"Кокойты полностью контролирует политическую ситуацию в Южной Осетии накануне парламентских выборов": Алексей Мартынов
Сегодня одной из тем аналитиков стали темпы восстановления Южной Осетии. Многие наблюдатели полагают, что по тому, как сейчас пойдёт восстановление республики, можно будет судить о серьёзности намерений России и о последовательности её политики на Кавказе. Свою точку зрения на ряд актуальных для Южной Осетии внутренних и внешнеполитических проблем в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал известный политолог, директор Международного института новейших государств (МИНГ), соавтор нашумевшей книги "Южная Осетия вооруженная агрессия и миротворческая война"
ИА REGNUM: Алексей Анатольевич, в августе прошлого года на политической карте мира, по крайней мере, в ее российской редакции, появилось новейшее государство: Республика Южная Осетия. Какова на Ваш взгляд перспектива этого молодого государства?
Во-первых, сразу хочу оговориться, новейших государств гораздо больше. Это и Южная Осетия с Абхазией, это и Приднестровье и Нагорный Карабах, это и Косово наконец. Хотя таких стран с неопределенным или уже определенным статусом много больше. Причем не только в Европе, но и в Африке, Азии. Феномен возникновения новейших государств связан с глобальным пересмотром мирового политического устройства. Я имею в виду, прежде всего распад и реструктуризацию Советской системы.
Что касается Южной Осетии, то ее государственность признана Россией как логичный итог грузинской военной агрессии в отношении этого государства, подавленной Российской армией в ходе пятидневной войны. Главный результат миротворческой войны в августе 2008 г.- это предотвращение уничтожения югоосетинского народа. По сути, со стороны Грузии была предпринята очередная и самая кровавая попытка геноцида этого народа. Россия встала на защиту осетин.
В качестве гарантии не повторения подобного сценария со стороны Грузии, было принято историческое решение удовлетворить просьбу Югоосетинского государства о признании. Был заключен межгосударственный Договор, в рамках которого составлены межведомственные соглашения между министерствами и ведомствами России и Южной Осетии. Создана и на прошлой неделе начала свою работу межведомственная комиссия. В Российском бюджете определены средства на восстановление и помощь Республике Южная Осетия.
Конечно, всего Россия не сделает для Южной Осетии, нужно будет и самим осетинам много и кропотливо работать - строить государство, гражданское общество, создавать заново экономику. На мой взгляд, в Южной Осетии в массовом сознании еще не до конца есть ощущение того, что теперь это суверенная страна. Это объяснимо: 18 лет жизни на войне или почти на войне, страшнейшая трагедия всего 7 месяцев назад, сотни погибших, разруха... И все же сегодня это настоящее государство со всеми атрибутами. В мае Южной Осетии предстоит держать очередной экзамен на демократию и самостоятельность. 31 мая состоятся первые в условиях признанного государства выборы в парламент Республики Южная Осетия.
ИА REGNUM: Возможны ли сегодня, в тех сложных послевоенных условиях, открытые и демократичные выборы в Южной Осетии?
Безусловно, да. В Южной Осетии богатые выборные традиции. Это уже пятые выборы в парламент, не считая четырех референдумов и выборов президента. В 2006 году я присутствовал на референдуме и выборах президента в качестве международного наблюдателя в составе миссии МПА СДПН (Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Сообщества "За демократию и права народов"). Демократичность и "прозрачность" процедуры выборов президента РЮО засвидетельствовали представители общественности и парламентарии из 13 стран мира, из Европы, Азии и Латинской Америки. Тогда народ Южной Осетии однозначно высказался за независимость от Грузии и продлил мандат доверия действующему президенту РЮО
Сегодня, конечно, в условиях послевоенной разрухи могут возникать чисто организационные трудности. Но я думаю, что они вполне преодолимы. Тем более, что российские коллеги из ЦИК РФ обязательно окажут помощь в технической организации выборов своим югоосетинским коллегам в рамках межведомственного соглашения.
ИА REGNUM: В Южной Осетии есть реальная партийно-политическая жизнь?
В Южной Осетии четыре крупные партии: партия "Единство", Коммунистическая партия,
С другой стороны ожидания общества весьма завышены. После победы возникло много неоправданного оптимизма, - многие ждали, что произойдёт чудо, и РЮО буквально за пару месяцев превратится в процветающее государство. Но чуда не произошло, и я полагаю, что на восстановление инфраструктуры и экономики республики уйдут годы, в самом лучшем случае - 3-5 лет. И это будут непростые годы.
От понимания этого народом, гражданами новейшего государства - Республики Южная Осетия зависит и будущее этой страны. Страшнее испытания войной только испытание миром. В том смысле, что строить мирную жизнь это тяжелый труд, где очень важно консолидировать все общество вокруг президента и парламента - работать всем вместе для достижения общей цели.
ИА REGNUM: Ряд СМИ в России и за рубежом пытаются представить ситуацию так, словно бы сегодня формируется внутренняя оппозиция президенту Кокойты. В качестве "ядра" этой оппозиции называются бывший секретарь Совета безопасности Южной Осетии
Насколько мне известно, ни один из этих людей не является кандидатом в парламент республики. Это ответ на ваш вопрос. Политические партии РЮО не конкурируют сегодня за привлечение к себе этих людей. Скорее всего, эти персоналии не пользуются достаточным авторитетом в югоосетинском обществе.
С первыми двумя я знаком лично. И тот и другой как могли, служили Южной Осетии и ее президенту. Баранкевич - боевой генерал, достаточно храбро воевавший в августе. Рассказывают, что он лично подбил грузинский танк. Однако к нему, как к руководителю Совета безопасности, в обязанности которого входила организация взаимодействия силовых ведомств, были очень серьёзные нарекания со стороны югоосетинского руководства. Критику тогда Баранкевич воспринял как оскорбление. В общем, прямой, как все военные, человек....
Дальнейшее развитие событий вокруг Баранкевича общеизвестно: это не первый и наверное не последний случай, когда профессиональный военный, "настоящий солдат" не вписывается в мирную жизнь. Отсюда и сомнительные интервью Баранкевича нечистоплотным журналистам, довольно резкие обвинения им всея и всех, больше похожие на мелкую месть руководству РЮО. В общем, пост-военный синдром. Уволившись из армии, Баранкевич два месяца проработал в Минрегионразвития РФ в должности помощника министра. Однако, после первой же своей "медийной неавторизованной активности" был уволен и оттуда. После чего его и "подобрал" упомянутый вами предприниматель Джуссоев.
Юрий Морозов вообще в Цхинвале человек нерукопожатный, его считают дезертиром. О каких политических перспективах Морозова в Южной Осетии может идти речь?.. Что следует отметить особо, и тот и другой не местные - люди присланные или пришлые. В традиционном югоосетинском обществе не то что издалека, - из Северной Осетии чиновников не всегда принимают. А вы говорите "оппозиция"... Скорее всего, это внешнее желание тех или иных людей представить ситуацию таким образом. Эдуард Кокойты, может быть, и нуждается в конструктивной оппозиции, как и любой лидер демократического государства. Но это явно не тот случай.
ИА REGNUM: Кого вы имеете ввиду под "теми или иными людьми", и чем они, с вашей точки зрения, руководствуются?
Отвечу максимально осторожно. Не секрет, что сегодня и внутри России хватает не только сторонников исторического решения президента России
ИА REGNUM: Вы упомянули о Минрегионразвития, в котором некоторое время трудился Баранкевич. Средства, выделенные в России на восстановление Южной Осетии, по сей день "идут" до республики. Так нет ли здесь своеобразной "политической интриги", не является ли Баранкевич проводником неких сил в Москве, которые хотели бы установить контроль над деньгами, выделяемыми на восстановление?
Во-первых, насколько мне известно, деньги, наконец, "пошли", последнее заседание МВК (межведомственной комиссии) было вполне конструктивным и действенным по результату. Минфины России и РЮО также взаимодействуют вполне эффективно. Во-вторых, наверное, определенные недружественные внешние и внутренние силы хотели бы раздуть скандал, раскрутить какие-нибудь коррупционные мотивы и т.д. Но в случае с Баранкевичем речь идёт о персоне не того политического и "ресурсного" масштаба.
ИА REGNUM: И тем не менее, восстановление идёт медленно?
Финансирование восстановительных работ ведётся с серьёзным отставанием от графика. Определённые подвижки наметились только в последний месяц, - активная позиция властей Южной Осетии наконец нашла понимание в Москве. Основные деньги, обещанные на восстановление Цхинвала, выделяются только сейчас. Причем, выделяются они именно прозрачно и системно, как того и добивался Кокойты. Нужно избежать коррупционных схем и воровства с обеих сторон Рокского туннеля. Конечно, нелепо предполагать, что в ходе восстановления по старой недоброй российской традиции кто-нибудь не стащит фуру-другую шифера или леса... Но системным злоупотреблениям сегодня поставлен довольно серьёзный заслон. И то, что Кокойты сам обратился в
Здесь ведь нужно понимать, что сегодняшняя Россия это не Россия времен восстановления Чечни между двумя конфликтами. Не секрет, что тогда чиновники списывали огромные средства "на восстановление", а сам процесс только имитировался. Как, вы, наверное, помните, такой порядок вещей прекратился волевым решением нового тогда президента Путина. Был создан прозрачный подотчетный механизм финансирования. И вы теперь посмотрите, например на Грозный. Это современный красивый город. Даже трудно себе представить, что там еще 7 лет назад была разруха. Понятно, что кое-кто хотел бы "погреться" и на восстановлении Цхинвала.
Конечно, руководство Южной Осетии и президент лично рискует услышать сегодня критику в свой адрес: "Цхинвал такой же как был в августе". Но я уверен, что люди его поймут. Тем более, что, наконец, бюрократическое решение найдено и финансирование уже началось. С апреля активно пойдет строительство, и все увидят собственными глазами правоту Кокойты. Главное для него теперь - сохранить силы для дальнейшей работы и сплотить вокруг себя действенных, решительных единомышленников. И в республике, и в России.
ИА REGNUM: Но может ли случиться так, что сил у Кокойты всё-таки не хватит, и тогда ему на смену придёт другой, "свежий" игрок?.. И здесь мы вновь возвращаемся к Джуссоеву и Ко. Ведь кто-то за ними стоит? Компания Джуссоева, например, занята на строительстве газопровода "Дзаурикау-Цхинвал", является подрядчиком "
Знаете, Вы так часто вспоминаете об этих людях, что создается иллюзия серьезности их намерений. Да, Джуссоев являлся подрядчиком "Газпрома". Который - и это принципиально важно - свой подряд провалил. Сегодня он лишь номинально сохраняет функции подрядчика: стройку в авральном режиме заканчивают структуры "Газпрома" и "
ИА REGNUM: Т.е. вы всё-таки допускаете, что у "Газпрома" был политический интерес в этой ситуации?
"Газпром" тут скорее занимал позицию полного нейтралитета и невмешательства. Вполне, на мой взгляд, разумную. "Газпром" практически не упоминается в контексте с этим трубопроводом. А почему? Потому что чувствует в этом серьёзный политический риск для себя. Если бы с трубой на Цхинвал было всё нормально, мы бы каждый день смотрели репортажи об этом строительстве по всем центральным каналам. Но раз "Газпром" отмалчивается, - значит, там действительно серьёзные проблемы, значит подрядчик Джуссоев действительно совершил то, в чём его сейчас обвиняют власти обеих Осетий и СМИ. Чтобы не пересказывать - могу просто сослаться на недавнюю публикацию газеты "Трибуна". И всё это теперь должно стать проблемами Джуссоева, - но ни в коем случае не проблемами "Газпрома". А раз Джуссоев будет "крайним" и будет теперь лично отвечать за все проблемы со строительством, - как можно его рассматривать в качестве чьей-либо "политической креатуры"? Там теперь экономика в чистом виде. А вся политика осталась за Эдуардом Кокойты.
ИА REGNUM: Что вы имеете ввиду?
Получается, что этот газопровод спас для республики Кокойты. Спас вместе с "Газпромом", несмотря на позицию "невмешательства" последнего. Можно долго рассуждать, какой для этого был задействован ресурс, - политический, лоббистский - но этот ресурс в руках Кокойты "сыграл", и российский газ в Южной Осетии будет к концу осени. Что позволяет говорить о президенте Республики Южная Осетия как об эффективном лоббисте.
ИА REGNUM: "Эффективный лоббист" - разве это комплимент для независимого политика?
А как вы считаете? Это же важнейшее качество, если хотите обязанность президента - умение договариваться, умение отстаивать интересы своей страны. Сражаться с прямыми врагами умеют многие, а вот обзаводиться друзьями и союзниками, работать с ними, - здесь нужны навыки дипломата. Будем откровенны: от России в судьбе РЮО сегодня зависит многое, если не всё. Но что такое "Россия"? Есть президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, есть премьер-министр Владимир Владимирович Путин. На уровне
ИА REGNUM: Есть российский народ...
Да. Есть многонациональный и стосорокамиллионный российский народ, которому в РЮО все очень благодарны за бесценную помощь и поддержку. И бескорыстные симпатии которого лидер РЮО должен сегодня так или иначе оправдывать.
ИА REGNUM: Какое, на ваш взгляд, главное политическое достижение Эдуарда Кокойты, и какой вы видите главную угрозу для Южной Осетии?
Главное достижение Эдуарда Джабеевича на посту президента РЮО - он привел республику к независимости. Что хотите сегодня делайте, критикуйте, мешайте работать - но в историю войдет Кокойты, как первый президент независимой РЮО. Он уже там, в истории. И поэтому народ с ним и будет с ним.
Проблемы конечно, есть. Но в осетинском обществе есть социальный заказ на единство. Это раз. В осетинском обществе есть социальный заказ на сильного и дееспособного лидера - это два. Сегодня Осетия разделена на Северную в составе России и Южную - независимое суверенное государство. И Кокойты является бесспорным лидером последней. Это три. Так или иначе, чтобы ни говорили, но президенту Кокойты удается контролировать политическую ситуацию в республике. Сегодня это главное.
Если же говорить об угрозах... Сегодня гораздо опаснее откровенно прогрузинских "новых санакоевых" (Дмитрий Санакоев - "альтернативный президент" ЮО по версии режима Саакашвили) те, кто мечтает, чтобы Э.Кокойты "провалился" на восстановлении республики.
И еще: независимость на фоне нищеты и разрухи может породить новые угрозы. Всплыли же в мутной воде А.Чочиев и Д.Габачиев, идеологи "Большой Алании", "независимого европейского государства", объединяющего всех алан вне состава РФ. (Габачиев в этой связи заявлял: "У Грузии есть будущее, а вот у России?.. Мы хотим пойти в Европу, а нас все тянут в Азию", - прим. ИА REGNUM). Эти персонажи и их идеи намного опаснее любых про-грузинских затей "а-ля-Санакоев". Порождения типа чочиевых-габачиевых - это уже угроза не только для Кокойты, но ещё более серьёзная угроза - для России. Думается, что этот проект зародился за десять тысяч километров от Осетии. И оплачивается оттуда же. Они будут стараться делать все, чтобы враждебность Грузии перешла на весь Северный Кавказ.
В заключении хочу отметить, что братская помощь России - это только составляющая процесса восстановления и построения новейшего государства - Республики Южная Осетия. Югоосетинским лидерам нужно развивать свою собственную государственность, экономику, бизнес. Проектировать образ будущего для страны и народа. И вместе с народом реализовывать эти проекты.