В Санкт-Петербурге местные избиркомы массово отказываются регистрировать кандидатов в муниципальные депутаты. Выборы должны состояться 1 марта, но до середины февраля в городском избиркоме и судах еще будут рассматриваться жалобы получивших отказы кандидатов.
Справка
По данным горизбиркома, о своем желании стать депутатами муниципальных советов заявили 4676 человек. Отказ в регистрации получили 800 из них, причем примерно четверть - из списков партии "Справедливая Россия". "Яблочники" шли как самовыдвиженцы и из них не было зарегистрировано больше половины. Из почти 1,5 тысяч "единороссов" отказ получили 12 человек, из 50 "лдпровцев" - 5, из 550 коммунистов - 55.
Как отметил руководитель юридической службы горкома КПРФ и член петербургского избиркома Константин Смирнов, "наблюдается определённая врощённость" руководителей муниципалитетов в местные избиркомы. "Были нелепые случаи отказов, были случаи, когда людям просто не дали сдать документы", - сказал он журналистам. А "Справедливая Россия" и "Яблоко" прямо заявили, что "идёт отсев кандидатов в пользу правящей партии - "Единой России". Сама "правящая партия" в лице депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова и руководителя городского исполкома Дмитрия Юрьева отрицать своего доминирования не стала, но заявила, что "никакой конкуренции "Единая Россия" не боится" и выразила сожаление по поводу отказа в регистрации кандидатов от других партий. Юрьев, при этом, подчеркнул, что "политизированная" выборная борьба организована методами "политического обобщения", хотя на деле выборы будут "соревнованием людей, а не соревнованием партий". "Выборы будут коммунальными, - отметил Юрьев. - Мы будем выбирать соседей, а не склочников и скандалистов, а некоторые кандидаты демонстрируют именно склочную технологию".
Впрочем, по словам члена избиркома Александра Тетердинко, "уровень компетенции некоторых кандидатов тоже оставляет желать лучшего". "Многие сэкономили на юристах, - пояснил он. - Но я не выступаю адвокатом муниципальных избиркомов: в них есть случаи вопиющего нарушения закона". Член горизбиркома подчеркнул, что всего в комиссию поступило около 250 жалоб (на прошлых муниципальных выборах их было около 300 - прим. ИА REGNUM). При этом Тетердинко согласился с тем, что предвыборная ситуация "излишне политизирована".
Один из самых опытных петербургских политиков, многократный депутат городского парламента, член партии "Яблоко" Михаил Амосов также оказался не зарегистрирован в муниципальные депутаты. Но по его мнению, "ответственность за неправомерные отказы в регистрации несет губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, так как именно в ее подчинении находятся главы районных администраций". По словам Амосова, с уходом на пенсию главы губернаторской администрации Виктора Лобко, традиционного куратора выборов, и назначением на его место "строительного" вице-губернатора Александра Вахмистрова ситуация с проведением выборов вряд ли изменится. Амосов подчеркнул, что "никакой разницы" между Лобко и Вахмистровым он не видит, так как они оба чиновники, и на "условия равной и честной конкуренции" рассчитывать не приходится.
Между тем, процесс контроля за проведением муниципальных выборов со стороны Смольного явно ослаблен. Во-первых, кандидатура Вахмистрова на пост главы губернаторской администрации будет рассмотрена Законодательным собранием Санкт-Петербурга лишь 11 февраля, то есть менее, чем за месяц до муниципальных выборов. До этого времени он останется чиновником высшего звена, но курирующим только строительный блок города. Во-вторых, для самой Валентины Матвиенко проведение муниципальных выборов "как надо", судя по всему, не является задачей первой необходимости: гораздо важнее разворачивающийся экономический кризис, кадровая чехарда в Смольном и, как говорят наблюдатели, ее возможный переход "на другую работу". В -третьих, в городе не наблюдается эффективной работы по сопровождению этих выборов в СМИ. Больше того, компания за "правильное" освещение этой избирательной компании проигрывается Смольным, и это уже не первый случай, когда пропагандистская машина Смольного оказывается неэффективна (например, отставка Лобко однозначно трактовалась всеми СМИ, как ослабление позиций градоначальницы). И все эти аспекты тесно связаны между собой, так как решение о возможном "переходе на другую работу", скорее всего, будет приниматься именно по итогам принятых в Санкт-Петербурге "антикризисных мер" и эффективного взаимодействия не только с Кремлем, но и с общественным мнением города, показателем чего являются в том числе и результаты "маленьких" муниципальных выборов.
Городской избирательной комиссии и руководителям районных администрации будет весьма сложно проконтролировать каждые из 108 муниципальных выборов более, чем по 300 округам: в каждом муниципалитете (и даже некоторых округах - прим. ИА REGNUM) существует своя "местная элита", которая далеко не всегда придерживается позиций "партии власти". Более того, за последние годы в Санкт-Петербурге развернулись мелкие общественные организации по борьбе с уплотнительной застройкой в отдельно взятом дворе, развалом исторического центра на конкретных улицах, строительством новых деловых и жилых комплексов без учета мнения граждан и т.д. Пока эти протестные организации слишком малы для эффективного участия в парламентских и городских выборах, нона уровне муниципалитетов вполне могут показать себя. Горизбирком на таких выборах является больше консультативным органом, а районная администрация без соответствующей команды и контроля сверху может и не проявить должного рвения для приведения выборов к требуемому результату.
Если же учесть кризисную ситуацию и существование "местных авторитетов", то возможно, каждая политическая партия будет вынуждена проводить избирательную кампанию самостоятельно. При этом "Единой России", которая может лишиться части традиционной "поддержки" со стороны исполнительной власти, действительно придётся бороться с PR-ресурсом "Справедливой России", ресурсом общественной поддержки кандидатов от "Яблока" и ресурсом КПРФ, который, несмотря на недавний раскол, еще сохраняется в ряде муниципалитетов.
Теоретически некоторые основания для борьбы за места в муниципалитетах есть: они решают ряд вопросов жилищного хозяйства, социальные вопросы, проблемы благоустройства территорий и другие вопросы локального характера. Правда, на деле возможности "местных" депутатов в данных сферах все-таки ограничены: во-первых, из-за недостатка полномочий, во-вторых, из-за недостатка финансовых ресурсов. Фактическ муниципальные советы призваны исполнять волю вышестоящих администраций и расширяться их полномочия, как полагают эксперты, в обозримом будущем не будут. Причиной же довольно шумной предвыборной кампании, развернутой политическими партиями, стало, как полагают аналитики, желание в очередной раз "показать свои мускулы". Некоторые эксперты при этом отмечают, что результат данных муниципальных выборов станет своеобразным "заделом" для участия в выборах Законодательного собрания города и Государственной думы РФ. Сейчас нынешние городские депутаты могут еще раз проверить свои команды в каждом конкретном микрорайоне, а муниципальные активисты получают возможность показать себя и выйти на более широкую политическую площадку.
Дмитрий Матвеев