубликованы все титулы (планы) капитального ремонта жилого фонда, ремонта инженерных коммуникаций, водопроводно-канализационных систем, подготовки муниципальной энергетики. Уже опубликованы титулы подготовки к зиме предприятий муниципальной энергетики и "Водоканала". Известны и те жилые дома, в которых в 2003 году планируется провести капитальный ремонт.

- Сколько в городе ветхого жилья?

- Много раз звучала печальная цифра: 60 процентов жилого фонда Красноярска наполовину изношено. Более семисот зданий в городе считаются аварийными, ветхими, подлежат сносу. Самыми неблагополучными в этом отношении стали Кировский и Ленинский районы. В такой ситуации титул капитального ремонта в Департаменте городского хозяйства формировался очень внимательно и справедливо. При выборе домов главным аргументом для внесения здания в титул служило его техническое состояние. Все дома, которые необходимо срочно привести в порядок, попали в титул. Глава города утвердил эту программу. В нее входят 495 домов, девять из них будут полностью отремонтированы. То есть сначала дом "разрушат" и оставят только голые стены, а потом заново отстроят. В остальных домах будет проведен выборочный ремонт. Множество построек требуют ремонта кровли, межпанельных швов, систем отопления и канализации, подъездов, укрепления балконов, усиления несущих конструкций. За 2003 год частично решатся проблемы лифтового хозяйства: в плане на ремонт обозначены более 300 лифтов. Не меньше внимания уделено благоустройству дворовых территорий в рамках программы "Мой красноярский двор".

- Насколько затратным окажется программа капитального ремонта?

- Из городского бюджета для этой цели выделено 69 миллионов рублей. Это дополнительные средства к тем активам, которые есть в жилищных трестах. Бюджетные деньги были пропорционально распределены по всем районам Красноярска. Финансирование программы осуществляется из разных источников. Бюджет - это один источник. Кроме того, каждый горожанин платит тресту 4 рубля 97 копеек с каждого квадратного метра за содержание дома, на текущие жилищные услуги. Восемьдесят пять копеек из этой суммы отчисляется на программу капитального ремонта. Также ремонт проводится за счет платы за наем жилых помещений по договору социального найма в домах муниципального жилищного фонда.

- Кто займется возрождением наших домов?

- На прошлой неделе был проведен конкурс, в результате которого определены подрядные организации. В числе победителей - муниципальный "Ремстрой" и несколько частных фирм.

- Жильцы тех девяти домов, что будут отремонтированы полностью, могут рассчитывать на переселение в общежитие?

- К сожалению, сегодня фонд обменного жилья не существует. Те общежития, которые ранее были предназначены для таких ситуаций, заселены из-за проблемы дефицита жилья. Администрации города приходилось даже переселять людей в здание бывшего детского сада. В этом году не удастся отселить жителей, им придется самостоятельно подыскивать временное жилье.

- Как горожане смогут контролировать выполнение программы капитального ремонта?

- С большой благодарностью в Департаменте городского хозяйства будет принята информация о качестве проведенных работ, о ходе ремонта от граждан, дома которых вошли в титул. Список всех домов опубликован в газете "Городские новости".

"Большие проблемы малого бизнеса".

(Владимир Кузнецов "Сегодняшняя газета" 22.05.03)

В России до 1 января 2003 года было чуть больше 800 тысяч зарегистрированных малых предприятий. А государственных чиновников только федерального уровня - свыше 1,5 млн. Получается почти по Салтыкову-Щедрину - один предприниматель (хотя, конечно, не только он) двух "генералов" кормит.

ТАКИЕ цифры приводит Ирина Хакамада, вице-спикер Госдумы, депутат нижней палаты парламента РФ, сопредседатель политической партии "Союз Правых Сил". Сейчас она совершает цикл поездок по регионам России, принимает участие в областных конференциях, посвященных проблемам малого предпринимательства. На конференции съезжаются представители малого бизнеса из разных регионов. Их цель - обмен предложениями по наиболее актуальным, специфическим и характерным проблемам малого предпринимательства с учетом мнений губернаторов, мэров, самих предпринимателей. Весь собранный материал станет основой для выработки предложений по совершенствованию законодательства в вопросах, относящихся к малому бизнесу. А проблем тут, увы, очень много.

- Результаты исследования показывают, что более половины предпринимателей оценивают состояние деловой среды как неизменно плохое. Основными проблемами они называют трудности доступа к финансовым ресурсам, аренду и выкуп помещений, коррупцию, проверки, уровень налогообложения и сложность отчетности. Все это, за исключением трудностей доступа к финансовым ресурсам, указывает на излишнее давление государства на бизнес, - говорит Хакамада.

Малый бизнес буквально убивают многочисленные административные барьеры, контрольно-разрешительные процедуры и проверки. "Контролеры" из милиции, санэпидемстанции, пожарной охраны и т.п. один за другим являются к предпринимателям, вымогая подношения "в конвертиках". Бюрократы в кабинетах за свое содействие в решении тех или иных вопросов тоже берут, и немало.

По последним оценкам, масштабы коррупции составляют около $33 млрд в год в отношениях с бизнесом в целом. На малый бизнес из этой суммы приходится около $3,3 млрд. А ведь эти деньги могли бы пойти на повышение зарплаты работникам предприятий малого бизнеса. Это 19 миллионов российских граждан - более 40% трудоспособного населения страны.

Зачастую чиновники рассматривают малое предпринимательство как "доилку" для своих личных нужд. Хочешь арендовать помещение? Пожалуйста, только сначала построй детскую площадку во дворе дома, покрась заборы, отремонтируй подъезд. То есть предпринимателей заставляют латать прорехи в бюджетах на социальные нужды, благоустройство и т.п., по сути - выполнять работу самих чиновников. Не говоря уже о пресловутом "не подмажешь, не поедешь".

Многие депутаты фракции "Союз Правых Сил" активно занимаются проблемами малого бизнеса, потому что эти вопросы являются для партии приоритетными. По мнению СПС, чтобы бизнес поддержать, нужно хотя бы ему не мешать.

- Предприниматель должен чувствовать стабильность, - считает Ирина Хакамада. - Это позволит ему заниматься бизнесом, а не изучением изменений в законодательстве.

В понимании СПС государственная политика в отношении малого бизнеса должна решить три основные задачи: во-первых, обеспечить благоприятные и стабильные условия для функционирования экономической деятельности в целом, в том числе малого бизнеса. Во-вторых, оказать поддержку тем, кто желает начать предпринимательскую деятельность и развить собственное дело. В-третьих, обеспечить защиту прав и безопасность личности и частной собственности предпринимателя. Возможно, после этого экономический рост России примет, наконец, необратимый характер.

"Приходите, Вас примут".

(Максим Терещенко "Труд - Енисей" 22.05.03)

Часто человеку, отчаявшемуся ходить по инстанциям в поисках правды, соседи или родственники говорят: "Сходи в общественную приемную. Может, помогут". И человек идет. Общественную приемную положено иметь любой партии или депутату. Через эту структуру осуществляется "обратная связь" народного избранника или политической организации с их избирателями.

Результат похода в общественную приемную во многом зависит от того, кто является ее, так сказать, "хозяином". Партия партии - рознь, депутат депутату - тоже. Соответственно, по-разному работают и их приемные. Где-то пара-тройка писем избирателей пылится в вечно запертой пустой комнатке, где-то в такой же комнатке круглосуточно кипит работа над целыми ворохами подобной корреспонденции. Слухами земля полнится, и народ обращается к тем, кто действительно старается помочь. Хотя бы дельным советом или юридически грамотной консультацией...

В общественной приемной Красноярского регионального отделения партии "Единая Россия" работы более чем хватает. Как сообщила автору этих строк заведующая приемной Валентина Лаврентьева, данная структура была организована в 1999 году, в период выборов в Государственную Думу РФ. Тогда это была приемная партии "Единство". Сейчас, четыре года спустя, к новым выборам в нижнюю палату российского парламента специалисты приемной подошли с солидным багажом за плечами. За истекший, как принято говорить, период было принято почти 4 тысячи человек, обработано 253 письма, отвечено на тысячи звонков (по 5-8 звонков ежедневно).

Тематика обращений имеет явный юридический уклон - юстиция, адвокатура, нотариат, причем люди получают консультации "в полном объеме" и бесплатно. Подавляющее большинство гостей приемной - люди с достатком ниже среднего, пенсионеры, бюджетники, инвалиды. Они, как правило, не имеют возможности нанять адвоката или даже просто заплатить за юридическую услугу. А консультанты общественной приемной "Единой России" не просто консультируют: они даже берутся вести дела, представлять интересы обратившихся в суде...

Как и в любой работе с людьми, специалисты приемной ежедневно имеют дело с человеческими проблемами, горем, порой с настоящими трагедиями, а порой и с радостями. По словам Нелли Жуковой - юридического консультанта приемной, наиболее часты обращения по гражданским делам, несправедливым приговорам и с жалобами на административную деятельность властей. Кому-то удается помочь: не так давно были восстановлены "квартирные" права женщины с ребенком. Для кого-то борьба с бюрократической машиной затянулась на долгие годы, и конца краю ей пока не видно. Например, пришла как-то в приемную Валентина Румянцева. В 1999 году ее частный дом пошел под снос, взамен по закону была положена жилплощадь в благоустроенных квартирах (вместе с Румянцевой проживают два ее взрослых сына с семьями). Переселению радовались - по закону при сносе частного дома положено предоставлять каждой семье отдельное жилье. Однако чиновник в администрации Красноярска решил: "В тесноте - да не в обиде", и 3 семьи числом в 8 человек переехали в квартиру из 4 комнат. Валентина Румянцева 4 раза обращалась в районный суд, пытаясь оспорить действия городской администрации. Все 4 раза суд принимал сторону чиновников. Обращение в краевой суд также не дало результатов. Нелли Жукова настояла на обращении в Верховный суд, ответ - отрицательный. Если повторное обращение в высшую судебную инстанцию России не будет иметь эффекта, остается одно - Страсбургский суд по правам человека. Бывает и такое...

Но справедливость приходится отстаивать не только в битвах с бюрократами. Часто граждане становятся жертвами элементарных мошенников. У так называемых неблагополучных семей, где мама и папа любят "заложить за воротник", пройдохи порой отнимают квартиры, выселяя практически на улицу многочисленные семейства, предоставляя взамен крупногабаритных 3-4-комнатных жилищ всевозможные времянки, гостинки или ветхое жилье, тем самым ущемляя права детей непутевых родителей. По всем таким случаям уже либо есть положительные судебные решения, либо они находятся в стадии производства.

Нелли Жукова привела конкретный пример подобного мошенничества. В трехкомнатной квартире в Свердловском районе проживала женщина с психически больной дочерью. Мошенники вышли на эту дочь, в обход престарелой матери оформили все необходимые документы и вывезли женщин в Иркутскую область, в отдаленный лесхоз. Без документов, перевода пенсии и без прописки. Мать, толкая перед собой инвалидную коляску с дочерью, двинулась в обратный путь на электричках. Кормились милостыней. Когда добрались до Красноярска, больную удалось определить в интернат, ее мать на старости лет отправилась на временное жительство в ночлежку. Для них уже удалось кое-что сделать - суд признал недееспособность продавца квартиры. Однако квартира спорная: ее уже приобрели другие люди, сделали там ремонт.

Таких случаев Нелли Жукова может рассказать десятки. Опыт подобной работы у нее огромный - когда-то Нелли Николаевна была прокурором Красноярска, затем депутатом Государственной Думы. Работать в общественную приемную ее пригласила заместитель секретаря политсовета КРО "Единая Россия" Вера Оськина. Работа - полностью на добровольных началах. Тем не менее, некоторые активисты сами приходят и просят обозначить фронт работ. Можно сказать с улицы пришла Татьяна Жданова, руководитель исполкома Свердловского отделения. У нее есть основная работа, где Татьяна зарабатывает деньги, партийная работа - в свободное время.

Есть уже и определенные успехи. Для начала - научились правильно определять тариф по услугам ЖКХ и рассчитывали его всем желающим. Из конкретных дел можно привести пример восстановления теплоснабжения в одном из домов на улице Матросова, "реанимации" двух колонок в поселке Водников - теперь жителям поселка не нужно отмерять километры в поисках воды. В жилых дворах на территории ХМЗ проведен свет...

Это, что касается Красноярска. В районах же края развернуть широкую работу приемных пока не получается. Общественные приемные есть в Дивногорске, Ачинске, Минусинске, Козульке, Бородино. Но о полноценной работе в этих отделениях говорить пока рано. Однако задел, как говорится, есть: сотрудники региональных приемных прошли стажировку в "головной" структуре, кроме того, проводятся специальные выезды в районы для организации консультаций. В тех районах, где общественных приемных нет, помощь населению оказывают руководители районных исполкомов.

По мнению руководства регионального отделения партии, общественная приемная - это звено, осуществляющее обратную связь с населением. Все проблемы, с которыми приходят люди, фиксируются, статистически обрабатываются и доносятся до депутатов в Госдуму. А за тем, чтобы эта связь не превращалась в испорченный телефон, чтобы выделялись действительно болевые точки, наиболее важные проблемы, и следят специалисты общественной приемной.