Артем Геворкян: Армения - кризис строгого режима
История одного миллиарда
Некоторое время назад
Есть все основания предполагать, что объем частных трансфертов, за счет которых во многом и выживали граждане Армении в течение последних лет, в текущем году существенно сократится в силу последствий глобального финансового кризиса. Сократятся и без того скудные доходы армянского бюджета, который сопоставим с объемом поступающих в страну трансфертов. Предполагаемая сумма совокупного сокращения объемов трансфертных переводов и бюджетного дефицита, как раз и может составить заявленный 1 млрд. Трансферт, как ключевое понятие армянской экономической модели, имеет несколько предназначений. Первое и прямое, это средство выживания населения. Второе - высокодоходный бизнес для олигархических кланов подконтрольных власти. И если с первым все понятно, то суть зависящего от трансфертов высокодоходного бизнеса требует пояснений. (см. ст. Корпорация "Армения").
Транспортная и энергетическая блокада Армении способствовали фактическому демонтажу промышленного производства с последующей экспансией на армянский рынок продукции иностранного происхождения - от сельхозкультур из Ирана, до высокотехнологических товаров из Арабских Эмиратов. В свою очередь, когда стало понятно, что оставшемуся в республике населению деваться решительно некуда, но у большей части есть поддержка родственников из-за рубежа (как правило, в валюте), на свет родилась резервационная схема бизнеса. Потоки импорта были распределены и монополизированы олигархическими кланами, жестко подконтрольными власти, а покупательская способность иностранной валюты на внутреннем рынке резко занижена. Таким образом, конвертируя получаемые в иностранной валюте трансферты в драм, курс которого искусственно укреплялся, население, направлявшее эти средства на потребительский рынок, вынуждено было втридорога покупать у импортеров-монополистов товары первой необходимости. В то время как монополисты, конвертируя дорогой драм в дешевую иностранную валюту, избыток которой и создавали трансферты, извлекали сверхприбыли.
Указанная схема имела, казалось бы, одно условие для существования - отсутствие конкуренции, в данном случае, на рынке импортных поставок. Однако совершенно не к месту для армянских олигархов разразившийся кризис вскрыл еще одну уязвимую проблему резервационной бизнес-схемы. Если у населения нет денег, так как упал объем трансфертов, то никакая монополия бизнесу не поможет, то есть, у олигархов, видимо, начинают появляться сомнения в эффективности власти, для которой так много было сделано, в том числе, первого марта. И дабы не искушать судьбу, родное для олигархов правительство Армении направляет вышеуказанную заявку на кредит в правительство РФ. При этом с большой долей вероятности следует предположить, что вряд ли помимо драматической истории о судьбе оставшегося без трансфертов населения, армянские чиновники озвучили историю об обделенных сверхприбылью олигархах, чьи интересы в действительности и призван защитить заявленный 1 млрд. долларов.
Кстати, курс драма по отношению к ведущим мировым валютам не изменился. И это при том, что около 40% всего импорта в Армению поставляется из стран
Миф о границе
Цюрихская встреча Саргсяна - Алиева, проводимая в русле московской декларации "....в атмосфере конструктивности...", о чем в этом же документе заявили его подписанты, является неотъемлемой частью футбольно-дипломатических усилий Саргсяна на турецком направлении. Изнывающему под грузом социально-экономических и культурно-политических проблем населению Армении,
Инициатива с разблокированием границ не может принести социально-экономического облегчения, ибо монополисты, сконцентрировавшие в руках потоки импорта, так или иначе, убьют конкуренцию и на турецком направлении, ибо монополисту в сущности все равно, что продавать втридорога, товар, транзитируемый через Поти, или продукцию, завозимую из Турции. С одним вопросом: пойдут ли на подобный формат "бизнеса" турки? Скорее всего, пойдут, ибо турецкая товарно-финансовая экспансия способная потенциально еще сильнее обогатить контролирующих импорт олигархов, добьет оставшиеся осколки промышленного производства, сконцентрированного в руках нерадивых иностранных инвесторов.
Однако, более опасен для власти народный гнев, который будет возрастать по мере исчезновения надежд, подаренных мифом о разблокировании границ и обидой от возможной профанации с территориями. А цюрихская встреча - не более чем ритуальный танец в истории, где заранее все предрешено, чему действующие лица способствуют всеми силами и об этом ниже.
Раздвоение тылов
"...У нас проблем нет", заявил Серж Саргсян своему коллеге
Поддержка Москвы стала претерпевать изменения после того, как Саргсян втянулся в скверную историю, противоречащую концепции Путина об акцентированном военно-политическом присутствии России в регионе Южного Кавказа. Речь идет о футбольно-дипломатических инициативах Саргсяна, дополненных московской декларацией президентов России, Армении и Азербайджана. Эти начинания в совокупности способны выбить из сферы российского военно-политического влияния Армению, собственно и символизирующую в единственном числе это самое военно-политическое присутствие России в регионе Южного Кавказа. Сие стало возможным в силу ряда обстоятельств, по всей видимости, берущих начало в западном полушарии планеты, где, кстати, заинтересованы в провоцировании любыми способами конфликта между Путиным и Медведевым. Недаром, господин Брайза столь настойчиво и не стесняясь в выражениях ("золотая возможность" пропадает), уговаривал турецких коллег поддаться футбольно-дипломатическим устремлениям Саргсяна, для которого стимулом инициировать все это были: во-первых, вопрос собственной легитимизации на Западе после первомартовских событий в Армении и, во-вторых, давление олигархического лобби, жаждущего расширения импортопотока за счет поставок через Турцию.
Бурные споры на уровне общественности и экспертного сообщества оказались прерванными объявлением о подписании Московской декларации, что незамедлительно было истолковано, как акцептирование Москвой всей "саргсяновской" схемы, включая и футбольно-дипломатическую составляющую.
Однако, уже на этом этапе имеет смысл заменить термин "поддержано Москвой" на "поддержано Медведевым", который после своего шокового президентского почина грузино-осетинской войной, стремясь скорректировать формирующийся на Западе милитаристский имидж России, решился на демонстрацию мирной инициативы в недавно охваченном войной регионе. При этом другие сопредседатели Минской группы
В свою очередь для Саргсяна попытка легитимизации на Западе, сдобренная медведевской мирной инициативой, стала оборачиваться сходом с путинской политической платформы и, как следствие, раздвоением московского тыла Саргсяна. Осознав это, Саргсян пытается корректировать собственную линию, едет в Давос, где сидя в первых рядах, прилежно выслушивает доклад Путина, затем получает благодарность за приезд на медведевский газовый саммит в Москву. Остается разобраться: благодарность - это образчик знаменитой путинской иронии, последнее китайское предупреждение или "шуба с царского плеча"? А может Саргсяну все померещилось?
Вышеизложенное порождает ряд вопросов. Каким образом и будет ли вообще функционировать схема фактически товарных дотаций Армении по некоторым объемам газа, который закупался у России и по гораздо более высокой цене перепродавался на рынке, в частности, Грузии, что служило неплохим подспорьем и армянскому бюджету и благосостоянию некоторых структур? Ведь после того, как Грузия передала свои ГТС Азербайджану в обмен на долговременный контракт на поставку газа, чему не в последнюю очередь способствовала мозолящая грузинам глаз армянская газовая схема, стабильность транзита газа в Армению через грузинскую территорию может сопровождаться рисками финансово-технического характера. Более того, каким образом инициативный миротворец Саргсян вместе с гарантом московской декларации Медведевым собираются воздействовать на третьего и наименее миротворчески инициативного подписанта декларации Алиева в случае возникновения подобных рисков?
Раздвоение московского тыла может повлечь за собой ослабление комплексного военно-технического взаимодействия двух стран, что сильно ударит по обороноспособности и боевым возможностям ВС Армении. Жесткая ориентация армянского генералитета на политическую власть в стране не в последнюю очередь обусловлена негласной обязанностью власти, гарантировать указанное военно-техническое взаимодействие с Россией, ибо речь идет о сохранении государственности в условиях, когда существует риск возобновления боевых действий (...Завершился первый этап войны и мы в любой момент готовы любым путем освободить родные земли от оккупантов... И. Алиев).
Любые инициативы, способные нанести урон армяно-российскому военно-техническому взаимодействию, имеют шанс натолкнуться на жесткое неприятие армянского генералитета, который четко осознает, что: во-первых, сотрудничество с иными военно-политическими организациями вряд ли может происходить на условиях, близких к сегодняшним армяно-российским договоренностям в военной сфере, во-вторых, иные военно-политические организации вряд ли готовы гарантировать сохранение сегодняшнего расклада по подконтрольным районам и НКР.
Картину раздвоения тылов дополняют противоречия провластных олигархов, которые уже трактуются, как потенциальный конфликт между Сержем Саргсяном и его предшественником
Артем Геворкян - генеральный директор ЦСиМИ "SOCIUM", кандидат социологических наук.