Американская межпартийная комиссия под руководством сенаторов Гэри Харта и Чака Хейгела 17 марта подготовила доклад, в котором содержится ряд предложений, касающихся изменений в американской политике на российском направлении. Содержание доклада комментирует ИА REGNUM научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Исэров.
Комиссия по российско-американским отношениям, создавшая документ, о котором идёт речь, существует уже несколько месяцев, с августа 2008 года. Очевидно, она была создана под предвыборную кампанию и под нового президента. В комиссию входят многие бывшие послы США в России и просто крупные специалисты, она работает совместно при Гарвардском университете и Никсоновском центре. Это показывает её беспартийный характер: школа государственного управления Кеннеди Гарвардского университета, конечно, ближе к Демократической партии, в то время как Никсоновский центр целиком республиканский. Таким образом, выводы комиссии можно считать сбалансированным итогом межпартийного обсуждения.
Представляется интересным, что одним из сопредседателей комиссии является наш бывший соотечественник Дмитрий Саймс, который в последние годы критиковал жёсткую линию Джорджа Буша и Кондолизы Райс в отношении России, и был одним из немногих не только американских, но и в целом западных комментаторов, защищавших позицию России в ходе войны в Южной Осетии. На днях руководство комиссии посетило Москву, где оно встретилось с президентом Дмитрием Медведевым. И по окончании визита было объявлено о новой программе и о том, что там главное. Очевидно, что важнейшую проблему мировой политики авторы программы видят в нарушении режима нераспространения ядерного оружия. Ключевая угроза безопасности в наше время - распад режима нераспространения, который действовал даже в самые тяжёлые годы "холодной войны". Поэтому подчёркивается необходимость совместной работы по его усилению (вернее сказать, по восстановлению). Отсюда следует интерес в контактах с Россией по иранскому вопросу. Видимо, будет предпринята попытка втянуть Россию в определённую антииранскую коалицию, а взамен США готовы обсуждать вопрос о ПРО в Польше и Чехии.
В отчёте признаётся, что ни Украина, ни Грузия не готовы к вступлению в НАТО. Однако там также сказано, что необходимо работать с союзниками США, чтобы развивать другие возможности демонстрации поддержки суверенитета этих стран. Таким образом, можно говорить об определённой попытке предложить уступку, но не более того. К сожалению, складывается впечатление, что Грузия будет и дальше использоваться США и НАТО как собственный агент в Закавказье. Уйти оттуда невозможно: раз США сделали этот выбор, то они вряд ли от него откажутся. То же самое относится к Украине. Была сделана ставка на Украину как на противовес России, и вряд ли инициатива межпартийной комиссии может здесь что-либо изменить. Возможно лишь определённое временное смягчение.
В связи с данным докладом, вспоминается выступление Генри Киссинджера осенью 2007 года на конференции, посвящённой двухсотлетней годовщине отношений США и России. Очень старый, но до сих пор чрезвычайно влиятельный бывший госсекретарь, во-первых, сказал, что он прекрасно понимает чувства и внешнеполитические эмоции России, что большая редкость для США. По его словам, в Америке он говорит всем, что Россия сейчас чувствует себя отброшенной к границам XVII столетия. Возможно, понимание этого сыграло свою роль в рядах определённой части элиты США. Произошло осознание того, что нельзя доводить дело до открытого эмоционального столкновения и необходимо делать какие-то уступки. Плюс к этому, Киссинджер подчёркивал важность понимания проблемы нераспространения. Очевидно, что и для авторов доклада проблема нарушения режима нераспространения представляется более важной, чем проблема мирового терроризма. И понимание этого усиливается.
Интересно также и то, что в докладе признаётся важность сотрудничества с Россией в достижении важных целей политики США, а именно борьбы с ядерными планами Ирана, разоружение Аль-Кайеды и стабилизация в Афганистане. Бросается в глаза отсутствие Ирака - видимо, идея о том, что Ирак постепенно успокаивается, и основные усилия нужно бросить на Иран и Афганистан, уже принята в качестве доктрины внешней политики.
Инициатива улучшения двусторонних отношений, исходящая от двухпартийной комиссии при президенте Бараке Обаме действительно может при условии нашего содействия смягчить международную обстановку и даже в определённой степени снизить масштаб угроз мировой безопасности в ближайшие несколько лет. Однако общие стратегические планы США не претерпели изменений. Новая администрация будет пытаться более тонко продвигать прежний набор целей. Просто здесь налицо вопрос нюансов и понимания того, что нельзя изолировать такого крупного игрока, как Россия.