Эксперт: Шальные деньги расслабили петербургских чиновников. Интервью
В ближайшее время будет принят проект бюджета Санкт-Петербурга на 2009 год. Согласно документу, принятому во втором чтении, доходы городского бюджета составят 268 млрд. рублей, расходы - 318,8 млрд. рублей, дефицит - 50,8 млрд. рублей. Кризис заставил изменить первоначальные планы городских властей. О том, каковы приоритеты нынешней бюджетной политики, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с начальником исследовательского отдела Леонтьевского центра
ИА REGNUM: В конце прошлого года и в первом квартале этого года петербургский бюджет потерял до трети налоговых поступлений, и чиновники не скрывают, что упали налоги прежде всего не местных налогоплательщиков -
Раньше Петербург гордился тем, что бюджет растет за счет собственных налогоплательщиков. Рост доходной части бюджета означал комплексный рост всей экономики города и рост уровня жизни. Тогда мы не зависели от конъюнктуры рынка. Но времена изменились, политические реалии позволили зарегистрировать в городе новых налогоплательщиков с крупными доходами и, соответственно, дающих значительные налоговые поступления - любые доходы бюджета в рамках закона - это хорошо! Но надо понимать, что вместе с очевидными плюсами этой ситуации мы получили и риски. Прежде всего, риски попасть в зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, что и случилось в связи с падением цен на нефть и мировым финансовым кризисом. Только, к сожалению, это - не единственный риск. Вольготная ситуация с доходами, "шальные" деньги расслабляют всех, и чиновники расслабились. Между тем, сокращаются и поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), потому что падают зарплаты на городских предприятиях, идут сокращения людей, а, значит, снижается уровень жизни, что влечет за собой массу проблем в будущем. Кроме того, падают доходы банков, страховых компаний - финансовых институтов, которыми всегда был силен наш город.
ИА REGNUM: На 2009 год запланирован дефицит городского бюджета в размере 50 млрд. рублей. А ведь последние годы удавалось жить без дефицита....
На мой взгляд, дефицит - это не смертельно. Комитет финансов Петербурга заявляет, что дефицит будет покрыт за счет остатков на счетах и, возможно, за счет выпуска ценных бумаг. Грамотная и консервативная финансовая политика Комитета финансов в последние годы привела к тому, что мы расплатились со всеми городскими долгами вовремя, и у Петербурга сложилась хорошая кредитная история. Другое дело, что сейчас в целом не ясна ситуация поступления доходов в бюджет - как они будут поступать в течение года? Плюс трудно прогнозируемая инфляция. Плюс к этому высокая стоимость заимствований. В такой ситуации тяжело планировать заем.
ИА REGNUM: Такая неопределенность - не самая страшная ситуация для городского бюджета?
Что вы! После 90-ых годов нашим финансистам вообще ничего не страшно!
ИА REGNUM: А какие банки могут заинтересоваться петербургскими облигациями?
Традиционные. Те же местные и филиалы российских банков, кто всегда работал с нашими бумагами. Размещать свободные банковские средства сейчас негде, а Петербург - надежный заемщик.
ИА REGNUM: На сегодня сильно сокращены расходы городского бюджета, по сравнению с первоначальными планами.
Кризис в принципе заставил всех ужаться и подобрать жирок. Правда, меня сильно удивило, какой же это был "жирок". Например, были сокращены незанятые ставки в бюджетном секторе, а при этом объем услуг общественного сектора не подвергнется изменению, по словам чиновников.
ИА REGNUM: Но этот же кризис привел к тому, что в этом году не планируется строить новые больницы, детские сады, приостановлены программы компьютеризации школ...
Надо отдать должное
ИА REGNUM: А вас не удивило, что приостановлена программа ремонта лифтов в жилых домах и в то же время будет продолжено строительство стадиона для "Зенита" и
Все зависит от приоритетов. Основная задача бюджета - безусловно, социальная, что, кстати, не перестают повторять наши федеральные руководители. Социальная функция - это, прежде всего, выплаты зарплат, пособий, пенсий, а также финансирование деятельности систем здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Но когда бюджет был богатым при безусловном сохранении социальной функции произошел крен в сторону инвестиционного развития. И начался инвестиционный процесс без учета общественного мнения и мнения экспертов, в том числе в инвестиционных проектах, в которых в качестве партнера участвовало государство. Причем затевались проекты, отражающие амбиции властей: все должно быть самым крупным, самым большим, самым видным и т.д. А городу были нужны просто новые станции метро и новые мосты. Но строить подземные станции метро - скучно, не показательно. Больше того, в угоду амбициозным проектам радикально менялись городские традиции и среда - сняты трамвайные пути, уничтожаются зеленые зоны...
ИА REGNUM: Но почему все это происходило так массово и масштабно?
Потому что отсутствует полноценная обратная связь избирателей и экспертов с законодателями и исполнительной властью. Центр принятия решений и центр их исполнения сконцентрированы в одном месте.
ИА REGNUM: А кризис не поменяет этот инвестиционный крен? Может быть, деньги кончатся, и все встанет на свои места?
Пока не видно. Пока кризис заставил все урезать, но тенденция остается.
ИА REGNUM: Однако кризис уже приостановил воплощение нескольких амбициозных проектов в Петербурге - например, реконструкцию
Кризисом легко оправдаться. Сейчас только и слышишь с разных сторон - ах, у нас были такие планы, но кризис все испортил. Да планы-то были эфемерные, планы и результаты, все равно, различались в разы. Может, как раз-таки кризис позволит действовать более рационально в распоряжении бюджетными средствами и территорией.
Справка.
Международный центр социально-экономических исследований Леонтьевский центр был основан в 1991 году по инициативе мэра Санкт-Петербурга А.А. Собчака и Лауреата Нобелевской премии по экономике В.В. Леонтьева. Леонтьевский центр - это независимое исследовательское учреждение, действующее на основе полной финансовой самостоятельности. За эти годы Леонтьевским центром выполнено более 500 проектов, в том числе 400 исследовательских и консультационных проектов, проведено 150 конференций и семинаров, подготовлено 60 издательских проектов, 1200 публикаций в средствах массовой информации, монографиях, журналах.