Обманутые дольщики вновь просят помощи у властей: Обзор СМИ Красноярска за 25 февраля 2009
ЗаКАИПали
(
Депутаты ЗС раскритиковали исполнение Краевой адресной инвестиционной программы
Кардиоцентр и онкологический диспансер, Ледовый дворец и Академия биатлона. Строительство этих и целого ряда других объектов ведется в рамках реализации Краевой адресной инвестиционной программы (КАИП), объем финансирования которой в 2008 году составил 5,6 млрд рублей. Планировалось, что к началу 2009 года ряд важнейших объектов будет введен в эксплуатацию. Почему этого не произошло, попытался объяснить депутатам Законодательного собрания министр строительства и архитектуры края
По словам министра, КАИП 2008 года был подготовлен и реализовывался по 14 отраслям, выполняли ее 18 самостоятельных заказчиков. В стадии строительства было 197 объектов, из них 92 строились, по 104 разрабатывалась проектно-сметная документация (ПСД). По словам Николая Глушкова, в 2008 году в эксплуатацию введены 19 объектов, освоено 4,6 млрд руб., исполнение КАИП по итогам года составило 82,8%.
- На 100% были освоены средства по проектам в сфере транспорта и на 96,3% - по объектам культуры. По остальным показатели, к сожалению, ниже. По таким объектам, как кардиоцентр, - минус 77 млн руб. от плана, по Ледовому дворцу - минус 240 млн руб., - заметил министр.
Опасаясь форс-мажора
О ряде объектов Николай Глушков рассказал подробно. Что касается кардиоцентра, то здесь сегодня еще не завершены работы по монтажу. Однако министр уверен, что "к 1 июля медицина будет там хозяйствовать".
- Нами с задержкой всего на неделю был сдан объект под монтаж нашим подрядчикам, представляющим московско-немецкую сторону, так скажем. К сожалению, на сегодняшний день работы по монтажу не закончены. Причин здесь много, одна из них - в Баренцевом море утонули 12 модулей, но они все уже вошли на территорию края, и в ближайшее время начнется монтаж. В июне текущего года мы заканчиваем все работы с предъявлением объекта уже под медицинские пуско-наладочные и другие процессы, - заявил министр.
Красноярский Ледовый дворец уже давно стал синонимом безнадежного долгостроя. Николай Глушков заверил депутатов: создан новый график работ, к концу 2009 года объект будет сдан. Однако тут же подстелил себе соломку.
- В конце 2009 года Ледовый дворец будет сдан в эксплуатацию, больших сомнений в этом вопросе у нас нет. Конечно, если не случится каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Отсутствие комплектной ПСД, задержка работы нашего доблестного генподрядчика - это привело к тому, что в 2008 году мы не освоили часть средств. На сегодняшний день подготовлен новый график, работы ведутся, - отметил Глушков.
Далее министр заявил, что 2008 год прошел в "серьезных производственных спорах" относительно строительства онкологического диспансера.
- Год закончился тем, что у нас был не совсем официально законченный эскизный проект, были не до конца доведенные отношения с прежним подрядчиком - фирмой "Медистал". На сегодняшний день подготовлено техническое медицинское задание, но принято решение в ближайшее время еще раз обсудить все вопросы комплексно. Ориентировочная стоимость проекта - более 8 млрд руб. Я и Вадим Янин получили задание от председателя правительства подготовить 2 презентации: что из себя представляет объект как комплекс здравоохранения и по какой схеме мы можем его реализовывать, в том числе и очередями, - рассказал Глушков.
Все есть - объектов нет
Услышав весьма неутешительные итоги реализации КАИП, депутаты засыпали министра вопросами.
- У нас есть ведомственная программа на 2009-2011 годы, она является документом, подтверждающим выполнение всех ведомственных программ на территории края. Этой программой предусматривается выполнение всех задач, которые перед нами стоят. Я подтверждаю, что мощности строительного комплекса региона в состоянии выполнить все инвестиционные проекты, которые реализуются, построить все дороги и объекты жилищно-гражданского назначения, - заявил министр.
Тогда депутат задал риторический, видимо, вопрос: мощности есть, строительных материалов достаточно - где же объекты?
- Кстати, вы даже не все объекты назвали, которые нужно построить. Вы считаете, что они не за вами числятся, а за Диевым. (
Министр заверил настойчивого парламентария: в 2009 году ситуация изменится в лучшую сторону.
- Есть проблемы: проектирование, ФЗ N 94. Кроме того, ажиотажный спрос на жилье в Красноярске привел к тому, что строителям было выгодно строить именно жилье. Они получали с одного подъезда прибыль такую, какую можно получить на всем БКЗ. Поэтому когда бюджет четко регламентирует стоимость работ, когда мы отвечаем за сроки и не даем возможности неэффективно расходовать средства - мы являемся невыгодными заказчиками. Когда сегодня антикризисная программа предусматривает строительство и наших объектов - к нам поменяли отношение, - довольно заметил Глушков.
Депутаты спрашивали у министра, какова ситуация с отведением территории под строительство онкологического диспансера. Уже не один год мы говорим "территория", "конкурс", "да, есть понимание", а воз и ныне там. Урегулирован ли вопрос с городом по отведенной территории для строительства лечебно-диагностического корпуса онкодиспансера? - настаивали парламентарии.
Николай Глушков заверил, что все земельные вопросы урегулированы, однако отметил, что спрашивать о строительстве только со строителей - неверно.
- Мы с администрацией города взяли на себя обязательство расширить территорию за счет сноса домов по улице Смоленской. Средства будут выделены из краевого и федерального бюджетов по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Вопрос не в людях, вопрос в другом: я считаю, что реализовывать эту идею должен не только тот, кто строит. На проектирование необходимо порядка 300 млн руб., а параллельно нужно готовить проект краевого онкологического центра, который необходим медикам, - объяснил Глушков.
На это депутаты заметили, что "если говорить об улице Смоленской, то мы еще лет 5 онкодиспансер не построим".
Мазохистов нет
Депутат Сергей Шахматов счел необходимым пожаловаться министру: субподрядчикам не платят.
- Организации-субподрядчики, которые работают на краевых объектах, обращаются с жалобами: идет их тотальный недорасчет. Ведете ли вы анализ работы генеральных подрядчиков с субподрядчиками? Как решать подобные проблемы? В 2007 и 2008 годах сколько чиновников понесло административную и уголовную ответственность за неисполнение КАИП? - осведомился краевой парламентарий.
Николай Глушков в очередной раз посетовал на Федеральный закон N 94 и посоветовал субподрядчикам в случае чего обращаться в суд. Сергей Шахматов поправил министра - субподрядчик согласовывается с заказчиком.
Николай Глушков явно обиделся.
- Ну зачем вы так говорите? У нас на объектах бывает до 50 субподрядчиков, мы сегодня торгуем объект целиком. Я попрошу представить все обращения в министерство, и мы их посмотрим. Что касается наказания: ну я же не мазохист, я сам себя наказать не могу. На этапе формирования новой команды мы 6 человек не взяли с собой работать. Кого-то мы наказали и рублем: есть несколько фигурантов, которые судятся с УФАС, поскольку попали в "список недобросовестных", - заявил Глушков.
Ответ о возможном наказании явно не понравился депутату, и он отметил, что если "мазохистов" нет, то ответственные лица в наличии.
- По поводу "мазохиста", - заметил Шахматов, - вот не надо здесь так говорить. Вы министр и ответственное лицо, вы можете наказывать внутри своего министерства.
Протест
(Ксения Якубовская, "АиФ на Енисее", 25.02.2009)
Кабальная доля
Их не остановил даже мороз. В минус 30 градусов обманутые дольщики собрались у стен краевой администрации. Пойти на это их вынудило равнодушие и многочисленные отписки чиновников.
По закону "обманутых" нет
У каждого своя история о том, как отдали последние деньги, а получили воздушные замки. Большинство выплачивают ипотечные кредиты за несуществующее жильё. Кого-то тяжбы и разбирательства довели до больницы, а кто-то так и не дождался своего угла.
По словам одного из обманутых соинвесторов
- По-другому не получается. У каждого из нас есть вместительная стопка бумаг из городской администрации и краевого правительства. Пространные ответы или советы обратиться в новые инстанции. Каких-то конкретных разъяснений нет. В прошлом году удалось поговорить с мэрией только после такого митинга. Тогда нам пообещали, что будет создана рабочая группа. Два месяца прошло, а результатов её работы мы не увидели. При этом в законах даже нет понятия "обманутый дольщик".
К замёрзшим митингующим вышли несколько представителей власти. Вице-спикер ЗС
- Нужно разбираться в каждом конкретном случае. Мы не можем сию минуту изменить федеральное законодательство.
- Финансирование строительства бюджетом не предусмотрено, - заявила заместитель начальника строительного отдела управления градостроительства Наталья Свириденко. - В Красноярске остановлено строительство 30 жилых домов. Но практика решения подобных проблем существует. Найдём выход.
Чиновники замёрзли и ушли...
Митингующие обступили чиновников, каждый старался рассказать о своей проблеме. Начальник управления государственных инспекций надзора администрации Красноярского края
- Нас призывают заводить семью, брать ипотеку и покупать квартиру, - сорвалась на крик одна из инвесторов дома на Ботанической
- Нам открыто говорят: "Сами виноваты, что купили квартиру у мошенников", - сквозь слезы говорила Ольга Анатольевна - "хозяйка" пустого места на Судостроительной. - За что же я налоги плачу государству? Для чего надзорные органы - чтобы выдавать разрешения аферистам?
Разные беды
Через полтора часа на морозе протестующие стали расходиться. Акция вышла громкая, но пустая, считают они.
- 27 февраля - ещё один митинг, - сказал мне на прощание Алексей Коровин. - Обещали встречу во вторник, но нас и раньше обманывали. Всё, что пока мы слышим: "Следствие ведётся". Вроде бы, два-три человека из наших смогут войти в состав рабочей группы при администрации. Может, тогда будут конкретные результаты. А пока у нас свои беды, у власти - свои.
Это стало уже традицией и в стране, и в крае. Структуры, призванные оберегать граждан, не выполняют своих прямых обязанностей. Ведь никто из обманутых дольщиков не давал разрешения на строительство, не проводил землеотвод, не контролировал использование средств. Они пришли в компании, которым власть разрешила строить в этом городе. Вложили свои деньги, чаще занятые в банках под огромные проценты, а теперь оказались сами виноваты. Получается, что за десять лет, прошедшие с последней волны строительных мошенничеств, власть ничему не научилась! Не выработали критерии, по которым можно определить жуликов, не смогла поставить лицензионную работу. Поэтому особенно цинично звучат сейчас слова "сами виноваты", "не тем доверили деньги". А ещё обманутых возмущают заявления о необходимости в условиях кризиса поддержать строительную отрасль. И кто даст гарантию, что бюджетные деньги, то есть наши с вами, не попадут в карман очередного жулика? Которому опять понесут свои сбережения люди. Кто выступит для них гарантом?
Телефонный накал
(
"Горячими линиями" пользуется все большее число красноярцев
В последнее время разного рода "горячие линии" обретают все большую популярность у власть имущих, которые позиционируют их не только как средство изучения проблем различных сфер жизни, но и повышения качества услуг, получаемых населением. Однако эффективность подобного рода действий не всегда заметна.
Вековое потепление
Первые "горячие линии" в Красноярске и крае начали появляться еще в конце прошлого века. Правда, тогда они носили скорее характер разовых и сиюминутных акций, направленных на какой-либо аспект жизни города и края. Причем чаще всего этим инструментом пользовались во время разного рода выборов, когда кандидаты в кого-нибудь начинали устраивать их исключительно для формирования позитивного ореола вокруг своей персоны.
Дальше настала очередь "телефонов доверия", которые, по сути, те же "горячие линии". Первыми на этом поприще, как того и следовало ожидать, стали силовые структуры. Оно и понятно, ведь попробуй уследить за всем, что происходит, лишь с помощью и без того снижающегося количества сотрудников. Тут и пришлось вспомнить подзабытый к тому моменту постулат, что эффективная работа органов правопорядка возможна лишь при тесном сотрудничестве с населением. Далее эстафету силовиков подхватили другие организации. Хотя их не было очень много - лишь около десятка на начало 2001 года.
Сегодняшнее состояние этой сферы деятельности далеко от того, что было в начале. Одно только количество "горячих линий" (читай и "телефонов доверия") увеличилось в разы. Сегодня их уже невозможно просто сосчитать: есть своя "горячая" и в министерстве ЖКХ, и в службе занятости, в министерстве здравоохранения их вообще две.
Изменилось и отношение жителей края и города к подобным линиям: если в первые месяцы работы количество звонков от населения исчислялось десятками и лишь иногда сотнями, то сегодня речь идет о тысячах звонков: только за 2008 год по "телефонам доверия" ГУВД позвонило более 2 тыс. человек, ежемесячный оборот позвонивших на "горячие линии" системы здравоохранения перевалил за 1 тысячу. Причем все владельцы "горячих линий" отмечают положительную динамику обращений: например, в ГУВД за прошлый год количество звонков на "телефоны доверия" увеличилось на 68%.
Новое лицо
Помимо увеличения числа "горячих линий" и их аудитории, они сами развиваются, становясь все более современными. Так, на прошлой неделе состоялся запуск объединенной "горячей линии" по системе здравоохранения.
- До сих пор в крае работало несколько медицинских "горячих линий", что временами затрудняло поиск необходимой информации, - говорит министр здравоохранения края Вадим Янин, - теперь же все станет проще.
Новая "горячая линия" должна взять на себя все вопросы населения относительно здравоохранения: и льготное лекарственное обеспечение, и разъяснение, за что надо платить, а за что нет - в общем, весь спектр вопросов.
Телефон будет работать круглосуточно, а отвечать на вопросы звонящих станут специально обученные операторы.
- Мы разделяем операторов на два уровня, - рассказывает директор Красноярского краевого фонда ОМС
Финансироваться линия будет из Фонда обязательного медицинского страхования, попутно позволив наладить адекватные отношения внутри системы ОМС. Заинтересованность Козаченко в этом проекте понятна: в рамках фонда медстрахования существует очень много различных субъектов, обеспечивать взаимодействие которых при старой схеме было очень сложно.
- Это в свою очередь сказывалось на решении важнейшей нашей задачи - защите прав застрахованных, - говорит Козаченко. - Теперь же, когда все "горячие линии" минздрава будут объединены в одну, это станет значительно проще.
Что же касается денег, то суммы здесь невелики: по оценкам специалистов, один телефонный звонок обходится держателю "горячей линии" в 6-9 рублей. Такой же порядок цен обозначил и Козаченко. Правда, что касается проекта минздрава, тут необходимо учесть еще и затраты на обучение операторов первого уровня, озвучивать же полный объем инвестиций в создание новой службы руководитель Фонда ОМС не стал.
Основной вопрос ровно в том, справится ли вновь организуемая служба с таким потоком. Нетрудно посчитать, что при 12-часовом рабочем дне, среднем времени обслуживания одного звонка в 10-15 минут, каждый оператор сможет обслужить до 48 человек, т. е. более 7 тыс. звонков на всю линию в месяц. К тому же Козаченко утверждает, что старые линии продолжат работу.
Линия эффективности
Рвение чиновников организовывать и развивать "горячие линии" понятно: во-первых, создается впечатление открытости власти для диалога с населением. Вторая, более актуальная причина - возможность изучения проблем подотчетных отраслей.
- Ценность "горячих линий" состоит в том, что они позволяют нам выявлять существующие проблемы в системе здравоохранения города, - говорит начальник главного управления здравоохранения администрации Красноярска
Изучение подотчетной отрасли при помощи анализа информации с "горячей линии" представляется весьма перспективным делом. Если посчитать, то содержание одной "горячей линии" на 5-6 операторов обойдется ведомству примерно в 9-10 тыс. рублей в месяц. Тогда как любые маркетинговые и прочие внутриотраслевые исследования, по оценкам экспертов консалтингового рынка, могут стоить не одну сотню тысяч рублей, в зависимости от глубины исследования и предмета.
С другой стороны, работа "горячих линий" должны бы способствовать улучшению качества получаемых населением услуг.
- Сегодня в рамках министерства здравоохранения работают две "горячие линии": по организации медпомощи и по льготному лекарственному обеспечению, - рассказывает Янин. - В рамках их деятельности мы обеспечиваем жителям края большую доступность информации, что должно отразиться на их жизни.
- Сегодня в сфере здравоохранения удалось решить массу проблем, - поддерживает коллегу Шевченко, - это скажется на качестве предоставляемого медобслуживания. "Горячая линия" позволяет нам оценить не только улучшения системы, но и степень их проникновения в жизнь города и края. К тому же мы будем анализировать эти звонки, и в скором времени результаты этого анализа станут критерием для расчета заработных плат и стимулирующих выплат руководителям лечебных учреждений.
По сути, говоря об эффективности "горячих линий", стоит говорить в первую очередь именно о том, что происходит с информацией в дальнейшем. По системе здравоохранения понятно, там информацию собирают, анализируют и делают выводы о проблемах отрасли и конкретных лечебных учреждений в частности. С судьбой звонков на "телефоны доверия" краевого ГУВД тоже все ясно - по итогам проверок принимаются определенные меры. К примеру, за 2008 год по заявлениям с "телефонов доверия" сотрудниками милиции было возбуждено 56 уголовных дел, 406 человек привлечено к административной ответственности, наложено 215 административных штрафов, задержано 19 граждан за различные правонарушения, изъято более 350 литров фальсифицированной алкогольной продукции.
Однако есть отрасли, где не все столь же ясно. Например, жилищно-коммунальное хозяйство, где также уже не первый год работает отраслевая "горячая линия", а поток звонков на нее давно перевалил за 4 тыс. в год. По признанию специалистов, работающих на этой линии, большинство обращений носят информативный характер, правда, нередки и жалобы. Причем в первую очередь разбираются заявления, которые можно решить без привлечения жилищно-коммунальных предприятий, т.е. реальные претензии к комплексу ЖКХ откладываются на потом, к тому же данных по результатам работы этой "горячей линии" отыскать так и не удалось.
Меры против кризиса
(Инна Костюк, "АиФ на Енисее", 25.02.2009)
НА прошедшей в минувший четверг сессии Заксобрания депутаты приняли очередной блок антикризисных законов, поддерживающий экономику края.
предприятиям таких отраслей, как лесозаготовка и переработка древесины, строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, новые законы позволят получить отсрочку или рассрочку по уплате региональных налогов или инвестиционный налоговый кредит на срок до пяти лет. Процентная ставка по кредиту будет начисляться исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ.
Два других закона облегчают жизнь семьям студентов-платников и людям, потерявшим работу. Первым регион готов субсидировать процентную ставку кредита на обучение, начиная с 3-го курса. Для этого студент должен иметь средний балл не ниже 4 и подписать контракт о том, что по окончании вуза отработает в крае как минимум пять лет. Власти готовы помогать жителям любого региона страны, лишь бы получить хорошего специалиста.
Безработным, находящимся в отпуске без сохранения заработной платы, и тем, у кого сокращена рабочая неделя, теперь для получения жилищной субсидии достаточно представить справку о доходах семьи за последний месяц. А не за шесть, как требовалось раньше. Благодаря этому закону теперь практически каждый безработный сможет получить жилищную субсидию. Правда, и здесь накладываются определённые условия. Одно из них - человек должен активно искать работу.
- Блок антикризисных законов позволяет предприятиям, которые инвестируют деньги в развитие, сохраняют рабочие места, получить налоговые отсрочки или рассрочки для более успешной деятельности в очень тяжёлом экономическом положении, - считает Валерий Семёнов, вице-спикер Законодательного собрания края.
Библиотечное насыщение
(Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск", 25.02.2009)
В каком состоянии сегодня находятся наши информационные хранилища - фонды библиотек Красноярского края? Как признают в краевом министерстве культуры, после разрухи 90-х далеко не все проблемы еще решены. Особенно актуален вопрос по комплектованию фондов сельских библиотек. Но в целом по краю за последние три года ситуация значительно улучшилась. Цифры говорят сами за себя.
Финансовая прогрессия
Без малейшего преувеличения можно сказать, что хорошо обстоят дела в четырех краевых библиотеках - детской, юношеской, библиотеке инвалидов по зрению и научной. Некоторое финансирование из бюджета края на них выделялось и в 2005-м, и в 2006 годах. В общей сложности за эти два года - порядка 7 млн рублей на всех, а прежде библиотечные фонды в крае не обновлялись практически десять лет. Но только в 2007 году почти во всех краевых библиотеках (за исключением краевой научной) удалось добиться норматива, установленного Международной федерацией библиотечных ассоциаций, согласно которому ежегодное обновление фондов должно быть не менее пяти процентов. Либо они на десять процентов должны пополняться книгами, изданными за последние два года, и на 30-40 процентов - новинками последних пяти лет.
- В краевой научной библиотеке столь же интенсивно обновлять фонды сложнее, - пояснила главный специалист краевого минкульта Лариса Давыдова. - У нее своя специфика - это не только библиотека для обслуживания читателей, но и библиотека-депозитарий, книгохранилище. Но если прежде ее фонды обновлялись меньше чем на один процент, то в прошлом году удалось почти на два. А в нынешнем году мы обновим фонды краевой научной библиотеки на 3,8 процента.
За счет чего в последние годы удалось насытить библиотеки после столь длительного книжного голода? Во многом благодаря принятию двух региональных программ: ведомственной "Сохранение и развитие культуры" и краевой целевой программы "Культура Красноярья" на 2007-2009 годы. О суммах, которые заложены в этих программах на фонды, наши библиотеки прежде не смели и мечтать. Так, если в 2007 году на обновление фондов краевых государственных библиотек из бюджета было выделено 35 млн рублей, в 2008-м - порядка 45 млн, то в 2009 году эта сумма возрастает до 46 млн. Неудивительно, что ситуация стабилизировалась. И, как надеются библиотекари, кризис на ней не отразится.
Кстати, совокупный библиотечный фонд минкульта края сегодня составляет более 20 млн экземпляров (это публичные и общедоступные библиотеки). А сеть библиотек Красноярского края - она из самых крупных по России, она занимает третье место после Татарстана и Москвы. Соответственно, и наши библиотечные фонды - большой и значимый информационный ресурс в масштабах страны.
Территории не обделены
А что же муниципальные библиотеки? Они тоже не остаются без внимания. Только в рамках уже упомянутой "Культуры Красноярья" на централизованное комплектование книг для этих библиотек предусмотрены приличные средства. В 2007 году сумма составляла 3 млн рублей, в 2008-м - 3,35 млн и в нынешнем году - 3,56 млн рублей.
Казалось бы, не так много по сравнению с главными библиотеками края. Но муниципалам регулярно перепадает и от федерального бюджета. Специально на комплектование фондов муниципальных библиотек Красноярского края в 2007 году Федерация направила порядка 6 млн рублей. В 2008-м - уже 9 млн, а в 2009 году ожидается около 17 млн.
Плюс не стоит забывать о книгах, поступающих в библиотеки от всевозможных дарителей - от фондов, издателей, да и просто щедрых читателей. После первой Красноярской ярмарки книжной культуры наши библиотеки получили от Фонда
Дополнительно получают муниципальные библиотеки и все книги, которые выходят в крае в рамках краевой грантовой программы "Книжное Красноярье". Это издания по экономике и по развитию малого бизнеса, книги, издаваемые краевым управлением информационной политики. В общей сложности стоимость комплекта, который ушел в районы через краевой бибколлектор, потянула примерно на 20 млн рублей.
Итого, если посмотреть, какая сумма в Красноярском крае поступила на комплектование фондов из всех источников, - только в 2007 году она составила больше 81 млн рублей. Это первое место по Сибирскому федеральному округу и третье - по России, после Москвы и Санкт-Петербурга. А в 2008 году общая сумма увеличилась до 95 млн рублей - весьма значительно.
Кстати, есть еще один международный библиотечный норматив, согласно которому на тысячу читателей ежегодно должно поступать не меньше 250 печатных изданий. Так вот, как сообщили в краевом министерстве культуры, по итогам 2007 года у нас этот норматив составил 260 изданий, а в 2008 году - 281 новое поступление на тысячу жителей края. Этот норматив в регионе тоже выполнен впервые.
Целевое пополнение
Итак, фонды муниципальных библиотек в прошлом году обновились на 3,9 процента - почти приблизились к мировому нормативу. Неплохой результат, особенно учитывая, что еще четыре года назад их обновляемость была не более процента. Лишь в 2006 году после Краевого форума культуры впервые за 10 лет для муниципальных библиотек был сделан закуп книг на 1 млн рублей.
И все же, несмотря на столь позитивные тенденции, проблема комплектования фондов сельских библиотек остается достаточно острой. О чем говорить, если некоторые районные власти тратят из местного бюджета на каждую библиотеку менее трех тысяч рублей в год? И в общем объеме этих средств приоритет отдается периодике? На книги на местах денег порой почти не выделяют. В результате чего сельские библиотеки из экономии вынуждены закупать самые дешевые книги - не больше 40-70 рублей за каждую. О каком качестве издания можно говорить при такой стоимости?.. Поэтому, как отметила Лариса Давыдова, на средства краевых программ для муниципальных библиотек закупаются прежде всего те книги, которые сами они себе купить просто не в состоянии.
- В прошлом году мы ориентировались на читательский спрос территорий. В библиотеки края поступило более 36 тысяч книг, из которых примерно 30 процентов - литература для детей, поскольку именно книжные фонды детских библиотек находились в наиболее плачевном состоянии. Из художественной литературы приобретаем только произведения лауреатов различных премий. Закупаем в обязательном порядке краеведческую литературу, дорогие издания по искусству, энциклопедии, отраслевые справочники - в зависимости от нужд каждой территории. А вот детективы, любовные романы и другое легкое чтиво мы в прошлом году за счет краевых целевых средств не приобретали.
Площадей не хватает
Говоря о библиотечных фондах, нельзя не упомянуть еще одну острую проблему - состояние книгохранилищ. Практически все краевые библиотеки испытывают ощутимый недостаток площадей.
Например, если краевой научной библиотеке по нормативам положено не меньше 13 тысяч квадратных метров, то сейчас в ее распоряжении - всего 9 тысяч квадратов. Благо недавно удалось отремонтировать помещение еще на тысячу квадратов. Но даже на этих дополнительных площадях такому огромному учреждению будет тесновато. А среди муниципальных библиотек капремонт сегодня необходим 92 библиотекам.
И все же подвижки есть. За счет бюджета отремонтировано 69 процентов муниципальных библиотек (от числа нуждающихся в капремонте). К июлю в новое помещение, которое сейчас достраивается, переедет краевая библиотека инвалидов по зрению. Как рассказала ее директор Светлана Пермякова, если сегодня площадь библиотеки - 500 квадратов, то в новом здании она увеличится в четыре раза.
- Сейчас у нас не протолкнуться, книги по всем кабинетам, положить некуда - сами видите, какая теснота, - посетовала Светлана Ивановна. - Стеллажи надстроены до недопустимых пределов, полки то и дело обваливаются, не выдерживают тяжести книг. В новом помещении будет гораздо просторнее. Установим там современные передвижные стеллажи, удобные для хранения нашей особенной литературы - рельефно-точечные книги необходимо хранить в вертикальном положении. Так что готовимся к переезду!
Хорошие новости из тюрьмы
("МК в Красноярске", 25.02.2009)
В крае сформирована наблюдательная комиссия из дюжины красноярцев. Персоналии, рассмотренные и одобренные Общественной палатой РФ, уже получили мандаты. Теоретически документ позволяет беспрепятственно пересекать границы колоний, изоляторов, кабинетов следователей, следить за соблюдением прав человека в скрытых от стороннего взгляда местах. Члены комиссии были выдвинуты соответствующими общественными организациями. Среди персоналий есть и пострадавшие от правоохранительной системы. Например, 55-летний Сергей Баякин и 63-летняя Валентина Черезова.
В 90-х экс-депутат горсовета, коммерсант Баякин провел в СИЗО полтора года; экс-начальник ГПЭУ края Черезова - пять месяцев. Оба обвинялись в хищении бюджетных средств ну в очень крупных размерах. Не превратятся ли жертвы системы в ее мстителей?
"А кому мстить? Все, кто за мной гонялся, попали в неприятную ситуацию, некоторые на тот свет, - ответил Сергей Баякин. - Есть некая правда жизни: неправедные дела возвращаются к человеку бумерангом. И народные мстители, такие как Зорро, тоже несчастны". Свое согласие работать в комиссии Баякин объяснил так: "Меня спрашивают: зачем ты останавливаешься на дороге, ведь видишь - бандит голосует? Какая разница, говорю, кто он? Человек попал в несчастье - ему надо помочь. Помогал я этим орлам, преступникам, и в СИЗО - например, учил, как вести себя на суде. Некоторые получили маленькие сроки, благодарят до сих пор".
По словам председателя наблюдательной комиссии, завкафедрой уголовного процесса юридического института СФУ Николая Стойко, в ближайшее время предстоит посещение одного из ИВС Красноярска. Изоляторы - слабейшее звено с точки зрения прав арестованных. Попутно председатель пытается получить краевой грант в размере 350 тысяч рублей, поскольку финансовой подпитки комиссий (они созданы уже в 50 регионах РФ) не предусмотрено.
Тем временем УФСИН края осторожно приоткрыл форточку в мир для своих подопечных. В отдаленных колониях (Норильск, Кодинск, Канск, Громадск, Усть-Илимск) появилась видеосвязь. Заключенным, по заявке близких, предоставляют короткие (до 15 минут) виртуальные свидания. В здании УФСИН в Красноярске для этого оборудовано помещение. Видео-переговоры приравниваются к телефонным и не имеют ограничений по количеству в год, - сообщили нам в управлении. Однако услугой пока воспользовались не больше сотни осужденных. Невозможно поверить, что причиной тому цена - 20 рублей/минута...
В СИЗО "Кресты" (СПб) с января введена система общения подследственных с помощью электронной почты. Письма, пройдя сквозь сито цензуры, "вручаются" адресату в течение 48 часов после того, как он оплатит услугу. В крае о введении электронных посланий только подумывают.
Как мэр увольнял директора
("АиФ на Енисее", 25.02.2009)
Вторую неделю красноярцы с интересом наблюдают за разворачивающимся конфликтом между мэрией и энергетиками
Отправной точкой послужили накопленные управлением капитального строительства долги. После того как сумма достигла полумиллиона, энергетики отключили светофоры на проспекте Молокова. Оживлённая трасса с множеством перекрёстков мгновенно стала самым аварийным участком в городе. Неделю бились машины и травмировались люди. После того как в результате ДТП один человек стал инвалидом, не выдержал мэр Красноярска Пётр Пимашков и публично заявил, что поведение директора Красноярскэнергосбыта Олега Дьяченко вызывает возмущение и "такого руководителя в городе не должно быть!".
Энергетики по-своему отреагировали на публичные выговоры: "Своевременные платежи - гарантия надёжного энергоснабжения". Поэтому увольнять там никого не собираются. На поведение Дьяченко администрация города тоже решила ответить. - Мы не планируем предпринимать какие-то резкие шаги, - сказал нам начальник отдела оперативной информации города Денис Кашин. - Прокуратура ведёт проверку законности действий энергетиков, вот и пусть делает выводы.
В Железногорске появится сеть уличного видеонаблюдения
("Вечерний Красноярск", 25.02.2009)
В Железногорске оборудуют сеть наружного видеонаблюдения. Создание комплексной автоматизированной системы видеонаблюдения в Железногорске проводится по программе "Безопасный город на 2009-2011 годы". В настоящее время идет первый этап реализации программы, ход которого обсуждался на совещании под руководством главы ЗАТО Железногорск Геннадия Баховцева.
В рамках программы завершены работы по созданию сети централизованного оповещения. Во второй половине года камеры видеонаблюдения появятся на нескольких транспортных развязках и перекрестках Железногорска, а также на контрольно-пропускных пунктах на въезде в город.
Общий объем финансирования программных мероприятий из бюджета ЗАТО Железногорск составляет 35 млн рублей, в том числе на 2009 год запланирована сумма около 10 млн рублей.
Реализация данного проекта позволит предупредить социально опасные явления, повысить уровень антитеррористической защищенности населения и объектов, а также снизить уровень административных правонарушений. Кроме того, внедрение видеонаблюдения дает возможность получать необходимую информацию о текущей обстановке, чрезвычайных, аварийных ситуациях в жилищно-коммунальном хозяйстве, что позволит увеличить эффективность работы аварийных и спасательных служб и, следовательно, повысить уровень безопасности в городе.