Приднестровское урегулирование: "Верховный совет ПМР может издать закон, согласно которому Молдавия станет одним из районов Приднестровья". Выборы в парламент Молдавии: "Ни одна из молдавских партий не хочет предложить Приднестровью независимость". Дата: "Чествуя молдавских комбатантов, власти Молдавии поощряют их и весь молдавский народ на новые преступления". Экономика: "Разработку антикризисных мер исполнительная власть "свалила" на парламент Приднестровья".

Приднестровское урегулирование: "Верховный совет ПМР может издать закон, согласно которому Молдавия станет одним из районов Приднестровья"

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Во всех встречах по молдавско-приднестровскому урегулированию главной темой по-прежнему остается проблема возобновления переговорного процесса в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Приднестровская Молдавская Республика готова к переговорам, но на равноправной основе - не устают повторять тираспольские дипломаты. Молдавия в ответ рассуждает о важности принятого закона об особом правовом статусе восточных районов (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Заявления Кишинева о предоставлении Приднестровью самой широкой автономии несерьезны. ПМР не будет повторять печальный опыт Гагаузской автономии. Неизменная позиция официального Тирасполя - только построение добрососедских отношений с Республикой Молдова".

"МИД ПМР направил приглашение о проведении во второй половине марта текущего года двусторонней встречи на высшем уровне на территории Приднестровья. Замороженные конфликты решать мирным путём можно. Это уже семь месяцев пытается показать Россия, после войны на Кавказе и признания Южной Осетии и Абхазии. Москва всячески пытается возобновить переговоры на берегах Днестра. Однако процесс урегулирования сдвинуть так и не получилось. Причина - документ об автономии Приднестровья, который Владимир Воронин передал Игорю Смирнову. Идея в данном документе заключается в том, чтобы полностью восстановить территориальную целостность Республики Молдова. Этому закону практически четыре года. Всю свою историю он обрастал новыми постановлениями парламента Молдавии. Каждое из них даёт всё меньше прав так называемой Приднестровской автономии по отношению к Кишинёву. Когда в декабре 2008 года документ передали приднестровской стороне, его изучали представители общественных организаций и политологи республики. Они пришли к выводу, что по данному документу провести процесс урегулирования невозможно", - отмечается в сообщениях Первого республиканского телеканала ПМР.

"В настоящее время в Кишиневе ждут ответ Москвы на закон об автономном статусе Приднестровья. Пока официальной позиции по данному документу со стороны РФ нет. Зато известно мнение посла по особым поручениям МИД России Валерия Нестерушкина: "Те решения, которые принимались раньше и в одностороннем порядке не всегда конструктивно влияли на движение переговоров вперёд". В течение последних 10 лет сторонам предлагались разные проекты решения конфликта на Днестре: проект Примакова, Меморандум Козака, план Ющенко. В этих программах необходимо провести ревизию, считает министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак. При этом возобновить переговоры можно, тем более что приднестровская сторона готова к диалогу. Если позиция Кишинёва по решению приднестровского вопроса - это закон об автономии, то в России снова говорят о реанимации Меморандума Козака. По этому проекту Приднестровье должно стать субъектом федерации. Москве выгодно сделать из ПМР не автономию, даже с самыми широкими правами, а именно равноправного партнера по федерации. В Кремле знают, что в Молдавии политические ветры постоянно меняются. По мнению российских политологов, Приднестровье всегда будет оставаться надежным провайдером российских интересов в регионе. Если меморандум удастся реанимировать, то позицию России будут отстаивать представители ПМР в парламенте Молдавии. В Москве считают, что именно депутаты из Левобережья смогут направлять внутреннюю и внешнюю политику объединенного государства в нужном ей русле. Только в Приднестровье другая позиция. Есть референдум 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM) и стремление к признанию республики", - говорится в сообщениях приднестровского телевидения.

"Новая газета" пишет: "На прошедшей неделе Владимир Воронин прямо заявил, что хочет услышать от Дмитрия Медведева ответ на вопрос о том, поддерживает ли Россия пакет предложений Кишинёва? Данный пакет разработан на базе закона о статусе населённых пунктов Левобережья Днестра и исходит из того, что по Конституции Молдавия останется унитарным государством. Понятно, что Москва его не поддерживает. Во-первых, из автономного (а, значит, ослабленного) Приднестровья выпадают промышленно развитые и стратегически важные Бендеры. После принятия такого статуса ПМР не сможет быть равным по весу (на случай необходимости для России) спарринг-партнёром для Кишинёва. Во-вторых, сохраняется риск, что к власти в Молдавии могут прийти националисты, а в унитарной стране это будет означать повторение эпопеи конца 80-начала 90-х гг. ХХ века. Возможно, московские аналитики подозревают, что замысел молдавских властей таков: поскольку автономия в отличие от федерации или конфедерации даёт территориальным образованиям меньше юридических гарантий, то в Кишинёве решили, что сохранение у власти компартии будет физической гарантией статуса Приднестровья. То есть приднестровцы из раза в раз будут вынуждены голосовать за коммунистов, боясь, что вместо них придёт кто-то другой и ликвидирует автономию Левобережья".

"Интересно ещё одно высказывание президента Молдавии. Он сказал, что в молдавском "проекте закона о статусе Приднестровья заложено столько полномочий, которые, извините за пример, но нет даже у многих субъектов федерации в России". Известно, насколько болезненно Россия переживает даже намёки на недостатки прав человека или регионов в её составе. Предполагал ли он, что это сравнение Кремль встретит без восторга? А это значит, что Москва вряд ли станет спешить. Даже если она и поддержит эти предложения, они в самом Кишинёве в закон не оформятся. Не менее важна и тема демилитаризации. Но Россия не собирается трансформировать миротворческую операцию", - отмечает издание.

"Президенту Воронину нужна личная встреча с Дмитрием Медведевым, пусть даже и с участием президента ПМР. Но Воронин допускает, что после его двусторонней встречи с Медведевым Игорь Смирнов может заявить, что он как глава суверенного государства не принимает "новый Мюнхен" и отказывается выполнять молдавско-российские договорённости. Поэтому на прошлой неделе Воронин заявил, что под итоговым документом о политическом урегулировании должны стоять подписи его и Смирнова. Контрход приднестровского коллеги не заставил себя ждать. Президент ПМР предложил двустороннюю встречу с Ворониным, но исключительно на территории Приднестровья. Как показал саммит 24 декабря 2008 года, переговоры Смирнова и Воронина можно превратить в реалити-шоу. В такой обстановке деловая дискуссия теряет смысл. Хотя само зрелище, конечно, прикольное. Намёк Смирнова, что переговоры должны проходить там, где "они убивали наших людей", наталкивает на догадку, что в планы приднестровской дипломатии обсуждение на двусторонней встрече статуса Приднестровья в составе Молдавии явно не входит. Тем более что среди предполагаемых мест встречи названы Тирасполь, Бендеры и Дубоссары. Это - места жестоких боёв в 1992 году, и появление "разгневанных общественников" под окнами места переговоров вполне прогнозируемо. Расчёт у приднестровских вождей может быть простым: не захочет Воронин стать шоуменом, да и откажется ехать в ПМР. А там и 5 апреля подойдёт. Глядишь, и никакая встреча уже не понадобится", - пишет "Новая газета".

"Россия в такой ситуации встревожена как напористостью Кишинёва, так и неуступчивостью Тирасполя. Она может попробовать провести трёхстороннюю встречу до конца марта текущего года. Это - помощь Воронину на выборах. Это - попытка показать Западу, что формат "5+2" может заработать только через "2+1" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия - гарант - прим. ИА REGNUM). Но это - не принятие молдавского пакета по урегулированию. Кишинёв и Тирасполь останутся в подвешенном состоянии и после 5 апреля. А, значит, игра продолжается", - резюмирует издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Очередные откровения президента Молдавии Владимира Воронина, прозвучавшие в эфире радиостанции "Эхо Москвы", вновь ничего кроме недоумения вызвать не могли. Выставляя себя как истинного радетеля судеб человеческих не только на правом, но и левом берегу Днестра, молдавский лидер по старой своей традиции наговорил малопосвященному в молдавско-приднестровские дела российскому радиослушателю с три короба. Перво-наперво Владимир Воронин без обиняков обвинил приднестровские власти в том, что они, де, в очередной раз воспрепятствовали гражданам Молдавии, проживающим в Приднестровье, исполнить свой гражданский долг и проголосовать на предстоящих 5 апреля парламентских выборах в РМ. Делая подобные заявления, Воронин не утруждает себя даже слабыми попытками раскрыть перед российскими радиослушателями хотя бы частицу правды. Оно и понятно, правда нелицеприятна и молдавскому президенту не нужна. Воронин умалчивает о том, что Молдавия даже не обращалась ни к руководству ПМР, ни к Центральной избирательной комиссии республики с просьбами об открытии участков на левом берегу Днестра. Таких обращений, в общем-то, и не может быть, так как, сделав это, Молдавия тем самым признала бы де-юре независимость Приднестровья. Этого Молдавия допустить не может".

"Говоря о молдавско-приднестровском урегулировании и о том, чего достигли коммунисты, обещавшие еще в 2001 году окончательно урегулировать конфликт, Воронин с пафосом восклицает: "Процесс урегулирования не просто сдвинулся с мертвой точки, а пошел далеко вперед по многим направлениям и составляющим. Мы ввели европейский контроль границы на приднестровском участке, и сейчас вопросы контрабанды практически решены. Более 500 экономических субъектов Приднестровья зарегистрированы в официальных учреждениях Республики Молдовы. Создаются необходимые условия для простых граждан - был внедрен целый ряд социальных проектов и т.д. Я ответственно заявляю, что демократизация Приднестровья - это очень сложный процесс в условиях, когда тираспольские власти этого не хотят. Но и здесь есть прорыв. Там уже активно действуют общественные, неправительственные организации. И, самое главное, вопрос Приднестровья, который раньше имел региональное значение, теперь вышел на международную арену и стал предметом обсуждения в европейских структурах, в ООН". Необходимо отметить, что европейский контроль украино-приднестровской границы не решил никаких вопросов контрабанды и не мог решить, так как ее и не было. Наоборот миссия EUBAM окончательно опровергла лживые обвинения Молдавии в том, что Приднестровье является "черной дырой посреди Европы", через которую осуществляется трафик наркотиков, оружия и живого товара. Что касается регистрации 500 экономических субъектов ПМР в официальных учреждениях РМ, то записывать это в разряд заслуг Молдавии в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта и вовсе нелепо. Как известно за 10 лет урегулирования между РМ и ПМР было заключено более 80 договоренностей, которые, с приходом к власти коммунистов были благополучно похоронены. Одна из этих договоренностей, включенная в Московский меморандум 1997 года, оговаривала право Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Три года назад, в марте 2006 года, Молдавия отказала ПМР и в этом праве (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд №65/66 "Москва-Кишинев" - прим. ИА REGNUM). Приднестровье оказалось на грани гуманитарной и экономической катастрофы. Другого выхода, кроме как регистрации приднестровских предприятий в официальных учреждениях Молдавии, не было. Кишинев обещал не взимать налоги с приднестровских экономических агентов за экспортно-импортные операции, однако обложил другими податями, из-за которых экономика Приднестровья ежегодно теряет десятки миллионов долларов. Можно ли называть широкомасштабную блокаду Приднестровья мерой, способствующей урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, как заявляет об этом Воронин? Думается, ответ очевиден - нет", - пишет информационное агентство.

"Примечательно и заявление Воронина о том, что Молдавией создаются необходимые условия для простых граждан и уже внедрен целый ряд социальных проектов. В чем заключаются эти проекты - одному Богу известно, ну и, разумеется, молдавскому президенту. Кроме как многолетних и многоразовых попыток удушить приднестровский народ в тисках экономических блокад, никаких действий, направленных на улучшение жизни приднестровских граждан не предпринималось. Видимо, это удушение и есть те "необходимые условия для простых граждан", о которых заявляет Воронин. Зато в деле демократизации Приднестровья действительно сделано немало. На деньги западных правительств и гранты всевозможных подрывных фондов Молдавии действительно удалось создать в Приднестровье целую сеть отщепенцев, объединенных в так называемые НПО. Впрочем, сеть эта дырявая, несмотря на многомиллионные вливания в нее западных доноров. К тому же деньги эти банально разворовываются нечистоплотными нпошниками, ибо для них все эти гранты - банальный способ обогатиться. Конечно, Воронин не может не сетовать на то, что тираспольские власти не хотят создания пятой колонны внутри страны. А кто, простите, этого хочет? Может сама Молдавия, или ее главный спонсор - США? Но дело даже не в этом. Создание откровенно подрывных организаций на территории Приднестровья при всем желании, сколько не тужься, назвать мерой, способствующей урегулированию молдавско-приднестровской проблемы, мерой доверия - нельзя. Демократизация, а проще говоря, насильственное свержение существующей власти в Приднестровье вряд ли можно назвать мерой, которая способствовала бы принятию приднестровским народом решения стать частью Молдавии", - отмечает агентство.

"Самой главной заслугой коммунистов в деле разрешения молдавско-приднестровской проблемы Воронин называет постановку вопроса о статусе ПМР на международной арене. На самом деле, это далеко не так. Во-первых, и без Воронина Запад уделял приднестровской проблеме немалое внимание, а уж в борьбе за признание независимости Косово и вовсе не мог остаться стороне, просчитывая, чем аукнется для него самого это признание. Во-вторых, США и ЕС включились в разрешение вопроса, а точнее в формат "5+2" четыре года назад. За это время переговорный процесс не продвинулся ни на йоту. Конечно, в деле давления на ПМР Запад играет огромную роль, но это давление вовсе не является той мерой, которая способствовала бы разрешению конфликта. Наоборот, непризнание западными державами легитимности референдума и выборов в ПМР - еще более отодвигает его. К заслугам коммунистов в деле разрешения конфликта Воронин приписывает и принятие молдавским парламентом закона "Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра", который, по его словам, уже одобрили ЕС, ОБСЕ, США и Украина. Подобного одобрения ждет Молдавия и от России. При этом Воронину глубоко наплевать на тот факт, что Тирасполь уже официально высказал свою точку зрения по данному вопросу, заявив о неприемлемости подобного одностороннего плана Молдавии, декларативным образом включающей в свой состав ПМР и требующей от приднестровского народа обязательного исполнения закона чужого государства. Не имеющий никакой правовой силы на территории ПМР, тем не менее, данный закон выдается молдавскими властями за юридический акт, дающий им право распоряжаться другим государством как собственной территорией. Таким же образом молдавский парламент может принять закон на право владением территорией США или ЕС, а Верховный совет ПМР вполне может издать закон, согласно которому Молдавия станет одним из районов Приднестровья. Тем более, если вспомнить, что именно к территории Приднестровья была присоединена Бессарабия, после чего образовалась Молдавская ССР. То есть молдавский закон "Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра" есть ничто иное, как правовой нонсенс, а проще говоря - авантюра, к которой и относиться нужно соответственно. Думается, и США, и ЕС, и ОБСЕ это прекрасно понимают, но, тем не менее, им выгодно одним росчерком пера разрешить молдавско-приднестровскую проблему в пользу Кишинева, потому и поддерживают данную авантюру", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Весьма примечательно еще одно высказывание Владимира Воронина в отношении российских миротворцев. Напомним, что, начиная с 2002 года молдавские власти, не переставая, требовали вывода российских войск, в том числе и миротворцев из региона, мотивируя эти требования стамбульскими обязательствами Москвы. Несмотря на то, что Россия неоднократно заявляла в последние годы, что полностью выполнила все требования вспомогательных документов, подписанных одновременно с Договором об обычных вооруженных силах в Европе, Молдавия с пеной у рта требовала убрать из Приднестровья всех русских солдат, а миротворцев заменить то НАТОвскими, то ОБСЕшными, то и вовсе гражданскими наблюдателями. И вдруг в интервью "Эху Москвы" Воронин заявляет: "В целом я положительно оцениваю миротворческую миссию, которая действует у нас с 1992 года. Но после решения приднестровской проблемы, нашим следующим шагом должна быть полная демилитаризация страны". То есть разоружение приднестровской армии с одновременным изгнанием из страны российских солдат. Миротворцев, разумеется, в том числе. И наступит тогда полная идиллия. Американские базы на Западе, НАТОвские - на востоке, если, конечно, Украина все же вступит в Североатлантический альянс, и никаких российских войск, которые могли бы гарантировать безопасность приднестровцам в объединенном, как мечтают в Кишиневе, государстве. А о том, что безопасность им понадобится, можно судить по тому, как сегодня расправляются в Молдавии с собственными политическими оппонентами", - отмечает агентство.

"Еще одна ложь, которую Воронин распространяет через российские СМИ, касается статуса русского языка в Молдавии: "Русский язык у нас очень серьезно защищен законом, а также концепцией Национальной политики нашей страны, которая тоже утверждена парламентом. Один из главных результатов нашей деятельности за эти годы - это достижение того консенсуса, того согласия, которое установлено в обществе". Что ж, здесь можно привести лишь несколько цифр сухой статистики. Во времена президента Мирчи Снегура в органах власти РМ русских было 7%, во времена Петра Лучинского - 5%, а при Владимире Воронине их осталось 0,15%. То есть полное "межэтническое согласие" на фоне повсеместного ущемления прав иноязычных граждан, в том числе и русских. Действия, предпринимаемые властями Молдавии на протяжении последних восьми лет, действительно сдвинули с мертвой точки процесс молдавско-приднестровского урегулирования, вот только сдвинули не вперед, а назад, значительно расширив пропасть между двумя берегами Днестра", - резюмирует информагентство.

Выборы в парламент Молдавии: "Ни одна из молдавских партий не хочет предложить Приднестровью независимость"

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Молдавия сейчас озабочена предвыборными хлопотами. 5 марта молдавский ЦИК завершил процедуру приема документов для регистрации конкурентов на выборах. Общественное мнение, согласно социологическим опросам, обещает прохождение в парламент 4-5 партиям. Коммунисты пока лидируют. Хотя те же опросы подтверждают, что народ Молдавии не доверяет будущим избранникам - 60% населения пока не определились, за кого будут голосовать. Соперничество уже сегодня идёт нечестно. Чёрный пиар и грязные технологии - это особенности молдавской предвыборной кампании. Как будут расставлены политические силы в парламенте. Сейчас над этим ломают голову многие политологи. Сегодня много шума наблюдается вокруг Центристского союза Молдавии. Эту партию возглавляет бывший премьер Василий Тарлев. Восемь лет он находился в команде Владимира Воронина, а сейчас ярый оппозиционер. Политологи считают, что Воронин стремится сделать Тарлева изгоем. Причина простая - после выборов Тарлеву придётся вступить в коалицию. Этот тандем возможен только с коммунистами. С прорумынской Либеральной партией Дорина Киртоакэ ему явно не по пути. Складывается впечатление, что это просто чей-то проект. Хотя Тарлев всячески открещивается от будущего союза с коммунистами".

"Что касается приднестровского урегулирования. Тут тоже трудно верить Тарлеву. Сегодня он предлагает чуть ли не пост вице-президента главе Приднестровья. А также места в парламенте депутатам из Левобережья. Тарлев говорит о том, что он будет учитывать позицию приднестровского народа. Хотя год назад он говорил, что молодому поколению нужно брать пример с тех, кто воевал против Приднестровья. Все политические силы в Молдавии выступают за решение приднестровского вопроса. Тем не менее, ни одна из партий не предлагает реального варианта решения. Либералы Киртоакэ всю неделю призывали включить в переговорный процесс США и ЕС. Коммунисты Воронина говорят только о территориальной целостности Молдавии. Таким образом, получается, что сегодня ни одна молдавская политическая сила не хочет предложить Приднестровью независимость. Сегодня в ПМР проживают тысячи граждан Молдавии. Они имеют право голоса. Возможно, эти люди поедут 5 апреля на выборы. Только вот гражданство многие из них получали по особой причине. Большинство граждан Молдавии взяли это гражданство, чтобы иметь возможность передвигаться через границы. Эти люди могут поехать на правый берег и проголосовать, им никто препятствовать не будет. До выборов в Молдавии остаётся меньше месяца. Именно в этот период, как правило, из Кишинёва звучат призывы к скорейшему решению приднестровского вопроса. Как показали наблюдения политологов, по истории всех выборов в Молдавии, а это уже будут пятые, после дня голосования стремление к урегулированию уйдёт на второй план. На берегах Днестра наступит политическое затишье", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.

"Новая газета" пишет: "До 5 апреля, когда граждане Молдавии двинут на участки для голосования, остаётся месяц. Страсти бушуют не по-детски: или коммунисты сохранят власть, или их противники отправят компартию в оппозицию. Или что-то среднее, вроде возвращения Молдавии к рыхлому равновесию середины 90-х гг. ХХ века. За месяц до "последнего и решительного" оппозиция ослабляет сама себя. Вместо того чтобы выступать как более современная сила, чем власть, Либеральная партия превращается в прибежище "непуганых националистов". Такие типажи, как Михай Гимпу или Анатол Шалару, ассоциирующиеся в памяти сотен тысяч людей с эпохой шабашей в центре Кишинёва рубежа 80-90-х гг. ХХ века, могут утянуть мэра молдавской столицы Дорина Киртоакэ на дно. Разговоры о возрождении "румынского духа" - лучший способ прибавить голоса коммунистам среди умеренных граждан".

"Откровенно провальный ход подсказал кто-то лидерам социал-демократов. Речь, конечно же, идёт о голосовании за присвоение званий почётных граждан Кишинёва членам "группы Илашку". Сам Илие Илашку в тюремных интервью требовал для себя статус военнопленного, а также именовал себя капитаном национальной безопасности. Даже если он и врал, то всё равно ведь методы, в которых его обвиняли, не отвергал! На суде своим поведением он и его соратники напоминали порой людей, которым нужна не столько расстрельная камера, сколько палата №6. Удивительно, как опытный комсомолец Дмитрий Брагиш мог попасться на такой крючок. Возможно, коммунисты его и забросили", - отмечает издание.

"Лидер Альянса "Наша Молдова" Серафим Урекян в своих интервью упорно обосновывает, почему он должен стать следующим президентом Молдавии. Такое впечатление, что его штаб вообще прошпигован коммунистическими агентами. Да какая разница, кто будет президентом, если главный в РМ по Конституции - председатель парламента? Просто Владимир Воронин наполнил по сути формальный для Молдавии пост личностным содержанием. У него - правящая партия, контролирующая спикера. Технологически Воронин - как формальный президент, так и неформальный лидер. Это хорошо понимает глава либерал-демократов Владимир Филат. Не случайно ЛДПМ предлагает вернуться к системе всенародных выборов президента. Тогда он не будет зависеть от воли правящей партии и её руководителя. Но Филат понимает, что ПКРМ на это не пойдёт, ибо иначе Воронин, изменив Конституцию, мог бы пойти на третий срок, а оппозиция за месяц так и не выдвинула из своих рядов единого кандидата", - пишет газета.

"Без каких-то ярких акций проходит пока что кампания Демократической партии Дмитрия Дьякова. Формальный союзник ПКРМ Юрий Рошка за месяц до голосования проиграл митинговую улицу Владимиру Филату. Складывается впечатление, что он в глазах коммунистов сыграл свою роль, и если фронтистский чернобородый "мавр" уйдёт, ЦК ПКРМ не рухнет в рыданиях на землю. Окрылённые разбродом в стане оппозиции, коммунисты стали поговаривать, что намерены бороться как за простое большинство, так и конституционное. Тут-то и кроется главная интрига выборов: пройдёт ли в парламент Центристский союз Василия Тарлева, уведя у ПКРМ заветные проценты избирателей, нужные для того, чтобы взять не менее 51 мандата из 101? Вопрос пока остается открытым", - резюмирует издание.

Дата: "Чествуя молдавских комбатантов, власти Молдавии поощряют их и весь молдавский народ на новые преступления"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "2 марта, в день начала военной агрессии Молдавии против Приднестровской Молдавской Республики, на правом берегу Днестра вновь чествовали "героев". Как это ни дико звучит, "героями" в Молдавии по-прежнему зовут тех, кто убивал приднестровцев в 1992 году, пытал, насиловал, грабил, сжигал, крушил и люто ненавидел тех, кто не захотел признавать главенства одной нации над остальными, признавать идеологию фашизма как главную доктрину нового молдавского государства (Вооруженный конфликт между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой начался 2 марта 1992, когда молдавская полиция, а впоследствии и армия, оснащённая бронетехникой и артиллерией, поддержанная молдавскими и румынскими добровольцами, атаковала территорию Приднестровья. В этот день на молдавско-приднестровской границе в районе города Дубоссары состоялось полномасштабное вооружённое противостояние приднестровской милиции и молдавской полиции. Это была третья вооруженная атака Дубоссар со стороны Молдавии. Первое столкновение между Молдавией и Приднестровьем произошло 2 ноября 1990 года, когда вооруженный отряд полиции особого назначения Молдавии попытался прорваться в город Дубоссары, чтобы разделить территорию Приднестровья на две части. Вторую атаку против Дубоссар Кишинёв предпринял 13 декабря 1991 года. В ходе агрессии Молдавии, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 287 участников конфликта, ранения получили 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты России, Молдавии и Приднестровья подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова". Стороны взяли на себя обязательства принять все необходимые меры по прекращению вооруженных действий в течение семи суток, развести вооруженные силы и создать Зону безопасности. Данное соглашение послужило началом миротворческой операции по прекращению вооруженного конфликта между Молдавией и ПМР и созданием Совместных миротворческих сил. Конкретное выполнение данного решения началось 27 июля 1992 года на первой рабочей встрече представителей сторон по его выполнению - прим. ИА REGNUM). Бои под Дубоссарами, а затем вторжение в Бендеры 19 июля 1992 года привели к тому, что в результате пятимесячной войны погибли десятки людей. Впрочем, за сухими цифрами статистики трудно ощутить в полной мере ту боль утрат, которую понес приднестровский народ, тот праведный гнев, который навсегда останется в сердцах всех приднестровцев. Под Дубоссарами и в Бендерах гибли не только воины-защитники ПМР, гибли старики, женщины, дети".

"Год от года вот уже 17 лет агрессоров и детоубийц в Молдавии чествуют как героев, им вручают правительственные награды и ценные подарки, им выдают пособия, бесплатно лечат в санаториях, ими восторгаются и ставят в пример подрастающим поколениям, и даже устанавливают памятники, увековечивая рядом участников трех войн: Великой Отечественной, афганской и вооруженной агрессии 1992 года. Меняются правительства, на смену одним политиками приходят другие, но не меняется тональность их дифирамбов в адрес тех, кто запятнал себя кровью невинных жертв. И вот уже Альянс "Наша Молдова" настаивает на том, чтобы 2 марта - день начала агрессии Молдавии против ПМР, объявить "Днём защитника Родины". Вот президент Молдавии Владимир Воронин заявляет о том, что приоритеты молдавского руководства - те же, что и у комбатантов в 1992 году: достижение территориальной целостности Республики Молдова. Высоко оценивая вклад полицейских и волонтеров в защиту суверенитета и целостности Молдавии в 1992 году, Воронин заявляет: "В памяти поколений останутся славные дела тех, кто пожертвовал жизнью, защищая независимость и целостность нашего молодого государства" - отмечает агентство.

"Славные дела" - это убийства, грабежи, издевательства над военнопленными - все те зверства, которые Международный общественный трибунал признал преступлениями против человечности. "Славные дела" - это подтвержденные многочисленными документами и свидетельствами очевидцев преднамеренные убийства гражданского населения, включая женщин и детей; совершенные молдавской солдатней пытки и избиения гражданского населения, изнасилования женщин и несовершеннолетних девочек; взятие заложников из числа лиц, принадлежащих к гражданскому населению; преднамеренное убийство раненых и больных, а также пытки и бесчеловечное обращение с ними; расстрел машин скорой помощи и многое-многое другое. И человек, который все это называет "славными делами" сегодня говорит о каких-то мерах доверия между Молдавией и Приднестровьем, говорит, что молдавскому и приднестровскому народам нечего делить, что мы одна семья и должны жить вместе. Стремясь пробиться к власти молдавский "коммунист №1" в конце 90-х годов ХХ века клеймивший братоубийственную войну и призывавший расследовать это преступление, став президентом молдавского государства, тут же забыл о своих словах. Никто не клеймил в Молдавии убийц, не начинал расследования преступлений, не извинился перед приднестровским народом за военную агрессию. Наоборот, все силы коммунистических властей пошли на то, чтобы задушить народ ПМР в тисках политических, экономических, информационных блокад. А те меры доверия, о которых столько говорят сегодня в Кишиневе, направлены, в первую очередь, на демилитаризацию Приднестровья при одновременном наращивании военной мощи Молдавии и перевооружения армии по стандартам НАТО. Все остальное ширма, за которой молдавские власти стараются скрыть свою главную цель - разоружить Приднестровье, чтобы оно не могло противостоять экспансии Молдавии", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Чествуя молдавских комбатантов, власти Молдавии поощряют их и весь молдавский народ на новые преступления. Каждый год 2 марта собираются вместе те, кто отдавал приказы о нападении на Приднестровье и выполнял их, кто стоит у руля молдавского государства и их политические оппоненты. И видя их единство, понимаешь, что ничего не изменилось в молдавском государстве за те два десятилетия, когда на площадях Кишинева сотни тысяч опьяненных свободой и вседозволенностью новых хозяев орали: "Утопим русских в их же крови". Можно ли защитить моральные ценности, убивая детей женщин и стариков? Похоже, в Молдавии, как и 17 лет назад, в это свято верят. И не только верят, но и делают все для того, чтобы и следующие поколения "ценили" то, что творила молдавская военщина в Бендерах и под Дубоссарами. Но еще более кощунственными были слова других молдавских политиков, бывших и нынешних, попытавшихся возложить вину за злодеяния, творимые Молдавией на берегах Днестра на плечи Приднестровья и России. Первый молдавский президент, непосредственно виновный в развязывании войны против Приднестровья, Мирча Снегур считает, что конфликт был "несправедливой войной, развязанной внешними враждебными силами". Об этом военный преступник Снегур твердит уже много лет, утверждая, что "2 марта 1992 года Республика Молдова стала членом ООН, и именно это побудило Россию - одну из крупнейших держав в мире, имевшую здесь геополитические интересы, - развязать подлую войну". По мнению Снегура, именно Россия "вооружила сепаратистов и подготовила их, после чего выступила вместе с ними на позиции". Верх цинизма, лжи и лицемерия! Все перевернуто с ног на голову, оболгано, заретушировано, стерто из памяти. И уже не пьяные полицейские и волонтеры врываются в беззащитные Бендеры, сея смерть и разрушения, а Россия, остановившая войну, спасшая тысячи человеческих жизней и уже скоро 17 лет как поддерживающая хрупкий мир на берегах Днестра, является по версии Снегура главным виновником, развязавшим "подлую войну" против Молдавии", - отмечает информагентство.

"На смену Снегуру идут политики новой волны, впрочем, ничем неотличающиеся от старой. Их риторика все та же, как и ложь, которой пичкает молдавская элита Запад, а вместе с ним и собственный народ. Выступая перед комбатантами, вице-председатель Либеральной партии Молдавии, мэр Кишинева Дорин Киртоакэ надтреснутым голосом говорит: "2 марта - черный день в истории Республики Молдова. В 1992 году имело место посягательство на независимость нашей страны. И за это посягательство до сегодняшнего дня еще никто не ответил и не был наказан". Как бы ни пыталась молдавская политическая элита переписать историю своей страны, заменить правду ложью, пока жива человеческая память, пока существует приднестровский народ, пока стоят кресты и обелиски на улицах Бендер, ей это сделать не удастся. Никто не осудил агрессию Молдавии против ПМР, не наказаны до сих пор военные преступники. И пора бы понять всем, кто пытается объединить два чуждых друг другу народа, что их потуги тщетны. Народ Приднестровья никогда не простит тех, кто убивал его детей, стариков, женщин, тех, кто чествует убийц, называя их "героями" и рукоплеща им с трибун. По всем законам бытия преступники и их жертвы не могут быть вместе, жить в мире и согласии. Народ ПМР определил на референдуме в 2006 году, что ему не быть вместе с Молдавией. Это объективная данность. Поэтому и говорить с Молдавией Приднестровью не о чем, кроме как о признании Кишиневом независимости Приднестровской Молдавской Республики", - резюмирует агентство.

Экономика: "Разработку антикризисных мер исполнительная власть "свалила" на парламент Приднестровья"

Газета "Приднестровье" пишет: "Кризис затронул практически все отрасли промышленности Приднестровья. По данным макроэкономической ситуации в ПМР за 2008 год, влияние мирового экономического кризиса, которое ПМР начало ощущать в октябре, в ноябре еще более усилилось. В результате кризиса пострадали практически все отрасли промышленности, прежде всего черная металлургия (производство сократилось более чем на треть) и промышленность строительных материалов (в октябре по сравнению с сентябрем было зафиксировано падение на 18,6%, а в ноябре по сравнению с октябрем - еще на 43%). Серьезное снижение объемов производства произошло также в машиностроительной и электротехнической отраслях. В ноябре кризис затронул уже и легкую промышленность - если до этого времени производство в этой сфере росло, то под конец года оно стало резко снижаться. Влияние кризиса на сегодняшний момент сильно не сказалось только на трех отраслях - мукомольно-крупяной, пищевой и полиграфической промышленности".

"В целом объем промышленного производства в октябре по сравнению с сентябрем 2008 года снизился на 8,6%, составив $60,5 млн. В ноябре по сравнению с октябрем произошло падение еще на 18,8%, до $50 млн. Сокращение промышленного производства прямо отразилось и на объемах грузоперевозок. Они уменьшились более чем на четверть. Пассажирские перевозки в этот период, напротив, даже росли - в ноябре произошло увеличение пассажирооборота на 52,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Совокупный доход предприятий автомобильного и электрического транспорта составил порядка $1,05 млн", - отмечает издание.

"Вместе с тем, инфляция существенно замедлилась: в октябре она составила 0,3%, в ноябре - только 0,1% (это минимальный в 2008 году уровень инфляции). В октябре впервые отмечена тенденция снижения цен на продовольственном рынке. В ноябре эта тенденция только усилилась. Подешевела целая группа основных товаров - овощи, мясо и мясопродукты, сахар, масло растительное, рис и крупы. В октябре снижение цен составило от 1,5% до 9,8%, в ноябре - от 2% до 12,5%. Несколько подорожала только молочная продукция. Рост инфляции обеспечивался в основном за счет увеличения цен на непродовольственные товары. Зафиксирован инфляционный всплеск цен на товары легкой промышленности - одежду и белье, трикотаж, а также на продукцию мебельной промышленности и медикаменты. Одежда и медикаменты дорожали и в октябре, и в ноябре. В то же время в непродовольственном секторе наблюдалось неуклонное снижение цен на топливо", - пишет газета "Приднестровье".

"Что касается банковской сферы, то здесь в октябре было отмечено некоторое сокращение ресурсной базы, вызванное оттоком депозитных средств (-2,8%), а также уменьшением сумм на счетах клиентов (-11,8%). Эксперты прогнозируют, что по итогам декабря-января будет зафиксирован больший спад производства, чем в ноябре. При этом продолжится замедление инфляции на потребительском рынке", - отмечает издание.

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "Мировой финансовый кризис, потрясший многие страны, докатился и до Приднестровья. Его "отголоски" ощутили на себе приднестровские предприятия, "завязанные" на экспорте, бюджеты всех уровней, недополучающие налоговые поступления, и приднестровцы, подпавшие под сокращение или вынужденные работать "в сокращенном режиме". Кризис продолжает оставаться темой №1 в СМИ, коридорах власти, в заводских цехах и на кухнях приднестровцев. Естественно, в этих условиях от властей ПМР все ждут не чуда, а хотя бы внятных и понятных ответов, как выживать дальше. Верховный совет еще под занавес уходящего 2008 года выработал свои предложения по этому поводу, предложив всем заинтересованным сторонам обсудить их. В частности, для поддержки хозяйствующих субъектов предлагалось снизить ставки налогов, уменьшить налогооблагаемую базу, предусмотреть уплату единого налога, объединяющего несколько налогов и обязательных сборов, с упрощенной процедурой расчета такого налога, снизить таможенные пошлины, пересмотреть сроки их уплаты, упростить таможенные процедуры и таможенный контроль. Также предлагалось перевести государственные услуги в разряд бесплатных - до конца этого года. Среди предложений были и непопулярные, уменьшающие социальные гарантии работающих приднестровцев - снижение сохраняемой ставки при простое предприятия до 1/2 (вместо 2/3 оклада), уменьшение на 25% МРОТ, суммы выходного пособия и т.д.".

"Сейчас говорят о том, что для поддержки предприятий в условиях кризиса будет введен механизм заключения с государством соглашений о взаимных обязательствах. Таким образом, хозяйствующие субъекты должны будут получить поддержку государства в виде предоставления кредитов, снижения налоговой нагрузки. В то же время государство, которое отвечает за выполнение социальных обязательств перед населением, должно знать, какой объем налоговых платежей оно может получить. Сегодня перед органами власти стоит непростая задача по созданию привлекательных условий для работы предприятий - но и предприятия, понимая трудности бюджета, должны производить как налоговые отчисления, так и обязательную репатриацию валютной выручки для поддержания курса рубля", - отмечает издание.

"Органы исполнительной власти всю работу благополучно "свалили" на парламент, хотя разработкой антикризисных мер в первую очередь должны были заниматься именно министерства экономического блока. В настоящее время основная цель антикризисных мер - это создание дополнительного механизма реагирования на возможное ухудшение ситуации. Как будут развиваться события дальше, не берется прогнозировать ни одна экономическая школа, но мы должны быть готовы к любым вариантам. В свою очередь, представители исполнительной власти предупреждают об опасности снижения налоговых ставок (бюджет и пенсионный фонд недополучат средства). Также есть возражения и против заключения меморандумов-соглашений с отдельно взятыми предприятиями. Исполнительная власть аргументирует это невозможностью перевода госуслуг на бесплатную основу (госпредприятия, оказывающие платные услуги, как правило, не финансируются из бюджета, и лишить их возможности зарабатывать - значит, "выбить из-под них почву") и т.д. Однако депутатский корпус Верховного совета ПМР отстаивает позицию, заключающуюся в том, что в условиях кризиса должен быть разработан гибкий механизм, позволяющий выдержать баланс - и бюджет не оголить, и предприятия-доноры поддержать. Таким образом, необходимо ограничить некоторые государственные функции. Надо признать, что антикризисные меры, предложенные приднестровским парламентом, вызвали неоднозначную реакцию среди субъектов законодательной инициативы. Исполнительная власть, привыкшая ни в чем себе не отказывать, не соглашается с "потерей" - даже на время кризиса - своих позиций. Государственные учреждения, живущие за счет платных услуг, "восстают" против лишения их права взимать деньги, профсоюзы справедливо требуют не перекладывать на плечи приднестровцев бремя кризиса и не сокращать социальные гарантии и льготы для граждан", - пишет газета.