Бывший кубинский лидер Фидель Кастро прокомментировал прошедший 1-2 апреля в Лондоне саммит G20 в двух статьях, опубликованных изданием CubaDebate.

В статье под названием "Начало саммита" Кастро пишет: "Никого не удивит тот факт, что Обама станет звездой встречи в Лондоне - он представляет самое богатое и могущественное государство в мире. Сейчас ему благоприятствуют также и особые обстоятельства. Там не будет Буша - лживого, циничного, одиозного и склонного решать проблемы военным путём. Не будет и Маккейна - посредственного и невежественного. Не будет благодаря удивительной победе Обамы - темнокожего в стране расовой дискриминации, где большинство белых избирателей отдали свои голоса в поддержку Маккейна. Однако и этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать голоса более 90% темнокожих избирателей, метисов, граждан латиноамериканского происхождения, а также бедняков и тех, кто ощутил на себе последствия кризиса. Обама едва успел приступить к своим обязанностям, в то время как мандаты прочих участников саммита близятся к завершению. Возможно, ему предстоит быть президентом Соединённых Штатов в течение 8 лет. Нет, таким образом, ничего удивительного в том, что с ним связана значительная часть известий, поступающих из Лондона".

По мнению экс-лидера кубинского народа, сегодня для всего мира важно, что из международной встречи получится, и получится ли что-нибудь. "У каждого из присутствующих есть собственные цели - как государственные, так и личные, как у политических лидеров, судить которых будет история, - отмечает он. - Задача Обамы, в первую очередь, изменить имидж своей страны - главной ответственной за трагедию, переживаемую миром сегодня. Страны, которой международное общественное мнение вменяет в вину сокрушительный экономический кризис, за который Обама не несёт никакой политической ответственности".

Фидель Кастро также дает характеристики и другим участникам лондонской встречи. "Главный европейский союзник президента Обамы - премьер-министр Великобритании Гордон Браун, хозяин саммита, главной целью которого является изменение антилейбористкой тенденции, порождённой ещё безрассудными поступками его предшественника Тони Блэра, - говорится в его статье. - Браун делает ставку на кризис. Он надеется изменить регулирование банковской системы, интенсифицировать экономический рост, повысить уровень кооперации и покончить с протекционизмом. Он признаёт, что переговоры будут непростыми. Его лозунг - "лучше смотреть вперёд, чем назад". Естественно: если бы избиратели оглядывались назад, не много голосов удалось бы ему получить. Главное стремление обоих союзников в ходе саммита - минимизировать разногласия с Францией и Германией по ряду вопросов".

По мнению Кастро, Обама объявил о намерении Соединённых Штатов внести изменения в свою систему регулирования и контроля в надежде, что заявление это сможет удовлетворить некоторую часть европейских требований. Он поясняет, что Ангела Меркель, чьи взгляды очень близки к позиции Саркози, требует не включать в соглашение пункт о плане налогового стимулирования для развитых стран, а также вопрос о создании новой международной валюты, как того требуют развивающиеся страны.

Говоря о расстановке сил, Кастро отмечает и впечатляющие темпы роста экономики Китая, который, по его словам, "уверенно близится к лидерству в мировой экономике". "Китай - главный кредитор Соединённых Штатов - может спокойно обсуждать с президентом этого могущественного государства законы, которые будут действовать во взаимоотношениях между двумя странами в мире, чреватом рисками", - заключает он.

В статье "Песнь Обамы", Кастро делает выводы по итогам саммита, а также анализирует некоторые из высказываний американского президента, прозвучавших в ходе его пресс-конференции. В частности, американский президент говорил о возобновлении выдачи кредитов мелким и средним предприятиям, поддержке экономики развивающихся стран, борьбе с протекционизмом, реформировании международных финансовых учреждений. "Не сложно определить, что ответы Обамы журналистам главным образом были адресованы его избирателям, - считает Кастро. - Они выражают точку зрения президента Соединённых Штатов. Вне всякого сомнения, он гораздо лучше Буша или Маккейна, но мысли его, однако, не применимы к решению реальных проблем сегодняшнего мира. Империя гораздо более могущественна, чем он и его благие намерения".

По мнению Кастро, кризис неразрывно связан с капиталистической системой как таковой, системой производства и распределения. "Главный её представитель - Соединённые Штаты - пережили в своей истории два значительных кризиса, которые оказывали влияние на экономику страны в течение более чем 20-летних периодов. Этот кризис - уже третий, и оправляться от него им предстоит очень медленно. Европе известно об этом на собственном горьком опыте", - напоминает он.

"Благодаря Бреттон-Вудской системе американские транснациональные корпорации имели возможность приобретать собственность в любой части света. Кроме того, их страна обладает редкой привилегией вето в Международном валютном фонде. В Лондоне не было сказано ни слова о том, чтобы наложить на Соединенные Штаты обязательство отказаться от этой привилегии. Следующий кризис наступит гораздо раньше и пройдёт намного тяжелее, чем думает Обама и некоторые из его главных союзников по G8. С кризисами невозможно справиться при помощи административных или технических мер - они системны по своей природе и каждый раз сказываются на экономике всей планеты", - подводит итог Фидель Кастро.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, 1-2 апреля в Лондоне прошёл саммит G20. В его рамках президент России Дмитрий Медведев провёл двусторонние переговоры с президентом США Бараком Обамой, по итогам которых российский и американский лидеры подписали совместное заявление, а также с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном, председателем КНР Ху Цзиньтао и премьер-министром Австралии Кевином Раддом. По итогам саммита главы государств G20 согласовали меры по регулированию мировых финансовых рынков и поддержки глобальной экономики, что получило отражение в итоговом коммюнике. В документе, состоящем из 29 пунктов, участники саммита ставят целью вернуть активность на кредитные рынки, усилить систему финансового регулирования и увеличить финансирование мировых финансовых институтов, а также выражают уверенность в том, что предложенные ими меры будут способствовать восстановлению атмосферы уверенности на кредитных рынках, созданию миллионов рабочих мест и росту производства.