Внешняя политика

Россия

Как сообщает газета "Аравот", в интервью он-лайн центру "Регион" бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян высказал следующее мнение: "Сегодня внешняя политика Армении, пожалуй, менее публична. Поэтому мне сейчас трудно давать объективную оценку. Но, тем не менее, по основным направлениям я вижу определенные изменения. Самым очевидным изменением можно считать то, что за прошедшие годы политика комплементаризма, лежавшая в основе внешней политики Армении, была существенно нарушена".

По сообщению агентства Кавказ-пресс, 10 марта в Ереване находилась специальная делегация России, целью которой было убедить официальный Ереван в том, что настало время "активизации в направлении Грузии". В состав российской делегации входили начальник службы вооружения ВС России Владимир Поповкин, заместитель министра обороны России Дмитрий Чушкин, заместитель директора ФСБ Сергей Буравлев, заместители главы МИД РФ Александр Салтанов и Владимир Титов. Согласно агентству, члены делегации убеждали руководство Армении в том, что сегодня Грузия слаба и ее власти теряют контроль над территорией страны. По российскому плану, если Армения начнет провоцировать Грузия в направлении Самцхе-Джавахка, за этим автоматически последуют санкции со стороны официального Тбилиси, т.е. блокирование Армении. А это, по российскому плану, даст возможность официальной Москве использовать российско-армянские соглашения и "снять блокаду" с Армении. Об этом сообщает Armenia Today, со ссылкой на ИЦ BAGIN. Грузия

Армения должна выразить готовность участвовать в решении проблем в армянонаселенном районе Грузии Самцхе-Джавахети. Об этом в ходе пресс-конференции в Ереване заявил глава офиса "Ай Дат" АРФ Дашнакцутюн Киро Маноян. "То, что сейчас происходит в Джавахке, нацелено на сформирование атмосферы страха и недоверия. Число арестов армянских активистов резко увеличилось после августовских событий в Грузии", отметил Маноян. Он подчеркнул, что АРФ Дашнакцутюн всячески пытается поднять проблемы армянского населения региона и представить их международным инстанциям. (PanARMENIAN.Net).

Недавнее заявление президента Грузии Михаила Саакашвили по поводу "краха армянской экономики" политически некорректно. Об этом говорится в сообщении пресс-секретаря президента Армении Самвела Фарманяна. АрмИнфо напоминает, что, выступая в Цкнети на церемонии открытия новой гостиницы и развлекательного центра "Копала", Саакашвили заявил, что "Армения потерпела крах из-за того, что полностью зависела от российского рынка, а когда российский рынок обвалился, та же участь постигла и экономику Армении". Пресс-секретарь президента Армении Армении отметил,. что подобные заявление абсолютно беспочвенны. Он считает, что такие заявления являются наилучшим методом отвлечения внимания своего народа от многочисленных собственных проблем. "Несмотря на многочисленные просьбы президент Армении ни разу не комментировал внутриполитические и социально-экономические ситуации в других странах, оставляя право давать оценки государственным и политическим деятелям той или иной страны. Это диктует политическая корресктность", сказал пресс-секретарь главы Армении.

В последние дни армянские телеканалы активно занимаются тем, что указывают "на место" Михаилу Саакашвили, который имел неосторожность заявить о спаде в экономике Армении. В ответ наши отечественные каналы кинулись наперебой доказывать, что экономика Грузии на грани развала, пишет газета "Лрагир". Саакашвили, конечно, не прав. Если даже экономика Армении находится на грани спада, это вовсе не означает, что надо переводить внимание общества от собственных проблем на Армению. Хотя, надо признать, что подобный стиль работы характерен не только для Саакашвили. Это, пожалуй, бренд властей всех стран Южного Кавказа - будучи неспособной решить какие-то внутренние проблемы, политическая элита пытается обратить внимание общества на ситуацию за границей. Так поступают и Саакашвили, и Алиев, и Саргсян. На Южном Кавказе именно так представляют технологию политического правления. Возможно, так делается и в других странах, и руководители других государств также оправдывают собственные ошибки во внутренней политике тем, что за рубежом ситуация не лучше. Так что, с этой точки зрения, то, что творится в Южном Кавказе, это лишь, так сказать, наш ответ Чемберлену. Хотя это вполне характерно для ментальности народов Южного Кавказа. Саакашвили подколол нас, а мы подколем его, правда, не так топорно, а через телевидение, между делом убеждая общество, что надо верить не Саакашвили, а собственному правительству, потому что тот говорил лишь для того, чтобы прикрыть собственные ошибки.

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", заявление Михаила Саакашвили один за другим осудили два ведущих деятеля грузинской оппозиции. так, экс-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе назвала такое заявление "некорректным, экстремистским и глупым". Она посчитала неприемлемым подобные характеристики в адрес другой страны, тем более, что "речь шла о дружественной Армении". Лидер объединения "Объединение во имя Грузии" Ираклий Аласаниа, в свою очередь назвал недопустимыми "подобные заявления о дружественной Армении".

"Айкакан жаманак" пишет также, что такое завление Самвела Фарманяна вызвало серьезную озабоченность в дипломатических кругах. Дело в том, пишет газета, что до сих пор заявления с такими акцентами официальный Ереван делал лишь в отношении одной страны - Азербайджана. И то, что подобная тональность нашла место и в армяно-грузинских официальных публичных контактах, по мнению экспертов, дает повод для размышлений.

Иран

Как сообщает ИА REGNUM, 13 марта в Ереван прибыл министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки. В рамках визита состоялись встречи иранского министра с президентом Армении Сержем Саргсяном, премьер-министромТиграном Саркисяном, главой парламента Овиком Абрамяном, секретарем Совбеза Артуром Багдасаряном, главой МИД Эдвардом Налбандяном и министром энергетики и природных ресурсов Арменом Мовсисяном. Отметим, что в ходе встречи Моттаки с Тиграном Саркисяном была отмечена важность расширения товарооборота между Арменией и Ираном, объем которого в настоящий момент не удовлетворителен.

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян и министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки на встрече 13 марта высказали удовлетворение уровнем экономического сотрудничества двух стран, подчеркнув, в частности, позитивные результаты взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики, транспорта, дорожного строительства. Эти успехи, по мнению сторон, являются воодушевлящим примером для разработки и осуществления новых программ и проектов, многие из которых находятся на повестке Армяно-иранской межправительственной комиссии. Планируется обсудить их также в ходе предстоящего визита Сержа Саргсяна в Иран по приглашению президента Ирана. Саргсян и Моттаки отметили в ряду перспективных проектов, в частности, строительство железной дороги Иран-Армения, совместной ГЭС на реке Аракс, строительство на территории Армении терминала жидкого топлива. Премьер-министр РА отметил, что железная дорога Иран-Армения будет иметь важное значение не только для Армении и Ирана, но и для всего региона. Как сообщает "Ноян Тапан", стороны отметили необходимость стимулирования торговли, товарообмена между двумя странами, объемы которого пока далеки от удовлетворительного. Касаясь ситуации, сложившейся в результате мирового кризиса, собеседники высказали убеждение, что укрепление связей и отношений с соседними странами, совместные взаимовыгодные усилия помогут по возможности снизить негативное влияние кризиса, преодолеть трудности.

Армения должна пересмотреть внешнеполитическую доктрину и быть внятной в своих предпочтениях. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявила секретарь оппозиционной парламентской фракции "Наследие" Лариса Алавердян. В этом контексте она выразила свое удовлетворение по поводу активизации официальных отношений между Арменией и Ираном. "Хотела бы надеяться, что вслед за активизацией дипломатических отношений наступит резкий переход и к активизации экономических отношений", - отметила депутат, подчеркнув, что нынешние торгово-экономические связи пока еще остаются на уровне ширпотреба.

Турция

"Переговоры между Арменией и Турцией вошли в завершающий этап. В апреле между двумя странами может быть достигнута договоренность". Об этом, согласно газете "168 Жам", написала турецкая гаета "Star", считающаяся близкой к правящей в Турции партии "Справедливости и развития". Согласно турецкой газете, документ, подлежащий подписанию, предусматривает открытие границ, начало взаимного товарооборота, а также формирование совместной комиссии, которая займется "изучением событий 1915 года". Газета также пишет, что карабахский вопрос не является необходимым условием для улучшения турецко-армянских отношений.

"Разговоры об открытии армяно-турецкой границы в последнее время стали достаточно интенсивными, и скорее всего, она может быть открыта", сказал корреспонденту PanARMENIAN.Net директор Института Кавказа политолог Александр Искандарян. По его мнению, открытие границы зависит от двух факторов. "Во-первых, это муниципальные выборы в Турции, которые пройдут 29 марта. На этих выборах правящая партия Справедливости и Развития (АКР) должна окончательно укрепить свои позиции на внутриполитическом поле. Второй фактор связан с США: произнесет или нет президент Барак Обама слово "геноцид" в ежегодном обращении к армянской общине США 24 апреля", сказал Искандарян, подчеркнув, что для Турции вопрос Карабаха действительно не является определяющим условием для нормализации отношений с Арменией.

После муниципальных выборов в Турции армяно-турецкая граница будет открыта. Об этом заявили депутаты от правящей партии Справедливости и развития (АКР) в Вашингтоне. Как пишет турецкая газета Sabah, обещание депутаты от АКР дали на встречах в Конгрессе США по поводу возможного принятия резолюции о Геноциде армян. По словам депутата от Народно-республиканской партии (MHP) Шукрю Элекдага, заявление АКР чересчур поспешное. "Они сказали, что переговоры с Ереваном находятся на завершающем этапе, и любое решение Конгресса США может негативно сказаться на связях. Я неоднократно советовал им не давать таких обещаний, но они заявили, что договорятся", сказал Элекдаг. В свою очередь, депутат от АКР Нурсуна Мемеджан опровергла эти обвинения и напомнила о "встрече президентов": "На переговорах мы говорили о том, что переговоры между Турцией и Арменией продолжаются уже год. Этим вопросом занимаются президенты трех стран. Если на этом этапе США примут какое-то решение, это будет то же, что разбавить готовый плов водой". Мемеджан подтвердила, что переговоры между Турцией и Арменией находятся на завершающем этапе. "Но мы ничего не говорили об открытии границ после муниципальных выборов", подчеркнула она. ("Азг").

Президент США Барак Обама близок к тому, чтобы отказаться от выполнения данного ранее обещания, касающегося признания Геноцида армян в Османской Турции 1915 года. Как пишет 17 марта газета Los Angeles Times, опасения Обамы связаны с тем, что он ожидает поддержки его "нового похода на Средний Восток" со стороны Турции. "Вероятно, Обама воздержится от того, чтобы назвать события 1915 года геноцидом армян", предполагает калифорнийское издание. По свидетельству газеты, должностные лица администрации рассматривают возможность отсрочки президентского заявления, мотивируя это потеплением отношений между Турцией и Арменией. "Дальнейшие сигналы о потеплении отношений между Турцией и Арменией, такие как разблокирование границы между двумя странами, усилят аргументы в пользу того, что заявление США (о признании геноцида армян - ред.) подвергнет опасности этот прогресс", добавляет источник. "В настоящее время мы сфокусированы на том, как двигаться вперед, США могут помочь Армении и Турции работать вместе над тем, чтобы прийти к согласию относительно прошлого", заявил пресс-секретарь Совета национальной безопасности Майкл Хаммер, отвечая на вопрос LA Times. Он отметил, что администрация заинтересована в улучшении отношений между Турцией и Арменией и верит в то, что "открытый и честный диалог между двумя странами относительно вопросов прошлого возможен".

Группа законодателей США обратилась к президенту Бараку Обаме и призвали его оставаться верным своим предвыборным обещаниям и признать события 1915 года как "Геноцид армян". Как сообщает радио "Свобода", под письмом к Обаме подписались 4 депутата Палаты представителей, демократы Адам Шифф, Франк Паллоун и республиканцы Джордж Раданович и Марк Кирк, которые призвали использовать термин "геноцид" в ежегодном послании президента США 24 апреля. "Этот призыв прозвучал накануне визита президента Обамы в Турцию", - отмечает "Свобода" и подчеркивает: "Официальная Анкара продолжает предупреждать, что подобное заявление со стороны Соединенных Штатов ненесет ущерб двусторонним отношениям".

16 марта, по тому же вопросу выступил глава Центрального офиса "Ай Дата" и по политическим вопросам АРФ "Дашнакцутюн" Киро Маноян. Как сообщает ИА REGNUM, он, в частности, заявил, что если президент США посетит с визитом Турцию и не признает геноцид армян - это будет большим оскорблением для армянской диаспоры Америки. "Ожидаемый визит президента США Барака Обамы в Турцию связан либо с тем, что он решил не произносить слово "геноцид" при ежегодном обращении к армянскому народу 24 апреля, либо с тем, что решил произнести, и теперь едет в Турцию, чтобы задобрить ее до того, как сделает это", заявил Маноян, отметив, что он приверженец второй версии. "Я уверен, Обама сдержит слово, данное нам - дашнакцутюн", заявил Маноян, сославшись на неоднократные обещания Барака Обамы признать геноцид армян. Более того, ранее, будучи членом сената, а потом и кандидатом в президенты, Барак Обама также поддерживал признание геноцида. Впрочем, со слов Манояна, и вице-президент США Джозеф Байден, и госсекретарь Хиллари Клинтон, и практически весь аппарат президента США также выступали сторонниками признания геноцида. "Думаю, что Обама захочет раз и навсегда решить этот вопрос", заявил Маноян. По его словам, "как минимум, по трем резолюциям палата представителей в сенате США признала геноцид".

Министр иностранных дел Турции Али Бабаджан заявил о наличии опасности признания в США геноцида армян. В интервью газете "Акшам" министр отметил, что есть риск такого признания в апреле. Бабаджан еще раз напомнил заявление премьер-министра Реджеба Тайипа Эрдогана о том, что, если геноцид будет официально признан США, это нанесет удар стратегическим отношениям Америки с Турцией: "В Америке об этом знают. Подобное развитие событий повредит армяно-турецким связям, а также процессу переговоров между Арменией и Азербайджаном. Мы открыто говорим об этом американцам". Бабаджан подчеркнул, что Турция еще никогда не была так близка к восстановлению отношений с Арменией. "Это наилучший момент в наших отношениях с армянами с 1915 года. Мы очень близки к разрешению проблемы. Такая возможность появляется не каждый день", сказал он. ("525-я газета", Баку).

Визит президента Беларуси

По приглашению Сержа Саргсяна 11 марта с рабочим визитом в Армению прибыл президент Беларуси Александр Лукашенко. В ходе рабочего визита Саргсян и Лукашенко обсудили вопросы углубления межгосударственных отношений между двумя странами, расширения торгово-экономических связей, а также вопросы противостояния мировому кризису. Лукашенко встретился также с деловыми кругами Армении. ("А1+"). Газета "Капитал" пишет: "Для того, чтобы приехать в Армению, Александр Лукашенко отложил свою встречу с комиссаром ЕС по внешним связям Бенитой Фереро-Вальдер, и это обстоятельство не осталось незамеченным международной прессой. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Лукашенко, график поездки в Армению был определен 9 марта, тогда как встреча с Вальдер была назначена еще 2 недели назад. Если, тем не менее, представителю ЕС удастся "поймать" Лукашенко в Минске, то она санет вторым, за последние 10 лет, должностным лицом, посетившим Беларусь. Совсем недавно в Минске побывал ответственный за внешнюю политику ЕС Хавиер Солана. Дело в том, что в настоящее время в ЕС обсуждается вопрос приглашения Беларуси на состоящуюся 7-го мая встречу по вопросам "Восточного соседства". Европа опасается, что Беларусь уступит наконец России и признает независимость Южной Осетии и Абхазии".

Газета "Айкакан жаманак" выяснила, что президент Беларуси Александр Лукашенко прибыл в Армению не с рабочим визитом, как об этом сообщила пресс-служба президента Армении, а с частным визитом. По сведениям газеты, Лукашенко уже второй день находится в Цахкадзоре и катается на лыжах с Робертом Кочаряном. "То, что визит Лукашенко изначально не соответствовал протоколу рабочего визита, дало основание заподозрить, что с этим визитом связаны какие-то темные обстоятельства. Вчера российский сайт Inosmi.ru сообщил о том, что на самом деле Лукашенко прибыл в Армению, чтобы избежать встречи с комиссаром ЕС по внешним связям Бенитой Фереро-Вальдер, которая должна была состояться в тот же день, когда Лукашенко прибыл в Армению. "Подобное поспешное изменение графика дипломатических встреч является исключительным явлением, в особенности для стран, находящихся в условиях определенной изоляции", пишет "Айкакан жаманак", цитируя Inosmi.ru.

Газета "Иравунк de-facto" представляет отклики беларусской прессы: "Известный политический комментатор Роман Яковлевский, в частности, отмечает, что Армения является первым государством на Южном Кавказе, с которым Беларусь установила полноценные и надежные дипломатические отношения, основав в столицах обеих республик постоянные диппредставительства. А сегодня еще и выясняется, что Минск получает от Еревана выгодные заказы на ремонт военной техники". "Военно-техническое сотрудничество само по себе может быть достаточной основой для визита президента. но если к этому добавить еще и активные отношения Еревана с Тегераном, а с другой стороны - отношения Беларуси с тем же Ираном, то получается очень симпатичное сотрудничество. Этот треугольник посвязан военно-техническими и энергетическими задачами. Поскольку существуют, пусть пока и кажущиеся утопическими, идеи доставки иранской нефти в Европу через Армению и Беларусь. Во всяком случае, потепление армяно-турецких отношений также говорит в пользу этой идеи", считает беларусский политолог".

По следам "1 марта"

"Заявление Роберта Кочаряна, сделанное им во время пресс-конференции, созванной в самый разгар трагических событий, в 22:30 1-го марта, о том, что демонстранты вышли из-за машин и стреляют в безоружные полицейские войска, по сей день остается неразъясненным. В дальнейшем он обещал даже опубликовать соответствующие кадры, однако они так и не были опубликованы. Сегодня уже очевидно, что во 2-й половине дня 1-го марта, около 15 часов, властями РА уже было принято решение о введении в республике чрезвычайного положения и из различных воинских частей Минобороны в центр столицы были доставлены солдаты, бронетехнике был отдан приказ быть готовой к въезду в Ереван. Поводом к введению чрезвычайного положения должны были стать выстрелы и грабеж", пишет газета "Айкакан жаманак". По сведениям газеты, в ряды демонстрантов были засланы вооруженные провокаторы, которые стреляли в направлении полиции, и эти выстрелы зафиксированы на видеокадрах полиции, и именно эти видеокадры должны были быть опубликованы в оправдание слов Кочаряна. В частности, пишет газета, речь идет о видеокадрах, произведенных с крыши мэрии Еревана, лишь незначительная часть которых приложена к материалам "Дела семерых". "Однако когда власти просмотрели эту видеозапись, то увидели, что их операция, мягко говоря, провалилась. Во-первых, на кадрах отчетливо видно, как стреляющие проходят со стороны полиции в ряды демонстрантов, а после, произведя несколько выстрелов, возвращаются к полицейским. Более того, все это было сделано настолько небрежно, что даже монтаж не мог бы тут помочь". По сведениям газеты, провокаторы были одеты в белые спортивные шапки, что должно было скрыть их лица от видеокамер, а также уберечь от пуль находившихся на крышах снайперов. Вся проблема, однако, в том, пишет газета, что невозможно кого-либо убедить в том, что все вооруженные люди в рядах демонстрантов были в одинаковых белых шапках. "Именно вышеприведенные и еще ряд подобных "провалов" и стали причиной тому, что несмотря на то, что начиная с 11.30 1-го марта полиция и СНБ тремя видеокамерами безостановочно снимали процессы, происходившие возле памятника Мясникяну, публикации удостоились лишь считанные кадры", заключает "Айкакан жаманак".

Осталось полтора месяца до весенней сессии ПАСЕ, на которой в очередной раз будет обсужден вопрос Армении. Как известно, во время январской сессии, на которой должен был быть обсужден вопрос о лишении Армении права голоса, была принята резолюция 1643 и предоставлено время до апреля на выполнение требований как этой резолюции, так и ранее принятых резолюций 1609 и 1620, на улучшение демократической ситуации, освобождение арестованных лидеров и активистов оппозиции, обеспечение свободы слова, проведения митингов и собраний и выявление виновных в событиях 1 марта. Для решения всех этих вопросов власти, начиная с января, существенных шагов не предприняли. Поправки в Уголовный кодекс, с помощью которых власти обещали решить проблему политзаключенных, очень скоро показали, что были обусловлены вовсе не желанием освободить политзаключенных, а попыткой "уточнить" и "усовершенствовать" обвинения в их адрес. В сфере свободы слова и печати ситуация также не изменилась: телевидение продолжает освещать деятельность оппозиции исключительно в рамках интересов власти. Власти не только не разоблачили виновных в силовом разгоне мирного митинга 1 марта и убийстве 10 граждан, но и заявили, что выявление полицейских, которые стреляли из злополучной "черемухи", от которой погибли 3 человека, практически невозможно. Между тем, прошел уже целый год, и уже доподлинно известно, что из "черемухи" стреляли 4 полицейских, и виновниками как минимум трех смертей является кто-то из них. Власти, которые до сих пор не предприняли никаких шагов в этом направлении, скорее всего, не сделают этого и до апреля. Хотя, вполне возможно, они вновь смогут найти площадку, где можно легко изыскать грани соприкосновения с европейцами и заставить их закрыть глаза на внутреннюю ситуацию в Армении. В конце концов, Прескотту или Коломбие нетрудно будет вновь заявить, что Армения обещала выполнить требования до лета. Это дело техники. Европа может, в конце концов, заменить содокладчиков и выиграть время, играя в "кошки-мышки" с властями Армении и в "прятки" - с ее обществом. Но придет время, когда все это перестанет быть для Армении и Европы просто игрой. ("Лрагир").

Доклад Омбудсмена

Защитник прав человека РА Армен Арутюнян 10 марта представил свой доклад о состоянии защиты прав человека в Армении в 2008 году. Омбудсмен считает, что на уровень защиты прав человека в Армении влияет авторитаризм политической системы. Причем, это касается как власти, так и большинства политических партий, представляющих оппозицию. К демократизации, по его мнению, более подготовлена общественность, чем политическая система Армении. "Проблема армянского общества в ее освобождении от наследства большевизма, для чего необходимы большое упорство и готовность", сказал Арутюнян. В докладе отмечается, что настало время формировать в стране отдельные и сотрудничающие друг с другом политическую и экономическую элиты, настало время избавиться от олигархической системы. Олигархический капитал должен подчиниться верховенству права и закона, вернуть часть взятого у общества и перейти в прозрачное налоговое поле. "Без либеральной экономики нет смысла говорить о защите прав человека", отмечается в докладе. По словам Омбудсмена, обязательным условием для естественного развития страны является переход от административно-репрессивной модели управления, сложившейся в Армении за последние 18 лет, к демократическому управлению. По мнению Арутюняна, современными столпами доставшейся в наследство от советских времен репрессивной системы являются Прокуратура и Специальная следственная служба (ССС). По словам Арутюняна, доказательством этого является стиль работы ССС, в результате которой аппарат Защитника получает множество жалоб о том, что людей заставляют давать показания против самих себя или против третьих лиц. "Эти органы остались профессионалами в плане подчинения личности государству, и непрофессионалами - в плане обеспечения верховенства права. Этот непрофессионализм является большим бременем для нас, и в первую очередь для системы власти, которая, можно сказать, стала заложницей такого непрофессионализма", подчеркнул Арутюнян. Было отмечено, что есть системные проблемы и у судебной системы, и уровень доверия общества к судебной системе недопустимо низок. Защитник считает тревожным факт односторонности действий административного аппарата во время чрезвычайного положения в Ереване с 1 по 20 марта 2008 года, в следствие чего 20 дней подряд озвучивалась только точка зрения властей. ("Ноян Тапан").

Доклад Защитника прав человека Армении Армена Арутюняна вызвал негативную реакцию как властей, так и оппозиции. ARMENIA Today приводит полный текст заявления Армянского национального конгресса (АНК): "На днях Защитник прав человека представил свой годовой доклад. В этом пространном документе игнорируются сформированные в Армении политические реалии, приведшие к систематическому попиранию, в течение всего 2008 года, основополагающих прав и свобод человека. В частности:

- тысячи граждан были подвергнуты преследованию, угнетению, истязанию, заключены в тюрьмы, подвергнуты экспроприации и террору за свои политические взгляды и законные действия; - был сформирован институт политзаключенных и до сих пор 56 политзаключенных содержатся в тюрьмах;

- проведены десятки заказных политических судебных процессов, в ходе которых, по явно сфабрикованным обвинениям, были осуждены невинные люди;

- были попраны конституционные права граждан выбирать свое правительство и органы местного самоуправления;

- растоптав конституционное право граждан на проведение мирных демонстраций, правящий режим осуществил 1-го марта бойню, заказчики и исполнители которой до сих пор не предстали перед правосудием;

- стали систематическими преследования представителей СМИ, электронные средства информации продолжают оставаться под полным контролем правящей клики.

Эти факты обстоятельно представлены в местных и международных докладах, включая недавно опубликованные годовые доклады Госдепартамента США и Human Rights Watch. К сожалению доклад, вместо фактического материала, изобилует многочисленными философскими отклонениями и неуместным социально-политическим анализом, которые никакой связи не имеют с миссией Омбудсмена. Неприемлемы также его разъяснения, что к этим фактам он уже обращался в своем внеочередном докладе. Во-первых, обращение к фактам в прошлом не может служить основанием для искажения целостной картины в сфере прав человека в Армении в 2008 году. Во-вторых, в настоящем докладе проигнорированы нарушения закона и преступления, совершенные после внеочередного доклада. В частности, в противовес публичным обещаниям Омбудсмена, не даны оценки политизированным судебным процессам. Разрозненные факты, касающиеся репрессивных действий властей, приписываются унаследованной системе, полностью исключен фактор политической воли и ответственности властвующего сегодня режима. Таким образом, Защитник прав человека, по существу, взял на себя роль адвоката режима Сержа Саргсяна. Приняв эту позицию, он фактически превратился в институт, обслуживающий репрессивную политическую систему и, надев маску "беспристрастного" судьи, создает имитацию демократической деятельности. АНК вынужден с сожалением отметить, что подобной позицией Защитник прав человека берет на себя ответственность за беззакония, творимые правящим режимом, нанося тем самым тяжелый удар по авторитету и миссии института Омбудсмена в Армении.

В свою очередь, с заявлением выступила и Генпрокуратура: "Любое заявление, оценка, тем более озвученная Омбудсменом, должна быть основана на законодательстве и на конкретных фактах. Однако, придерживаясь заявленного стиля работы, Омбудсмен, в частности, в своих оценках, касающихся работы и деятельности прокуратуры, постоянно воздерживается от их обоснования или указания на конкретные случаи, которые приводят к подобным заключениям, что дает повод предположить, что Омбудсмен занят личной пропагандой. Об этом свидетельствует положение о работе прокуратуры, имеющееся в докладе Омбудсмена. В соответствии с этим, за отчетный период против действий сотрудников прокуратуры РА (включая территориальные и военные подразделения) Омбудсмену РА были адресованы 42 жалобы, 26 из которых были приняты к рассмотрению. Согласно тому же докладу, жалобы касались нарушений прав человека вследствие недостаточного выполнения конституционной функции контроля в ходе расследования уголовных дел сотрудниками прокуратуры и неустранения допущенных нарушений органами предварительного следствия. О недостатках осуществления прокурорских функций прокуратура сама многократно заявляла, предпринимая при этом конкретные шаги в направлении устранения недостатков и нарушений. И сегодня прокуратура далека от мысли о том, что в ходе осуществления контроля за законностью следствия и предварительного расследования нарушений не допускается. Но прокуратура также далека от мысли о том, что полученные в течение всего года 42 жалобы дают основания Омбудсмену представлять прокуратуру как репрессивную структуру, не отмечая каких-либо конкретных фактов и методов. Более того, даже при указании на содержание полученных жалоб, Омбудсмен в своем годовом докладе не упомянул каких-либо конкретных случаев применения прокуратурой "репрессивных" мер. Как в работе любых других органов, так и в работе отдельных должностных лиц прокуратуры возможны не только недостатки, но и злоупотребления. И руководство прокуратуры многократно подтверждало свою готовность пивлекать к ответственности каждого прокурора, допустившего злоупотребление своими должностными полномочиями, предпринимая в том числе и конкретные шаги (привлечение к дисциплинарной ответственности, освобождение от занимаемой должности, возбуждение уголовного дела), уведомляя об этом общественность. Более того, в надежде на взаимовыгодное сотрудничество, прокуратура публично предложила Омбудсмену предоставить известные ему имена прокуроров, давших незаконные распоряжения и допустивших конкретные факты для того, чтобы предпринять соответствующие меры и передать в производство в установленном законом порядке. Однако, по сей день конкретных фактов и нарушений офис Омбудсмена не предоставил прокуратуре ни официально, ни посредством средств массовой информации. Выступления с голословными заявлениями и таким путем искусственное повышение значимости своей работы недостойно института Омбудсмена и не говорит о профессионализме. Думаю, что путь самоутверждения Омбудсмен уже давно должен был пройти".

Отвечая на прозвучавшую критику, Защитник прав человека Армен Арутюнян сказал радио "Свободе": "Мы пишем доклад не для того, чтобы он кому-нибудь понравился. Это наш объективный анализ о состоянии прав человека в стране".

Реанимация Общественного совета

Серж Саргсян подписал 11 марта указ об утверждении Устава Общественного совета и назначении его членов. Членами Общественного совета назначены: Роберт Амирханян, Анна Асатрян, Лилит Асатрян, Карен Бекарян, Эмиль Габриелян, Анелка Григорян, Астхик Геворгян, Айк Демоян, Ованес Заназанян, Хосров Арутюнян, Вазген Манукян, Владимир Мовсисян. Согласно утвержденному Уставу, Общественный совет состоит из 36 членов и явлется органом, формируемым президентом РА. Остальные 24 члена Совета будут избраны в соответствии с предусмотренными Уставом сроками и процедурой. ("А1+").

Как сообщает газета "Азг", временным председателем Общественного совета назначен лидер Национально-демократического союза Вазген Манукян. Это решение 12-го марта было принято на 1-ом заседании Общественного совета при участии президента Сержа Саргсяна и новоназначенных 12-ти членов Совета. "За эти месяцы я потихоньку прихожу к выводу, что сегодня в Армении создалась такая политическая ситуация, что связь между общественностью и властью посредством этого органа может иметь очень большое значение", заявил Вазген Манукян у президента Сержа Саргсяна сразу после первого заседания Общественного совета, и поспешил удалиться из зала, сказав лишь: "Я не ушел из политики, слово в политическом поле было лишено своей ценности, и я считаю, что оно постепенно вновь будет обретать ее".

Газета "Площадь" пишет: "Вчера мы в очередной раз стали свидетелями того, как крупный политический деятель перечеркнул свою биографию и будущее и взялся за никчемную работу: один из лидеров Карабахского движения 1988 года, экс-премьер Армении, чуть не ставший в 1996 году президентом Вазген Манукян стал председателем изначально дискредитированного органа - Общественного совета. Совет, собравшиеся в котором люди известны своей провластной ориентацией, куда не проник ни один независимый, свободный человек. Совет, роль которого, особенно спустя год после известных событий, совершенно не понятна. Если быть откровенными, то сегодня ситуация другая, и в общественном диалоге нет ни потребности, ни желания, ни смысла. Не понятен также смысл становления руководителем такого мертворожденного органа. И вовсе не понятно, зачем Вазгену Манукяну нужен был статус руководителя этого Совета?"

Если бы члены Общественного совета, действительно, взяли бы на себя функцию обеспечения реальной связи между обществом и властями и относились бы к общественному мнению серьезно, они должны были бы воспротивиться созданию такого Совета или своему участию в нем. Если же для них предпочтительным является предложение президента, отказаться от которого у них не было смелости или желания, значит они обеспечивают не связь между обществом и властями, а свою связь с президентом. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. ("168 Жам").

О толерантности

Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Создается впечатление, что толерантность очень хорошая вещь, и причиной всех наших бед является ее недостача. В действительности, это величайшая фальш: толерантность хороша далеко не всегда. Более того, в случае с Арменией она, в большинстве случаев, плоха. Дело в том, что понятие "нормы сосуществования" вовсе не абстрактно. Все очень четко расписано в Конституции и в законах. То есть, народ Армении договорился жить по определенным законам, и нарушивший эти законы является преступником... И теперь к чему же должна быть терпимой оппозиция? О каких призывах к толерантности речь? Что же это, оппозиция должна с пониманием относиться к безобразным выборным фальсификациям? Должна, ради "внутриполитической стабильности", перестать бороться за освобождение политзаключенных? Обратите внимание: речь идет об уголовном преступлении! Какое моральное право имеете вы призывать быть толерантным к уголовным преступлениям?!"

О правительстве

Газета "Азг" пишет о распространившихся слухах об ожидающейся отставке премьер-министра: "Заказчиками таких слухов могут быть как представители оппозиции, так и властей. Из числа последних, в частности, те, у кого есть свои кандидатуры на эту должность либо сами хотят стать премьером. Это называется психологическая атака - война нервов, целью которой является ослабить и сделать своим исполнителем субъекта атаки. Это известная технология, в особенности, когда валютные колебания создали для этого основу и превратили в мишень для как правительство, так и премьера".

Газета "Капитал": "В отставке премьер-министра могут быть заинтересованы 2 силы: политическая команда стремящегося на это место Роберта Кочаряна или Армянский национальный конгресс во главе с Левоном Тер-Петросяном. Вчера пресс-секретарь Гагика Царукяна Хачик Галстян заявил, что слухи о назначении премьером Гагика Царукяна беспочвенны. Этим партия "Процветающая Армения", считающаяся основным "каналом" возвращения Кочаряна к власти, подтвердила свое решение поддержать Сержа Саргсяна. Левон Тер-Петросян на митинге 1 марта заявил, что не исключает, что в ближайшем будущем правительство подаст в отставку или власти предложат АНК создать "правительство спасения". Это было для действующих властей очевидным капканом. Ситуация, создавшаяся после митинга оппозиции 1 марта заставила АНК предпринять такие шаги, чтобы не ждать, когда власть сама попадет в этот капкан, а заставить последнюю пойти на этот шаг. Во всех случаях, первую волну "нападения" можно считать минувшей. Вторая волна, по всей видимости, будет целым комплексом внутривластных интриг, пропагандистских, политических уловок, направленных на возникновение взаимного недоверия, который будет сопровождаться дискредитацией лиц".

Газета "Айк" пишет: "Очевидно, что у этих слухов есть серьезнaя основа. В противном случае режим не стал бы прикладывать столько усилий, чтобы опровергнуть их. С другой стороны ясно, что Сержу Саргсяну необходимо, чтобы премьером оставался Тигран Саркисян. Он понимает, что жертвовать такой фигурой ему сегодня не с руки. Серж Саргсян сегодня нуждается в Тигране Саркисяне, однако ситуация настолько драматична, что нервы премьера не выдерживают. Понятно, что для него трудно нести всю ответственность, будучи де-факто лишенным возможности руководить правительством. Так или иначе, ясно, что цепочка отставок во властной пирамиде начата и внутривластные разборки приведут к окончательному развалу пирамиды".

А чем занят Серж Саргсян? Ничем. У него не хватило даже смелости сказать пару слов об обвале драма 3-го марта. Занимается только тем, что распространяет слухи об отставке правительства и тут же опровергает их. Якобы, за все ответственно правительство, и если есть какие-то вопросы, то это лишь вопрос отставки правительства. ("Чоррорд ишханутюн").

Выборы мэра Еревана

Отдельное участие коалиционных партий в майских выборах в Совет старейшин Еревана естественно и логично. Такое мнение высказал на пресс-конференции 10 марта председатель парламентской комиссии по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта, член фракции "РПА" Армен Ашотян. Он отметил, что коалиция не вечна, и каждая входящая в нее партия пробует усилить свою роль. Касаясь участия в муниципальных выборах оппозиции, Ашотян отметил, что "стадия взаимного использования" партии "Наледие" и АНК завершилась, и теперь их политические интересы сильно расходятся. По его словам, "Наследие" попользовалась "политическим бумом", поднятым Левоном Тер-Петросяном, а теперь самостоятельно готовится к выборам 2012-2013 гг. "То, что можно было получить у Тер-Петросяна - имидж, рейтинг, электорат, - "Наледие" уже получила и не нуждается в угасающей Тер-Петросяновской волне", сказал Ашотян. По его мнению, если АНК не будет иметь в Совете старейшин Еревана свою фракцию, то крайне сомнительными становятся участие и возможность победы внепарламентской оппозиции на парламентских выборах 2012 года. По наблюдениям Ашотяна, у АНК и "Наледия" в Ереване достаточно сторонников, и суммарные голоса этих двух организаций на муниципальных выборах составят 25-30%. А РПА, по прогнозу республиканского депутата, получит 30-35%, на втором месте будет "Процветающая Армения", 7-процентную планку преодолеют также АРФД и "Оринац еркир". ("Ноян Тапан").

"Надеемся, что на предстоящих выборах Совета старейшин Еревана пара Бегларян-Маргарян добьется успеха", заявил на пресс-конференции 13 марта пресс-секретарь Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов. Он напомнил, что на первом месте избирательного списка РПА находится нынешний мэр города Гагик Бегларян, а на втором месте - руководитель общины Аван, сын безвременно скончавшегося премьер-министра РА Андраника Маргаряна - Тарон Маргарян. Шармазанов выразил также надежду, что выборы пройдут в рамках закона. Оценивая возможности политических сил, он отметил, что как оппозиция, так и партии-партнеры РПА по коалиции, могут получить до 7% голосов избирателей, но самые большие шансы победить имеет РПА. Шармазанов в то же время подчеркнул, что завладеть креслом мэра любой ценой не является самоцелью для РПА. ("Ноян Тапан").

На предстоящих 31 мая выборах Совета старйшин Еревана избирательный список партии "Процветающая Армения" возглавит министр здравоохранения РА, член политического совета партии Арутюн Кушкян. Об этом корреспонденту "Ноян Тапан" сообщила член парламентской фракции "Процветающая Армения" Наира Зограбян. По ее словам, полный партийный список будет утвержден и оглашен на предстоящем в ближайшие дни заседании политсовета партии. Согласно неофициальным данным, второе место в списке занимает другой депутат этой фракции, председатель постоянной комиссии парламента по защите прав человека и по общественным вопросам, председатель общества "Армянский Красный Крест" Мхитар Мнацаканян.

По словам пресс-секретаря партии "Процветающая Армения" Хачика Галстяна, партия имеет большие возможности победить на выборах мэра. Отвечая на вопрос о том, больше ли возможности "Процветающей Армении" шансов Республиканской партии Армении, Галстян ответил: "А почему бы нет? Возможно, условия для борьбы немножко неравны, но "Процветающая Армения" готова бороться со всеми политическими силами", сказал Галстян, добавив, что в случае победы на выборах мэра столицы, Арутюн Кушкян оставит пост министра здравоохранения. (АрмИнфо).

Как сообщает газета "Азг", партийный список АРФ Дашнакцутюн на выборах мэра Еревана возглавит депутат НС Арцвик Минасян.

15 марта состоялось совместное заседание Политического совета и Центрального офиса Армянского Национального Конгресса с участием первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Как сообщает газета "Лрагир", в ходе заседания обсуждались вопросы, касающиеся предстоящих выборов мэра Еревана. Участвовавшие в обсуждениях представители партий отметили, что Ереван имеет существенный вес в политической и экономической жизни нашей страны, и поэтому выборы мэра столицы следует рассматривать как ключевой этап восстановления конституционного строя. Согласно принятому на заседании решению, Армянский Национальный Конгресс будет участвовать в выборах Еревана, и списки АНК возглавит первый президент РА Левон Тер-Петросян. Другим постановлением партии, являющиеся членами Армянского Национального Конгресса, поручили Центральному офису обсудить предложение партии "Наследие" о выдвижении единого кандидата и начать в этом направлении официальные переговоры.

Решение Левона Тер-Петросяна участвовать в предстоящих выборах в мэры Еревана по списку Армянского национального конгресса (АНК) под номером один подчеркивает решительность первого президента до конца бороться за восстановление справедливости в Армении. Об этом заявил член Комиссии по внешним связям АНК Владимир Карапетян, комментируя по просьбе ARMENIA Today решение Тер-Петросяна возглавить список АНК на выборах в Совет Старейшин Еревана 31 мая. По его словам, "были мнения, что Тер-Петросян не согласится возглавить список АНК, не захочет втягиваться в общинные выборы". "Однако неожиданное для многих его решение подчеркивает, что оппозиция не отступит ни в коем случае и будет использовать все возможности для наказания лиц, осуществивших бойню 1 марта и освобождения от режима, потакающего убийцам", заявил оппозиционер. На его взгляд, этот шаг Тер-Петросяна однозначно будет содействовать консолидации электората, желающего изменений, дав последним четкое представление о том, что эти изменение неизбежны и они не могут не быть, поскольку оппозицию Армении возглавляет идеологическая сила - люди, которые будут стоять до конца. "Армении необходимы изменения и это осознают все. Эти власти за год не выполнили хотя бы одно из данных обещаний - улучшить положение граждан в Армении. За один год Армения скатилась на самое непочетное место среди стран, попирающих права человека, углубила международную изоляцию, ухудшила отношения с соседями, ослабила наши позиции на международной арене, распылила добрую славу, завоевавшую за многие годы", сказал Карапетян, добавив, что "за один год, в результате деятельности, власти не дали какой-либо возможности гражданам Еревана голосовать в свою пользу, свидетелями чего мы скоро станем".

Бывший мэр Еревана, член политсовета оппозиционной партии "Республика" Сурен Абрамян назвал "блестящим" решение АНК о выдвижении первого президента Левона Тер-Петросяна на первую строчку списка АНК для участия в выборах в Совет Старейшин Еревана 31 мая. На его взгляд, "такое решение АНК придаст выборам 31 мая только политическую окраску". "Конгресс очень серьезно оценивает выборы мэра Еревана и этим шагом выражает твердость в своих действиях.. Это один из вариантов смены власти в страны", пояснил он. Бывший начальник Таможенного управления Армении, член оппозиционной общественно-политической инициативы "Альтернатива" Ерджаник Абгарян считает очень важным решение Тер-Петросяна возглавить список АНК для участия в выборах в Совет Старейшин Еревана. "Хорошо продуманное решение, которое полностью соответствует тактике Тер-Петросяна о мирной передаче власти оппозиции", отметил Абгарян. Он назвал естественным то, что выборы мэра Еревана важны, поскольку половина населения Армении будет охвачена в избирательный процесс. На его взгляд, "выборы мэра Еревана приведет к серьезным изменениям в политическом поле страны".

По словам представителя Армянского национального конгресса Ваагна Хачатряна, лидер оппозиции Левон Тер-Петросян решил возглавить избирательный список АНК на выборах мэра столицы, поскольку после победы оппозиция потребует провести внеочередные президентские и парламентские выборы. "Здесь не только чисто механическая задача, сводящаяся к тому, чтобы принять участие, получить места и перейти к управлению городом, - сказал оппозиционер в беседе с журналистами экс-мэр Еревана. - Вопрос не только в этом. мы собираемся победить и продолжать требовать отставки властей". По прогнозам Ваагна Хачатряна, внеочередные президентские выборы в Армении будут проведены в конце текущего года или начале следующего. "Экономические, социальные, политические процессы в стране ведут к тому, что власти должны удалиться, другого выхода нет. создастся ситуация, когда они действительно будут вынуждены подать в отставку", сказал Хачатрян, добавив, что это может произойти как под давлением народа, так и политических сил.

"Учитывая важную роль Еревана как политического и экономического центра Армении, мы считаем, что победа на выборах поможет нам с более укрепленных позиций продолжить борьбу за установление конституционного порядка и демократии по всей стране. Это будет борьба не против различных списков и "бегларянов", а борьба против монолитной криминализированной и олигархической системы", заявил 16 марта журналистам координатор центрального офиса оппозиционного Армянского Национального Конгресса Левон Зурабян, добавив, что это будет "второй раунд президентских выборов". Он призвал всех ереванцев принять активное участие в выборах, подчеркнув, что в руках у граждан города находятся "ключи" от победы демократии во всей стране. (АрмИнфо).