Независимость Косово стала вынужденной уступкой Европы американцам и косоварам. Такую точку зрения высказала 17 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Полина Соколова. Напомним, год назад, 17 февраля 2008 года, входящий в состав Сербии край Косово и Метохия в одностороннем порядке провозгласил свою независимость, которая в нарушение всех резолюций Совбеза ООН была поддержана ведущими западными державами.

"С формальной точки зрения, Косово всё больше приобретает черты независимого государства, - считает эксперт. - Оно добилось того, что летом генсек ООН Пан Ги Мун согласился на реконфигурацию ооновской миссии в крае, что полностью вывело ситуацию из рамок резолюции Совета безопасности 1244, оставлявшей Косово своеобразной территорией переходного периода. Была принята конституция, произошло признание, открылись посольства. В январе было заявлено о формировании сил безопасности - фактически регулярной армии Косово численностью 2500 человек, к обучению которых уже приступают инструкторы НАТО. На прошлой неделе было заявлено о начале формирования разведслужб. С одной стороны это всё достаточно незначительные моменты, с другой - это то, что формирует албанскую государственность".

"В целом, независимость Косово стала вынужденной уступкой со стороны европейцев - уступкой и американцам, и самим косоварам. Европейцы абсолютно не знали, что делать с албанцами, которые донимают их уже внутри самой Европы. И, кроме механизма социализации, который был использован для всех восточноевропейских государств в девяностые годы, Евросоюз не смог предложить ничего нового и креативного. Европейцам признание независимости края представлялась стопроцентной гарантией того, что Косово последует известной мантре "стабилизации и ассоциации" в Евросоюз. Потом предполагалось подвигнуть Сербию пойти по тому же пути", - отметила Соколова.

"Собственно, весь последний год показывает, что Сербия полностью встроилась в механизм "стабилизации и ассоциации". Независимость Косово стала подспудным средством принуждения Сербии к европеизации. И после того, как Россия в девяностые годы ослабила своё влияние в Балканском регионе, никакой альтернативы этому у Сербии просто не осталось. На данный момент европейский замысел реализуется достаточно успешно: в апреле Борис Тадич подписал соглашение о стабилизации и ассоциации с Евросоюзом. А на майских выборах в сербский парламент прошла партия, выступающая за независимость Косово. Европейцы рассчитывают на то, что весь регион потихоньку войдёт в "общий европейский дом", где лет через десять все конфликты будут забыты", - считает эксперт.

"Вопрос заключается в том, сможет ли европейское благополучие поставить некоторых бывших лидеров незаконных албанских группировок на путь европейских институтов, и насколько костюмы европарламентариев будут для них удобнее, чем костюмы наркоторговцев. Окончательного ответа на этот вопрос нет", - подвела итог Полина Соколова.