Виктор Жосу: Поддержит ли Россия Воронина после 3 июня?
В истории с провалом выборов президента Молдавии и грядущими досрочными парламентскими выборами я бы выделил два аспекта. Первый, который на поверхности, - так называемый аспект "личностно-спортивный": кто и в чем выиграл, кто проиграл, каким будет характер будущего предвыборного марафона, каков возможный расклад на финише и т.д. И второй аспект, не столь очевидный, касающийся возможных последствий всего этого "спорта" для молдавского общества и отношений Молдавии с крупными политическими игроками. В первую очередь, наших отношений с
С первым аспектом все более или менее ясно. После серии локальных электоральных поражений
Проигрыш, несмотря на демонстративную поддержку Воронина со стороны России в пред- и послевыборный период. Поддержку, которая только на самих выборах принесла ПКРМ, если верить проводившим мониторинг избирательной кампании социологам, от 10 до 15% дополнительных голосов.
Если иметь в виду второй аспект, то сегодня в Кишиневе налицо глубокий политический кризис. С ним оказался тесно переплетен и кризис конституционный, поскольку назойливое стремление Воронина продолжать во что бы то ни стало играть главную роль в молдавской властной конструкции неизбежно взорвало хрупкие рамки конституционного поля.
Даже пока еще не распущенный парламент свой первый шаг сделал явно с "левой" ноги: избрал председателем законодательного органа человека, продолжающего занимать должность президента, хотя его второй кряду мандат истек еще 7 апреля. Впрочем, парламент - это громко сказано. Избирала-то Воронина спикером лишь родная фракция ПКРМ, благо мандатов хватило, а пренебрежение всякими там "процедурными мелочами" (можете считать своего лидера действующим президентом, воля ваша, но заставьте его сперва хотя бы формально подать в отставку с одной должности, и лишь затем избирайте на другую!) заложено в эту партию генетически. Очень левая такая партия.
Относительно предстоящей кампании досрочных парламентских выборов ясно только одно: что она будет жесткой, построенной по принципу "стенка на стенку". С одной стороны баррикады - партия коммунистов, с другой - тройка либеральных партий, пока неясно в какой конфигурации. В случае, если им удастся выступить единым списком кандидатов, это может укрепить их позицию. Всех остальных, которые захотят втиснуться "где-нибудь по центру", никто просто не заметит. А вот назвать какие-то цифры, даже самые приблизительные, я бы не рискнул.
Многое будет зависеть от "чистоты эксперимента". То, что партия власти вновь, как и в кампании выборов 5 апреля, попытается сыграть "по грязному", сомнений не вызывает. ПКРМ нужна победа, причем с другим, более крупным счетом, и она будет добиваться ее любой ценой. Озвученную Ворониным цифру в 80% следует в этом смысле воспринимать, конечно, не буквально, но как вполне четкую установку административному аппарату, силовикам, Центральной избирательной комиссии, судьям, медийному ресурсу: "мочите" неуступчивую оппозицию, не считаясь ни с чем.
Однако, вопреки уже запущенному коммунистической пропагандой маховику истерии с призывами "размазать оппозицию по асфальту", у последней появился шанс выступить достойно. На стороне оппозиционеров безусловное моральное превосходство, и если либералам удастся мобилизоваться организационно и, главное, повысить качество PR-обеспечения собственной кампании, Воронина могут ожидать новые, куда более неприятные сюрпризы. В пользу оппозиции будет и то обстоятельство, что на Западе, судя по всему, к кампании досрочных выборов намерены отнестись более внимательно и пристрастно, чем к предшествующей, что сужает поле маневра для ПКРМ, привыкшей вести игру на грани (точнее, за гранью) фола.
Вряд ли, например, у коммунистов повторно проскочит номер с "вздутыми" списками избирателей, как это обнаружилось после 5 апреля. Да и непритязательная сказка про румынские спецслужбы, являясь зеркальным отражением четырехлетней давности небылицы про спецслужбы российские, второй раз уж точно не проскочит. К тому же Румыния, в отличие от России, открыто свою поддержку кому-либо из конкурентов на выборах не демонстрирует.
Еще о втором аспекте. Многих в Молдавии волнует вопрос о позиции, которую может занять после всего, что случилось, Россия. Ведь Воронину, если вдуматься, удалось совершить почти невероятное. После антироссийской кампании 2005 года, после озвученных молдавским руководством обвинений ФСБ в причастности к "попытке государственного переворота" и т.п., он умудрился в канун минувших выборов заручиться поддержкой российского руководства для решения электоральных задач ПКРМ. Фактически Воронин сумел сделать Москву своей соучастницей в сугубо молдавских внутриполитических разборках. Более того, он попытался (и отчасти в этом преуспел) втянуть Россию во внешнеполитическую свару молдавских коммунистов с соседней Румынией. Свару, которая получает подпитку еще и на почве личностных взаимоотношений и особенностей политического поведения двух президентов-популистов: уже бывшего молдавского, Владимира Воронина, и румынского,
При желании можно, конечно, сослаться на то, что, намекая Брюсселю на "недопустимость" политики Бухареста в вопросе предоставления румынского гражданства гражданам Республики Молдова, у Москвы были и собственные мотивы уколоть ЕС (Вы, господа европейцы, указывали нам на "недопустимость" выдачи паспортов Российской Федерации жителям Абхазии и Южной Осетии? Что ж, теперь получите обратно!). Можно вспомнить и заявление того же Бэсеску о "четырех миллионах румын" к востоку от Прута, и кое-что другое. Все равно, многие в Молдавии пребывают в искреннем недоумении.
Вопрос, который чаще всего звучит по этому поводу, касается даже не того, что же такого из рук вон выходящего мог наобещать Владимир Воронин российскому президенту
Особенно после 3 июня, когда стало окончательно ясно, что план по уничтожению молдавской оппозиции, запущенный в действие 7 апреля, не просто провалился, но может дать обратную реакцию.