Какой ширины и под чьим контролем будет Лачинский коридор: Нагорный Карабах за неделю
Перестрелки
Азербайджанские СМИ вновь сообщают о нарушении армянской стороной режима прекращения огня. Как сообщает АПА, "вражеские подразделения 19 января с 09.51 по 10.00 с позиций, расположенных вблизи села Куропаткино Ходжавендского района обстреляли позиции Вооруженных сил Азербайджана". Огонь велся из автоматов и пулеметов. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.
Армянская сторона 22 января вновь нарушила режим прекращения огня, передает Day.Az. Согласно информации, армяне с позиций, расположенных вблизи села Юсифджанлы Агдамского района, села Гервенд и на безымянной высоте Физулинского района, и на безымянной высоте Ходжавендского района обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии. Согласно агентству, режим прекращения огня был нарушен также и 23 и 24 января вблизи села Сарыджалы Агдамского района, села Горган и безымянной высоты Физулинского района. Огонь велся из автоматов и пулеметов. "Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет", - сообщает азербайджанский источник.
1news.az сообщает о том, что 25 и 26 января армянские вооруженные формирования подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана сразу в нескольких направлениях фронта. Согласно агентству, 25 января с 12.30 по 13.05 позиции Национальной армии в Гедабекском районе обстреливались со стороны Красносельского района Армении. 26 января с 23.45 по 00.00 огонь велся со стороны сел Ашаги Сейидахмедли, Гярвянд и Гараханбейли Физулинского района, а С 23.30 по 00.00 обстрел велся со стороны армянских подразделений, дислоцированных на безымянных высотах Ходжавендского района, - "ответным огнем вражеские позиции были подавлены, потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".
Инцидент
По сообщению пресс-службы Минобороны Азербайджана, 26 января армянские подразделения предприняли попытку захватить один из постов азербайджанской армии на линии соприкосновения Вооруженных сил сторон, передает ИА REGNUM. "Подразделения армянских Вооруженных сил предприняли попытку занять один из постов азербайджанской армии. С этой целью они начали атаку на азербайджанские позиции у села Джавахирли в Агдамском направлении. Вооруженные силы Азербайджана предприняли ответные меры, подпустив армянские подразделения несколько ближе к собственным позициям. В результате противник понес потери в количестве трех человек, достаточное число нападавших было ранено. На данный момент тело одного из нападавших находится у азербайджанской стороны. Азербайджанские подразделения потерь не понесли, раненых также нет", заявляет минобороны Азербайджана.
Как сообщили в министерстве обороны НКР, 26-го января в районе 17:30 Бад Вачаганович Тадевосян, который, согласно предварительным данным, страдает психическим заболеванием, сделал попытку направиться в сторону азербайджанских опoрных точек в районе селения Агдам. Попытки военнослужащих карабахского опорного пункта предотвратить его продвижение не принесли результатов. В сложившейся обстановке противник открыл огонь в направлении армянских позиций. В результате перестрелки был убит Бад Тадевосян и солдат Аркадий Шмавонович Акопян, 1983 года рождения. По предварительным данным, на стороне противника также есть жертвы. Тело Тадевосяна находится на азербайджанской стороне.
Военнопленные
Как сообщает PanARMENIAN.Net со ссылкой на бакинские СМИ, в Военном суде Баку по делам о тяжких преступлениях проходит судебное рассмотрение по уголовному делу солдата Вооруженных сил Азербайджана Эйбатова Вюсала Ширсултан оглу, обвиняемого в государственной измене. 3 мая 2008 года он был возвращен на Родину. Обвиняемому Эйбатову предъявлено обвинение по статье 274 (государственная измена). Судебный процесс продолжается. Агентство напоминает, что Эйбатов был задержан военнослужащими Армии обороны НКР 11 апреля 2008 года у села Юсифджанлы Агдамского района при переходе на карабахскую сторону. Государственная комиссия НКР по вопросам военнопленных и без вести пропавших своевременно проинформировала о случившемся аккредитованные в Нагорном Карабахе офисы
Согласно бакинской газете "Зеркало", семье солдата Национальной армии Азербайджана Рафика Рахман оглу Гасанова, удерживаемого в армянском плену, было передано его письмо. Об этом "АПА" сообщил отец военнопленного Рахман Гасанов. Он обнародовал текст письма сына: "Я жив и здоров. Со мной все в порядке. Скоро мы встретимся. Передавай привет всем родственникам". Газета отмечает, что сотрудники армянского представительства Международного Комитета Красного Креста 21 января встретились с Рафиком Гасановым. Они поинтересовались условиями его содержания и состоянием здоровья. Представитель Международного Комитета Красного Креста от имени Рафика Гасанова написал письмо его семье. Газета напоминает, что солдат Национальной армии Азербайджана Р.Гасанов был взят в плен армянскими военнослужащими при неизвестных обстоятельствах 8 октября 2008 года на территории Газахского района. В связи с тем, что Гасанов не умеет читать и писать, за него письмо написал представитель Международного Комитета Красного Креста.
Мониторинг
По сообщению степанакертской газеты "Азат Арцах", 27 января миссия ОБСЕ провела очередной мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вблизи населенного пункта Талиш Мартакертского района НКР. Соответствующая договоренность была достигнута с властями НКР, которые выразили готовность содействовать проведению мониторинга и обеспечить безопасность членов миссии ОБСЕ. С позиций Армии обороны НКР наблюдение осуществляли полевые помощники Личного представителя Действующего Председателя ОБСЕ
Как сообщает ИА REGNUM, мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано.
Процесс урегулирования
После встречи президентов и министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Швейцарии мы выскажем свою позицию по поводу конкретизирующих предложений по базовым принципам урегулирования конфликта, представленных посредниками в Хельсинки в декабре прошлого года. Как сообщает "АПА", об этом журналистам заявил министр иностранных дел Азербайджана
Как передает Day.Az, министр иностранных дел Азербайджана
20 января министр иностранных дел Армении
"Я бы не стал делать какие-либо прогнозы о сроках решения конфликта - весной, летом, осенью или в следующем году. Такие заявления всегда звучали, но, как правило, эти прогнозы не сбывались". Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил глава МИД Армении
Для разрешения нагорно-карабахского конфликта необходимо создать атмосферу доверия между сторонами конфликта. Если Армения будет отвечать на каждое проявление антиармянской пропаганды Баку, то ситуация может зайти в тупик. Об этом сегодня в ходе итоговой пресс-конференции в Ереване, отвечая на вопрос корреспондента PanARMENIAN.Net, заявил глава МИД Армении
"На встрече с президентом
"Существует реальная возможность того, что летом этого года, в июне, стороны подпишут рамочное соглашение по основополагающим принципам карабахского урегулирования", заявил после последнего визита в регион американский сопредседатель ОБСЕ
Газета "Новое время" считает, что переговорный процесс продолжает набирать обороты и пробуксовка ему не грозит - по крайней мере на данном этапе. По мнению газеты, это стало результатом прорыва, достигнутого 2 ноября прошлого года в Москве, где президентами
Своим мнением относительно ожиданий от двусторонних встреч в Швейцарии поделился с бакинской газетой "Эхо" азербайджанский политэксперт
Как сообщают дипломатические источники газеты "Айкакан жаманак", завершению работ над основополагающими принципами урегулирования конфликта препятствует лишь один вопрос - вопрос Лачинского коридора. В частности, пишет газета, какой ширины должен быть этот "коридор" и какие силы будут его контролировать.
В рамках проекта "Семена мира", осуществляемого при финансовой поддержке голландской организации ICCO, Нагорно-Карабахский комитет "Хельсинкская инициатива-92" (ХИ-92) организовал дискуссию на тему перспектив урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в контексте Майндорфской декларации. Как сообщает
На вопросы PanARMENIAN.Net отвечает советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян
Недавно в Ереване прозвучала мысль о том, что "ключи от Карабаха не в Ереване и не в Баку". Подразумевается, что они в руках держав. Как вы прокомментируете это заявление?
К сожалению, подобные заявления демонстрируют неверие в собственные силы, отсутствие должного профессионализма в анализе мирового политического процесса и понимании методологии влияния на него. История Армении свидетельствует, что упование на решения иностранных держав, как правило, приводило к катастрофам. Этими заявлениями пытаются информационно трансформировать Нагорный Карабах из субъекта международных отношений в объект игр разных мировых политических сил, фактически вернуть мировое сообщество в эпоху колониальных захватов, когда статус народов определялся иностранными державами. Но сейчас - XXI век, следовательно, определение статуса НКР - исключительное право народа Нагорного Карабаха. Карабахский вопрос решен путем создания независимого карабахского государства, являющегося главной гарантией безопасности народа Нагорного Карабаха. Существующие негативные тенденции заставляют говорить об очевидных азбучных истинах. Ключ от Карабаха находится в руках самих карабахцев, у армянского народа. Нагорно-Карабахская Республика является давно состоявшимся государством с четко артикулированными собственными национальными интересами, что признается многими в мире. С момента своего образования НКР обладает международной правосубъектностью. В статье № 3 "Конвенции о правах и обязанностях государств" зафиксировано, что "политическое существование государства не зависит от признания другими государствами". Невозможно урегулировать азербайджано-карабахский конфликт, во-первых, без окончательного скорейшего признания независимости НКР и, во-вторых, без полноценного участия ее в переговорах. Признание НКР должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной. Только после выполнения этих двух системообразующих условий будет возможно на втором этапе переговоров решить на взаимной основе наиболее сложные проблемы: территории, беженцы, границы. Независимый государственный статус НКР не подлежит обсуждению, а должен быть незамедлительно признан и подписан мирный договор между НКР и Азербайджаном, отвечающий коренным интересам карабахского и азербайджанского народов.
Насколько правомочны власти Армении подписывать какие-либо документы от имени НКР?
В любом документе важно его содержание, зафиксирована ли там скорейшая дорога к незамедлительному окончательному признанию независимости НКР, или нет. Еще раз подчеркну, что признание НКР должно быть отправной точкой любых переговоров. Очевидно, что основными участниками азербайджано-карабахского конфликта являются Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Необходимо констатировать, что Азербайджан использует двусторонний формат консультаций с Арменией исключительно в пропагандистских целях - для представления Армении в качестве агрессора. Без подписи НКР значение любого документа обесценивается, а двухсторонние переговоры являются нарушением международно-признанного ОБСЕ и другими международными структурами юридического трехстороннего формата переговоров Нагорный Карабах-Азербайджан-Армения.
В новогодней речи Ильхама Алиева вновь прозвучало, что "Азербайджан никогда не согласится на независимость Нагорного Карабаха". Это для внутреннего пользования или для международного сообщества также?
В первую очередь такие заявления власти Азербайджана делают с целью шантажа и оказания давления на мировое сообщество, соизмеримого с Мюнхенским диктатом нацистской Германии перед второй мировой войной. В Баку систематически призывают к развязыванию новой агрессии и террористической интервенции против НКР, устраивают военные провокации на границе, готовят планы блицкрига. Азербайджан закупает оружие у Украины, Турции и Израиля, раскручивает гонку вооружений, усиливает милитаристскую риторику и расистскую антиармянскую пропаганду в СМИ и системе образования. Систематические призывы официальных представителей Азербайджана к уничтожению Армении и Нагорного Карабаха, прозвучавшие впервые после разгрома нацизма, демонстрируют его истинные намерения, идут вразрез с ценностям мирового сообщества в XXI веке и противоречат критериям членства как в ООН, так и в других международных организациях. Политика умиротворения азербайджанского агрессора за счет Нагорного Карабаха может привести к новой войне, как и в годы, предшествующие второй мировой войне. От затяжки окончательного признания НКР никто в мире не выигрывает, наоборот проигрывают многие, в том числе и Азербайджан. Признание Азербайджаном независимости НКР обеспечит общие коренные интересы народов НКР и Азербайджана: прекращение почти столетнего конфликта и недопущение новой войны и новой волны беженцев; решение проблем беженцев; формирование стабильных институтов, обеспечивающих демократию и законность; обеспечение государственного суверенитета НКР и Азербайджана; экономические реформы и повышение благосостояния; прекращение гонки вооружений; вместо линии фронта формирование цивилизованных границ добрососедства и сотрудничества. Необходимо историческое примирение народов НКР, Азербайджана и Армении, первым шагом к чему, несомненно, послужило бы признание Азербайджаном независимости НКР. Для Азербайджана это был бы поистине смелый и достойный шаг.
Недавно один дипломат из Казахстана заявил в Ереване, что для Астаны оба принципа равноценны, что вызвало "бурю негодования" в бакинских СМИ? Не пришла ли пора представления серьезных аргументов против пресловутой территориальной целостности Азербайджана?
Полностью с вами согласен. Важно подчеркнуть, что окончательное признание независимости НКР не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не угрожает его существованию. Принцип территориальной целостности не применим к Азербайджану по многим международно-правовым основаниям, но главное - Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав Азербайджана. Набившие всем оскомину постоянные заклинания ряда политиков о признании территориальной целостности Азербайджана и отсутствие жесткого и однозначного осуждения азербайджанских заявлений о неизбежности войны подрывают усилия в переговорах, так как лишают Баку стимулов для поиска компромиссов. Кроме того, в числе десяти принципов Хельсинкского Заключительного акта содержатся еще два принципа, причем имеющих прямое отношение именно к конфликтам - мирное разрешение споров и неприменение силы или угрозы силой. Антиправовое противопоставление принципа права народов на самоопределение и территориальной целостности также самым серьезным образом мешает переговорному процессу. Согласно международному праву, принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить территориальной целостности, так как применяются они к разным сферам международных отношений. Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и даже Косово провозгласили независимость без учета мнения бывших метрополий, что соответствует новым подходам и практике мирового сообщества, сформулировавшим принцип потери страной своих международно-признанных прав на какую-либо территорию в случае неспособности правительств осуществлять эффективное управление на принципах демократии, уважения прав человека, этнического мира и региональной стабильности. Ситуация с Косово характеризуется в мировых СМИ и политологических анализах устойчивой аббревиатурой UDI - от английского Unilateral Declaration of Independence - "одностороннее провозглашение независимости". По своему демократическому развитию, по демократическим стандартам НКР намного опережает Косово, а современная Сербия намного опережает Азербайджан по тому же самому параметру. Хочу также подчеркнуть, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. (PanARMENIAN.Net, с сокращениями).
"Оружейный скандал" Как пишет издание
Азербайджан напомнил России, что факт передачи крупной партии вооружения Армении уже имел место в 1996 году, тогда Россия тоже все отрицала, но после все-таки призналась, пишет Bakililar.AZ, отмечая, что МИД Азербайджана не удовлетворен ответом России по поводу информации о передаче российской военной техники Армении.
Министерство иностранных дел Азербайджана ожидает конкретного ответа на вопросы, повторно направленные российской стороне в связи со сведениями о передаче Россией Вооруженным силам Армении военной техники и боеприпасов на сумму 800 млн долларов из военной части N102, расположенной в армянском городе Гюмри. Об этом "525-й газете" сообщил первый секретарь пресс-службы МИД Азербайджана Эльхан Полухов. Газета напоминает, что несмотря на то, что посол России в Азербайджане
Дезинформацией и фальшивкой назвал посол России в Азербайджане Василий Истратов распространенный в азербайджанских СМИ документ о якобы имевшей место передаче российского оружия Армении. "Такого документа не было, таких поставок не существует", заявил он 20-го января на брифинге в Баку. Истратов выразил надежду, что окончательная точка в этом вопросе будет поставлена во время личных контактов, которые в скором времени состоятся сначала между министрами обороны двух стран, а затем главами внешнеполитических ведомств. "Вопрос о проведении этих встреч согласован. Мы рассчитываем, что министры не только поставят точку в этом вопросе, но и создадут условия, чтобы подобные непонимания не возникали в будущем", сказал дипломат. Он выразил сожаление в связи с тем, что, несмотря на официальную ноту МИД РФ, опровергающую информацию о передаче оружия, в азербайджанских СМИ продолжается эта кампания, и ряд депутатов Милли Меджлиса выражает негативные мнения по данному поводу. ("Республика Армения"). В министерстве иностранных дел России 21 января советнику-посланнику посольства Азербайджанской Республики Бахшу Зейналову была передана нота Министерству иностранных дел Азербайджанской Республики. Как сообщает "АПА", в документе отмечается следующее: "МИД Российской Федерации, ссылаясь на ноту Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики N5/10-080/04/09 от 15 января 2009 года, в ответ на высказанную Азербайджанской стороной озабоченность доводит до сведения МИД Азербайджана, что Министерством обороны Российской Федерации не передавалось и не продавалось в 2008 году армянской стороне вооружений и военной техники по номенклатуре и в количестве, которые стали предметом некоего документа, опубликованного 8 января 2009 года на интернет-сайте "www.mediaforum.az" и получившего широкий негативный общественный резонанс в Азербайджанской Республике, в том числе в ее средствах массовой информации. Указанная публикация является дезинформацией, носит явно выраженный антироссийский характер и не способствует позитивному развитию дружественных российско-азербайджанских отношений. С учетом изложенного российская сторона считает, что вопрос, поднятый в упомянутой ноте Министерства от 15 января 2009 года, исчерпан, и выражает уверенность, что при появлении тех или иных озабоченностей стороны впредь не будут делать поспешных выводов и шагов, а будут совместно разрешать возможные сомнения в духе тесных отношений стратегического партнерства, которые связывают Российскую Федерацию и Азербайджанскую Республику".
Скандал по поводу просочившейся в СМИ Азербайджана информации о передаче Россией Армении военной техники не утихает до сих пор. Азербайджан не поверил ни официальным заявлениям России, ни словам главы МИД России
Азербайджанский политолог
На вопросы бакинской "Эхо" отвечает российский политолог, депутат
Какой вам кажется на сегодняшний день ситуация, связанная с оружейным скандалом между Баку и Москвой?
Пока мы не знаем технических деталей этого вопроса. Передача российского вооружения Армении, как мне кажется, могла осуществляться в рамках военно-технической помощи России Армении на основе договора о военно-политическом сотрудничестве. Ереван традиционно поддерживает Россию, предоставляет свою территорию для военной базы РФ. В итоге Армения может пользоваться благосклонностью и военно-политической поддержкой России. Подобное сотрудничество включает в себя подготовку военных кадров, передачу военной техники, иного вооружения.
Милитаризация региона опасна, это как бы способствует нарушению стабильности. Как в этой ситуации можно расценивать системные и настойчивые поставки российского вооружения Армении, пусть даже в рамках ОДКБ? Это не добавляет нестабильности региону Южного Кавказа?
Трудно сказать. Возможно, это даже снижает напряженность. Поскольку наиболее динамично развивающейся страной региона все же является Азербайджан, у которого темпы экономического роста в несколько раз выше, чем у Армении, естественно, экономическая мощь Баку также выше, чем у Еревана. Соответственно рост военного бюджета в Азербайджане также выше. Недаром руководство страны поставило цель: военный бюджет Азербайджана должен быть больше всего бюджета Армении. В принципе, эта цель достижима. Но ведь это может привести к изменению военно-политического баланса в регионе, а это становится некой структурной предпосылкой для начала военного конфликта между сторонами. Это может принести неисчислимые бедствия народам обеих стран. Изменение баланса, в свою очередь, может привести наиболее радикальные политические круги в Азербайджане к мысли о возобновлении боевых действий. Таким образом, поставки оружия Армении создают баланс, уменьшают риски, предотвращают сползание конфликта к возобновлению боевых действий. Более того, это не только в интересах Армении, но и Азербайджана. Конечно же, было бы лучше заключить договор о недопущении гонки вооружения, а она происходит во всех странах региона. Так если эта гонка происходит, то уж лучше пропорционально.
Фактически Россия помогает Армении не отставать и догонять Азербайджан?
Да. Лидером в военно-политическом направлении является скорее Баку, чем Ереван.
Как тогда в этом случае относиться к стремлению России, как минимум декларативному, сохранять нейтралитет и оставаться в роли беспристрастного посредника в процессе мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта?
В данном случае Россия, поддерживая более широкое военно-техническое сотрудничество с Арменией, склоняется в сторону Еревана. Но Москва готова вести такое же военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном. Это вопрос желания официального Баку. Россия готова проводить работу в этом направлении вплоть до вхождения Азербайджана в ОДКБ. Это, конечно же, привносит некоторые структурные противоречия с Арменией. Но, тем не менее, опять же РФ готова пойти на более углубленное, чем сейчас, военно-политическое сотрудничество с Азербайджаном. Что касается Минской группы ОБСЕ, то позиции США и Франции здесь также трудно назвать равноудаленной, поскольку армянское лобби в этих странах делает политику Вашингтона и Парижа, более склоняющуюся к Еревану, чем Баку.
Вы ставите под сомнение равно удаленность США и Францию, но мы до сих пор пока еще не слышали о поставках вооружений этих стран для Армении?! Ситуация с Россией иная...
Это правда. Так как между этими странами и Арменией нет договора о военно-политическом сотрудничестве. Но есть очевидная политическая поддержка.
В любом случае поддержка оружием - это что-то более существенное...
Может, и так. А, с другой стороны, ведь неизвестно, будет ли стрелять это оружие.
Но ведь когда-то оно выстрелит...
Может, выстрелит, а может, нет. В то же время политическая поддержка постоянная и она работает, а с оружием все не так очевидно: будет, не будет.
Кстати, МИД России настойчиво отрицает факт безвозмездной передачи оружия Армении. Но по разговору с вами становится очевидным, что такая операция в принципе могла быть, и, более того, это было бы логично. На ваш взгляд, министерство выполняет свою миссию и всячески пытается "замять" инцидент?!
Опять же, с полной уверенностью о передаче оружия мы говорить не можем, так как у нас нет информации о технических деталях. К тому же, я говорю вообще о военно-техническом сотрудничестве, а об отдельных передачах говорить не могу, так как не имею информации. МИД отстаивает интересы Российской Федерации.
Как этот инцидент может отразиться на азербайджано- российских отношениях? Повлияет ли этот случай на посредническую миссию России в рамках Московской декларации, которая была подписана минувшей осенью между участниками армяно-азербайджанского конфликта?
Нет. Думаю, отношения не пострадают, так как Россия заняла твердую позицию непризнания региона Нагорного Карабаха после прецедентов Косова, Абхазии и Южной Осетии. В этом смысле позиция РФ можно даже назвать больше проазербайджанской. Политика России направлена на то, что не изменить статус-кво, не допустить возобновления боевых действий, оставить ее в нынешнем состоянии. Россия полна решимости - не допустить этого. Если что и угрожает отношениям Москвы и Баку, так это присутствие Азербайджана во всякого рода в
Похожий оружейный скандал имел место в 90-е годы прошлого столетия. Тогда Москва поначалу отрицала факт передачи оружия, но впоследствии вынуждена была признать. На этот раз картина может повториться?
Ну, полнотой информации я не обладаю, может, повториться, а может, нет. Политический анализ позволяет нам видеть, что такого рода вещи возможны. Между Россией и Арменией существует системное военно- техническое сотрудничество в рамках ОДКБ.
Оружие на 800 миллионов долларов США могло быть передано без ведома Кремля, правительства, политического руководства России?
В том, что касается перемещения крупных материальных ценностей, то в любой посткоммунистической стране возможно все. ("Эхо").
Газета "Новое время", комментируя "оружейный скандал", отмечает, что, выразив Москве свое недоверие в вопросе о поставках вооружений Еревану, в Баку совершенно логично пошли дальше и усомнились в "роли, принадлежащей Москве в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта". Тем самым, считает газета, азербайджанская сторона пытается дезавуировать Россию как одного из посредников Минской группы ОБСЕ по Карабаху. А поскольку Азербайджан российской стороне более не доверяет, то "дальнейшее развитие ситуации ложится непосредственно на плечи России". "К этому следует добавить комментарий заведующего общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана