Перестрелки

В ночь с 1 на 2 марта и в течение дня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана были зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе министерства обороны НКР, азербайджанская сторона обстреляла позиции Армии обороны НКР из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении н.п. Нузгер, Горадиз, Караханбейли, Ашаги Сеидахмедли, Куропаткино, Джраберд, Кармираван, Левонарх, Сейсулан и Талиш. После ответных действий несущих боевое дежурство военнослужащих Армии обороны НКР противник прекратил огонь. В результате нарушения азербайджанскими вооруженными силами режима прекращения огня карабахская сторона не понесла потерь.

По сообщению агентства "Новости-Азербайджан", подразделения армянских вооруженных сил 4 марта с позиций, расположенных близ села Ашагы Вейсалли Физулинского района на безымянных высотах Ходжавендского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив позиции азербайджанцев. "Ответным огнем вражеский обстрел был подавлен, потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".

В ночь с 3 на 4 марта и в течение дня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана были зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. Как сообщает пресс-служба министерства обороны НКР, азербайджанская сторона обстреляла позиции Армии обороны НКР из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении н.п. Кюрдлар, Караханбейли, Карвенд, Левонарх, Сейсулан. После ответных действий несущих боевое дежурство военнослужащих Армии обороны НКР противник прекратил огонь. В результате нарушения азербайджанскими вооруженными силами режима прекращения огня карабахская сторона не понесла потерь. (ARMENIA Today).

По сообщению азербайджанского агентства Day.Az, 5 марта были обстреляны азербайджанские позиции близ села Куропаткино Ходжавендского района, близ сел Джавахирли Агдамского района, Гярвянд Физулинского района и Гюлюстан Геранбойского района. "Ответным огнем враг был подавлен", пишет агентство, "потерь нет".

Газета "Жаманак" передает, что, по сообщению Министерства обороны Нагорного Карабаха, в ночь с 5 на 6 марта и в течение дня 6 марта на ряде участков линии соприкосновения армянских и карабахских войск отмечены случаи нарушения режима прекращения огня. Согласно сообщению МО НКР, противник из мелкокалиберного оружия и снайперским огнем обстрелял карабахские позиции, расположенные возле Горадиза, Ашаг Абдурахманлы, Чахрлы, Ашаг Вейсалы, Карвенда, Марзили, Джраберда и Левонарха. Благодаря предпринятым передовыми карабахскими подразделениями мерам, противник прекратил огонь. Потерь у карабахской стороны нет.

С 1 января по 4 марта текущего года азербайджанская сторона более 700 раз нарушала режим прекращения огня на линии соприкосновения ВС АР с Арменией и НКР. Об этом корреспонденту АрмИнфо сообщили в пресс-службе Министерства обороны Армении. Согласно источнику, за указанный период азербайджанская сторона 22 раза применила крупнокалиберное стрелковое оружие и 6 раз ручной противотанковый гранатомет. Зарегистрировано более 100 случаев снайперского обстрела. В связи с этим агентство напоминает, что принятое в Хельсинки в декабре прошлого года главами МИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ заявление предусматривает отвод снайперов с передовых позиций сторон. Однако азербайджанская сторона игнорирует данное положение. С начала текущего года в результате обстрелов азербайджанскими ВС территории Армении и НКР погибли трое, из них 1 гражданское лицо. Еще 6 ранены, все военнослужащие. За аналогичный период 2008 года было зарегистрировано около 200 случаев нарушений режима перемирия. Таким образом, заключает АрмИнфо, приведенные выше цифры свидетельствуют, что в текущем году число нарушений ВС Азербайджана режима прекращения огня возросло более чем в три раза. Вдвое увеличилось число раненых и погибших в результате нарушений ВС АР режима перемирия.

Сорванный мониторинг

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ осуждают нарушение режима прекращения огня около населенного пункта Горадиз вдоль линии соприкосновения, имевшего место 26 февраля, когда огонь был открыт при осуществлении мониторинга, проводимого спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком. Об этом, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе ОБСЕ, говорится в заявлении сопредседателей Минской группы, озвученном 5 марта в Вене временным поверенным миссии США при ОБСЕ Кайлом Скоттом. "Мы призываем все стороны досконально выполнять условия перемирия и выражаем глубокое сожаление в связи с тем, что в 2008 году более 30 человек погибли, а 50 были ранены в результате нарушений договора о прекращении огня", - передал Скотт обращение сопредседателей Минской группы Юрия Мерзлякова (Россия), Бернара Фасье (Франция) иМэтью Брайзы (США). "Мы в самых суровых выражениях осуждаем нарушение перемирия во время осуществления мониторинга миссией ОБСЕ, учитывая, в частности, тот факт, что местное военное командование предоставило письменные гарантии миссии ОБСЕ непосредственно перед мониторингом 26 февраля. Мы требуем от сторон объяснений того, как могло произойти такое вопиющее нарушение перемирия", - говорится в заявлении сопредседателей. Мерзляков, Брайза и Фасье также выражают сожаление в связи с тем, что не все стороны согласились с рекомендациями отвести снайперов с контактной линии, данными сопредседателями Минской группы на заседании совета министров в Хельсинки в декабре 2008 года. При этом авторы заявления высказывают полную поддержку и восхищение работой спецпредседателя Каспршика и его команды и подчеркивают важность проведения мониторинга линии соприкосновения как меры по установлению доверия между сторонами.

Директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу считает, что личный представитель председателя ОБСЕ Анджей Каспршик не знает, на какой границе проводит мониторинги. "Хорошо бы спросить у Анджея Каспршика, на границах каких государств он проводит свои мониторинги? В Ереване он сообщает, что миссия ОБСЕ проводила мониторинг прекращения огня на линии противостояния азербайджанских и карабахских ВС, а, приехав в Баку, он переиначивает свои слова, сообщая о мониторинге на азербайджано-армянской границе. Разве личный представитель действующего председателя ОБСЕ Каспршик не знает, что государства с названием Карабах не существует?", - заявил Ахмедоглу. Как передает "Новости-Азербайджан", политолог в корне недоволен деятельностью Минской группы ОБСЕ, как посредника в мирном урегулировании карабахского конфликта. Он считает, что МГ ОБСЕ выполняет роль слуги армянского МИД, и чем раньше Азербайджан откажется от услуг МГ ОБСЕ, тем раньше Армения предложит Азербайджану другой формат проведения мирных переговоров. "Какой бы формат Ереван ни предложил Баку, он будет намного лучше, чем МГ ОБСЕ", - заявил Ахмедоглу.

Армянские военнопленные жалуются на Армению?

"В ходе допроса армянских военнослужащих, добровольно сдавшихся в плен азербайджанской стороне, они признали, что в армии Армении солдат мучают". Как передает Trend News, об этом в понедельник сообщил начальник пресс-службы министерства обороны Эльдар Сабироглу. 28 февраля, примерно в час-два ночи армянские военнослужащие попали в плен к азербайджанцам. Они подошли к дому вынужденной переселенки из Ходжалы Зумруд Алиевой и на русском языке попросили у нее хлеб. Алиева услышала, как они между собой говорят на армянском, и сообщила об этом солдатам ближайшей военной части. После этого армянские военнослужащие были задержаны. Это Грант Маркосян, Артур Вартевян и Алик Тевосян. По словам Сабироглу, в ходе допроса армянские военнослужащие сообщили, что положение в армянской армии невыносимое, солдатам не выдается одежда, обувь, казармы не обогреваются, от холода солдаты начинают болеть. "Пленные сказали, что им не дают еду, что в армии распространены пневмония и другие тяжелые заболевания, что лекарств не хватает. Из-за увеличения инфекционных заболеваний возросла и смертность. Армянские офицеры даже присваивают деньги, которые солдатам посылают родители для покупки лекарств", - заявил Сабироглу. Начальник пресс-службы считает, что невыносимая ситуация в армии вынуждает солдат дезертировать или же сдаваться в плен.

Согласно бакинскому агентству 1news.az, армянский военнослужащий Паруйр Степанян, "перешедший на азербайджанскую сторону в мае 2008 года в знак протеста против насилия и беспредела, царящих в рядах Вооруженных сил Армении", перед отправкой в третью страну дал интервью телеканалу ANS TV. По словам агентства, Степанян признался, что тот период, который он провел в Азербайджане, "был очень приятным" и, по его словам, он даже не замечал, как проходит время. "Люди, занятые мною, создали мне такие условия, при которых я абсолютно не ощущал, что нахожусь в замкнутом месте. Для меня была разработана специальная программа, по которой и занимались мною. Я смотрел телевизор, выходил на прогулку. Еды было столько, что я не мог съедать все", - рассказал, согласно агентству, военнопленный. При этом 1news.az утверждает, что "при переходе на азербайджанскую сторону армянский военнопленный весил 48 кг, а сейчас поправился до 72 кг". "Обращаясь к молодым призывникам в Армении, Степанян заявил: "Пусть без колебаний переходят в Азербайджан. Я уже убедился в гостеприимности азербайджанцев. Здесь столько гостеприимных людей. Если они перейдут на азербайджанскую сторону - они получат желаемое. Я уверен в этом на 100 процентов. Я призываю всю молодежь Армении бежать из страны. Потому что их в принудительном порядке заберут в армию, в Карабах. Люди не хотят сражаться. Я жил в Армении. Знаю, что там происходит. Люди не думают о войне. Все карабахцы, проживающие в Армении, находятся в Ереване. Карабахские армяне уничтожают, истребляют коренных армян. Потому что во главе у них находится карабахский армянин. Люди понимают, что они не могут жить в такой стране. Люди должны смириться со своим будущим и, бросив оружие, должны вернуть оккупированные земли их истинным хозяевам. Развитие в Армении возможно лишь после этого". Армянин также выразил обеспокоенность по поводу своей безопасности после того, как он будет передан в третью страну. "Я не могу ответить на этот вопрос. Это связано с моей безопасностью. Вы знаете лучше меня о действующей по всему миру армянской террористической организации "АСАЛА". Поэтому я беспокоюсь о своей безопасности". Также Паруйр Степанян выразил благодарность руководству Азербайджана за предоставление ему убежища и создание условий для переправки в третью страну", пишет азербайджанское издание.

"Мы прекрасно понимаем, что имеем дело не с добровольным волеизъявлением пленного, а спланированным и осуществленным актом азербайджанских спецслужб". Об этом заявил руководитель Рабочей группы Госкомиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших Армен Каприелян, комментируя сообщение о передаче пленного армянского солдата Паруйра Симоняна в третью страну. "Азербайджанцы добились того результата, которого так рьяно хотели достичь еще с мая прошлого года: дали достойный, на их взгляд, ответ касательно нашумевшего дела Мамедова. Я с самого начала предвидел подобное развитие событий, но мы никогда не потерпим того вранья и пропагандщины, которыми до отвращения пропитаны любые публикации и заявления, касающиеся Паруйра Симолняна. Как же, ему уделялось столько внимания, о нем столько заботились, а никто даже фамилии его запомнить не смог?! А какие содержательные факты о прибавке веса военнопленного! Какие пафосные заявления и призывы делает якобы Симонян касательно ситуации в Армении и НКР, истории Арцаха, межличностных отношений в армянских ВС. Я всегда говорил и повторяю сейчас, что в искусстве вранья, дезинформации и антиармянской пропаганды азерам нет равных. Все эти заявления, публикации, пресс-конференции - не что иное, как до боли знакомые, заранее подготовленные, примитивные тексты, авторами которых являются, конечно же, азербайджанские спецслужбы. Мы знаем, какой ажиотаж в азербайджанском обществе вызвало дело Самира Мамедова, азербайджанским структурам просто жизненно важно было утихомирить страсти, переключить внимание своих соотечественников с многочисленных фактов перехода своих солдат на нашу сторону. Мы прекрасно знаем, какие бесчинства царят в азербайджанской армии, знают об этом и многие в самом Азербайджане. Раз азербайджанские власти такие гуманные, тогда по какой причине они судят и приговаривают к длительным срокам заключения тех, кто возвращается на родину после плена?", - заметил руководитель Рабочей группы. "Что касается самого факта передачи армянского пленного в третью страну, то, согласно нормам Международного гуманитарного права и Международного права прав человека, Симонян сам вправе решать свою дальнейшую судьбу. Здесь к вопросу следует подойти с другой стороны. Ведь мы прекрасно понимаем, что имеем дело не с добровольным волеизъявлением пленного, а спланированным и осуществленным актом азербайджанских спецслужб. В Армении все это понимают, думаю, это дойдет до многих умов в Азербайджане тоже", - подчеркнул Каприелян. (АрмИнфо).

Сопредседатели МГ ОБСЕ

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, подведя итоги поездки Баку-Степанакерт-Ереван-Баку, выступили в Баку с заявлением о ее эффективности. "Мы не можем раскрыть всех подробностей, которые обсуждались во время этих переговоров. В конце концов, необходимо уважать президентов и принцип секретности процесса", - заявил в Баку сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза от США. Сопредседатели отрицательно оценили попытки Азербайджана переместить процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта в ООН. "А1+" сообщает, что сопредседатели вскоре отправятся в Вену, где представят отчет о проделанной работе.

Очередная встреча президентов Азербайджан и Армении - Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна предполагается в течение ближайших двух месяцев. Договоренности об этом были достигнуты в ходе состоявшегося визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые за последние дни провели переговоры в Баку, Ереване, Степанакерте и снова в Баку, сообщает TURAN. "Целью нашей поездки в регион была организация следующей встречи президентов. Эта цель в принципе достигнута", сказал на пресс-конференции в Баку российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Встреча состоится в течение 2 ближайших месяцев в удобное для президентов время в рамках "какого-либо международного многостороннего саммита". "Мы удовлетворены, что оба президента поддержали эту идею", сказал Мерзляков. "Мы не ожидали от этой поездки больших достижений. Мы вместе старались, чтобы воспользоваться этой возможностью, чтобы дальше повести процесс после встречи президентов Азербайджана и Армении в конце января в Цюрихе", в свою очередь, сказал американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. "Проведенные нами как в Нагорном Карабахе, так и в Армении встречи были не очень-то легкими. Тем не менее, мы пришли к согласию с правительством Армении, что стоит продолжить этот процесс и в этом есть необходимость", - сказал Брайза. По его словам, "услышанное" сопредседателями в Баку и Ереване и полученная информация дали основания посредникам вернуться в столицу Азербайджана. Как отметил Брайза, сопредседатели пришли на пресс-конференцию после "содержательных, конструктивных, способных дать процессу дополнительный импульс обсуждений с президентом Ильхамом Алиевым". Брайза акцентировал внимание также на том, что в Баку, Ереване и Степанакерте сопредседатели провели встречи с представителями гражданского общества. Целью этих встреч, согласно Брайзе, было убедить гражданские общества в том, что сопредседатели предлагают "единственно логичный, справедливый, сбалансированный вариант" мирного урегулирования конфликта. Французский сопредседатель Минской группы Бернар Фасье также выразил удовлетворение договоренностями о продолжении сторонами переговорного процесса. При этом он дал понять, что распространенные Азербайджаном на Генассамблее ООН информационные документы по Нагорному Карабаху могли бы создать угрозу переговорному процессу. В этих документах, со ссылкой на нормы международного права, Азербайджан обосновывал возможность военного пути восстановления своей территориальной целостности в рамках права на самооборону. Вместе с тем, Фасье отрицательно ответил на вопрос о том, не занимают ли посредники проармянскую позицию уже второй год подряд, выступая в ООН против представленных Азербайджаном документов. По его словам, распространенные Азербайджаном документы были информационного характера, и по ним не проводилось голосования. Что касается принятой в прошлом году на Генассамблее резолюции "Положение на оккупированных территориях Азербайджана", то, она не соответствовала предложенной сопредседателями концепции о необходимости урегулирования на основе трех принципов Хельсинкского Заключительного акта: неприменение силы, уважение территориальной целостности и право наций на самоопределение. Фасье при этом напомнил, что в свое время сопредседатели МГ ОБСЕ решительно осудили "так называемый конституционный референдум" в Нагорном Карабахе, когда в статью 1 Конституции записали, что "Нагорно-Карабахская Республика является независимым государством". (АрмИнфо).

Вместе с тем, деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ подверглась критике как в Ереване, так и в Баку. Так, по сообщению газеты "Азг", руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян считает неприемлемым стиль работы сопредседателей Минской группы ОБСЕ. По его мнению, пишет газета, двукратное посещение региона в течение месяца дискредитирует работу Минской группы ОБСЕ. "Минская группа - это тот формат, который исходит из интересов армянского народа. Предлагаю Минской группе ОБСЕ не приезжать так часто в регион, так как они вводят в заблуждение и Азербайджан, и Армению, и общественность НКР", заявил Григорян.

Руководитель азербайджанского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу полагает, что без Минской группы ОБСЕ карабахский конфликт решится за месяц. "Я уверен, что в мире еще никогда не было такой бесчестной и ненужной организации, как институт сопредседателей МГ ОБСЕ", - заявил Ахмедоглу. По его словам, сопредседатели МГ ОБСЕ часто меняют свои позиции и не могут никак найти консенсус между правом наций на самоопределение и правом государства на территориальную целостность. "Сопредседатели важным итогом своего нынешнего визита в регион считают будущую встречу президентов Азербайджана и Армении на одном из международных форумов или саммитов. Но оба президента и так встретятся на этих саммитах по причине своего участия в этих мероприятиях", - сказал политолог. Ахмедоглу считает, что вся деятельность МГ ОБСЕ свелась к тому, чтобы никак - ни словом, ни делом не обидеть Армению. "Дело в том, что в ОБСЕ все решения принимаются на основе консенсуса, и Ереван, в случае чего, может отказаться от услуг МГ ОБСЕ", - подытожил Ахмедоглу. ("Новости-Азербайджан").

По мнению бакинской газеты "Зеркало", "с легкой руки сопредседателей и в силу ряда внешнеполитических нюансов оккупированные вокруг Нагорного Карабаха районы, называемые армянами "поясом безопасности", или еще хуже - "освобожденными территориями", стали предметом торга на мирных переговорах, и возник некий "пакетный" или же "пакетно-поэтапный" вариант урегулирования конфликта". В итоге получается, пишет газета, что более десяти лет сопредседатели, как говорится, ждут у моря погоды и не могут сдвинуть урегулирование армяно-азербайджанского конфликта с мертвой точки. И еще хуже то, что Армения начала претендовать на часть оккупированных территорий в виде Лачинского коридора, который в варианте официального Еревана должен охватывать два приграничных района.

Таким образом, Азербайджан сегодня имеет полное право потребовать рассмотрения в Совбезе ООН вопроса о ситуации с выполнением своих четырех резолюций, последняя из которых была принята аж 15 лет назад. Вот тогда именно сопредседателям придется ответить перед Совбезом ООН на не очень приятные вопросы: например, почему они так и не смогли за эти годы добиться безусловного и незамедлительного освобождения оккупированных вокруг Нагорного Карабаха территорий, как того требуют положения этих резолюций? Ведь правовая логика этих резолюций, которые никем до сих пор не отменены, заключалась и сегодня заключается в том, что безусловное и незамедлительное освобождение всех оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, обеспечение режима прекращения огня, открытие всех коммуникаций, возвращение беженцев являются предусловием начала переговоров по определению окончательного статуса НК. Причем это предусловие является международно-правовым фактором, а не требованием Азербайджана, как утверждает армянская сторона. Одним словом, в этом случае сопредседателям МГ ОБСЕ придется в Совбезе ООН объяснить, по какой причине они себя и в конечном счете урегулирование армяно-азербайджанского конфликта загнали в угол, отказавшись от разработанных высшей международной инстанцией международно-правовых рамок.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ пытаются изменить устоявшийся формат переговоров по карабахской проблеме, которые проводятся на уровне президентов Армении и Азербайджана, считают армянские эксперты. Такое мнение высказывается в ответ на идею о подключении армянской и азербайджанской общин Карабаха к переговорам, которая несколько дней назад было предложена французским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Бернаром Фасье в Ереване. "Было бы хорошо, если бы переговорный процесс велся в прямом формате.Мы надеемся, что это состоится, но когда - не знаю, так как это не зависит от посредников",- сказал Фасье. Как отмечает газета "Лрагир", после заявления Фасье стало очевидно, что в Баку начнут формировать "азербайджанскую общину". Шаги не заставили себя ждать. Следует ожидать, что на следующем этапе в Азербайджане будет создано правительство Карабаха в изгнании, которое проведет выборы, изберет президента и парламент, в общем, сделает все, чтобы на чаше весов напротив Карабаха появилась другая сила - азербайджанская община. О том, что вот уже 15 лет об этой общине никто не вспоминал, что после смерти ее бессменного руководителя Низами Бахманова вот уже год никому и в голову не приходит назначить нового руководителя, все уже успели забыть, продолжает газета. Вынося в информационное пространство новую идею, сопредседатели фактически уводят внимание сторон от сути предложений, переведя дискуссии в заведомо бесперспективное пространство. Ведь очевидно, что Карабах заявит (рано или поздно), что не сядет с азербайджанской общиной за стол переговоров, в ответ Баку обвинит армян в бескомпромиссности, сопредседатели же скажут, что сделали все от себя зависящее, и все вернется на круги своя, заключает "Лрагир".

Тему участия в переговорах двух общин Нагорного Карабаха продолжает карабахская газета "Азат Арцах". "Последний визит сопредседателей Минской группы в регион выявил ряд интересных тенденций, доселе так ярко не проявлявшихся в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Сопредседатели сделали достаточно много заявлений, большинство из которых можно отнести к проявлениям дипломатического этикета. Но две озвученные ими идеи стоят особняком и не подпадают под эту категорию. Одно из заявлений касается формата переговоров. Будучи в регионе, посредники постоянно акцентировали, что вопрос участия Нагорного Карабаха в переговорах должен решаться на уровне президентов Армении и Азербайджана. Мол, они за участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе, но сейчас этот вопрос должны решить сами президенты. Загвоздка данного подхода заключается в том, что вопрос участия или неучастия НКР в переговорном процессе не входит в компетенцию президентов Армении и Азербайджана. Он зафиксирован в основополагающих документах ОБСЕ, касающихся урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Складывается весьма парадоксальная ситуация: сопредседатели Минской группы сами фактически нарушают основополагающие принципы Минской группы. К тому же, если президенты Армении и Азербайджана должны решать вопрос об участии или неучастии Карабаха, то в данном контексте непонятным становится миссия Минской группы вообще. Если ее роль сводится лишь к организации встреч между президентами Армении и Азербайджана, то с одинаковым успехом это может сделать и другая организация, страна или даже личность. Другое заявление касается философии урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Французский сопредседатель Бернар Фасье заявил в Баку: "Когда мы говорим о необходимости участия в переговорах карабахской стороны, то имеем в виду не только проживающих в настоящее время в Нагорном Карабахе армян, но и ранее проживавших там азербайджанцев". И подытожил: "Обе общины должны участвовать в этих переговорах, так как речь идет об условиях их совместной жизни в Нагорном Карабахе в будущем". Таким образом, в одном случае говорится о том, что вопрос участия Карабаха, как уже отмечалось, должен решаться президентами Армении и Азербайджана, а в другом - уже делается заявление о том, что обе так называемые общины должны участвовать в переговорах. Интересно, данный вопрос тоже решен на уровне президентов? Или здесь их согласия, вернее сказать, согласия Армении, не предусматривается? Более того, если следовать логике Фасье, то получается, что урегулирование конфликта сводится к условиям совместной жизни азербайджанцев и армян в Нагорном Карабахе в будущем. Это вообще нечто новое и совершенно подменяет, даже извращает философию урегулирования конфликта, суть которого, в первую очередь, заключается в урегулировании отношений между Азербайджанской и Нагорно-Карабахской республиками, a не в межобщинном диалоге. Конечно, такая формулировка в полной мере соответствует интересам Азербайджана. В лучшем случае, посредством этого Азербайджан пытается снова воссоздать ситуацию до 1988 года, но уже в новых условиях и со всеми вытекающими из этого последствиями. В худшем - Азербайджан посредством этого получает возможность блокировать восстановление полноценного формата, так как ни НКР, ни Армения не согласятся на трансформацию конфликта в межобщинный диалог. Как видно, в процессе урегулирования конфликта происходят весьма примечательные метаморфозы. Однако необходимо всегда помнить, что селективный и односторонний подход в таких сложных конфликтах, как карабахский, чреват непредсказуемыми последствиями и только затягивает его разрешение. К тому же, несмотря на все эти метаморфозы, разрешение конфликта зависит, в первую очередь, от сторон конфликта, вне зависимости от того, признают они друг друга или нет".

"Предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ говорит о том, что либо посредники не в курсе уже принятых по карабахской проблеме основополагающих документов, где очерчен трехсторонний формат переговоров, либо же, имея иные цели, сознательно меняют формат переговоров", - такое мнение в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" высказал глава карабахского Общественного совета по вопросам безопасности и политики Масис Маилян. "Бывшие жители Карабаха, являющиеся этническими азербайджанцами, являются сейчас гражданами Азербайджана, который и представляет их интересы на переговорах", - сказал Маилян.

Как разрешить нагорно-карабахский конфликт?

Среди конфликтов, которые достались в наследство от Советского Союза, Нагорный Карабах занимает особое место. Он родился еще в период перестройки и с тех пор был предметом сложных и порой весьма запутанных шагов в мировой дипломатии. При этом особенность данного конфликта состоит прежде всего в том, что его решение ни при каких условиях не может быть найдено лишь на двусторонней основе. Это хорошо понимают как в Баку, так и в Ереване. За каждой из стран стоят весомые силы со своей логикой политических шагов. Речь ведь идет о крайне важном с геополитической точки зрения регионе. Не случайно уже сейчас идут разговоры о том, что Азербайджан должен в перспективе сблизиться с НАТО до стадии "активного партнерства", а США вместе с альянсом должны гарантировать безопасность поставки углеводородов из Каспийского региона в Европу. С другой стороны, состояние затянувшейся неизвестности серьезно сказывается как на внутриполитической обстановке в каждой из стран, так и на стабильности в регионе в целом. Вот уже целое поколение в Азербайджане и Армении выросло под психологическим гнетом карабахской проблемы. И именно вокруг нее строится значительная часть избирательных компаний в этих странах, повышают свои рейтинги политики. Международные усилия, в том числе с активным участием России, в рамках Минской группы остаются малоэффективными, хотя решают проблему временной стабильности. Переговорный процесс представляет собой механизм, который исключает какие-либо резкие действия с той или иной стороны. Пока есть шанс на его завершение, пусть и в самой отдаленной перспективе, сохраняется и надежда на то, что конфликт не вернется в горячую фазу. Для России это принципиально важно, потому что любое военное противостояние между Азербайджаном и Арменией стало бы для нее тяжелейшим политическим испытанием по вполне понятным причинам. В конечном счете и Россия, и Запад, в том числе США, заинтересованы сохранить стабильность хотя бы ради того, чтобы обеспечить реализацию важнейших энергетических проектов, вокруг которых ведется серьезная борьба. Что касается России, то действовать ей весьма сложно, потому что речь идет о постоянном балансировании между интересами Азербайджана и Армении. В этой ситуации приходится тщательно взвешивать каждое политическое заявление, в том числе и с оглядкой на недавние события в Южной Осетии. Может быть, одна из последних инициатив Еревана о создании Кавказской конфедерации от Армении до Абхазии в перспективе сможет снять напряженность и выйти на своего рода "нулевой вариант". А пока этого нет, переговоры ради переговоров остаются, по всей видимости, единственным выходом из положения. (Андрей Федоров, директор политических программ совета по внешней и оборонной политике, заместитель главы МИД РФ в 1990-1991 годах, ARMENIA Today).

США заинтересованы в скорейшем разрешении нагорно-карабахского конфликта и готовы содействовать в этом Азербайджану и Армении. Как передает Day.Az, об этом посол США в Азербайджане Энн Дерси заявила на круглом столе Каспийско-Европейского интеграционного делового клуба, посвященном перспективам экономического сотрудничества между компаниями США и Каспийско-Черноморского и Балтийского регионов. "США готовы сделать все возможное для того, чтобы нагорно-карабахский конфликт нашел свое решение. Однако в конечном итоге решение этого вопроса зависит только от сторон конфликта", - сказала она. По словам дипломата, США стараются придать толчок переговорному процессу. "Мы признаем территориальную целостность Азербайджана, однако мы пока не в полной мере знакомы с позицией новой администрации Белого Дома по данному вопросу", - сказала Энн Дерси.

Разрешение территориальных конфликтов на Южном Кавказе зависит в большей мере от готовности вовлеченных в конфликт сторон идти на компромисс, чем от желания даже таких мировых держав, как США или Россия, считает ведущий американский политолог, экс-советник по национальной безопасности в администрации президента Джимми Картера, профессор университета Джона Хопкинса Збигнев Бжезинский. "Я уверен, что ни США, ни Россия не могут сами решить этих проблем", - сказал Бжезинский в интервью TrendNews. Бжезинский считает, что у стран, непосредственно вовлеченных в конфликты, есть возможность либо стремиться к компромиссу, либо по той или иной причине настаивать на статусе-кво. Это, по его словам, не значит, что они могут разрешить конфликты без помощи извне, но важно отношение вовлеченных сторон к процессу разрешения конфликтов. "Их готовность идти на компромисс - очень важный элемент в этом сложном процессе, - сказал он. - Поэтому не следует переоценивать то, насколько конструктивное решение замороженных конфликтов зависит от Соединенных Штатов или от России". Несмотря на то, что Москва принимает непосредственное участие в процессах в Грузии, это не дает ей потенциал для решения так называемых замороженных конфликтов, считает Бжезинский. Россия, по его словам, может внести вклад в урегулирование этих конфликтов, проявив дипломатическую инициативу и поддержав существующие международные принципы, к которым относятся территориальная целостность и уважение национального суверенитета. "Таким же образом могут быть полезны и Соединенные Штаты", - считает Бжезинский.

Политолог Рустам Мамедов уверен, что только тандем России и Турции может выступить в качестве гаранта мира между Азербайджаном и Арменией. "Факт того, что в последнее время в Азербайджан зачастили как российские, так и турецкие делегации, я связываю с возможностью разрешения Карабахского конфликта в ходе совместной работы этих стран по примеру начала прошлого века, когда конфликты на Кавказе были урегулированы при достижении договоренностей между Россией и Турцией", - отметил Мамедов в интервью "Новости-Азербайджан". По его словам, Россия может выступить в роли гаранта мирного решения Карабахского конфликта для Армении, а Турция - для Азербайджана. "До сих пор Турцию не признавали в качестве игрока, но своими последними радикальными действиями в Европе она показала всем, что является игроком и может быть гарантом", - полагает он. Касаясь вопроса переговоров между Турцией и Арменией насчет открытия границ между этими странами, Мамедов считает их маневром Анкары. "То есть, если Армения пойдет на заключение соглашения с Азербайджаном, то границы действительно будут открыты. Но если прорыва в урегулировании Карабахского конфликта не произойдет, то и границы не будут открыты", - заявил политолог. Оценивая визиты сопредседателей МГ ОБСЕ в регион Южного Кавказа, Мамедов считает, что они участились, но стали более закрытыми. "К сожалению, МГ ОБСЕ собрала в своем составе слишком разные страны, имеющие свои, подчас противоречащие друг другу, интересы. Это мешает им договориться и прийти к общему согласию по урегулированию Карабахского конфликта", - отметил он. Поэтому политолог считает, что миссия МГ ОБСЕ заключается больше не в регулятивных, а в наблюдательных функциях, связанных с желанием стран-членов МГ ОБСЕ держать регион Южного Кавказа в поле своего зрения, нежели заниматься урегулированием конфликта. "Тем не менее, имеются некоторые наметки на то, что Карабахский конфликт все же может быть решен. Но все это держится в большом секрете, чего я не могу понять", - подытожил Мамедов.

Армения не отдаст Нагорный Карабах взамен открытия границ с Турцией. Подобное мнение выразил журналистам директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян. "Если бы Анкара была готова открывать границы только в обмен на отдачу Карабаха Азербайджану - вся эта игра между ней и Ереваном и не начиналась бы - никто не приезжал бы смотреть футбол, никто не восстанавливал бы храм Ахтамар, никто не выступал бы с недовольными речами", - заявил он. По мнению политолога, Турция сейчас не рассматривает карабахский вопрос в контексте нормализации отношений с Арменией. Так как сам факт синдрома улучшения армяно-турецких отношений свидетельствует о том, что "карабахский вопрос реально не лежит на столе при рассмотрении различных возможностей открытия границ и нормализации отношений с армянами". "В этом контексте у турецкой стороны из всех озвучиваемых ранее предусловий в реальном режиме осталось только предусловие, касающееся вопроса Геноцида армян", - подытожил Искандарян. (АрмИнфо).

При серьезном обострении карабахского конфликта региональных победителей не будет. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявила политолог Каринэ Геворгян. По ее словам, ничего не выиграет от обострения ситуации в регионе и Турция. В ее контексте велик риск того, что "карабахская проблема" станет катализатором процессов дестабилизации общественно-политической ситуации в Турции. "Одновременно со всем этим может обостриться ближневосточный конфликт, ситуация в Ираке. Дестабилизация возможна также в Иранском Азербайджане и Курдистане", - считает Геворгян. По ее мнению, наблюдаемая в последнее время консолидированная активность азербайджанской пропаганды как в мире, так и на постсоветском пространстве, в частности, свидетельствует о системном нагнетании обстановки вокруг Закавказья и, может быть, реваншистской "артподготовке" к продолжению августовских событий. "Однако на этот раз российской стороне не оставлено "пространства для маневра". Кроме того, на фоне обострения карабахского конфликта неудивительны возможные провокации на Северном Кавказе: в Ингушетии и Дагестане. Скорее всего, широкомасштабных боевых действий в зоне самого конфликта не будет - коренным образом может измениться формат урегулирования: в этот транзитный регион могут быть введены иностранные миротворческие контингенты", - продолжила эксперт. Как считает Геворгян, сценарий развития событий в зоне карабахского конфликта будет корректироваться в зависимости от ситуации в Афганистане, вообще в регионе "Золотого полумесяца" и всего, что с ним связано, а также от развития событий в зоне пакистано-индийского противостояния. "Незадолго до начала Второй мировой войны относительно деятельности Лиги наций родилась такая шутка-переделка известной латинской пословицы Si vice pacem para bellum: хочешь войны - говори о мире. Так что активизация "миротворческого процесса" в отношении карабахского конфликта меня настораживает", - отметила она. "Пульт управления взаимоотношений между Арменией и Азербайджаном находится в руках групп, которым одинаково безразличны исторические судьбы обоих народов. Ключевым фактором здесь станет решение перейти на "мозаичную экономику войны" в условиях глубокого и многоаспектного мирового кризиса с необходимой степенью управляемости военно-политическими конфликтами. Так что, если внутри каждой из сторон конфликта есть партия, рассчитывающая на последующие бонусы и верящая в эффективность своих лоббистских усилий, то ее ждет, я думаю, глубокое разочарование", - резюмировала Каринэ Геворгян.

В Нагорном Карабахе

2 марта президент Нагорного Карабаха Бако Саакян подписал законы, предусматривающие внесение изменений в законы "Об адвокатуре", "О прокуратуре", "О государственном регулировании обеспечения технической безопасности", "О занятости населения и социальной защите в случае безработицы", "Об автомобильном транспорте", а также в Избирательный кодекс НКР, Об этом ИА REGNUM сообщили в главном информационном управлении аппарата президента НКР.

У президента Нагорного Карабаха Бако Саакяна состоялось совещание с участием премьер-министра НКР Ара Арутюняна, членов Совета попечителей Арцахского инвестиционного фонда, других должностных лиц, посвященное обобщению результатов деятельности Арцахского инвестиционного фонда в 2008 году. Как сообщили ИА REGNUM в главном информационном управлении аппарата президента НКР, Саакян заявил, что необходимо осуществить дополнительные работы в сферах жилищного строительства и сельского хозяйства, уточнить вопросы, связанные со спросом на квартиры, придать новый импульс реализуемым проектам.

Как сообщает газета "Азг", в Степанакерте состоялась презентация первичного публичного распределения акций открытого акционерного общества "Арцах-ГЭС". Компания была создана в ноябре 2007 года. Владельцем 100% акций является правительство Нагорного Карабаха. Уставной капитал компании составил 5 млрд 100 млн драмов (около $17 млн). Прошедшие два года "Арцах-ГЭС" работал с прибылью. Прибыль даже удвоилась за счет изменения цен. Запланировано в ближайшем будущем построить в Арцахе еще 3 ГЭС. Сроки строительства каждой из них - 2 года. Предполагается, что в случае их строительства будут установлены новые цены, в результате чего рентабельность возрастет. Работы по строительству ГЭС уже начаты. Расчетная сумма затрат 3 млрд. 450 млн. драмов. Исходя из объемов расходов, запланирована публичная подписка на акции. Эта широкомасштабная программа не имеет прецедента ни в НКР, ни в Республике Армения. Акции могут приобрести все физические и юридические лица, причем это касается и иностранных инвесторов. Желающие по этим вопросам могут обратиться в офис "Арцах-ГЭС" - в Степанакерте, а в Ереване - в офис компании "АРМЕНБРОК". Выпущено 3 млн 285 тыс. простых и именных акций. Стоимость одной акции 1000 драмов. Запланированный размер годовой прибыли - до 15%.

В Степанакерте состоялась презентация широкомасштабной инвестиционной программы развития сферы энергетики Нагорно-Карабахской Республики, которую осуществит открытое акционерное общество (ОАО) "АрцахГЭС". Особенность данной программы в том, что впервые в Арцахе и Армении акционерное общество предлагает всем физическим и юридическим лицам стать его акционерами. Генеральный директор ОАО "АрцахГЭС" Ваграм Бегларян призвал граждан, учреждения и организации республики активно участвовать в программе, предполагающей сооружение на территории республики ряда мини-ГЭС. "Участвуя в программе, вы становитесь совладельцами ГЭС и вместе с тем получаете прибыль", - сообщил Бегларян. Предполагается вовлечь в программу также граждан Армении и представителей Диаспоры.

Программа будет реализована в 3 этапа. На первом этапе предусматривается соорудить ГЭС на реке Трге и два ГЭС на водохранилище в с. Мадагис Мартакертского района. Для сооружения указанных ГЭС, по предварительным расчетам, потребуется около 3 млрд 450 млн драмов. На эту сумму "АрцахГЭС" выпустит первую партию акций. Акции будут продаваться по цене 1050 драмов каждая (номинальная цена 1000 драмов). Подписка на акции будет производиться до 10 апреля с.г. Планируется получение акционерами до 15% прибыли. По словам премьер-министра НКР Ара Арутюняна, начиная с 1995 года, правительством республики была разработана программа развития энергетической системы, однако из-за отсутствия инвесторов она долгие годы оставалась на бумаге. "Сегодя мы уже проделали определенную работу, в 2009 году будет сдана в эксплуатацию первая ГЭС. С учетом динамики подорожания энергоносителей на мировом рынке данная программа будет иметь важное значение для экономики нашей страны и народа. Мы обязаны обеспечить нашу энергетическую независимость",- заявил глава правительства республики. Общая потребность в электроэнергии в НКР составляет 220-230 млн. кВт/ч. Сегодня единственная Сарсангская гидроэлектростанция в Мартакертском районе НКР обеспечивает 40-60% потребности республики. Реализация широкомасштабной программы по сооружению и эксплуатации мини-ГЭС полностью удовлетворит нужды республики в электроэнергии и обеспечит энергетическую безопасность НКР. (www.nkr.am).

Резкое повышение курса доллара в Армении сразу же отразилось на Нагорном Карабахе. Как и в Армении, здесь цены возросли. Как сообщает ARMENIA Today, утром 4 марта премьер-министр НКР Ара Арутюнян созвал совещание с участием представителей торговых организаций. От имени властей он выразил недовольство теми хозяйствующими субъектами, кто с повышением курса доллара приостановил работу торговых объектов, вызвав панику среди населения.. "В ряде магазинов резко выросли цены на отдельные виды товаров, что на данный момент нельзя характеризовать как обоснованный рыночный шаг", - отметил Арутюнян. Глава правительства НКР разъяснил, что курс доллара, как и ожидалось, вырос на 15-20% и соответствующее повышение цен может быть лишь по линии ряда ввозимых продуктов. Арутюнян отметил недопустимость действий тех хозяйственников, которые пытаются воспользоваться ситуацией и получить сверхприбыль. Он поручил налоговым органам и структурам, занимающимся экономической конкуренцией, взять торговый рынок под строгий контроль.

Процесс ценообразования в Нагорном Карабахе будет контролироваться работниками оперативного отдела налоговой службы и Комиссией по регулированию общественных услуг и экономической конкуренции, заявил премьер-министр Нагорного Карабаха Ара Арутюнян. Как сообщает "Кавказский узел", 3 марта, после объявления Центробанком Армении о переходе к "плавающему курсу" армянской национальной валюты - драма, курс доллара резко повысился - с 305 до 480 драмов. Это привело к подорожанию продуктов и паническим настроениям как в Армении, так и в Карабахе, где драм также является национальной валютой. Через несколько дней ситуация несколько стабилизировалась, хотя понгижения цен до уровня 2 марта не произошло. После выступлений по местному телевидению руководителей Нагорного Карабаха ситуация вокруг падения курса национальной валюты несколько успокоилась: люди перестали паниковать, а очереди в магазинах исчезли. По словам Арутюняна, предпринятый Центробанком Армении шаг был необходим для дальнейшего развития экономики, а также упорядочения финансовой политики. "Очевидно, в ближайшие месяц-два цены упорядочатся, если не произойдет новых изменений курса",- сказал Арутюнян. Власти Нагорного Карабаха контролируют ситуацию, сложивщуюся после упомянутых обстоятельств, считает карабахский экономист Сусанна Арутюнян. "С января зарплаты и пенсии в Карабахе повышены на 18-20%, новых сокращений рабочих мест нет, курс доллара будет поддерживаться на нынешнем уровне. Импортируемые товары будут иметь спрос у населения, несмотря на подорожание. Другое дело, что поднимется спрос на более дешевые товары широкого потребления",- полагает экономист. Она не отрицает, что в Армении в результате девальвации драма возможно понижение объема импорта и рост экспорта. По словам Арутюнян, экспортом в Карабахе занимаются, в основном, горнгорудное предприятие по добыче меди "Бейз Метлс" и ряд производителей алкоголя. "Но они еще в конце 2008 года имели проблемы с экспортом, связанные с понижением цен на экспортируемую продукцию (цена на медь на мировом рынке снизилась с 7000 долларов за тонну до 3600). Изменение курса доллара не скажется на экспорте. А с импортом сокращений тоже не будет, потому что в страну завозилось столько товара, сколько требовал рынок",- сказала карабахский экономист.

Как сообщает "Ноян Тапан", в январе-феврале 2009 года в Нагорно-Карабахской Республике родилось 435 детей - на 60 детей больше, чем за тот же период 2008 года. В то же время, естественный прирост населения составил 221 человек - на 129 человек больше аналогичного периода предыдущего года. За тот же период образовалась 51 супружеская пара, 17 браков было расторгнуто. Число новоприбывших в НКР и взятых на учет лиц составило 107 человек, убывших - 58.