Валентин Александрович Матвеев: 1983-1991 - первый секретарь Йошкар-Олинского ГК КПСС, 1991-1995 - директор АО "Маригражданстрой", 1995-1997 - первый заместитель Главы Правительства республики Марий Эл.

В правительственных средствах массовой информации (печать, радио, телевидение) в сознание людей усиленно насаждается мысль о том, что в экономике Марий Эл происходят положительные тенденции, что, якобы, она стала одним из лучших субъектов в Приволжском федеральном округе. И все достижения связываются с действующим президентом. При этом умалчивается о финансовом состоянии производящих отраслей экономики, самом главном показателе социально-экономического развития нашей республики.

Давайте проанализируем в динамике за последние 3 года финансовое состояние экономики республики по официальным данным Комитета государственной статистики Республики Марий Эл.

Если суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская, задолженность по кредитам банков и займам) крупных и средних организаций на 1.1.2001 года достигла 19,3 млрд. руб., то на 1.1.2003 года составила 22,4 млрд. руб., или выросла при ныне действующем правительстве на 3,1 млрд. руб. В том числе суммарная просроченная задолженность по обязательствам организаций увеличилась на 1,8 млрд. руб. Растет разница между суммарной задолженностью по обязательствам крупных и средних организаций и их дебиторской задолженностью. Если на 1.1.2001 года она составляла 13,6 млрд. руб., то на 1.1.2003 года достигла 16,1 млрд. руб. и приближается к стоимости их основных фондов (стоимость основных фондов по полной балансовой стоимости отраслей, производящих товары, на 1.1.2002 года составила 19,63 млрд. руб.), или при ныне действующем правительстве выросла на 2,5 млрд. руб.

За 2002 год отрицательный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организаций составил 194,4 млн. руб. Число убыточных организаций по основным отраслям экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание) за 2002 год увеличилось на 14,6 пункта (число убыточных организаций, в % к общему числу организаций, в 2002 году составило 52, в 2001 году было 37,4), а сумма убытка возросла на 47%.

В просроченной кредиторской задолженности по основным отраслям экономики основную долю занимают долги предприятий промышленности и сельского хозяйства - 89%.

Если задолженность по полученным кредитам банков и займам организаций на 1 января 2001 года составляла 3,4 млрд. руб., в том числе просроченная задолженность - 2,8 млрд. руб., то на 1 января 2003 года она достигла 4,5 млрд. руб., в том числе - 3,2 млрд. руб. просроченная.

Сократился выпуск промышленной продукции по сравнению с 2001 годом в следующих отраслях: машиностроение и металлообработка (на 2,3%), промышленность строительных материалов (на 6,5%), легкая промышленность (на 11,4%), мукомольная, крупяная и комбикормовая промышленность (на 25,9%), медицинская промышленность (на 5%). Выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозпредприятиями (сельхозпредприятия, хозяйства населения, фермерские хозяйства) в 2002 году в действующих ценах по расчетам составил 6092,2 млн. руб., или 88,3% в сопоставимой оценке к 2001 году, в том числе выпуск продукции растениеводства сократился на 23,5%. По инвестициям в основной капитал на душу населения Марий Эл занимает третье место снизу в Приволжском федеральном округе. Если на каждого человека в республике в 2002 году в основной капитал было направлено инвестиций 3600 руб. плюс 0,4 американского цента иностранных вливаний, то в среднем в Приволжском федеральном округе 9076,5 руб. плюс 45,7 долларов, в Российской Федерации 12217 руб. плюс 137,4 долларов. По средненачисленной заработной плате в декабре 2002 года республика в Российской Федерации занимает предпоследнее место. Средненачисленная заработная плата в Марий Эл составила 2930,7 руб., в Приволжском федеральном округе - 4247,7 руб., в Российской Федерации - 5737,8 руб.

Из анализа финансового состояния крупных и средних организаций можно сделать следующий вывод. В республике фактически под прикрытием банкротства идет перераспределение собственности и проедаются основные фонды будущих поколений. Республика находится в глубокой долговой яме.

Растет просроченная кредиторская задолженность по основным отраслям экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля и общественное питание) в бюджеты всех уровней. Если на 1.1.2001 года она составляла 1077,6 млн. руб., то на 1.1.2003 года достигла 1323,7 млн. руб., или выросла при действующем правительстве на 246,1 млн. руб.

Увеличивается просроченная кредиторская задолженность в основных отраслях экономики по платежам в государственные внебюджетные фонды. Если на 1.1.2001 года она составляла 1246,0 млн. руб., то на 1.1.2003 года 1449,2 млн. руб., или выросла при действующем правительстве на 203,2 млн. руб.

Этот анализ говорит о том, что в Марий Эл не дает эффекта проводимая реструктуризация долгов прошлых лет в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды, не дает эффекта и банкротство предприятий с целью финансового оздоровления республики.

По данным статистики, преобладающая доля занятого населения республики сосредоточена на крупных и средних предприятиях и составляет 85,9% от общей численности занятых.

В 2002 году среднесписочная численность работников этих предприятий достигла 214,8 тыс. человек, в 2000 году она составляла 233,6 тыс. человек, или за два года сократилась на 18,8 тыс. человек. За этот период по численности, можно сказать, ликвидировано целое объединение "Марийский машиностроитель", которое имело такое количество работников в самые лучшие годы своего развития.

Численность безработных, по данным Комстата, за два последних года увеличилась на 13,4 тыс. человек и на 1 января 2003 года составила 52,3 тыс. человек. Занимаясь анализом статданных, я обратил внимание на то, что в июле 2002 года по сравнению с июнем этого же года одновременно было на 20,6 тыс. человек увеличено число экономически активного населения республики и число занятых без всяких пояснений к этой информации. Можно было предположить: это приписки с целью сокрытия количества безработных, что в дальнейшем нашло подтверждение. Численность безработных применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ) в Республике Марий Эл по отчету Комитета государственной статистики в дополнении к докладу о социально-экономическом положении в 2002 году указана в размере 35,8 тыс. человек, а по данным основных показателей социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2002 году, опубликованных в "Российской газете" за 15 марта 2003 года, количество безработных в Республике Марий Эл на 1 января 2003 года составляет 52,3 тыс. человек. Выходит, что в республике почти каждый пятый безработный! С 1990 года численность пенсионеров в республике увеличилась на 28 тысяч.

Отчетные данные полностью развенчивают лживую пропаганду проправительственных средств массовой информации о том, что в республике создаются новые рабочие места. И это выдается за огромное достижение. А фактически оказалось, что рабочие места создаются более медленными темпами, чем разрушаются и ликвидируются существовавшие. Это еще раз подтверждает те негативные последствия, которые несет банкротство предприятиям и организациям нашей республики. Господа чиновники, хватит врать! Пора ответить перед народом за ту бездарную экономическую политику, которую вы проводите в жизнь.

В проправительственных средствах массовой информации умалчивается о той положительной роли федерального бюджета, которую он оказывает в виде финансовой помощи Республике Марий Эл. А лишь выпячивается "личный вклад" президента, все "успехи" приписываются только ему. На самом же деле в своевременном поступлении денег из Москвы нет никаких "героических усилий" правительства Марий Эл и московских ставленников. Это обычная, целенаправленная работа Кремля по поддержке всех дотационных регионов России. То же самое можно сказать и по поводу пенсий. Они также выдаются вовремя и повышаются планово, независимо от руководителя нашей республики, сколько бы нам об этом не внушали. Во-первых. Расходы федерального бюджета по Республике Марий Эл увеличились в 2002 году по сравнению с 2000 годом на 3310,9 млн. руб., или в 3 раза.

Во-вторых. Безвозмездная финансовая помощь федерального бюджета бюджетам Республики Марий Эл за этот период увеличилась на 1791,7 млн. руб., или в 3,6 раза.

В-третьих. В федеральный бюджет поступило налогов от плательщиков Республики Марий Эл в 2002 году больше, чем в 2000 году, на 850,4 млн. руб., или в 2,3 раза, а безвозмездная финансовая помощь федерального бюджета выросла на 1791,5 млн. руб., что в два раза больше поступивших налогов.

В-четвертых. На территории Республики Марий Эл в 2002 году собрано налогов во все уровни бюджетов на 1538,2 млн. руб. больше, чем в 2000 году, или в 1,9 раза.

В-пятых. Темпы роста поступления налогов во все уровни бюджетов по Республике Марий Эл почти в два раза ниже, чем темпы роста безвозмездной финансовой помощи федерального бюджета бюджетам Республики Марий Эл.

В-шестых. Начиная с 2001 года, поступления налогов с территории Республики Марий Эл в федеральный бюджет резко отстают от безвозмездной финансовой помощи федерального бюджета бюджетам Республики Марий Эл. Например, в 2002 году безвозмездная финансовая помощь федерального бюджета бюджетам республики составила 2490,7 млн. руб., а налогов в федеральный бюджет от плательщиков Республики Марий Эл поступило 1510,0 млн. руб., или на 980,7 млн. руб. меньше финансовой помощи.

В-седьмых. Расходы федерального бюджета по Республике Марий Эл в 2002 году составили 5006,3 млн. руб., а собрано налогов во все уровни бюджетов на территории Республики Марий Эл 3301,6 млн. руб. Это говорит о том, что республика стала высоко дотационным субъектом Российской Федерации. По-прежнему не вносит вклад в общероссийские стратегические программы (в оборону, науку, космос и т.д.) и не участвует в финансировании федеральных служащих на территории республики.

В-восьмых. Суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская, задолженность по кредитам банков и займам) крупных и средних организаций на 1 января 2003 года увеличилась по сравнению с 1 января 2001 года на 3,1 млрд. руб., а поступление налогов во все уровни бюджетов за тот же период на территории Республики Марий Эл возросло лишь на 1,538 млрд. руб.

По состоянию на 1 января 2003 года численность постоянного населения в республике составила 750,3 тыс. человек и уменьшилась за последние два года на 9,9 тыс. человек. Демографическая ситуация в 2001, 2002 годах характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с ростом смертности, и небольшим увеличением рождаемости. Естественная убыль за эти два года составила 9,4 тыс. человек, еще 540 человек выехало за пределы республики. Начиная с 2001 года число прибывшего населения в республику меньше, чем число выбывшего. И это еще раз подтверждает экономический спад в республике.

Какие выводы, на мой взгляд, можно сделать из проанализированных статданных?

Во-первых, республика - банкрот. В доходной части консолидированного бюджета в 2002 году 54% составляет безвозмездная помощь российского федерального бюджета.

Во-вторых, резко ухудшилось финансовое состояние основных отраслей экономики.

В-третьих, по уровню жизни населения Республика Марий Эл занимает одно из последних мест среди субъектов Российской Федерации.

Нынешнее руководство и верные ему СМИ беспрестанно внушают избирателям, что якобы "счастливая жизнь" в республике началась лишь 2,5 года назад с приходом новой власти "младореформаторов". Ну полноте, господа! Люди прекрасно помнят, как жили в то недалекое время и до какого нищенского существования довела их власть сейчас. Не будет, вероятно, никакого просвета и в ближайшие полтора года. Положение может еще больше ухудшиться. К такому печальному выводу приходишь, когда внимательно и вдумчиво проанализируешь статданные и реально оценишь социально-экономическую и политическую обстановку в Марий Эл.

Исходя из сказанного, возникает предложение к федеральной власти. Для того, чтобы улучшить жизнь в таких глубоко дотационных регионах, как наш, где "всенародноизбранные" предводители случайно пришли к власти и сейчас не в состоянии сами добиться положительных результатов без финансовой помощи Москвы, оказались к тому же неподотчетны избирателям, задушили свободу печати, необходимо принять федеральный закон о назначении в данных областях и республиках на высокие должности порядочных и честных людей, которые смогут вместе с народом и под его контролем вывести регион из тупика. А когда появятся реальные результаты, можно провести и выборы. Это и будет, на мой взгляд, самый демократичный путь, который нужен сейчас России во имя ее процветания.