Влияние кризиса на строительную индустрию Москвы
"Основной месседж
Москомархитектуры заключается в том, что она готовится к ситуации, когда кризис кончится и все вернется на круги своя. Эту позицию
Александр Кузьмин [глава Москомархитектуры, главный архитектор Москвы -
ИА REGNUM] отстаивал на пресс-конференции "Архитектура и кризис"", сообщает журнал
"Власть" в номере от 9 марта. "Если походить по московским стройкам, то легко обнаруживаешь, что в домах с 50-процентной готовностью строительство действительно продолжается, но присутствует не больше десятка рабочих, главная функция которых заключается в том, чтобы никто не мог сказать, что оно не продолжается. В 2008 году мы столкнулись с самым значительным спадом вводимого в строй жилья за весь постсоветский период (падение на 20%), и хотя
Владимир Ресин заявил, что в следующем году нас ждет существенный рост, но, по опыту 1992 и 1998 годов, самое существенное снижение происходит через год после начала кризиса. Планы по строительству торговых центров и складов в 2008 году выполнены только на треть... По мнению некоторых аналитиков, кризис в наибольшей степени затрагивает крупные девелоперские компании, вернее, даже не столько кризис, сколько объявление о его результатах: надеясь на помощь государства, компании громко сообщают о своих трудностях. Однако более пессимистичные оценки сводятся к тому, что крупные девелоперы еще в состоянии говорить о своих проблемах, более мелких не хватает уже и на это. Весь девелоперский бизнес строился на том, что цена квадратного метра в Москве с 2000 года вырастала за год в среднем на 80% (c $800 в 1999 году до $6000 в 2008-м). Цена кредита оказывалась минимум в пять раз меньше. Теперь цена кредита выросла до 20% годовых. Цены на московском рынке недвижимости - деликатная тема, но сценарий, который выдал
Сбербанк,- падение в 2009 году на 60%. Московское правительство утверждает, что этого не может быть, потому что не может быть никогда, и максимум, что может произойти,- 5%. Но при этом, поскольку само оно планирует снижать цены на оптовую закупку жилья у девелоперов для социальных нужд чуть ли не вдвое - со 120 тыс. руб. за метр до 60 тыс., эти утверждения не слишком впечатляют рынок. Некоторые считают, что Москва пытается поступить с квадратным метром, как центральное правительство с валютой: проводить растянутую на несколько месяцев девальвацию, предоставляя возможность важным игрокам спасти свои деньги, поскольку квадратный метр и есть ее главная валюта и цену она более или менее контролирует. Как бы то ни было, инвестиционный рынок московского жилья схлопывается на глазах, а получить в этих условиях кредит для мелкого и среднего девелопера оказывается уж вовсе безнадежной задачей", констатирует "Власть". "Предсказать сценарий будущего развития архитектуры в Москве несложно. Нам предстоит новое огосударствление архитектурного процесса, поскольку выжить в создавшейся ситуации могут только государственные проектные институты с их несколько специфическим штатом (чиновники плюс пенсионеры). Нам предстоит резкое снижение конкуренции, поскольку этих институтов не много, а частные бюро начнут умирать к концу года. И нам предстоит резкое снижение качества архитектуры, поскольку государство создало тендерный институт по уничтожению качества. Звезды 2000-х в ближайшее время исчезнут, и мы вернемся к знакомому советскому опыту - безымянной массе архитекторов, задешево создающей квадратный метр по госзаказу".
"Гостиничный сегмент, который и прежде не радовал инвесторов сверхвысокими прибылями, в 2009 году в полной мере ощутит на себе недостаток финансирования и платежеспособного спроса. По итогам года в Москве будет введено около половины из заявленных прежде отелей, или не более 1,3 тыс. номеров", пишет "РБК daily" в номере от 12 марта со ссылкой на выводы аналитического консалтингового центра "Миэль". "Эксперты замечают, что при таких темпах развития планы столичных властей по увеличению номерного фонда гостиниц в Москве до 100 тыс. комнат к 2010 году выглядят чересчур оптимистичными. В ближайшие годы объемы ввода новых гостиниц будут только снижаться, считают они... Сокращение турпотока и перераспределение средств инвесторов сильно ударит по гостиничным проектам, уверены участники рынка... Однако основная сложность состоит в том, что большинству заинтересованных в гостеприимном сегменте компаний сейчас не хватает средств для начала новых проектов... По подсчетам аналитиков "Миэль", вместо запланированных 2,5 тыс. номеров в нынешнем году в Москве появится не более 1,3 тыс. комнат, отрицательная динамика продолжится и в 2010 году... Эксперты подчеркивают, что такими темпами Москва нескоро приблизится к мировым гостиничным стандартам: для крупного города оптимальной считается пропорция 15-30 номеров на 1 тыс. жителей, тогда как в Москве этот показатель еле дотягивает до 4,6 номера".
Коммерческое строительство
"До конца 2010 года на юго-востоке Москвы появится новая поликлиника для взрослых, после чего начнется строительство двух детских поликлиник", пишет
"Вечерняя Москва" в номере от 11 марта, ссылаясь на слова префекта Юго-Восточного административного округа столицы
Владимира Зотова. "По словам префекта, до конца 2010 года в округе завершится строительство поликлиники на 750 ежедневных посещений для взрослого населения района Печатники и паталого-анатомического корпуса в ГКБ -13 в Южнопортовом районе. Кроме того, уже в текущем году власти начнут разработку проектно-сметной документации на строительство двух учреждений детского здравоохранения, добавил Зотов. Новое здание получит детская стоматологическая поликлиника номер 25 в Кузьминках, а при поликлинике номер 2 в Текстильщиках построят здание детского отделения. Префект рассказал также, что в 2009 году в округе будет проведен текущий ремонт двух родильных домов - номер 8 и 15, в роддоме номер 18, помимо текущего ремонта, обновят фасад и кровли здания".
"Московское правительство дало добро ОАО РЖД на строительство спортивно-общественного центра на востоке столицы", пишет та же "Вечерка" в номер от 12 марта. "Соответствующее распоряжение подписал Юрий Лужков. Согласно документу центр появится по адресу: 3-й проезд Подбельского, владение 26. Строительство начнется в этом году, а завершится к 2011 году. Под здание общей площадью около 35 тыс. кв. м выделен почти гектар земли. Наземная часть спорткомплекса составит 20 тыс. "квадратов", а подземная - почти 15 тыс.".
Дорожное строительство
"В среду Москву облетела страшная "кризисная" новость: площадь Тверской Заставы (перед Белорусским вокзалом) останется разрытой и перегороженной на неопределенный срок. Потому что у инвестора AFI Development кончились деньги", пишут
"Известия" в номере от 13 марта. "Следовательно, проект бессветофорной от Кремля до
МКАД Большой Ленинградки потеряет смысл. В четверг от заинтересованных организаций посыпались опровержения". По словам начальника управления в департаменте дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы
Владимира Федосеева, "Реконструкция площади временно остановлена из-за финансовых проблем инвестора... Инвестор из-за недостатка средств обратился к правительству Москвы с просьбой взять на себя реализацию ряда объектов в данном проекте. На данный момент власти Москвы рассматривают возможность взять на себя перекладку инженерных коммуникаций, а также реконструкцию путепровода. Инвестор ждет решения города"... На следующий день это заявление опроверг Александр Халдей, гендиректор AFI Development", пишет газета, приводя слова Халдея: "Стройка на площади Тверской Заставы не остановлена. У компании деньги на проект есть - строительство полностью покрыто кредитным финансированием Сбербанка и собственными средствами компании". "Подробнее ситуацию объяснила "Известиям" директор департамента по связям с общественностью компании
Наталья Иванова. По ее словам, за финансирование инженерных работ и реконструкции путепровода изначально отвечал московский бюджет". "Из-за длительной процедуры выделения средств из бюджета компания AFI Development начала самостоятельно финансировать строительство развязки при условии последующего возмещения из бюджета. Мы уже инвестировали 70 млн долларов собственных заемных средств в этот проект. Всего на первом этапе - развязка и подземная часть - потребуется 400 млн. Но теперь в связи с кризисом мы предложили городу продолжить финансирование строительства городских коммуникаций в соответствии с постановлением, то есть без нашего участия. Что и было утверждено мэрией Москвы. Никаких недопониманий между нами нет. Работы на стройке не останавливались, и к 2011 году все будет закончено. Мы по-прежнему обязуемся восстановить исторические кордегардии и стелы на бывшей заставе, декоративные фонари на путепроводе, вернуть на площадь памятник Горькому", приводят "Известия" слова Ивановой.
"Как уточнил руководитель столичного департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко затраченные AFI Development $70 млн. "обсуждаются и в ближайшее время будет принято решение о том, как их выплачивать". По его словам, перечень будущих мероприятий по перекладке коммуникаций "пересматривается и оптимизируется". Информацию о замораживании реконструкции площади Тверской заставы в связи с финансовыми проблемами AFI Development, чиновник опроверг", добавляет "Вечерняя Москва" в номере от 13 марта.
Метрострой
"Сегодня 23 процента москвичей (это 2,4 миллиона человек) живут в районах, куда метро еще не дошло. В ближайшие 6 лет этот скоростной вид транспорта станет доступен для 93 процентов горожан. Такие данные привел начальник
Московского метрополитена Дмитрий Гаев на заседании столичного правительства, где рассматривался план метростроения до 2015 года. К этому времени на карте Москвы должны появиться более 30 новых станций", сообщает
"Российская газета" в номере от 12 марта. "Появление новых линий позволит жителям отдаленных районов ощутимо быстрее добираться до центра. Как подсчитали специалисты, например, из Жулебино можно будет добраться на 15-30 минут быстрее, из Митино - на 20 минут, из Солнцево - на 15-30 минут, из Кожухово - на 20-30 минут. Столько же сэкономят жители районов Лианозово, Коровино. Запланировано возвести новые электродепо на Ходынке, в Митино, Братеево, Солнцево и Лихоборах. Самостоятельная ветка пройдет от
Москвы-Сити в Новопеределкино, хотя прежде планировалось дотянуть до Солнцево существующую Сокольническую линию. Но столичные власти пришли к выводу, что юго-западное направление не справится с таким потоком пассажиров. На всех строящихся станциях неглубокого залегания будут устанавливаться вертикальные лифты, в том числе с выходом на платформу, что сделает метро доступным для инвалидов. Гаев заметил, что они готовы и существующие станции оборудовать специальными подъемниками для инвалидов, но
Ростехнадзор пока не дает на это добро", пишет газета. "Пять станций, которые откроются к декабрю этого года: "Митино", "Волоколамская", "Мякининская" - на Митинско-Строгинском участке, "Достоевская" и "Марьина Роща" - на Люблинско-Дмитровской".
"Если ситуация не ухудшится кардинально, до 2015 года в Москве построят 33 новые станции подземки. Кроме того, планируется открыть 6 новых выходов на уже существующих станциях, закупить новые составы и открыть несколько новых депо", уточняют "Известия" в номере от 11 марта. "Представляемый план носит минимально необходимый характер, - отметил на заседании начальник метрополитена Дмитрий Гаев. - Без него невозможно обеспечить жизнь города. Главные цели - завершение "замороженных" объектов на Митинском направлении и Люблинской линии - "Митино", "Волоколамская", "Мякинино", "Достоевская", "Марьина Роща", "Зябликово", "Борисово", "Шипиловская", прокладка линий в отдаленные районы с наиболее сложной транспортной обстановкой, такие, как Новокосино, Жулебино и Лихоборы. Планируется продление Бутовской линии и ее соединение с Калужско-Рижской и строительство участка Калининской линии от "Третьяковской" до Остоженки. Но основная наша задача - создание Третьего пересадочного контура... В целях экономии мы сократим расходы на декорирование новых станций... Можно также отказаться от использования эскалаторов на неглубоких станциях, заменив их лифтами и подъемниками. Эти и другие меры позволят снизить стоимость строительства каждой станции в среднем на 1 млрд рублей".
"Экономия на московских инфраструктурных проектах на затронет развития столичного метрополитена... в ближайшие три года расходы метростроевцев по-прежнему останутся на докризисном уровне и составят более чем 100 млрд рублей", продолжает тему "Время новостей" в номере от 11 марта. "Новый план метростроения, по словам руководителя ГУП "Московский метрополитен" Дмитрия Гаева, "сформирован на базе реального состояния городского бюджета". Руководитель столичной подземки уверяет, что сегодня "стратегия развития метрополитена носит минимально необходимый характер". Под минимально необходимым метростроевцы, судя по всему, подразумевают сохранение прежних темпов развития подземного транспорта и работу без срыва ранее утвержденного графика... При этом, по словам г-на Гаева, следуя общегородской кампании по оптимизации расходов, метростроевцы будут экономить на внешнем антураже станций... Как пояснил "Времени новостей" глава столичного метрополитена, на не несущих технической нагрузки элементах декора можно сэкономить до 1 млрд руб. из 20 млрд стоимости строительства одного участка линии метро. Рассчитывают чиновники и на частичное снижение цен на стройматериалы. Кроме того, по мнению Дмитрия Гаева, на станциях так называемого неглубокого заложения в целях экономии ресурсов можно будет отказаться от эскалаторов. В некоторых случаях их заменят простыми лестницами, в других - вертикальными лифтовыми подъемниками", пишет газета. "В целом же облегчить перемещение жителей периферийных районов Москвы на работу и обратно, согласно представленному метростроевцами документу, подземный транспорт сможет не ранее 2015 года. К этому сроку, по словам г-на Гаева, должно остаться не более 7% горожан, не имеющих возможности воспользоваться метро... Правда, этот оптимистичный вариант развития метро, судя по всему, зависит от того, удастся ли столичным властям договориться с федеральным правительством о паритетном софинансировании метрополитена. В 2012 году городские чиновники рассчитывают увеличить расходы метростроителей до 122 млрд руб., половина из которых придется на федеральный бюджет. Сейчас из 38 млрд руб. ежегодных ассигнований на долю федеральной казны приходится лишь около 4,5 млрд".
"В волнах кризиса уже давно утонули все "островки безопасности". Москва не стала исключением - доходная часть столичного бюджета сокращается, вынуждая город отказываться от некоторых запланированных расходов. Как долго это будет продолжаться, определенно сказать, к сожалению, пока не может никто. Но мегаполис, похоже, готовится к тому, что трудности быстро не уйдут. По крайней мере, обсуждавшиеся вчера на заседании городского правительства планы развития метрополитена предполагают "оптимизацию" строительства на ближайшие четыре года. В противном случае их реализацию придется сильно отодвинуть", констатируют "Новые Известия" в номере от 11 марта. "Судя по количеству новых названий, обещанная оптимизация не планируется жесткой. В самом деле, власти, похоже, собираются экономить не на количестве, а на качестве. Как сообщил вчера г-н Гаев, для снижения себестоимости строительства метро в ближайшие два года будут разработаны типовые проекты станций. Одновременно, чтобы сократить расходы, город намерен урезать затраты на декорирование. Также вполне возможен отказ от использования эскалаторов на станциях неглубокого заложения. Их предполагается заменить на вертикальные лифты- подъемники... То, что Москва пока не собирается отказываться от развития подземки - без всяких натяжек хорошо. Однако опрошенные "НИ" экономисты в один голос предупреждают: осуществление планов напрямую зависит от наполняемости городского и федерального бюджетов. А вот с этим из-за кризиса могут быть большие проблемы. И если придется урезать какие-то социальные программы, то "подождать", скорее всего, в первую очередь придется именно метро. Во всяком случае, в словах г-на Гаева уже прозвучали опасения "долгостроя на десятки лет".
Реставрация и разрушение памятников архитектуры
"Московские власти пополнили список объектов культурного наследия столицы сразу дюжиной новых объектов. На этот раз в поле зрения Москомнаследия и мэрии попали дома, построенные в 20-30-х годах прошлого столетия", сообщает
"Вечерняя Москва" в номере от 13 марта. "Лучше всего дают представление об этой эпохе два объекта из списка "причисленных к наследию" - водный стадион "Динамо" и гостиница "Пекин". Кроме них, в перечень попали также кинотеатр "Победа" на Абельмановской улице, дом № 36 по Большой Грузинской улице, где жил и работал композитор
Георгий Свиридов, дом Союза строителей на Доброслободской улице, дом Моссельпрома в Калашном переулке, гостиница "Советская" на Ленинградском проспекте, жилой дом Академии наук на Ленинском проспекте, Дом культуры "Правда", жилой дом Наркомата путей сообщения на Спиридоновке, где в 50-е годы жила певица
Клавдия Шульженко. Среди вновь выявленных памятников также значатся целые комплексы зданий: городок художников на Верхней Масловке и ансамбль общежития Коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Мархлевского в Петроверигском переулке. Все эти здания отныне считаются объектами наследия регионального значения. А это значит, что ответственность за их сохранность лежит на городе", пишет газета. "Во многом по вине "управленцев" прошлого многие памятники пришли в негодность, ставя сегодняшние власти перед непростым выбором - снести или реставрировать? В частности, перед такой дилеммой мэрия оказалась при решении судьбы множества кварталов столицы. Речь идет о рабочих поселках, построенных в 20-30-е годы и относящихся к эпохе конструктивизма. Всего в городе существует 26 таких кварталов, в одном только Центральном округе Москвы таких комплексов насчитывается девять: "Нижняя Пресня", "Русаковская", "Серпуховская", "Погодинская", "Палиха", "Усачевка", "Дубровка", "Абельмановская застава" и "Буденновский поселок". Особенно жаркие споры разгорелись вокруг "Буденновского поселка". С одной стороны, и мэрия, и префектура ЦАО признают, что стандартам комфортного современного жилья эти дома уже не соответствуют... Разделились и мнения жителей: одни хотят переехать в новые дома, другие и слышать не хотят о переменах в родном квартале, где прошла жизнь нескольких поколений. И тех и других можно понять - но что делать властям? Выбор очень непрост. С одной стороны, рабочие кварталы 20-30-х годов - это одно из редких для тех лет проявлений самобытности российской архитектуры, причем архитектуры массовой. И одна из главных "изюминок" таких кварталов - в их планировке. Например, дугообразный проезд внутри "Буденновского поселка" до сих пор считается отличным градостроительным решением. С его помощью архитектор
Михаил Мотылев не только решил транспортные задачи микрорайона, но и расположил дома так, чтобы в окнах было достаточно солнца. С другой стороны, на "конструктивистских" кварталах лежит тяжкий груз ошибок, которым уже восемь-девять десятилетий. Во-первых, оставляли желать лучшего материалы, из которых эти дома строились. На дворе была эпоха индустриализации, поэтому все лучшее направлялось на строительство фабрик и заводов. А вот жилье для работников этих предприятий возводили по остаточному принципу - во всех смыслах. В итоге прекрасные, самобытные проекты получили довольно посредственную реализацию...", отмечает "Вечерка". "Иными словами, современные законы порой создают противоречие между сохранением памятника и законными интересами живущих в нем людей. Это противоречие "между буквой и духом" московские власти надеются разрешить при помощи нового закона об охране памятников, разработка которого должна завершиться в ближайшее время".
Одному из кварталов эпохи конструктивизма, в районе Усачевки, "Известия" пишут в номере от 13 марта. "25 гектаров в пределах улиц Усачева и Ефремова, между Большой Пироговкой и Комсомольским проспектом, под боком у метро "Спортивная" - неведомо как уцелевший островок уходящей Москвы посреди современного мегаполиса. Никаких нависающих над головой высоток, плотно притертых друг к другу. Лаконичные 5-6-этажные дома изобретательно расставлены в шахматном порядке, обеспечивая прекрасную инсоляцию и простор, - при такой хитрой планировке необъятными удается выглядеть даже небольшим дворам. Архитектор Мешков и инженер Масленников, признанные мастера "московского конструктивизма", соратники и единомышленники Щусева, Мельникова, Ле Корбюзье, умудрились уместить на небольшом участке земли все необходимое человеку: детские сады, школы, магазины, рынок, баню, поликлинику, больницу, библиотеку, бульвар. Сохранилось многое - вот только фонтаны во дворах давно не действуют". В материале "Известия" цитируют жильцов одного из домов квартала, охарактеризованного как "первый столичный ЖСК". "В последнее время в дом зачастили проверяющие. Исследуют здание на прочность. Только за последние два месяца - две комиссии. Вот только заключения и последних, и прежних экспертиз почему-то засекречены, во всяком случае, жильцов ни разу в них не посвятили. Удивительно, но о них не осведомлены и сотрудники ДЕЗа... В частных беседах с обеспокоенными жильцами прежний префект ЦАО Сергей Байдаков им честно сказал: их выселят, и назад они не вернутся - здесь будут очень дорогие метры (видимо, уже даже не по $10 тысяч, как сейчас), и никто не собирается их дарить... На последние обращения граждан Усачевки в виртуальную приемную сайта управы района Хамовники чиновники разъясняют, что снос будет производиться "в целях реализации градостроительного ресурса территории". Непонятно, правда, как именно инвесторы освоят этот "ресурс". В разработанной в НИиПИ Генплана "Концепции сохранения, реконструкции и развития территорий жилой застройки 1920-1930-х годов" говорится: "Плотность существующей застройки жилых комплексов 1920-30-х гг. настолько оптимальна, что ее превышение с точки зрения действующих норм проектирования практически невозможно. Снос данных комплексов и строительство взамен них новых объектов не решит проблемы значительного приращения жилой площади на территории кварталов". То есть построить здесь два или три новых метра вместо одного - проблематично, если не нарушать принятые городом нормы. Но если о них забыть, то, конечно, можно плотно забить всю Усачевку высотными домами, так что не останется даже намека на прежний оригинальный конструктивистский квартал, смотреть на который приезжают архитекторы со всего мира", заключают "Известия".