Газовый кризис уничтожает союзников России: Балканы за неделю
Болгария: "Правительство Станишева должно ответить за свою дружбу с Россией и вызванный ею газовый кризис". - Сербия: Белград будет судиться с Киевом и настаивать на ускорении "Газпромом" расширения газохранилища Банатский Двор. - Словения: Местные политики вынуждают "Газпром" оставить Словению без "Южного потока". - Македония: "В 2014 году президентом Македонии должен стать албанец".
Болгария: "Правительство Станишева должно ответить за свою дружбу с Россией и вызванный ею газовый кризис"
Центральным событием прошедшей недели в политической жизни Болгарии стала крупномасштабная акция протеста противников действующего правительства Сергея Станишева, прошедшая в Софии 14 января и вызвавшая столкновения митингующих с полицией, беспорядки и аресты. Эти события развернулись на фоне продолжавшегося газового кризиса и, по многим признакам, были непосредственно им спровоцированы. Приходится констатировать, что акция протеста в Софии не получила адекватного освещения и интерпретации в российских СМИ. Ограничившись скупыми строками и кадрами, российские медиа преподнесли события 14 января в Болгарии как еще один элемент общей картины кризиса восточноевропейских правительств, наряду с последними беспорядками в Латвии и Литве. Российские СМИ освещают эти события с мало скрываемым удовлетворением от новых проявлений экономической и политической несостоятельности государств-лимитрофов антироссийского "санитарного кордона". Однако занесение последних событий в Софии в этот общий список кризисных явлений в Новой Европе является принципиальной и грубой ошибкой, единственным объяснением которой может служить невежество российских СМИ и аморальное равнодушие российской дипломатии к реальным экономическим, а не мифическим "историческим" союзникам России на Балканах.
И не следует позволять вводить себя в заблуждение тому обстоятельству, что уличные протесты в Болгарии полностью совпали по времени с беспорядками в Латвии и Литве (начало и наибольший размах событий: Рига - 13 января, София - 14 января, Вильнюс - 16 января). Несмотря на это, можно утверждать, что причины протестов в Софии и беспорядков в прибалтийских столицах лежат в совершенно разных областях. Начнем с того, что, в полную противоположность странам Прибалтики, до самого последнего времени Болгария, при прагматичной и разумной финансовой политике возглавляемого социалистами правительства Станишева, демонстрировала весьма высокие экономические показатели и значительную устойчивость в условиях мирового кризиса. 2008 год был закончен Болгарией с крупным бюджетным профицитом. По данным Болгарского народного банка от 7 января 2009 года, профицит бюджета к 30 ноября составил 6,9% ожидаемого объема ВВП, или 4,6 млрд. левов; кроме того, еще 1,2 млрд. левов бюджетного профицита за 2008 год уже были дополнительно распределены Народным Собранием (Money.bg. 9.1.2009). В этих условиях София отказалась просить у Евросоюза антикризисную финансовую помощь; напротив, она сама была подвергнута Брюсселем санкциям и лишилась, по меньшей мере, полумиллиарда евро по программе инфраструктурного развития PHARE.
За три квартала 2008 года рост болгарской экономики составил 7%, прежде всего, благодаря росту внутреннего потребления и обширным внешним инвестициям. К концу 2008 года темпы роста, по понятным причинам, снизились. По данным опубликованного 19 января прогноза Еврокомиссии, в 2009 году увеличение ВВП Болгарии составит 1,9%, а в 2010 году ожидается стабильный рост экономики на 2,5% (Money.bg. 19.1.2009). Таким образом, явно не рецессия в экономике страны стала причиной последних беспорядков в Софии.
Вот как выглядят, в освещении болгарских СМИ, акции протеста 14 января и последующих дней, а также реакция на них властей и общества Болгарии. Массовый митинг перед зданием Народного Собрания в Софии организовывался в течение примерно двух недель, с активным использованием современных сетевых технологий, аналогичных принципу проведения "флеш-мобов". Призывы придти протестовать против политики правительства Сергея Станишева распространялись среди болгарского сетевого сообщества - на форумах, страницах блогов, в виде информационных рассылок. Поскольку в акции широко участвовали местные студенты и футбольные фанаты, очевидно, использовались и их внутренние организационные возможности. Распространение призывов к протесту началось в последней декаде декабря 2008 года, однако по настоящему широкий размах оно получило во вторую неделю января, после прекращения поставок в Болгарию природного газа из России. Организация протестов через интернет, как отмечают местные СМИ, стала первым явлением такого рода в истории Болгарии. Руководители министерств внутренних дел и народного образования пытались предотвратить участие молодежи в акции протеста и заблаговременно проводили разъяснительные беседы со студенческими организациями, однако малорезультативно.
Акция протеста на площади перед зданием Народного Собрания началась утром в среду 14 января и продолжалась около трех часов. В ней приняло участие в общей сложности до 3 тыс. человек, в том числе группы студентов, экологов и фермеров, предъявлявшие свои собственные требования. Студенты требовали принятия закона об академической автономии и борьбы со злоупотреблениями в сфере управления и экономической жизни университетов. Экологи добивались моратория на строительство на территориях, занесенных в природоохранную программу Натура-2000 (это требование, помимо прочего, прямо угрожает российско-болгарско-греческому проекту нефтепровода Бургас-Александруполис). Болгарские фермеры выдвигали требования налоговых послаблений, соблюдения сроков реализации европейских программ помощи сельскому хозяйству, введения заградительных тарифов на сельскохозяйственную продукцию, ввозимую из-за пределов ЕС, и пр.
Вопреки объявлениям о том, что акция протеста не будет носить политического характера, в рядах ее участниках были замечены известные политики - депутат парламента от оппозиционной правой партии Союз демократических сил (СДС) Иван Сотиров и лидер праворадикального Болгарского национального союза (БНС) Боян Расате. Именно сторонники БНС и фанаты-болельщики футбольного клуба "Левски" наиболее активно участвовали в столкновениях с представителями властей и сопутствующих беспорядках. Болгарские власти и официозные СМИ подчеркивали как раз факт участия в акции агрессивно настроенной молодежи, футбольных хулиганов и ультраправых радикалов, одновременно обвиняя иностранные медиа в тенденциозных сообщениях о мирном митинге "студентов, экологов, фермеров, пенсионеров и врачей" (напр., Дума. 15.1.2009).
Правопорядок и безопасность во время акции обеспечивали около 1000 чинов полиции и жандармерии, в том числе командированных из периферийных полицейских управлений. Само здание парламента охранял кордон из нескольких сотен жандармов в касках и с щитами. С самого начала акции, примерно с 10.30 утра, часть протестующих приступила к забрасыванию кордона снежками (по ряду свидетельств, с камнями внутри), пивными бутылками, кусками льда и металлическими прутьями. Позднее стали применяться петарды; в здании парламента были разбиты стекла. Некоторые участники акции употребляли спиртные напитки. После нескольких попыток протестующим удалось повалить часть металлических заграждений, установленных полицией. Характерно, что в самом центре толпы протестующих оказался знаменитый памятник российскому Царю-Освободителю (Александру II), центральный монумент в столице Болгарии. Некий молодой человек, участник протеста, оседлал одного из коней на памятнике, под приветствия толпы (Дума. 15.1.2009).
В районе 12 часов дня софийские городские власти издали распоряжение о прекращении акции, так как Главное управление криминальной полиции МВД получило через интернет предупреждение о том, что среди протестующих на площади должен произойти взрыв самодельного взрывного устройства. По сведениям некоторых СМИ, представители полиции неофициально говорили, что на самом деле причиной к прекращению акции и разгону манифестантов послужило агрессивное поведение националистов и футбольных фанатов. Сделанное около 12.30 объявление о прекращении акции вызвало всплеск негодования среди протестующих. Полиция начала наступление вглубь толпы с целью ее разгона. В ходе этого произошли многочисленные столкновения, при которых десятки человек были задержаны, несколько полицейских получили ранения, одна полицейская машина была разбита. Всего, по данным главы МВД Михаила Микова, 14 января было задержано 154 человека; свыше 100 человек обратились за медицинской помощью. Один из задержанных участников протестов, 60-летний Методи Маринов, скончался в полицейском участке; по некоторым сведениям, ему было отказано в медицинской помощи, по другим - полицейские избивали его и других задержанных. Уличные столкновения и беспорядки 14 января стали самыми крупными в Болгарии за последние 12 лет, отмечает Mediapool. Среди задержанных демонстрантов оказались глава столичной организации СДС Борислав Бориславов и Росен Тимчев, общинный лидер внепарламентской правой партии ГЕРБ (Граждане за европейское развитие Болгарии) в м. Сапарева баня. Вообще активисты СДС, ДСБ и ГЕРБ принимали самое живое участие в протестах 14 января, хотя именно фактический лидер ГЕРБ, софийский мэр Бойко Борисов, отдал распоряжение о прекращении акции силами полиции (ИА Фокус, Mediapool, Дневник. 14.1.2009).
В последующие дни митинги протеста в Софии продолжались, однако носили мирный характер. Среди прочего, протестующие держали в руках плакаты с надписью "Сергей, уйди!" и отпечатки известного западного коллажа с фотографией Владимира Путина и нимбом из горящего газа над его головой (Mediapool. 17.1.2009). Иными словами, акции протеста, несмотря на их декларируемый неполитический характер, получили отчетливо антиправительственное и антироссийское звучание.
Одним из главных непосредственных итогов протестов 14 января стало то, что их участники выдвинули в качестве своего основного требования непременную отставку министра внутренних дел Михаила Микова (БСП), на которого они возлагают ответственность за насилия властей при разгоне протестующих и за ложное сообщение о возможном взрыве бомбы в толпе. Некоторые протестующие также выдвинули требования о смещении софийского градоначальника Бойко Борисова, издавшего приказ о прекращении акции протеста. Организаторы протестов пригрозили началом в Болгарии общей политической стачки, если министр Миков не уйдет в отставку до 27 января. Однако представители правящей тройственной коалиции заявили о своей полной и безоговорочной поддержке Микова и его действий (Mediapool. 19.1.2009).
Правые СМИ Болгарии открыто солидаризировались с организаторами и участниками акций протеста 14 января. Как пишет еженедельник "Капитал", "на площади перед парламентом гражданское общество сделало маленький шаг к своему созреванию". По мнению издания, события 14 января и последующих дней были вызваны именно нехваткой в Болгарии публичности в политике и ответственности у властей. Крупномасштабные столкновения митингующих с силами порядка "Капитал" объясняет провокациями радикалов, неспособностью полиции эти провокации пресечь и ее приверженность методам насилия. Центральные же телеканалы Болгарии исказили суть произошедшего, показав стране кадры "ультрас" и футбольных хулиганов в черных масках. "Нечестные" телевизионщики не показали стране участвовавших в митинге экологов, врачей, женщин и пенсионеров, сетует "Капитал" (Капитал. 16.1.2009). "Дневник" отмечает непропорционально большое число задержанных по отношению к общему числу участников акции. Для сравнения, пишет газета, в Риге из примерно 20 тыс. участников беспорядков, длившихся несколько дней, было арестовано всего 126 человек; тогда как в Болгарии из 3 тыс. демонстрантов - свыше 150 человек по итогам всего трех часов акции (Дневник. 19.1.2009).
Далеко не все болгарские СМИ признают, что акции протеста 14 января были напрямую спровоцированы газовым кризисом. Точнее, правые медиа старательно избегают даже предположений об этом. Тем не менее, кризис и вызванный им газовый голод стали определяющим фактором в жизни Болгарии в последние две недели. Местные СМИ активно обсуждали безуспешные до последнего времени попытки заинтересованных сторон разрешить ситуацию, в частности - визит премьера Станишева в Москву и его переговоры с Владимиром Путиным. Также продолжалась дискуссия о причинах и последствиях газового кризиса, о его виновниках и жертвах, о связи с политикой и "геополитикой" Кремля, Брюсселя и Софии.
Правые СМИ развивали свое наступление на правительство Станишева, и вновь ведущую роль в этом играли еженедельный "Капитал" и ежедневный "Дневник" издательского дома Economedia, наиболее авторитетные и цитируемые печатные органы Болгарии. Тематические публикации этих изданий заслуживают, на наш взгляд, самого широкого цитирования.
"Вечна дружба, а?", - под таким названием вышла центральная статья последнего номера "Капитала", с подзаголовком: "Кабинет Станишева сознательно поставил Болгарию в энергетическую зависимость от России и должен отвечать за потери от газового кризиса". Издание предлагает читателю представить себе, что было бы, если бы премьер Станишев прибыл в Москву 14 января не с надеждой на добрую волю Владимира Путина, а с "ясной болгарской позицией". Сказанные Станишевым слова о неприемлемости превращения всей Европы в заложника российско-украинского газового спора "Капитал" характеризует как пустую риторику. Альтернативой этому, по мнению издания, могла бы стать готовность болгарского руководства жестко отстаивать в Москве договор о поставках газа, требовать компенсации убытков и, ни много ни мало, заявить о возможности пересмотра Болгарией условий всех трех больших совместных с Россией проектов в сфере энергетики - АЭС "Белене", нефтепровода Бургас-Александруполис и газопровода "Южный поток".
"Газовый кризис несет болгарской экономике потери, которые, вероятно, уже измеряются в процентах от ВВП. Виновны в этом не Украина или Тимошенко, не "Газпром" или Путин, не международное положение или низкие температуры. Виновно в этом наше собственное правительство. Пока оно опьянялось своими "специальными" отношениями с Россией и кроило великие планы превратить Болгарию в "региональный центр транзита и распределения ресурсов" (по Станишеву), правительство упустило возможность защитить компании и граждан от ситуаций, подобных сегодняшней. И более того, это, вероятнее всего, сознательный выбор - так как тройка Станишев - Пырванов - Овчаров сознательно сделали ставку на связь с Россией и договорились о пакете энергетических проектов непосредственно перед нашим присоединением к ЕС", - пишет "Капитал". И продолжает: "Газовый кризис обнажил тот простой факт, что руководство Болгарии даже не ставило целью гарантировать безопасность экономики и искать альтернативу зависимости от России. Обвинение до некоторой степени имеет силу и в отношении прежних правительств. Но нынешнее имело больше возможностей - имело деньги и европейское членство, что позволяло поддержать и смычку с газотранспортными сетями других членов ЕС. Однако Болгария добровольно поставила себя в ситуацию, когда она могла получать газ только по одной трубе из одного источника - России. Неверно, что у нашей страны не было другого выбора. В рамках мандата кабинета Станишева Болгария оказалась окружена странами, газовые сети которых имеют более одного поставщика, и их премьеры не вынуждены сегодня беспомощно бегать в Москву. За это же самое время Греция укрепила свою независимость и вопреки тому, что находится в менее выгодном географическом положении, получает сегодня газ из Азербайджана по трубе, которую в конце 2007 года построила совместно с Турцией". За год до того, пишет "Капитал", энергетический министр Румен Овчаров, чему есть документальные подтверждения, официально обсуждал со своими турецким и греческим коллегами возможности включения Болгарии в этот газопровод. Ответ на вопрос, почему это так и не было осуществлено, Овчарову еще предстоит дать, когда он вернется из своей "удобной нелегальности", в которую ушел после Нового года, пишет издание.
Все то же относится и к проекту связи с румынской газотранспортной системой, которая могла бы дать Болгарии доступ ко всей европейской сети газопроводов и ее источникам газа, включая Северное море. Не был реализован и проект строительства на северном эгейском побережье Греции, в Кавалле, терминала для разгрузки сжиженного газа. "Власть провалилась и чисто ситуационно вокруг остановки газа, показав ноль заботы о промышленности, которая является основным столпом экономики и крупнейшим потребителем газа. Сигнал о кризисе, который "Газпром" послал еще 18 декабря, не был услышан, не была допущена вероятность прекращения поставок, и предприятия, клиенты "Булгаргаза" не были даже предупреждены, чтобы переключиться на другой источник энергии (там, где это возможно). [...] Сегодня заложниками избранной правительством политики в отношении России являются целые секторы промышленности - химическая и стекольная промышленность, металлургия и многие сопутствующие производства по цепочке. А самый сильный удар получили чужие иностранные инвестиционные проекты "с нулевого цикла" (болг. "инвестиции на зелено", калька с greenfield investment), для которых Болгария была избрана из-за безопасности энергетических поставок и которые не имеют альтернативы газу", - подчеркивает "Капитал".
"Если доселе и имелись какие-либо сантименты в отношении болгар к "старшему брату" России, то они утекли с последними каплями газа в трубе с Украины. [...] Единственная возможность для Болгарии в условиях кризиса заключается в том, чтобы придерживаться позиции и рычагов влияния ЕС, а в долгосрочном отношении - искать выхода из зависимости от России в рамках энергетической стратегии Евросоюза". И именно поэтому "Капитал" называет "нелепым" недавнее заявление президента Пырванова о том, что газовый кризис дает Болгарии основание запустить остановленный по воле Европы 3-й энергоблок АЭС "Козлодуй". Почему бы тогда, кстати, не говорить о запуске и 4-го, также остановленного энергблока, язвит "Капитал".
"Кризис должен быть использован, чтобы потребовать ревизии соглашений с "Газпромом"", - пишет издание. Последние заключались два года назад бывшим министром экономики и энергетики Руменом Овчаровым в условиях "нулевой прозрачности" даже в отношении собственного правительства, и есть серьезные сомнения, что они защищали национальный интерес. Истина лежит в том, что, независимо от объяснений Москвы, этими договорами она обязалась доставлять газ на станцию Исакча на украинско-румынской границе. И никакие споры с Украиной не освобождают российскую сторону от этого обязательства. Теперь правительство должно добиваться более значительных гарантий поставок и компенсаций в случае перебоев с ними, а также вновь поставить и вопрос о цене газа. Издание интересуется: не дает ли нынешний кризис повода пересмотреть и другие энергетические соглашения с Россией, в частности, по АЭС "Белене". Способно ли наше правительство на такое, "или мы хотим слишком многого от людей, для которых быть "троянским конем" России в ЕС - вопрос чести", - спрашивает "Капитал", подобной риторикой отлично иллюстрируя отношение болгарских праволиберальных и европофильских кругов к России и сотрудничеству с ней Болгарии, в том числе в сфере энергетики (Капитал. 16.1.2009).
Софийский "Дневник" 14 января опубликовал интервью с Огняном Минчевым, заведующим кафедрой политологии Софийского университета и директором Института региональных и международных исследований. Обладающий неформальным статусом болгарского "политолога номер один", этот человек уже давно демонстрирует способность бесконечно расширять наши представления о размерах, которые может достигать расчетливо-ангажированное русофобство просвещенного болгарского "европейца".
"Москва не может примириться с оранжевой революцией на Украине; для русского мышления очевидно, что Украина - это временно отделившаяся от России территория. Еще меньше примирилась Россия с принятием Украиной западной, по существу, модели демократического развития, которая направлена на более динамичное сотрудничество с ЕС и НАТО. Для режима в Кремле основную угрозу представляет сам факт демократизации Украины и риск распространения вируса и на русской территории", - считает Минчев. По его мнению, "другого будущего для России, кроме восстановления империи, в Кремле не представляют", и потому нынешний газовый конфликт с Украиной был вызван именно "имперскими амбициями" Москвы, а, значит, его надо рассматривать в одном ряду с вторжением России в Грузию в августе 2008 года, вызванным намеренным нагнетанием российской стороной этнической напряженности в Южной Осетии и Абхазии. По мнению ведущего болгарского политолога, нынешний газовый кризис обусловлен также катастрофическим положением российской экономики. "Все, кто утверждают, что Россия при Путине стабилизировалась, глубоко заблуждаются, потому что авторитарная централизация и "стабилизация" стали возможны всецело благодаря сверхзавышенным ценам на энергоресурсы. На практике чисто авторитарное управление, крепящееся на замороженном балансе паразитических - энергоэкспортных - олигархических интересов в корпоративной элите у власти в Кремле, создает потенциально большие угрозы внутренней стабильности в условиях кризиса. "Цементированная" олигархия является системой паразитирования на природных энергетических ресурсах России. Когда цены на них на мировом рынке падают, Россия неизбежно вступает в кризис. Кремль целенаправленно планировал и осуществлял текущую газовую блокаду, чтобы предотвратить и экспортировать назревающий кризис своего собственного политического олигархического режима", - считает Огнян Минчев. По его словам, Россия не только утратила свой торговый престиж, но и проявила себя в качестве непредсказуемого партнера, с "исключительно примитивным и наглым отношением к своим собственным обязательствам и договоренностям". Евросоюз Минчев обвиняет в отсутствии единой позиции по энергобезопасности. Германия и ряд других стран ЕС выступают адвокатами энергетического сотрудничества с Россией и тем самым способствуют усилению русского влияния в Европе. Лекарством, по Минчеву, могли бы стать выработка единой европейской доктрины по энергетике и, конечно же, газопровод NABUCCO.
"Проблема в том, что за последние два десятилетия Москва сумела воспроизвести в новых политических режимах Востока (в Болгарии, Словакии, других балканских государствах) свое исключительно сильное влияние (политическое и экономическое), основанное уже не на идеологии, а на сетях бывших коммунистических спецслужб, функционирующих как системы организованной преступности. Инструментом этого влияния служит гигантская системная коррупция, которой подвержены новые старые политические и хозяйственные элиты бывших советских сателлитов в Европе со стороны Москвы. Коррупционный натиск - это основной механизм заражения ЕС и НАТО "троянскими конями" во главе с политическим руководством их новых членов. Наличие русских "троянских коней" в Европе препятствует созданию единой европейской внешней политики, так как решения в ЕС принимаются путем консенсуса", - продолжает Минчев. Нынешнее руководство Болгарии, в особенности президента Пырванова и бывшего министра экономики и энергетики Румена Овчарова, он обвиняет в целенаправленном углублении энергетической зависимости Болгарии от России через большие проекты в сфере энергетики и теневые сделки с "Газпромом". То, что власти Болгарии не преуспели в строительстве смычек с газотранспортными сетями своих европейских соседей, Минчев объясняет просто - никто не дал мзды за это. (Дневник. 14.1.2009).
"Уроки газового кризиса" анализирует на страницах солидного правого издания Mediapool Весела Чернева, директор болгарского офиса Европейского совета по внешней политике, широко цитируемой организации, тональность заявлений и комментариев которой традиционно варьируется от умеренно до неприкрыто русофобской. По мнению Черневой, нынешний кризис окончательно подтвердил и даже сделал тривиальным утверждение, которой еще недавно казалось резким и политическим окрашенным - никакие двусторонние решения не являются прочными, сколь бы привилегированными не выглядели отношения данной страны с Россией. "Болгарское правительство безмятежно рассчитывало на соглашение с "Газпромом" и было полностью неподготовлено к кризису. В отличие от Венгрии, которая после первого кризиса в 2006 г. начала строительство дорогостоящего сооружения для хранения газа, и в отличие от Латвии, которая решила платить за газ рыночную цену, чтобы не сообразовываться с Россией, Болгария ожидала получить одновременно и более низкую цену на газ, и стабильность поставок со стороны "Газпрома"", - пишет Чернева. "Героическим пафосом", по мнению этого политолога, были исполнены сказанные в январе 2008 года слова президента Болгарии Георгия Пырванова о том, что подписанием энергетических соглашений с Россией его страна выиграла "Большой шлем". Целью этих слов было создать у болгарского общество впечатление, что руководство Болгарии добилось от "Газпрома" уступки в виде согласия на равные доли участия в компании, управляющей местным участком "Южного потока". Однако нынешний кризис показал, что энергетическая безопасность возможна только при диверсификации и транзитных путей, и источников энергоносителей, утверждает Весела Чернева. Наряду с "Южным потоком", который диверсифицирует пути транзита, но не источник газа, правительству Болгарии следовало бы давно добиваться связей с другими газотранспортными сетями, такими как трубопровод Турция-Греция-Италия, или с терминалом по разгрузке сжиженного газа в Салониках, тем более что Греция не имеет ничего против этого.
Второй урок кризиса, по мнению директора болгарского офиса Европейского совета по внешней политике, звучит кратко: никаких посредников. Компании-посредники в газовом транзите и поставках в Восточную Европу являются "другим именем" для "возможности коррупции", в которую включаются и высокопоставленные правительственные чиновники. В болгарском случае, продолжает Чернева, посредники не имеют достаточного капитала, чтобы отвечать на иски о возмещении ущерба со стороны государственной газовой компании "Булгаргаз". Спорно и то, смогут ли они выдвигать иски против "Газпрома", дочерними компаниями которого они являются. Данный урок, считает болгарский политолог, остался невыученным в Софии, поскольку в ряду европейских газовых компаний, согласившихся наблюдать за объемами поставок газа из России на территорию Украины, Болгарию по решению ее правительства будет представлять "Софиягаз", дочерняя компания "Овергаза", который, в свою очередь, принадлежит "Газпрому". Означает ли это, спрашивает автор статьи, что "Газпром" будет инспектировать себя сам и при этом следить за соблюдением интересов болгарского потребителя.
Третий урок, по Черневой, звучит вполне традиционно для высказываний представляемой ею организации и сводится к тому, что "даже болгары-русофилы могут легко превратиться в русо-скептиков и даже в русофобов". За последние десять лет европейские исследования общественного мнения характеризовали болгар как наиболее дружественно настроенный по отношению к России народ (с уровнем поддержки около 67%), а в рамках ЕС и НАТО Болгария часто оценивалась как близкий партнер Москвы. Однако последние 13 дней изменили настроения. Согласно последнему опросу общественного мнения, газовый кризис ухудшил отношения жителей Болгарии к России на целых 35%. По исследованию агентства "Маркет линкс", проведенному 12-14 января, приверженцев России в Болгарии осталось лишь около 32%, тогда как о негативном отношении высказались 49%. Весела Чернева пишет: "Болгары осознали, что рассчитывать на русский газ и русское сострадание - это ненадежная основа. Сейчас настал момент, чтобы использовать такую резкую перемену в общественных настроениях и переформулировать болгарскую внешнюю политику, что должно было бы облегчить властям страны - и будущим тоже - попытки сделать сложный шпагат, под названием "на равном расстоянии от трансатлантической общности и России". Конкретно это может означать гибкость (подразумевается - со стороны России) в ключевых проектах, как, например, АЭС "Белене", где правительство может добиться пересмотра очень выгодных условий, обещанных русской стороне".
"И четвертый урок пришел вскоре вслед за тем: газ был снова закрыт, подтверждая подозрения, что рычаги ЕС не были достаточно убедительны, а также что проблема является скорее восточноевропейской, нежели чем всего Евросоюза. Отсутствие даже вербальной реакции со стороны лидеров Германии, Франции или Италии в критический 13-й день кризиса дало плохой сигнал - и он был услышан премьер-министром Путиным. В этот же день он собрал лидеров сильнее всего пострадавших стран - Болгарии, Словакии и Молдавии. Заполняя вакуум решительных международных действий, Путин выступил почти как арбитр в споре, едва ли не как желающий помочь этим странам в нужде. Фиаско, которое потерпел премьер Станишев в Москве, является достаточным наказанием за его решение участвовать в игре Путина. Все же факт, что лидеры двух стран-членов ЕС приняли участие во встрече в Москве, может быть расценен как акт отчаяния почти две недели спустя после начала кризиса. Тогда ЕС имел шанс показать лидерство на Востоке, и чтобы это не исчерпывалось только словами о солидарности. До сих пор Союз справлялся не очень хорошо: согласно тому же исследованию "Маркет Линкс" поддержка ЕС среди болгар снизилась на 20%", - заключает Весела Чернева (Mediapool. 19.1.2009).
Подведем итоги вышесказанному. Акции протеста в центре Софии, хотя они и практически совпали по времени с беспорядками в Риге и Вильнюсе, вызваны иными причинами. Непосредственным и главным толчком и катализатором протестов в столице Болгарии стал январский газовый кризис, умело использованный оппозицией в своих целях. Именно политические интересы и трения легли в основу акций протеста в Софии, которые, если называть вещи своими именами, стали первой, пока окончившейся безрезультатно попыткой уличного штурма позиций русофильского кабинета Станишева силами русофобской правой оппозиции. Использование данных выражений, хотя и неизбывно свойственных политическому языку Болгарии, сопряжено с некоторыми рисками, поскольку болгарские правые в своей пропаганде мощно педалируют как раз тему русофильства и связей Сергея Станишева и его "красной мафии" с Кремлем и русскими энергетическими компаниями.
Станишев же, которому никак нельзя отказать в политическом прагматизме и осторожности, старательно избегает любых излишних демонстраций своего особого отношения к России и настроенности на сотрудничество с ней. Однако риски лишнего напоминания о русофильстве правительства Станишева в данном случае полностью перекрываются необходимостью для русского общества четко осознать: дружественный, активно и на деле сотрудничающий с Россией кабинет министров Болгарии подвергся, в результате неспрогнозированного в полной мере Россией и спровоцированного Украиной газового кризиса, сильной атаке местной оппозиции, органически враждебной России. И потому уподобление последних событий в Софии уличным беспорядкам в Прибалтике не только глубоко ошибочно, но и прямо вредно для интересов России.
Сбываются тревожные предупреждения правительства Станишева о том, что правая оппозиция попытается дестабилизировать обстановку в стране, организовывая уличные протесты и беспорядки и рассчитывая на их волне приблизиться к достижению власти на парламентских выборах летом 2009 года. Как и прогнозировали социалист Станишев и его соратники, фактическим союзником праволиберальных партий, хотя и без заключения формального альянса с ними, выступили радикальные националисты, а также иные силы уличной стихии - футбольные хулиганы, студенческие организации и т.п.
Последний газовый кризис, нанесший сильный, еще не до конца оцененный удар по болгарской промышленности и болезненно сказавшийся на простых жителях страны, предоставил оппозиции необыкновенно благоприятные возможности для интенсификации кампании травли правительства Станишева, по сути, для перевода ее в уличную фазу. В этих выгодных условиях болгарские правые и "европофилы" не проявляют ни особой изобретательности, ни интеллектуальной глубины при выборе пропагандистского инструментария для своей борьбы. Ключевые идеи цитированных выше публикаций в местных оппозиционных СМИ можно резюмировать следующим образом. Безрассудная и, скорее всего, "корыстная" дружба кабинета Станишева с Россией и зловещим "Газпромом" принесли Болгарии газовый кризис, и правительство тройственной коалиции должно понести за это политическую (именно так!) ответственность.
Последний визит Станишева в Москву 14 января подтвердил зависимое, просительское положение Болгарии, однако эта поездка закончилась провалом (хотя - домыслим за местных критиков министра-председателя - видимо, он обязан был в своем самолете привезти из России баллоны с "голубым топливом" для замерзающей Болгарии). Двухнедельную остановку газовых поставок из России следует непременно использовать для торпедирования всего российско-болгарского сотрудничества в сфере энергетики. Наконец, в нынешних условиях, когда молодые члены единой Европы столкнулись с газовым "диктатом" и "шантажом" России, при пассивно-примиренческой позиции "Старой Европы", все "новые европейцы", включая Болгарию, должны сплотиться, подтвердить свою приверженность европейской солидарности и единым фронтом выступить за освобождение от энергетической зависимости от восточной империи. Такова, в двух словах, позиция болгарских правых по январскому газовому кризису 2009 года, и можно положительно утверждать, что она ляжет в основу их предвыборной платформы во время приближающейся битвы за места в Европейском парламенте, Народном Собрании и следующем правительстве Болгарии.
Сербия: Белград будет судиться с Киевом и настаивать на ускорении "Газпромом" расширения газохранилища Банатский Двор.
Сербское общество и его СМИ также продолжали обсуждать прекращение поставок газа из России и энергетический кризис, с угрозой которого столкнулась их страна. Впрочем, обсуждение этих проблем в Сербии ведется гораздо менее эмоционально и политизировано, чем в соседней Болгарии. Материалы местной прессы свидетельствуют, что за прошедшую неделю Сербия в целом сумела приспособиться к сложившейся экстренной ситуации и избежать крупного социального бедствия, хотя размеры экономических потерь еще предстоит подсчитывать. Преодолеть самую острую фазу кризиса во многом помогли поставки газа из запасов европейских соседей Сербии.
Директор компании "Србиjагас" Душан Баятович официально подтвердил, что сербская сторона заключила договоры с газовыми компаниями Венгрии и Германии, MOL и EON Ruhrgaz, о поставках в Сербию по 4,7 млн. кубометров газа в день вплоть до 24 января 2009 года. Эти объемы газа покрывали примерно половину дневной потребности Сербии в "голубом топливе", другая половина компенсировалась за счет имеющихся запасов газа, мазута и иных источников энергии. По словам Баятовича, такой режим потребления газа позволял гарантировать теплоснабжение всех индивидуальных потребителей в Сербии, а также обслуживание тех предприятий, которые не могли перейти на иные виды топлива. Ситуация с теплоснабжением в Сербии постепенно нормализовалась. С 19 января тепло стали вновь подавать в учебные заведения, в которых до того были продлены зимние каникулы. Ранее предполагалось, что их работа сможет быть возобновлена лишь после начала поставок газа из России (Данас. 16.1.2009).
Представители Союза работодателей Сербии заявили, что за время минувшего газового кризиса убытки экономики страны достигли суммы, равной стоимости строительства двух таких газохранилищ, как Банатский Двор. По проведенным подсчетам, промышленные предприятия Сербии из-за прекращения поставок российского газа понесли только за 8 рабочих дней убытков на сумму 3,8 млрд. динаров (около 40 млн. евро) (Танюг. 16.1.2009).
Один из главных уроков, которые Сербия усвоила в ходе последнего газового кризиса, заключается в том, что стране необходимы обширные стратегические резервы "голубого топлива" на случай любых непредвиденных затруднений с поставками. Министр энергетики Сербии Петар Шкундрич сказал белградской "Политике", что правительство намерено добиваться скорейшей модернизации и увеличения емкости единственного в Сербии подземного хранилища природного газа Банатский Двор в Воеводине. В связи с этим повышенный интерес и беспокойство у сербской стороны вызывает позиция России и "Газпрома". Дело в том, что, согласно заключенным в 2008 году договоренностям, именно "Газпром" получил право на проведение работ по модернизации Банатского Двора, причем выговорил для себя возможность принять окончательное решение о своем участии в этом проекте в течение еще одного года. До истечения этого срока Сербия не может перепоручить работы в Банатском Дворе другой стороне. Министр Шкундрич подтвердил, что сейчас в сербском руководстве крайне заинтересованы в том, чтобы "Газпром" ускорил принятие решения и проведение работ, поскольку Сербия не может подойти к следующему отопительному сезону без расширенного и заполненного газохранилища. По словам Шкундрича, Сербия планирует после возобновления поставок из России закачивать в хранилище по 5 млн. кубометров ежедневно (в 5 раз больше, чем прежде), чтобы создать резерв в 130 млн. кубометров, который позволил бы Сербии автономно обеспечивать себя газом в течение 20-25 дней. Однако без участия "Газпрома" не может быть решен вопрос о заполнении Банатского Двора до максимальных пределов его потенциальной емкости, которая должна составить 800 млн. кубометров. Шкундрич заявил, что переговоры с "Газпромом" по этому поводу будут ускорены, поскольку Сербия не может встретить еще одну зиму без собственных резервов газа (Политика. 19.1.2009).
В сербском руководстве, судя по всему, вполне разобрались для себя с определением виновных в газовом кризисе. Душан Баятович официально заявил, что Сербия, по примеру ряда европейских стран, собирается возбудить судебный иск против Украины из-за прекращения ею транзита российского газа. Генеральный директор "Србиjагаса" добавил, что сербская сторона будет изучать и вопрос об ответственности России за наступление газового кризиса и понесенные экономикой Сербии убытки. Однако Баятович подчеркнул: "Для иска против этой страны (т.е. России) не существует правового основания, поскольку именно украинцы остановили поставки газа". Действующие ныне договоры "Србиjагаса" о поставках газа заключены с венгерской газотранспортной компанией MOL и совместным предприятием "Югоросгаз", с преобладающим российским капиталом. Никаких договоров по газу с украинской стороной Сербия не имеет, однако это, как считает Баятович, не может стать препятствием к судебному иску против Киева. По мнению сербских юристов, которое приводит газета "Данас", Сербия может начать тяжбу с Украиной даже в Европейском суде по правам человека. Также озвучивается идея о том, что интересы Сербии в иске против Украины могла бы представлять Венгрия, поскольку ее компания MOL как раз имела с украинской стороной договор о поставках транзитного газа (Данас. 15.1.2009).
Министр энергетики предыдущего правительства Сербии Александр Попович в интервью еженедельнику "Време" ответил на озвученные ранее президентом Борисом Тадичем обвинения в том, что именно кабинет Воислава Коштуницы несет ответственность за отсутствие резервов газа и неготовность страны к кризису его поставок. Попович напомнил, что прежнее правительство и возглавлявшееся им министерство имели в своем распоряжении слишком мало времени для накопления газовых резервов. Фактически их кабинет находился у власти с мая 2007 до марта 2008 года, притом что закачка газа в хранилище могла осуществляться только в теплые месяцы, когда его потребление в стране невелико. Все это время ведомство Поповича обеспечивало заполнение хранилища Банатский Двор, однако из-за технических особенностей могло пополнять его в день всего лишь немного менее, чем на 1 млн. кубометров газа. Вынужденный перерыв в 17 дней в закачке газа, вызванный плохим качеством местного сырья, привел к тому, что Банатский Двор, при полной емкости в 125-130 млн. кубометров, имел к началу 2009 года всего 108 млн. кубометров, при минимальной дневной потребности Сербии в 5 млн. Но главная проблема заключается в ином - нынешнее состояние Банатского Двора позволяет при любых условиях забирать из него не более 1 млн. кубометров газа в день. Александр Попович подчеркнул, что модернизация этого хранилища и завершение местного газопровода Господинцы - Банатский Двор представляют насущную необходимость для Сербии, так как только это позволит в будущем черпать из хранилища по 5 млн. кубометров газа ежедневно (Време. 15.01.2009).
Словения: Местные политики вынуждают "Газпром" оставить Словению без "Южного потока"
Сербское ИА Бета сообщает со ссылкой на словенскую газету "Дневник", что российский "Газпром" близок к отказу от идеи строительства участка магистрального газопровода "Южный поток" на территории Словении, так как местные политики "не показали политической воли к продолжению проекта". Делегация "Газпрома" во главе с председателем правления Алексеем Миллером побывала в Словении с визитом в конце прошлой недели.
Как сообщили "Дневнику" источники, близкие к "Газпрому", Россия готова вычеркнуть Словению из списка стран-участниц проекта "Южный поток", если правительство Борута Пахора не продолжит переговоры о строительстве магистрального газопровода с той точки, до которой их довело предыдущее правительство Янеза Янши. "Дневник" продолжает, что от премьер-министра Пахора и министра экономики Матея Лаховника "Газпром" не получил никаких гарантий участия Словении в "Южном потоке", в то время как Лаховник заявляет, что его страна будет участвовать в проекте, лишь если это будет обеспечивать ее стратегические интересы. По сведениям "Дневника", словенское руководство выдвинуло "Газпрому" два основных условия своего участия в "Южном потоке": согласие России на ремонт существующего и строительство нового газопровода между западной и восточной Словенией, притом без формального межгосударственного соглашения, а также подписание необязывающего меморандума о сотрудничестве по "Южному потоку", текст которого вдобавок должен быть одобрен Евросоюзом. Эти условия выглядят неприемлемыми для "Газпрома", в частности, потому, что они могут стать опасным примером для других стран, уже подписавших договоры с Россией о "Южном потоке" - Болгарии, Сербии, Венгрии и Греции. В тех договорах ничего не говорилось об одобрении их текстов Брюсселем. Если Словении удалось бы добиться искомых особых условий, это могло бы вызвать новые мощные нападки оппозиции на правительства в четырех подписавших странах. Это, по мнению "Газпрома", угрожало бы самой идее реализации проекта магистрального газопровода по дну Черного моря и через Балканы в Центральную Европу и Италию, пишет словенский "Дневник" (Бета. 19.1.2009).
Македония: "В 2014 году президентом Македонии должен стать албанец"
В Македонии главной политической темой прошедшей недели стала подготовка выдвижения кандидатов на пост президента страны, которые, как объявило 10 января правительство, должны состояться 22 марта 2009 года, одновременно с местными выборами мэров и членов муниципальных советов.
В пятницу 16 января македонское Собрание одобрило поправки к избирательному законодательству страны, согласно которым уровень минимальной явки избирателей на президентские выборы был снижен с прежних 50% до 40%. Также было утверждено правило, по которому кандидаты на пост главы государства должны предъявлять нотариально заверенное ручательство в том, что он или она никогда прежде не сотрудничали со спецслужбами коммунистического режима в бывшей СФРЮ. Как отмечает Southeast European Times, пока обе основные политические силы славянского большинства Македонии - правящая правая ВМРО-ДПМНЕ Николы Груевского и оппозиционный Социал-демократический союз Македонии (СДСМ) Зорана Заева - не раскрывают списки своих кандидатов на мэрские посты, за исключением тех случаев, где они уверены в своей безоговорочной победе. Но главную интригу, безусловно, составляет выдвижение кандидатур претендентов на президентский пост. Потерпевшие тяжелое поражение на парламентских выборах в июне 2008 года социал-демократы предложили своим оппонентам из партии Груевского сообща выдвинуть единого надпартийного кандидата, на роль которого ими был предложен 60-летний Срджан Асан Керим, уроженец Скопье славянско-турецкого происхождения, доктор экономических наук, министр иностранных дел Македонии в 2000-2001 гг. По последним опросам, ныне Керим лидирует в рейтингах политической популярности в стране. Представители СДСМ заявляют, что, если правые не поддержат Керима в качестве единого надпартийного кандидата, они готовы выдвинуть его от одной своей партии. Окончательного ответа пока не дали ни сторонники Груевского, ни сам Срджан Керим.
Как пишет скопский "Дневник", Али Ахмети, лидер албанского Демократического союза за интеграцию (ДУИ), входящего в правящую в Македонии коалицию, заявил, что его партия готова поддержать общего кандидата совместно с ВМРО-ДПМНЕ, но лишь в случае заключения письменного соглашения об этом. В нем должны оговариваться обязательства будущего президента страны уважать Охридский рамочный договор 2001 года, права албанского меньшинства и использование албанского языка во всех структурах, подчиненных президенту. Еще одним условием Ахмети стало консолидированное выдвижение от ДУИ и ВМРО-ДПМНЕ на следующих президентских выборах 2014 года кандидатуры этнического албанца. Реакция на это сторонников премьера Груевского пока неизвестна (Дневник. 20.01.2009).
СМИ отмечают, что мартовские президентские выборы в Македонии должны сыграть во многом определяющую роль в решении судьбы евроатлантических устремлений страны. После июньских выборов 2008 года в Собрание, которые были омрачены насилием (спровоцированным албанцами) и подтасовками результатов, Брюссель дал ясно понять властям Македонии, что следующие выборы должны быть честными и отвечающими демократическим стандартам. Премьер-министр страны Никола Груевский заявил, что его правительство разработало специальный план, который позволит предотвратить любые инциденты в ходе выборов в марте (SETimes. 14.1.2009).
Прочие новости Балканского региона
Косово и Метохия. В среду 14 января представители НАТО объявили, что 20 января прекратит свое существование Корпус защиты Косова (Kosovo Protection Corps, KPC), место которого уже с 21 января займут подготовленные натовскими инструкторами Силы безопасности Косова (Kosovo Security Force, KFS). Упраздняемый ныне Корпус защиты Косова был образован в 2000 году, заменив собой террористическую Армию освобождения Косова (АОК), расформированную после успеха натовской агрессии против Югославии. Формально Корпус защиты Косова считался невоенной организацией, предназначавшейся для борьбы с чрезвычайными ситуациями и оказания гуманитарной помощи. Функции обеспечения военной безопасности края выполняли и продолжают выполнять 15-тысячные оккупационные силы KFOR. Однако многие наблюдатели и эксперты отмечали, что в "невоенный" Корпус защиты Косова фактически "перетекли" многие кадры и структуры албанских бандформирований времен конфликта 1998-1999 гг. Формирование собственных Сил безопасности Косова, предусмотренное планом Мартти Ахтисаари, было начато в 2008 году при активном участии и поддержке НАТО и при заведомо безнадежных протестах Белграда против фактического создания армии нелегитимного государства косовских албанцев.
Как сообщается, Силы безопасности Косова будут легко вооруженной, профессиональной и мультиэтнической структурой, находящейся под гражданским контролем и наблюдением со стороны KFOR. Они будут насчитывать до 2500 чинов действительной службы и 800 резервистов; первоначально они не будут иметь тяжелой артиллерии, танков и авиации. Сил безопасности Косова будут обеспечивать борьбу с чрезвычайными ситуациями, защиту граждан и очистку территории края от мин. В то же время, согласно плану Ахтисаари, Силы безопасности не будут вмешиваться в работу органов правопорядка Косова. В декабре 2008 года премьер-министр косовских албанцев международный террорист Хашим Тачи назначил первым командующим Силами безопасности Косова тогдашнего главу Корпуса защиты Косова генерал-лейтенанта Сулеймана Селими. Представители Североатлантического Альянса подчеркивают, что и после формирования Сил безопасности Косова контингент KFOR сохранит свою прежнюю роль в крае. Ожидается, что Силы безопасности Косова достигнут полной оперативной готовности не ранее середины 2009 года (SETimes. 15.1.2009).
17 января 2009 года министр обороны косовских албанцев Фехми Муйота (Fehmi Mujota) заявил, что национальные меньшинства получат 10% квоту мест в рядах новообразованных Сил безопасности Косова. По его словам, власти Приштины планируют назначить этнического серба заместителем главы Сил безопасности. Муйота добавил, что около 1000 человек из прежнего Корпуса защиты Косова перейдет в ряды новых Сил безопасности (SETimes. 19.1.2009).
Румыния. На прошлой неделе в недавно сформированном коалиционном правительстве Эмиля Бока произошла важная кадровая перемена. С поста министра администрации внутренних дел ушел в отставку Габриэль Опря, представлявший в правительстве Социал-демократическую партию (ПСД). Причиной его отставки послужило то, что Опря, занимавший министерское кресло всего 21 день, не получил поддержки своей партии в вопросе о назначении нового главы румынских спецслужб. Министр Опря выдвинул кандидатом на этот пост Виргила Арделяна, возглавлявшего в 1998-2007 гг. Главное управление информации и внутренней защиты, одну из семи спецслужб Румынии. Арделян снискал себе противоречивую репутацию; в частности, его имя связывалось с рядом скандалов о незаконном прослушивании телефонов СМИ и саботаже нескольких расследований. Руководство ПСД осудило выбор своего министра в пользу Арделяна, как и то, что он представил его кандидатуру премьер-министру в обход своей партии. В понедельник 12 января партийное совещание ПСД приняло решение снять Габриэля Опря с министерского поста. На следующий день он сам подал прошение об отставке, мотивируя это своим нежеланием вносить раскол в ряды партии и правящей коалиции. Как сказал Опря, он стремился руководствоваться в своей работе чисто профессиональными соображениями, однако не намерен был просто перекладывать бумажки с места на место. Отставка Опря была принята; обязанности министра некоторое время исполнял вице-премьер Дан Ника. Затем по решению руководства ПСД на этот пост был выдвинут Ливиу Драгня, указ о назначении которого министром администрации и внутренних дел был подписан президентом Траяном Бэсеску 20 января. Некоторые местные аналитики предполагают, что за спровоцировавшим конфликт выдвижением Виргила Арделяна на пост главы спецслужб стоял именно Бэсеску, желавший усилить свой контроль над спецслужбами. Другие полагают, что причиной произошедшего стала борьба групп в руководстве Социал-демократической партии (SETimes. 15.1.2009; Agerpres. 13, 19-20.1.2009).
Хорватия. Как сообщает американская Southeast European Times, премьер-министр Хорватии Иво Санадер, выступая в субботу 17 января в Сплите на митинге своей партии, Хорватского демократического союза, призвал правительство Словении не блокировать процесс получения Хорватией членства в Евросоюзе из-за нерешенного территориального спора двух стран. Санадер напомнил, что в свое время Словения сама вступила в ЕС, имея пограничные споры с Италией (SETimes. 19.01.2009). Напомним, что ровно месяцем раньше, 17 декабря 2008 года, премьер-министр Словении Борут Пахор заявил о намерении Любляны наложить вето на переговоры о вступлении Хорватии в ЕС до разрешения спора о линии морской хорватско-словенской границы в Пиранском заливе Адриатического моря.