"Уже сам факт встречи президентов России, Приднестровья и Молдавии вызывает одобрение. Три стороны переговоров встретились в Москве по инициативе России и согласовали, какую-никакую, общую позицию относительно будущего переговоров. Это ещё раз доказывает, что именно Россия является ведущим посредником урегулирования приднестровского конфликта", - заявил 18 марта в интервью корреспонденту ИА REGNUM политолог Владимир Букарский.

Он отметил, что встреча по большей части носила протокольный характер. "Все понимают, что позиции сторон настолько далеки друг от друга, что рассчитывать на какой-то революционный прорыв было бы немыслимо. Однако встреча за общим столом и принятие общего итогового заявления, по крайней мере, даёт шанс на восстановление той доверительной атмосферы переговоров, которая существовала до ноября 2003 года", - подчеркнул Букарский.

По словам эксперта, некоторые из достигнутых пунктов итогового заявления только на первый взгляд можно трактовать как "победу президента Молдавии Владимира Воронина" или как "предвыборный подарок со стороны Дмитрия Медведева". "Безусловно, кое-кто обвинит российского лидера в излишней уступчивости и щедрости. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что никакой щедростью здесь не пахнет. Стороны отметили, что "придают важное значение" постоянному совещанию в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Однако никто - ни Россия, ни Приднестровье - никогда не ставили под сомнение важность и правомерность данного формата. Всё дело лишь в том, что ещё совсем недавно острые противоречия, с одной стороны - России, с другой - США и марионеточного проамериканского режима на Украине, не позволяли надеяться на возобновление данного формата переговоров. Тенденция к улучшению отношений между Москвой и Вашингтоном в свете прихода в Белый дом новой администрации даёт шанс на возобновление постоянных встреч в данном формате. Однако лишь Россия обладает исключительным влиянием, как на Кишинёв, так и на Тирасполь, влиянием, которое можно трансформировать в конкретные договорённости", - отметил Букарский.

"В качестве существенной победы Воронина можно было бы рассматривать согласие Медведева и Смирнова на переход миротворческой операции под эгиду ОБСЕ, - продолжил эксперт. - Однако важно подчеркнуть: трансформация предполагается только по итогам окончательного урегулирования, а не сейчас, на чём настаивают страны Запада и целый ряд ведущих молдавских политических сил. То есть до окончательного урегулирования миротворческая операция будет осуществляться в нынешнем формате, стабилизирующую роль которого отметили участники сегодняшней встречи, включая и Владимира Воронина".

Букарский подчеркнул, что "переговоры об окончательном урегулировании могут вестись сколько угодно долго - возможно, даже целые десятилетия". "Вспомним, что Норвежские соглашения между Израилем и Организацией Освобождения Палестины были подписаны 17 лет назад - в 1992 году, а тенденции к завершению переговоров не видно (особенно в свете итогов израильских выборов в Кнессет). Все стороны понимают, что на последнем этапе переговоров в любом случае возникнут две острейшие темы, компромисс по которым неосуществим физически - статус Иерусалима и вопрос возвращения палестинских беженцев. Аналогичная ситуация и в приднестровском конфликте. Камнем преткновения здесь является окончательный статус Приднестровья и форма взаимоотношений между Кишинёвом и Тирасполем. Исторический шанс на окончательное и взаимоприемлемое решение конфликта был упущен 5 лет назад - в ноябре 2003 года. Сегодня стороны стоят на взаимоисключающих позициях: Кишинёв - на законе от 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM), Тирасполь - на проекте "Договора о дружбе между РМ и ПМР". Рано или поздно придётся решать вопросы государственного устройства, изменений в конституциях Молдавии и ПМР, вопросы языкового статуса в Молдавии и Приднестровья, вопрос о графике молдавского языка (государственным языком Молдавии по Конституции является молдавский, переведенный в 1989 году на румынскую латиницу; молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка - прим. ИА REGNUM), вопрос о правоохранительных органах. Позиции по этим острым вопросам пока даже близко не сводимы к общему знаменателю. Поэтому нынешний формат миротворческой операции - это надолго, что и признал Владимир Воронин", - отметил политолог.

По его мнению, сегодня время работает на Тирасполь. "В Приднестровье выросло целое поколение, которое с Республикой Молдова ничего не связывает. Поколения в Молдавии и Приднестровья учат в школах разные предметы по разным учебникам в рамках разных учебных программ, воспитываются на разной интерпретации исторических фактов. Поэтому, если Молдавия действительно заинтересована в реинтеграции, она должна сама измениться и стать привлекательной для Приднестровья. Хотя бы прекратить румынизацию и ввести преподавание в школах истории Молдавии", - считает эксперт.

"Однако именно Запад менее всего заинтересован в объединении обоих берегов Днестра в общее государство. Реинтеграция возможна исключительно на принципах федерализма и участия Приднестровья в управлении единым государством, формировании его внешней и внутренней политики. Известный американский аналитик Владимир Сокор проговорился, что это будет означать влияние России на политику Молдавии, и именно этого Запад и не может допустить. Выходит, что вожделенная для Воронина реинтеграция достижима исключительно в существующем де-факто формате "2+1" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия - гарант - прим. ИА REGNUM)", - подвел итог Владимир Букарский.

Как сообщало ИА REGNUM, 18 марта в Москве прошли переговоры президентов России, Молдавии и Приднестровья, которые завершились подписанием совместного заявления. В документе, в частности, отмечается, что "стороны продолжат прямые контакты в целях активизации переговорного процесса по политическому урегулированию приднестровского конфликта". Также было подтверждено важное значение постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию - формат "5+2". Кроме того стороны отметили стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе и отметили целесообразность ее трансформации после приднестровского урегулирования в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ.