Воронежская область: "Кирилл, Мефодий и народный автобус". Обзор прессы за 12-18 мая
Событием номер один прошлой недели для воронежских СМИ стало событие недели позапрошлой: традиционная неспешность Русской Православной Церкви в обнародовании внутрицерковных событий и затяжные майские выходные привели к тому, что о решениях состоявщегося 8 мая заседания Священного Синода РПЦ в Воронеже узнали лишь через несколько дней.
Факт "устранения" (как оценили это событие практически все СМИ) митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, его перевод на внешне влиятельную, но весьма проблемную и удаленную от Москвы кафедру главы Первого митрополичьего округа в Казахстане, разделение епархии на Воронежско-Борисоглебскую и Липецко-Елецкую, назначение в Воронеж митрополита Сергия, сохраняющего за собой пост управляющего делами Московского Патриархата - все эти события для Воронежа выходят далеко за рамки внутрицерковных. Как напоминает "Коммерсант-Черноземье", митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, наряду с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, считался главным претендентом на пост Патриарха Всея Руси - особенно после волны слухов о серьезных проблемах со здоровьем Алексия II (косвенным подтверждением правдивости последних, к слову, служит резкое обострение церковных интриг). Наряду с постом главы епархии, Мефодий возглавлял Историко-правовую комиссию РПЦ, ведающую вопросами историко-юридического обоснования прав церкви на то или иное имущество - кстати, именно его отстранение с этого поста, а не перевод в Казахстан местные комментаторы расценили как самый сильный удар по позициям Мефодия. И, наконец, практически все местные издания акцентировали внимание на политическом влиянии митрополита: "В окружении Мефодия стремились засветиться политики всех калибров. Его расположения старались снискать, знакомства с ним добивались, дружбой с ним козыряли. О дружеских связях с Мефодием не уставал напоминать избирателям во время кампании по выборам губернатора член КПРФ Иван Шабанов. Архиерей публично не выказывал симпатий ни одной из местных политических сил, но связи с истеблишментом использовал максимально эффективно. В рейтингах влияния местных политиков митрополит все последние годы занимал вторую-третью строчку (как бы ни относиться к подобным рейтингам и их составителям). Ни у кого не вызвало возражений присуждение Мефодию звания почетного гражданина Воронежа" - комментирует газета "Берег". Можно добавить, что одним из ближайших друзей Мефодия был влиятельнейший Павел Гусев - глава "Московского комсомольца". Именно Мефодию Гусев презентовал бронированный "мерседес", принадлежавший некогда министру обороны РФ Павлу Грачеву. К слову, и все периодические издания епархии создавались на базе "МК в Черноземье".
Мефодий, несомненно, является одной из самых ярких личностей в РПЦ - и самых неоднозначных. Подводя итоги его служения на воронежской кафедре, "Берег" пишет: "Два десятилетия назад владыка принял более чем скромную воронежскую епархию. Достаточно напомнить о том, что на весь восьмисоттысячный областной центр было всего лишь три храма и ни одного монастыря в пределах двух областей - Воронежской и Липецкой. После передачи епархии последнего из сохранившихся с дореволюционных времен Ильинского храма на территории Воронежа теперь насчитывается пятнадцать храмов. Усилиями Мефодия возрождены монастыри в Воронеже и Задонске, верующим возвращены мощи святителя Митрофана и Задонского чудотворца Тихона. В статистическом отношении епархия выглядит так. К 1999 году было зарегистрировано 352 прихода. Из 232 клириков почти сотня имеет высшее светское образование, около тридцати "академиков" (выпускников духовных академий). Вновь после долгого вынужденного перерыва действует семинария. При многих приходах открыты воскресные школы. В течение двух десятков лет воронежский архипастырь принимал активное участие в установлении цивилизованного диалога российского государства и церкви. Он состоял членом Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования тысячелетия Крещения Руси; возглавлял комиссию по реставрации Свято-Данилова монастыря в Москве; руководил делегацией Патриархии в православно-католической комиссии по урегулированию отношений православных и католиков восточного обряда на Западной Украине. В 1999-2000 гг. мы видим его в числе активных участников подготовки торжеств по случаю 2000-летию Рождества Христова. Наконец, следует упомянуть о том, что митрополит Мефодий состоит членом совета по взаимодействию с общественными и религиозными организациями и объединениями при президенте." В то же время "Преосвященный владыка был сторонником жесткого волевого стиля управления, внимательно следил за умонастроениями клира и пресекал всевозможные формы околоцерковной активности. При Мефодии активную роль играл аппарат епархиального управления, где царили вязкие, "византийские" нравы. Пробиться на прием к архиерею сквозь бюрократические препоны верующим было непросто. Что не в лучшую сторону отличало Мефодия от его викария - доступного и демократичного епископа Никона, и деятельного, волевого и при этом открытого для паствы Белгородского епископа Иоанна. Намекали на связи воронежского владыки с КГБ. В начале девяностых годов по этому поводу пришлось публично объясняться с воронежцами через светские средства массовой информации епархиальной службе по связям с общественностью. Намеки были расценены как инсинуации врагов церкви. Тема не получила развития".
"Административные таланты митрополита Мефодия, без сомнения, окажутся кстати при осуществлении намеченных масштабных церковных реформ в Казахстане" - подытоживает "Берег", по мнению которого крест на будущем Мефодия ставить еще рано. Однако решения Синода ударили не только по владыке Мефодию - его устранение из Воронежа произошло в разгар подготовки к празднованию Дней славянской письменности и культуры. Перенос празднествя в Воронеж и приглашение на торжества президента Путина и париарха Алексия II намеревался использовать для укрепления своих позиций не только Мефодий. Для стремительно теряющего популярность губернатора Владимира Кулакова (по данным МЦИОМ "Квалитас", число сторонников губернатора с февраля 2001 по март 2003 года упало с 39 до 15 процентов, количество не одобряющих его политику выросло с 8 до 51 процента) празднества и в особенности - визит Путина должны были стать сигналом к началу досрочной предвыборной компании. По целому ряду косвенных данных Кулаков намеревается инициировать досрочные выборы губернатора, приурочив их к выборам президента в марте будущего года. Понятно, что приезд Путина мог бы стать хорошей PR-акцией в пользу действующего губернатора. Однако, как и предположил в начале прошлой недели "Коммерсант-Черноземье", визит президента после решений Синода весьма маловероятен (на этой неделе Кулаков должен встретиться с Путиным - но в Москве).
Сразу же после сообщений из Москвы губернскими властями был запущен "запасной вариант": потерпев неудачу с президентом, губернатор двинулся на завоевание симпатий рядового населения - прежде всего в Воронеже, где позиции Кулакова наиболее зыбки. На местном телевидении, радио, а затем и в газете "Коммуна" появилось обращение Кулакова, в котором он обрушился на городские власти, обвинив последние в развале городского пасажирского транспорта: "Администрация города, взяв курс на уничтожение общественного транспорта, задачу внутригородских пассажирских перевозок доверила коммерческим структурам. При этом горожане, имеющие право на бесплатный проезд, в маршрутные автобусы не допускаются. Владельцы маршрутов думают не об удобстве пассажиров, а о получении максимальной прибыли за счет эксплуатации списанных за рубежом "Мерседесов". Маршруты делятся на выгодные и невыгодные, в результате чего, например, на остановках в центре или у Северного авторынка скапливается чрезмерное количество транспорта, а графики движения не соблюдаются". В связи с этим губернатор объявил о запуске впечатляющей облстной программы "Народный автобус": "Суть ее проста: бесплатный проезд для всех жителей города в новых экологически безопасных автобусах отечественного производства; интервал движения - 10-15 минут; маршрутная сеть свяжет основные жилые массивы с промышленными предприятиями и центром города; перевозки будет осуществлять областное предприятие ПАТП-3, его работу администрация области будет контролировать постоянно". Как заверил Кулаков, "до конца нынешнего года по улицам города будут курсировать по четкому графику новые автобусы, бесплатно перевозящие всех желающих".
Даже далекому от экономики человеку нетрудно представить, в какие суммы обойдется выполнение подобных обещаний. Как пояснил в том же номере "Коммуны" первый вице-губернатор Сергей Наумов, на финансирование программы будут пущены средства, полученные под залог переданного городом в качестве погашения долгов перед облбюджетом имущества. Переданное имущество будет заложено в банк, под него планируется получить кредит на сумму примерно 170 млн. рублей на 5 лет. И эти деньги пойдут на покупку автобусов. На вопрос, как администрация собирается гасить данный кредит, Наумов ответил: "Простая арифметика. Если мы получаем 170-миллионный кредит на 5 лет, то в год нам придется возвращать 34 миллиона. Областной бюджет, сократив другие, не социально значимые расходы, будет возвращать эти деньги по разделу "Транспорт".
Собственно, далее можно и не комментировать: чтобы обеспечить бесплатный народный автобус к концу года (разгар выборной кампании), бюджетные расходы будут урезаться в течение 5 лет - и это с учетом "простой арифметики" вице-губернатора, построенной на гипотезе о существовании беспроцентных кредитов. Как и ожидалось, акция губернатора вызвала резкую критику газеты "Берег", являющейся органом мэрии: "Идею бесплатного транспорта для всех всерьез даже обсуждать не стоит. По причине ее абсурдности и бредовости (и беспредельности, с учетом нищеты регионального и местных бюджетов). Понятно, что если такая халява и возникнет, то просуществует лишь до выборов. В принципе, использование элемента халявы в предвыборной кампании - вещь не новая. На воронежском небосклоне до недавнего времени самым ярким примером подобного рода была раздача к Первомаю буханок хлеба от Сергея Чижова. Акция с автобусами выделяется своим размахом - все-таки одним росчерком пера "пустить по ветру" миллионы долларов решится не каждый".
Газета приводит данные из выступления мэра Александра Ковалева: "На возмещение льгот на городском пассажирском транспорте выделено в 2001 году - 42,5 млн. руб., в 2002-м - 24,8 млн. руб., в 2003-м - 9 млн. руб. О каком возмещении льгот инвалидам и ветеранам можно говорить, когда на проезд ветерану в Воронеже при таком финансировании приходится по 2,4 рубля в месяц, а инвалидам - по 4,8 рубля? Такие суммы в пересчете на более чем 400 тыс. льготников утверждены февральским распоряжением администрации области"
"А самое любопытное в этой истории то, что предложенный областью вариант принципиально не решает проблемы льготного проезда в Воронеже. Сами посудите: сегодня пассажирские перевозки в Воронеже осуществляют 1520 автобусов, в том числе 469 - большой вместимости. Понятно, что сто областных автобусов погоды не сделают. Однако за первые полгода бесплатного режима (если только выборы губернатора состоятся весной 2004 года) на них будет выброшено примерно 220 млн. руб. Далее их коммерческое использование (с предоставлением льгот без ограничений) выльется за каждые полгода еще примерно в 35-40 млн. руб. из бюджета. Суммы астрономические, а результат?" - так подытоживает "Берег" свой анализ программы "Народный автобус".