Нагорный Карабах: 9 лет перемирия
12 мая 2003 года исполнилось ровно 9 лет со дня установления режима прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта. 5 мая 1994 года в Бишкеке при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ представители Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении подписали протокол, вошедший в историю урегулирования конфликта как Бишкекский. Позднее в Москве состоялась встреча министров обороны Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, на которой и была подтверждена приверженность сторон Бишкекской договоренности. Достигнутое перемирие примечательно тем, что из-за жесткости позиции сторон не были приняты обычные в таких случаях меры: развод войск от линии соприкосновения, глубокий отвод тяжелых вооружений, размещение нейтральных наблюдателей или разъединительных сил. Кое-где лишь сотни метров разделяют противостоящие силы, что делает ситуацию хрупкой, провоцирует инциденты, нередко приводящие к жертвам.
Сегодня наиболее острым, пожалуй, остается вопрос земель, являющихся по сути буфером между НКР и Азербайджаном и остающихся вне контроля Азербайджана. Почему и азербайджанская сторона обвиняет Армению в невыполнении резолюции СБ ООН об освобождении "оккупированных территорий", принятой в 1993 году - в самый разгар военных действий. Однако, как утверждает бывший полпред президента РФ по Нагорному Карабаху Владимир Казимиров, Азербайджан сам не раз срывал главные требования резолюции о незамедлительном прекращении огня, военных и враждебных действий. При этом Казимиров указал на то, что предпочтения Гейдара Алиева в процессе урегулирования отличались переменчивостью. "То он упорно твердит, что ключ в руках у России, то возлагает надежды на США, то на СНГ, то на ОБСЕ. В этой роли побывали и ООН, и НАТО, и Совет Европы. Алиев не раз менял мнение о предложениях посредников, отыгрывал назад, а иногда и лукавил. В последние годы стали думать, что он скорее уйдет, чем уступит, а без компромиссов на базе взаимных уступок этот конфликт не разрешить", - отмечает Казимиров.
Так или иначе, начиная с 1992 года, сопредседатели Минской группы ОБСЕ (США, Росcия и Франция) вплотную занимаются поиском мирного варианта урегулирования конфликта. В рамках урегулирования между президентами Азербайджана и Армении - Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном состоялось более двух десятков встреч. Попутно был сформирован новый формат контактов - посредством личных представителей президентов двух стран.
Впрочем, все это без видимого результата, что и дает Баку повод все чаще заявлять о бесполезности Минской группы. Так, к примеру, комментируя предстоящий, предположительно в конце мая, визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион конфликта, бывший госсоветник Азербайджана по международным вопросам Вафа Гулузаде прямо заявил, что не ожидает от этого события ничего полезного для своей страны. "Уже столько лет они приходят и уходят, а никакого результата в принятии окончательного решения карабахского конфликта нет", - сказал он. По словам Гулузаде, отсутствие у стран-посредников конкретных взглядов препятствует урегулированию проблемы. "Существуют два варианта урегулирования - компромиссный и справедливый. При первом варианте интересы Армении учитываются полностью - узаконивается оккупация Нагорного Карабаха и Лачинского коридора. Второй вариант предполагает полное и безоговорочное освобождение всех оккупированных Арменией территорий Азербайджана".
В Армении реальных подвижек в процессе ждут лишь к 2004 году. Во всяком случае, такого мнения придерживается глава парламентской комиссии по внешним вопросам и руководитель армянской делегации в ПАСЕ Ованнес Ованнисян.
Тем временем вяло текущий переговорный процесс вокруг конфликта стал и продолжает оставаться разменной монетой в руках различных политических сил двух стран, весьма остро давая о себе знать в разного уровня выборных кампаниях. Так оно обстояло в Армении в ходе президентских выборов и остается актуальным сегодня - в период парламентской предвыборной кампании. То же ожидает и Азербайджан в канун предстоящих в октябре президентских выборов.
21 апреля, выступая во дворце "Республика" в Баку президент Азербайджана Гейдар Алиев дважды почувствовал острое недомогание. Сам Гейдар Алиевич при этом сослался на дурной глаз, иностранные же СМИ настаивали на том, что у Алиева серьезные проблемы с сердцем и почками. Так или иначе, несколькими днями позже 80-летний юбиляр оказался в турецкой военно-медицинской академии "Гюльханэ", откуда вернулся в Баку за день до 9-ой годовщины установления режима прекращения огня. Но говорить о выздоровлении азербайджанского лидера не приходится, поскольку он намерен продолжать лечение в кливлендской клинике. Так что же будет, если здоровье Алиева так и не поправится? Эта прискорбная перспектива заставила многих задуматься о способности Алиева баллотироваться на третий срок, одновременно задавшись вопросом, как смена главы государства отразится на внешней политике Азербайджана. Сославшись на нормы этики, этот вопрос отказалиcь комментировать президент Армении Роберт Кочарян и глава МИД РА Вардан Осканян. Ни для кого не секрет, что Гейдар Алиевич готовит себе преемника в лице собственного сына - Ильхама. Слабое здоровье Алиева, возможно, и послужило причиной отсрочки визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которых ждали здесь 18-21 мая. По этому поводу российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Николай Грибков сообщил, что конкретных сроков визита теперь уже вообще нет, так и не сославшись на причины. Ранее им же было сказано, что к старым предложениям Минской группы добавился ряд новых идей и соображений. "Речь, конечно, не идет о том, что эти соображения будут одинаково приемлемы всем сторонам, поскольку у них разные позиции по проблеме", - заметил при этом Грибков.
По поводу новых идей и соображений мнения азербайджанской и армянской стороны расходятся. Баку допускает наличие таковых, тогда как глава МИД Армении неоднократно заявлял, что новых предложений от посредников в Ереване пока не ждут. В лучшем случае, речь может идти об обмене мнений вокруг каких-то идей. Официальный Ереван уверен, что переговорный процесс в рамках "парижских принципов" достаточно реален и выражает надежду на его продолжение. С чем же приедут сопредседатели, и приедут ли они вообще в скором будущем? В конечном итоге, сегодня слово за Алиевым.