Переход России на качественную новую платформу в энергетических взаимоотношениях отвечает интересам Узбекистана. Об этом говорится в аналитическом обзоре эксперта Центра политических исследований (Узбекистан) Рустама Махмудова "Энергетические интересы Узбекистана и России: точки совпадения", передает корреспондент ИА REGNUM. По мнению узбекского эксперта, Республике Узбекистан, конечно же, это выгодно с точки зрения увеличения притока валютных средств. "В настоящее время Узбекистан реализует масштабные планы по модернизации и диверсификации своей экономики, и в этой связи, приток дополнительных средств за счет продажи природного газа выглядит чрезвычайно важным. Кроме того, переход на рыночную схему ценообразования с Россией заметно усиливает позиции Узбекистана в вопросе привлечения иностранных инвесторов на свой энергетический рынок, т.к. создает равные условия игры для всех, что в конечном итоге оказывает благотворное влияние на общий климат безопасности в Центральной Азии, снижая влияние геополитической компоненты", - отмечает узбекский эксперт.

По его мнению, находясь на платформе европейской схемы ценообразования в газовой сфере с Россией, Узбекистану легче логически обосновывать стратегию продажи природного газа по рыночным ценам своим традиционным покупателям из Центральной Азии и другим странам ближнего и дальнего зарубежья. "Узбекистан и Российская Федерация традиционно являются крупными игроками на Евразийском энергетическом поле. При этом ряд особенностей их энергетических стратегий имеют общие черты. В частности, обе страны обладают крупными запасами природного газа, находятся на лидирующих позициях в СНГ и мире по его добыче и экспорту. Узбекистан и Россия выступают в роли стран-транзитеров. Также на энергетический сектор приходится значительная часть их ВВП и валютных доходов. Все эти факторы создают долговременные предпосылки для совпадения энергетических и геоэкономических интересов России и Узбекистана по целому ряду направлений. В первую очередь, оба государства заинтересованы в формировании устойчивого рынка сбыта природного газа, построенного на рыночных основаниях, что подразумевает реальную, а не заниженную, цену на поставляемое сырье и благоприятные и предсказуемые условия транзита. В этой связи, весьма прагматичными выглядят усилия Москвы по созданию новых рыночных условий во взаимоотношениях по линии "продавец-покупатель-транзитер"", - говорится в обзоре.

Эксперт считает, что Россия в последние годы настойчиво продвигает подобную модель на постсоветском пространстве. Вполне бескризисно эта модель была реализована в отношениях со странами Прибалтики, что подчеркивает само российское руководство. В то же время определенные трудности при переходе на рыночные условия газового сотрудничества возникли во взаимоотношениях с Украиной, Белоруссией и Грузией. С Минском проблемы перехода на рыночные механизмы были в значительной мере решены за счет передачи им "Газпрому" 50% "Белтрансгаза". Грузия также вынуждена была перейти на рыночную схему ценообразования. В то же время с Киевом процесс продолжается и он отмечается периодическими острыми кризисами, такими как прекращение поставок газа из РФ в виду несанкционированных отборов на украинской территории и перекрытия "Нафтогазом" транзита в Европу.

"Примечательно, что в отношениях с поставщиками из Центральной Азии РФ также стремится перейти на рыночную европейскую схему ценообразования на газ. Если в случае с Европой, Украиной, Белоруссией, Грузией и Молдовой, "Газпром" выступает как продавец, то в случае с тремя странами ЦА и Каспийского региона - Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном, а также потенциально Азербайджаном - как покупатель. Это служит наглядным показателем того, что курс Москвы на построение рыночных отношений в газовой сфере является реальным компонентом российской энергетической стратегии", - заключает эксперт узбекского Центра политических исследований.