Станислав Тарасов: Кому не нравится меморандум "Газпрома" и ГНКАР?
В Грузии побывал с визитом министр иностранных дел Азербайджана
Действительно, 27 марта между ОАО "Газпром" и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) был подписан меморандум. Помимо купли азербайджанского газа в 2010 году, стороны заявили о готовности провести техническую инспекцию газопроводной системы на участке Баку-Ново-Филя и ее модернизацию. По данному участку азербайджанский газ будет поставляться в Россию. Напомним, что Баку-Ново-Филя - участок газотранспортной системы Азербайджана, идущий от Баку до российской границы по побережью Каспийского моря.
Но речь в меморандуме идет лишь о ежегодной купле и транспортировке всего 1 млрд. кубометров азербайджанского газа. Не более того. При внутреннем потреблении в России порядка 450 млрд. кубометров газа в год, включая технологический газ, поставки 1 млрд. кубометров газа мизерны. Поэтому многочисленные "отклики" бакинских и грузинских аналитиков и не аналитиков на эту тему вызывают удивление, ведь речь идет об объемах, не имеющих принципиального значения.
Главный смысл большинства комментариев на эту тему в азербайджанских СМИ сводится к следующим тезисам: отныне шансы на реализацию проекта NABUCCO становятся еще более призрачными, поскольку одной из сырьевых баз этого газопровода рассматривалась азербайджанская скважина "Шах Дениз". Поэтому, по мнению бакинских аналитиков, планы " Газпрома" закупать азербайджанский газ определяются не экономическими условиями, а задачами стратегического характера, направленными якобы на нейтрализацию конкретного проекта NABUCCO. Тем более, что подписание указанного меморандума производится в условиях падения потребления газа как внутри России, так и в Европе.
На основе таких "тезисов" делается вывод, что "Газпром", идя на нерентабельную сделку, исходит из того, что в скором будущем начнется рост глобальной экономики и потребность газа на мировых рынках вновь начнет возрастать. А сейчас газовая монополия, мол, по "дешевке" скупает газ в бывших советских республиках. В этой связи бакинские аналитики призывают Европу "поторопиться с NABUCCO". Действительно, что мешает ЕС приступить к практической реализации этого проекта, ведь Баку, например, удалось построить нефтепровод Баку-Джейхан, а Ирану, хотя и небольшой по протяженности, газопровод в Армению?
Магистральный газопровод NABUCCO протяженностью 3,3 тыс. км ориентирован, прежде всего, на транспортировку природного газа в обход России из Средней Азии и прикаспийского региона в Центральную Европу. Азербайджан, Грузия Турция, Болгария, Венгрия, Румыния и Австрия являются всего лишь транзитными странами. Проектная мощность газопровода NABUCCO составит 26‑32 млрд. кубометров газа в год. Азербайджан в настоящее время располагает разведанными запасами природного газа в объеме около 1,5 трлн. куб. м. Потребление природного газа в Азербайджане составляет 12-14 млрд. куб. м в год. Правда, по прогнозам, которые с подачи Баку циркулируют в Энергетической комиссии ЕС, к 2020 году в Азербайджане будет добываться около 50 млрд. кубометров газа в год. Но это пока лишь оптимистичные ожидания. Поэтому простой арифметический подсчет показывает, что Азербайджан в обозримом будущем будет не в состоянии самостоятельно обеспечить полную загрузку газопровода NABUCCO.
Для сравнения: "Газпром" поставляет газ в 22 европейские страны, включая Турцию, общим объемом 258 млрд. кубометров. Следовательно, NABUCCO может составить конкуренцию "Газпрому" только при условии подключения к нему энергоресурсов стран Средней Азии. Но только чисто теоретически. Как считают специалисты, среднеазиатский газ для этого не годится, поскольку он сернистый, портит трубы и нуждается в дополнительной переработке.
Эти обстоятельства высвечивают нескольку иную сторону меморандума о покупке Россией азербайджанского газа. Во-первых, вариант строительства трубопровода, направленного вдоль азербайджанского и российского побережья Каспийского моря в центральные районы выгоден России. Во-вторых, выгоден он и Азербайджану, поскольку продажа газа осуществляется по европейским ценам на долгосрочной основе, что в условиях мирового кризиса и падения спроса на газ в Европе гарантирует поступление в национальную казну определенной суммы средств. В-третьих, сделка между ОАО "Газпром" и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской республики (ГНКАР) не исключает стремления азербайджанской стороны участвовать в иных энергетических проектах геополитического свойства. Тогда о чем весь сыр-бор?