В Грузии побывал с визитом министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров. Он провел, как выясняется, непростые переговоры со своим грузинским коллегой. Не случайно часть полемики, вспыхнувшей между главами внешнеполитических ведомств двух соседних стран, была выплеснута на итоговой пресс-конференции в Тбилиси. На вопрос, создаст ли заключенный 27 марта между ОАО "Газпром" и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) меморандум о взаимопонимании по купле-продаже азербайджанского газа, проблемы для осуществления проекта NABUCCO или выполнения договора по поставкам газа в Грузию, Эльмар Мамедьяров заявил, что "это как раз тот случай, когда мы говорим о диверсификации путей подачи газа. Это коммерческий вопрос". Любопытно, что не оставил эту тему без внимания и министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас. Накануне своего визита в Баку он посетовал на то, что, как поставщик нефти и газа в Европу и Литву, Азербайджан не обладает развитой энергетической транспортной инфраструктурой, лишен возможности выхода из Каспийского региона в Европу. Поэтому Ушацкас выступил за скорейшее создание южного газового коридора и ускорение реализации проекта NABUCCO.

Действительно, 27 марта между ОАО "Газпром" и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) был подписан меморандум. Помимо купли азербайджанского газа в 2010 году, стороны заявили о готовности провести техническую инспекцию газопроводной системы на участке Баку-Ново-Филя и ее модернизацию. По данному участку азербайджанский газ будет поставляться в Россию. Напомним, что Баку-Ново-Филя - участок газотранспортной системы Азербайджана, идущий от Баку до российской границы по побережью Каспийского моря.

Но речь в меморандуме идет лишь о ежегодной купле и транспортировке всего 1 млрд. кубометров азербайджанского газа. Не более того. При внутреннем потреблении в России порядка 450 млрд. кубометров газа в год, включая технологический газ, поставки 1 млрд. кубометров газа мизерны. Поэтому многочисленные "отклики" бакинских и грузинских аналитиков и не аналитиков на эту тему вызывают удивление, ведь речь идет об объемах, не имеющих принципиального значения.

Главный смысл большинства комментариев на эту тему в азербайджанских СМИ сводится к следующим тезисам: отныне шансы на реализацию проекта NABUCCO становятся еще более призрачными, поскольку одной из сырьевых баз этого газопровода рассматривалась азербайджанская скважина "Шах Дениз". Поэтому, по мнению бакинских аналитиков, планы " Газпрома" закупать азербайджанский газ определяются не экономическими условиями, а задачами стратегического характера, направленными якобы на нейтрализацию конкретного проекта NABUCCO. Тем более, что подписание указанного меморандума производится в условиях падения потребления газа как внутри России, так и в Европе.

На основе таких "тезисов" делается вывод, что "Газпром", идя на нерентабельную сделку, исходит из того, что в скором будущем начнется рост глобальной экономики и потребность газа на мировых рынках вновь начнет возрастать. А сейчас газовая монополия, мол, по "дешевке" скупает газ в бывших советских республиках. В этой связи бакинские аналитики призывают Европу "поторопиться с NABUCCO". Действительно, что мешает ЕС приступить к практической реализации этого проекта, ведь Баку, например, удалось построить нефтепровод Баку-Джейхан, а Ирану, хотя и небольшой по протяженности, газопровод в Армению?

Магистральный газопровод NABUCCO протяженностью 3,3 тыс. км ориентирован, прежде всего, на транспортировку природного газа в обход России из Средней Азии и прикаспийского региона в Центральную Европу. Азербайджан, Грузия Турция, Болгария, Венгрия, Румыния и Австрия являются всего лишь транзитными странами. Проектная мощность газопровода NABUCCO составит 26‑32 млрд. кубометров газа в год. Азербайджан в настоящее время располагает разведанными запасами природного газа в объеме около 1,5 трлн. куб. м. Потребление природного газа в Азербайджане составляет 12-14 млрд. куб. м в год. Правда, по прогнозам, которые с подачи Баку циркулируют в Энергетической комиссии ЕС, к 2020 году в Азербайджане будет добываться около 50 млрд. кубометров газа в год. Но это пока лишь оптимистичные ожидания. Поэтому простой арифметический подсчет показывает, что Азербайджан в обозримом будущем будет не в состоянии самостоятельно обеспечить полную загрузку газопровода NABUCCO.

Для сравнения: "Газпром" поставляет газ в 22 европейские страны, включая Турцию, общим объемом 258 млрд. кубометров. Следовательно, NABUCCO может составить конкуренцию "Газпрому" только при условии подключения к нему энергоресурсов стран Средней Азии. Но только чисто теоретически. Как считают специалисты, среднеазиатский газ для этого не годится, поскольку он сернистый, портит трубы и нуждается в дополнительной переработке.

Эти обстоятельства высвечивают нескольку иную сторону меморандума о покупке Россией азербайджанского газа. Во-первых, вариант строительства трубопровода, направленного вдоль азербайджанского и российского побережья Каспийского моря в центральные районы выгоден России. Во-вторых, выгоден он и Азербайджану, поскольку продажа газа осуществляется по европейским ценам на долгосрочной основе, что в условиях мирового кризиса и падения спроса на газ в Европе гарантирует поступление в национальную казну определенной суммы средств. В-третьих, сделка между ОАО "Газпром" и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской республики (ГНКАР) не исключает стремления азербайджанской стороны участвовать в иных энергетических проектах геополитического свойства. Тогда о чем весь сыр-бор?