Архангельская область: Интервью президента группы компаний "Титан", председателя совета директоров ОАО "Архангельский ЦБК" Владимира Крупчака
Владимир Крупчак: "Нельзя быть специалистами во всех секторах целлюлозно бумажной отрасли".
Интервью президента группы компаний "Титан", председателя совета директоров ОАО "Архангельский ЦБК" Владимира Крупчака газете "Ведомости".
Корр.: - Что собой представляет группа "Титан"? Как она сегодня структурно устроена?
В.К.: - Группа компаний "Титан" - это структура корпоративного типа, в состав которой входят лесопромышленные предприятия, интегрированные по технологически связанному принципу, начиная от лесозаготовок, лесопиления, производства целлюлозы и заканчивая выпуском конечной продукции - бумаги и картона, упаковки из картона и т. д. В собственности ГК "Титан", а также входящей в группу торговой компании "Архбум", находятся 14 леспромхозов, три лесопильных завода, а также два тарных предприятия - Подольский и Мурманский [комбинаты].
Еще один производитель бумаги, картона и гофротары - Киевский картонно-бумажный комбинат - находится в управлении группы "Титан".
Но базовым предприятием группы является Архангельский ЦБК, одно из крупнейших целлюлозно-бумажных предприятий в России и в Европе, которым также управляет ГК "Титан".
Картонно-тарные предприятия производят из картона - полуфабриката, который поставляет им Архангельский ЦБК, - готовый продукт - коробки, ящики из гофрированного картона с флексографической многоцветной печатью.
Нашу упаковку закупают крупнейшие продовольственные и кондитерские фирмы, такие как "Красный Октябрь", "Бабаевский", санкт-петербургский "Ливиз", "Вимм-Билль-Данн", "Черкизовский", "Коркунов" и др.
Кроме того, в состав группы входят предприятия сервисного типа - ремонтные мастерские, предприятия торговли, рестораны, офисные центры и даже база отдыха "Малые Карелы".
Корр.: - Вы не собираетесь более четко структурировать свою группу, перейти на единую акцию, например?
В.К.: - Мы этим занимаемся. Я думаю, это вопрос примерно одного года. И сейчас мы принимаем меры по увеличению капитализации компании, повышению ее инвестиционной привлекательности.
Корр.: - А обращение в МАП от австрийской Pulp Mill Holding GmbH на консолидацию 96,27% акций АЦБК следует рассматривать как элемент этого процесса?
В.К.: - Мне нечего добавить к ранее озвученной нашей пресс-службой позиции: "Нет предмета для комментариев".
Корр.: - Если можно, расскажите поподробнее, откуда берется цифра в $600 млн, которая традиционно указывается как годовой оборот группы компаний "Титан". Может быть, в ней заложен двойной счет - сначала АЦБК продает продукцию, потом ее же продает "Архбум", потом из части той же продукции делаются ящики.
В.К.: - Если точнее, то по итогам деятельности за 2002 г. выручка от реализации продукции предприятий, входящих в ГК "Титан", составил примерно $450 млн. В эту цифру включен реальный оборот двух основных бюджетообразующих предприятий группы - АЦБК и "Архбума" за вычетом объемов продаж между ними. По результатам консолидированного баланса за 2002 г. выручка только по этим предприятиям составила $230 млн, прибыль - $13,7 млн, налогов в бюджеты всех уровней было выплачено $39,3 млн.
К этому следует добавить выручку Мурманского тарного комбината ($12 млн), Киевского КБК (более $75 млн).
Кроме того, выручка входящих в состав группы леспромхозов и лесозаводов составила в 2002 г. около $80 млн. Оборот же непрофильного бизнеса группы "Титан", не связанного с лесопромышленной деятельностью, составляет более $52 млн. Итого - $450 млн, и это без учета оборота, связанного с перемещением сырья внутри предприятий группы. С учетом этого оборота как раз и выходит цифра около $600 млн.
Если говорить об объемах производства, то в 2002 г. целлюлозы мы произвели 730 000 т (13,1% российского производства), в том числе товарной - 207 000 т, тарного картона - 407 000 т, или примерно на $130 млн (около 30% российского производства).
Корр.: - Вы делаете ставку на развитие мощностей по производству конечной продукции из картона: ящиков, коробок и др. - "гофротары". Как вы оцениваете объем и перспективы этого рынка и какие новые проекты затеваете в этой сфере?
В.К.: - Объем рынка российской гофропродукции - это 1,65 млрд кв. м гофрокартона и гофротары, в денежном выражении порядка $480 - 490 млн, из которых более 13% рынка приходится на продукцию группы
"Титан". Этот рынок очень интересный и динамичный, его ежегодный рост за последние пять лет в среднем достигал 20 - 30%, однако в 2002 г. этот показатель существенно снизился - до 8%.
Это вызвано созданием большого количества мелких предприятий по производству гофропродукции, постепенным насыщением потребностей данного рынка. Крупнейшие наши конкуренты - производители гофротары - это Набережно-Челнинский КБК, "ГОТЭК", "Гофрон" и др.
Кроме того, в этот бизнес в России вошли и иностранцы - финская Stora Enso Packaging построила гофрозавод в Калужской области и строит второй в Нижегородской области. Собственные мощности в Ленобласти имеет голландская фирма Cappa Packaging, а в Краснодарском крае и в той же Ленинградской области - шведская SCA Packaging. Уже сейчас на долю этих иностранцев приходится 15,3% российского рынка гофротары. Это объясняется отчасти и тем, что повышенный интерес клиенты стали проявлять к высококачественной гофротаре - с многоцветной печатью, сложной высечкой и размерами под заказ, существенные объемы которой поставляются по импорту.
Но главная проблема этого упаковочного рынка в том, что он интересен буквально всем - и лесопромышленникам, и продовольственным компаниям, и просто случайным мелким инвесторам. Они так рассуждают: делов-то - купил недорогой гофроагрегат, закупаешь картон-полуфабрикат, делаешь красивые коробки. В итоге у нас может получиться нестабильный рынок по цене, срокам поставки и качеству продукции. Такую картину можно наблюдать, например, в Польше. Чтобы рынок гофротары нормально развивался и приносил выгоду как потребителям, так и производителям, основу на нем должны составить несколько крупных игроков с собственной сырьевой базой - вот и все. Поэтому мы идем в этот бизнес: АЦБК делает картонный полуфабрикат, и мы просто удлиняем производственную цепочку, все эти ящики-коробки делаем тоже сами, столбим этот рынок для себя.
Корр.: - А что все-таки у "Титана" за новый проект, связанный с макулатурным картоном? Вы ведь давно его вынашиваете, но не разглашаете ни дислокацию нового завода, ни иностранного партнера.
В.К.: - Это будет завод в Центральном регионе, возможно, в Московской области, по производству тарного картона из макулатурного сырья. Сегодня в Москве и Подмосковье образуется более 800 000 т макулатурных отходов в год, перерабатывается на вторичное волокно чуть больше 300 000 т. Остальные отходы сжигаются или выбрасываются на многочисленные свалки, представляя угрозу для экологии района. А ведь макулатура - это дешевый и экологически чистый ресурс для производства картона. Если 1 т целлюлозы в среднем стоит 11 000 руб., то 1 т макулатуры - 3500 руб. А на выходе с учетом использования современных технологий мы получаем сходный по качеству, но более дешевый продукт.
Хотелось бы отметить, что именно в Москве и области сконцентрированы основные потребители гофротары - предприятия пищевой, кондитерской, легкой и других отраслей народного потребления. Поэтому создание производства картона из макулатуры в Центральном регионе будет выгодно и для бизнеса, и для государства. Расчетная мощность этого завода - 250 000 - 300 000 т тарного картона в год, из которого на месте будут производиться гофрокартон и гофротара. Объем инвестиций в создание этого производства составит более $200 млн, и мы надеемся на участие в проекте крупнейших специализированных европейских компаний и крупных международных финансовых организаций. Перечень наших партнеров в настоящее время уточняется, так как проект находится уже в стадии завершения, по нему есть детальный бизнес-план, который доказывает его эффективность. И я думаю, есть все шансы, что проект стартует этим летом и окупится за 5 - 6 лет. Это будет первый из трех инвестпроектов, которые мы сегодня прорабатываем.
Еще два проекта мы начнем реализовывать позже, т. е. уже за пределами 2003 г. Один из них - увеличение мощностей по варке целлюлозы на третьей очереди АЦБК на 80 000 т. В прошлом году Архангельский ЦБК сварил 730 000 т целлюлозы, т. е. новый проект даст прибавку примерно в 12% к нашим мощностям. Стоимость проекта превышает $100 млн.
Третий проект связан с производством на мощностях АЦБК мелованной бумаги. Эту продукцию практически никто в России не производит, и объем ее импорта достигает $130 млн в год. Это масштабный проект, который потребует более $300 млн инвестиций и стратегического западного партнера. В одиночку группа "Титан" столь масштабный проект вряд ли потянет, в то же время ряд иностранных фирм заинтересовались этим проектом, и мы готовы предложить им производственную площадку АЦБК, где не надо строить с нуля ни инфраструктуру, ни железнодорожные подъезды, ни очистные сооружения.
Корр.: - Все более-менее крупные участники лесопромышленного рынка озабочены идеей консолидации бизнеса, все хотят развиваться, укрупняться, привлекать иностранных партнеров... А присоединить к себе АЦБК мечтают как "Илим Палп", так и "Континенталь Менеджмент", да и иностранные компании, наверное, не прочь... А вам-то оно надо?
В.К.: - Интеграцию с любой компанией всегда надо изучать и считать. От хорошего предложения, взаимовыгодного никто никогда в жизни не откажется. А когда предложение одной стороне выгодно, а другой - нет, то это не имеет смысла. Тогда получается то, что получается. "Базовый элемент" выходил на нас примерно год назад с предложениями, которые нас не устроили, с тех пор контактов не было. Но у АЦБК был и остается акционером Банкирский дом "Санкт-Петербург", у которого почти 20% акций комбината, мы с ним находим взаимопонимание и конструктивно работаем.
С предложением об объединении выходил на нас и "Илим Палп", последний раз этот вопрос рассматривался на совете директоров АЦБК прошлой осенью и был акционерами комбината отклонен. Ну а иностранные акционеры у АЦБК есть и сейчас, это наши партнеры, крупнейшие в Европе трейдеры и производители целлюлозно-бумажной продукции.
Корр.: - А если смотреть глобально, то как вы представляете логику развития российского леспрома - складывается ли какая-то специализация среди крупных участников этого бизнеса? И если проводить параллели с нефтянкой, кто "в лесу" может стать, условно говоря, ТНК (продаться иностранцам), а кто - "ЮКОСом" (укрепиться за счет поглощения другого крупного игрока в России)?
В.К.: - Самая главная интрига, кто будет в лесной промышленности "ЮКОСом", а кто ТНК, будет понятна в зависимости от разрешения той ситуации, которая происходит уже в течение полутора лет между "Илим Палпом" и "Базовым элементом". Три комбината, которыми сейчас управляет "Илим Палп", - это суммарный объем по варке целлюлозы, превышающий 2,2 млн т в год. Такие мощности все заинтересованные инвесторы вместе, взятые с нуля, скорее всего не построят даже в течение 10 лет. Это вопрос нескольких миллиардов долларов инвестиций, которые можно привлечь в совместные с иностранцами проекты на промплощадках этих предприятий. За это и борется "Базэл". Такой конгломерат - 2 млн т - можно создать и по газетной бумаге, если кто-то один объединит ЦБК "Волга" (актив "Альфа-Эко"), "Соликамскбумпром" и "Кондопогу", которые пока подконтрольны менеджменту предприятий, хотя и имеют иностранных миноритариев.
Группа "Титан" выбрала себе специализацию в сфере производства картона и упаковки, поскольку имеет довольно длительный опыт работы на этом рынке. А "Континенталь Менеджмент", хотя и не очень велик ($200 млн оборота), считает себя специалистом во всех отраслях целлюлозно-бумажной промышленности. Приведу классический пример из практики. Одна южноазиатская целлюлозно-бумажная компания несколько лет назад решила понастроить сразу и целлюлозно-бумажные заводы, и картонные, и по производству туалетной бумаги. К ним пришли европейцы и говорят: "Вас интересует производство офисной бумаги, а нас - туалетной. Давайте поменяемся активами: мы вам отдадим наши европейские активы по бумаге, а вы отдадите нам свои "тиссью" активы в Южной Азии". Азиаты сказали: "Нет. Это в вашей вымирающей Европе 1 + 1 равно 2, а у нас 1 + 1 равно 11". В итоге прошло два года, и компания, которая насоздавала эти разнопрофильные заводы на миллионы тонн целлюлозно-бумажной продукции, обанкротилась. Потому что 1 + 1 и в Азии, и в Европе, и в России все равно получается 2, а никак не 11. Нельзя быть суперспециалистами во всех секторах целлюлозно-бумажной отрасли.
Корр.: - Насколько я слышал, "Континенталь Менеджмент" (или скорее "Базовый элемент") готовит атаку на ваш бизнес и пытается даже настроить против вас архангельскую обладминистрацию. Мол, и экспорт АЦБК идет по серым схемам, и выручка оседает на офшорах, и налогов как-то не хватает...
В.К.: - Мы работаем, наше дело - заниматься бизнесом. Если есть производственные проблемы, которые мешает развитию бизнеса, мы их решаем. Когда-то я хотел стать депутатом Госдумы, и, поскольку я родился в Архангельске, очень хотелось сделать, чтобы людям в городе и области жилось хорошо, удобно и тепло. Поэтому мы и построили в Архангельске деловые и торговые центры, гостиницы, кафе, рестораны. Вот и в создание туркомплекса "Малые Карелы" "Титан" вложил уже более $5 млн. И Архангельский ЦБК стал чистым и эффективным предприятием, самым динамично развивающимся среди промышленных предприятий России. А ведь когда группа "Титан" пришла на АЦБК в 1997 г., комбинат был раздроблен на 11 частей и на нем висело более $400 млн долгов. Мы вывели АЦБК из кризиса, и это наше существенное достижение в экономике. А в политику я больше не иду. И я принял решение, и акционеры рекомендовали заниматься преимущественно экономикой, бизнесом. Совместить бизнес и политику очень трудно, пострадает или то или другое.
А с точки зрения возможности наездов на АЦБК или группу "Титан" со стороны бизнес-структур или обладминистрации, то эти попытки лишены какого-либо основания. Наш трейдер - "Архбум" - четвертый год подряд получает свидетельство "Лучший экспортер России" от Минэкономразвития. Мы внесены в "белые списки" ГТК как добросовестные экспортеры. Зарплата работников на предприятиях "Титана" самая высокая в отрасли, как и их социальная защита. Кроме того, мы постоянно делаем инвестиции в экологические объекты наших заводов, улучшаем состояние окружающей среды в их местах расположения. Да и налоги в областной бюджет мы платим чуть ли не самые большие. Неразумно чиновникам из администрации душить такую эффективную компанию, которая улучшает показатели и их работы.
По поводу экспортных схем - посмотрите таможенную статистику: по каким ценам экспортирует целлюлозу или пиломатериалы "Титан", а по каким другие предприятия, допустим, тот же "Континенталь Менеджмент". Цены на нашу целлюлозно-бумажную продукцию одни из самых высоких в отрасли и уж значительно выше устанавливаемых Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России минимальных цен.
Просто вокруг всего этого разводится слишком много черного PR, а по сути есть контролирующие органы - есть таможня, которая, если в течение 90 дней не видит экспортной выручки на валютном счете, возбуждает уголовное дело и налагает штрафы, есть налоговая инспекция. Обманывать их себе дороже.
Корр.: - Если по пунктам, то что вам как лесопромышленнику нужно от государства?
В.К.: - Первое: надо отменить таможенные пошлины на целлюлозу, картон и гофротару. Они были временно введены, но уже пять лет не пересматриваются (их размер - 10%). У нас Минфин считает, что, если отменить таможенные пошлины на лесобумажную продукцию глубокой переработки, значит, бюджет потеряет около $250 млн. Но те же чиновники прекрасно понимают, что, с другой стороны, от отмены пошлин бюджет что-то и приобретает, их дело - это правильно рассчитать.
Второе: отменить таможенную пошлину на оборудование, которое не производится в России. Она сейчас составляет от 5% до 20% на различные виды оборудования. Это особенно важно для развития базисной отрасли ЛПК - лесозаготовительной. Поэтому и мы, и другие компании начинаем осуществлять программу по широкомасштабному внедрению импортной техники на лесозаготовках.
Третье: следует ввести таможенную пошлину, ограничивающую вывоз из России елово-хвойного баланса и пиловочника. Вместе с тем таможенные пошлины на лиственные балансы целесообразно отменить, так как лиственная древесина у нас в стране перерабатывается плохо. Между тем на Западе существуют предприятия, готовые принять ее на переработку.
И еще один аспект: если на балансе наших леспромхозов висит весь муниципальный поселок с его соцсферой, который задолжал нам за отопление и электричество несколько десятков миллионов рублей, то почему не простить леспромхозам эти долги?
Для привлечения масштабных инвестиций в ЛПК надо стимулировать западных инвесторов вкладывать денежные средства в развитие и строительство новых производств в России. Если рискнут, им надо предоставить какие-то льготы на период окупаемости инвестпроектов, например освободить от местных налогов, городских, областных. Ведь они создают рабочие места, развивают энергетическую и транспортную инфраструктуру, строят объекты соцсферы. Они никуда потом от нас не уйдут, их просто надо сначала чем-то привлечь в Россию. И не только иностранцам, а вообще бизнесу в стране нужен нормальный инвестиционный климат - если я строю дорогу, почему не за счет тех средств, которые сам отчисляю из прибыли в дорожный фонд?
А вообще полагаю, не выйдет ничего хорошего, если преследовать в реформе ЛПК сугубо фискальные цели. Чтобы наш леспром вышел в "локомотивы национальной экономики", мало одних программ и чиновничьих распоряжений - необходим равноправный диалог власти и промышленников Только тогда возможно будет ликвидировать разрыв, существующий между лесопромышленным комплексом нашей страны и мировых лидеров - Финляндии, Швеции, США, Канады. Со своей стороны мы готовы.
Группа компаний "Титан" - вертикально-интегрированная структура, которая управляет Архангельским ЦБК (четвертый по величине ЦБК России), Подольским, Мурманским и Киевским картонно-тарными комбинатами, леспромхозами и тремя лесопильными заводами в Архангельской области. Кроме того, группа "Титан" владеет около 70 000 кв. м недвижимости в центре Архангельска, в том числе гостиницами "Двина" и "Полина", торговым центром "Премьер", автоцентром Bosch, несколькими ресторанами, туристическим комплексом "Малые Карелы" рядом с одноименным памятником русского деревянного зодчества.
Консолидированный оборот группы "Титан" - около $450 млн. На долю группы приходится 30% российского производства тарного картона (406 800 т), 13,4% производства гофрокартона и гофротары (212,8 млн кв. м), 13,1% варки целлюлозы в России (730 460 т).
Крупчак Владимир Ярославович - председатель совета директоров ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" и президент группы компаний "Титан", управляющей Архангельским ЦБК и рядом интегрированных с ним предприятий.
Родился в 1958 г. в деревне Быково Вилегодского района Архангельской области. В 1980 г. окончил Северный государственный медицинский университет Архангельска. В 1990 г. создал производственно-коммерческое предприятие "Титан", с 1996 г. является председателем совета директоров ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат". В 1994 г. окончил бизнес-школу университета в Портленде (США), в 1998 г. - Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Кандидат экономических наук. Является депутатом областного собрания Архангельской области, где возглавляет комиссию по экологии и лесопромышленному комплексу. Любит кататься на снегоходах и скутерах.