Временная остановка

("Вечерний Красноярск", 21.01.2009)

Заводы расстаются с людьми

На днях стало известно, что через два месяца крупнейший за Уралом лекарственный завод "Красфарма" уволит более тысячи сотрудников. В правительстве края уверяют, что людям помогут. Однако будут ли они удовлетворены новой работой, ведь на предприятии работают специалисты узкого профиля? И такая участь постигла не только "Красфарму".

Уведомление о сокращении работники предприятия получили в январе этого года. 31 марта завод полностью остановит производство, и 1070 рабочих перестанут работать. Топ-менеджмент называет причиной увольнения пресловутый экономический кризис. Руководство призналось, что выбраться из финансовой ямы невозможно из-за изношенного технологического оборудования. При этом оборотные средства также на исходе. Предполагается, что ТЭЦ, обеспечивающая "Красфарму" теплом и водой, станет отдельным предприятием, где сохранится 300 рабочих мест. Подробности программы администрация ОАО "Красфарма" уже направила министру промышленности и энергетики Красноярского края Денису Пашкову, председателю правительства края Эдхаму Акбулатову и губернатору Александру Хлопонину.

Сотрудники завода сомневаются, что после столь длительной остановки будет возможен новый запуск. К тому же на новом оборудовании будут работать лишь 130 человек, по информации профсоюзных лидеров завода. Радует одно - руководство завода не имеет задолженности по зарплате перед сотрудниками. После уведомления об увольнениях стало известно о модернизации. Хотя сообщил об этом вовсе не собственник, а министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков.

- В последнее время предприятие и не могло производить никакую продукцию. Основная часть людей была занята на фасовке препаратов, - отметил Пашков.

К слову, сегодня ожидается приезд в Красноярск новых собственников, которые купили завод в ноябре прошлого года. Возможно, за время своего визита они и раскроют свое имя. Ожидается, что они проведут ряд консультаций с региональным правительством по восстановлению производства на "Красфарме" в течение ближайших полутора лет.

Вместе с тем кризисные ситуации складываются и на других предприятиях края. Так, в конце прошлого года стало известно об увольнениях и приостановке производства на Красноярском заводе комбайнов, Крастяжмаше и в начале этого года на Дивногорском заводе низковольтной аппаратуры.

На КЗК остановку объясняют плановыми работами по ремонту оборудования. А вот с двумя другими предприятиями более серьезные проблемы. Пашков признал, что ситуация на них тяжелая.

Еще в начале декабря прошлого года руководство Крастяжмаша обещало уволить больше сотни работников - это четверть коллектива, - не заплатив им накопившиеся долги по зарплате. Под сокращение попали 110 сотрудников завода, остальные 290 продолжают работу на производстве. По имеющейся у "ВК" информации, в ноябре арбитражный суд признал предприятие банкротом, и теперь ООО "Красноярский завод тяжелого машиностроения" будет ликвидировано. В Дивногорске ситуация еще хуже. На ДЗНВА хотят уволить почти половину сотрудников. По словам профсоюзных лидеров, продукция завода не пользуется спросом на рынке, а потому предприятие уже давно работает по трехдневному графику. В декабре у ДЗНВА, кстати, также сменился собственник, который и принял такое решение. Правда, о сроках пока ничего не говорят - только намерения.

- На переговорах в администрации Дивногорска руководство ДЗНВА сказало, что оставит лишь 800 человек, только когда это случится, еще неизвестно. Сейчас же там работают 1476 сотрудников. В декабре предприятие не реализовало свою продукцию, так как многие заказчики отказались ее покупать. Сейчас завод вовсе простаивает, там ограничили электроснабжение за долги, и вдобавок произошла авария на тепловых сетях. Заказов на производство нет. Работа приостановлена до 1 февраля, потому большинство работников предприятия находится дома, - рассказали "ВК" в профсоюзе завода.

Министр Пашков отметил, что, несмотря на экономический кризис, в регионе продолжают создаваться рабочие места, на которые могут претендовать люди, потерявшие прежнюю работу. Так, комбайновый завод, по информации Дениса Пашкова, объявляет набор 120 человек на рабочие специальности. Еще около 300 рабочих мест будет создано на ФГУП "Радиосвязь".

Уволенные станут работодателями

("МК в Красноярске", 21.01.2009)

Это лишь один из вариантов плана борьбы краевой власти с ростом безработицы.

На прошлой неделе стало известно, что "Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Красноярского края в 2009 году", признана Правительством Москвы одной из лучших. Но никакого ноу-хау ее авторы - агентство труда и занятости населения - не изобрели. Предложенные способы и ранее практиковались в краевых службах занятости для трудоустройства безработных. Разница в том, что проверенную временем модель теперь примерят и на тех, кто пока еще официально числится на красноярских предприятиях, но под угрозой увольнения. Эти меры, по мнению чиновников, помогут людям плавно сменить поле деятельности, минуя участь безработного.

По предварительной оценке специалистов агентства, сокращение может коснуться 33,2 тысячи человек, в том числе в лесном комплексе (11, 9 тысячи), машиностроении (6,7), строительстве (7,1), транспорте (4,5), металлургическом комплексе (2,7). Массовые увольнения на первый квартал 2009 года уже заявлены в 42 организациях.

Как рассказали "МК" в краевом агентстве труда и занятости населения, перед потенциальными безработными лежат четыре пути. Людям предложат, например, переобучиться, чтобы получить востребованную на рынке труда профессию. Нас заверили, что механизм этот хорошо отлажен. Не первый год в 150 учебных заведениях края идет переквалификация безработных по 206 специальностям. Программой предусмотрено переобучение четырех тысяч человек.

Другой вариант - временные общественные работы. Такие, например, как благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения. Здесь планируется задействовать около 25 тысяч красноярцев. Окончательный список объектов деятельности будет сформирован в феврале.

Третье направление выглядит особенно заманчивым. Чиновники предлагают потерявшим работу заняться малым бизнесом, и обещают стартовый капитал на его развитие - до 100 тысяч рублей. Правда, прежде претендентам нужно пройти тестирование на предмет наличия у них предпринимательской жилки. Затем нужно защитить свой бизнес-проект. Победителей ждут не только деньги, но и обучение основам предпринимательства. Кстати, если, например, бывший менеджер захочет открыть парикмахерскую, он сможет тут же, в рамках программы, обучиться этой профессии. В малом бизнесе планируется задействовать 1600 человек, причем в агентстве надеются, что оперившиеся предприниматели создадут дополнительно не менее тысячи новых рабочих мест.

И последнее предложение - адресная поддержка при трудоустройстве людей в другой местности. Прежде всего, речь идет об инвестиционных проектах на территории края. Там требуются около 3,5 тысячи работников. Желающим компенсируют транспортные расходы, выдадут суточные и оплатят найм жилья на период до трех месяцев.

На реализацию Программы в 2009 году потребуется 702 млн. рублей, из них 666,9 миллиона - деньги федерального бюджета, а 35,1 - средства краевой казны. Финансирование программы начнется в феврале.

Транспортное следствие

(Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 21.01.2009)

Муниципальное предприятие может возглавить "нечистый" управленец

Продолжается реформирование системы городского транспорта. Созданное недавно муниципальное автотранспортное предприятие должен возглавить Сергей Лесников, за которым числится уголовное дело о неуплате налогов. И возможно, не одно. Это, однако, не останавливает городскую администрацию.

Начало положено

В конце ноября прошлого года был создан филиал муниципального автотранспортного предприятия № 2. Местом расположения этого предприятия стала автобаза по улице Калинина, которая до этого была арендована частными перевозчиками. Именно КПАТП № 2 должно получить закупленные администрацией города новые автобусы большой вместимости.

По имеющейся у "ВК" информации, предприятие должен возглавить Сергей Лесников, до этого возглавлявший государственное предприятие АТП № 5 и "Красноярскую транспортную компанию". На прошлой неделе в департаменте транспорта городской администрации подтвердили, что назначение Лесникова дело решенное, поспешив, однако, сложить с себя ответственность - "ВК" заверили, что в должности он утвержден мэром.

Назначение Лесникова, правда, может оказаться не самым верным шагом. Дело в том, что за время работы в АТП № 5 Лесников успел заслужить не лучшую репутацию, а точнее, получить в свой багаж уголовное дело, возбужденное по факту невыплаты налогов в особо крупных размерах.

В департаменте транспорта заверили, что по итогам проведенной проверки вины Лесникова в обозначенном преступлении не установлено. Однако в отделе по борьбе с налоговыми преступлениями краевого ГУВД факт возбуждения дела против Лесникова подтвердили. Также было заявлено, что уже в этом году налоговиками была проведена проверка, в результате которой выяснилось, что за период 2004-2005 годов, когда Лесников, собственно, и возглавлял АТП № 5, последний не исполнил налоговые обязательства по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. Сумма причиненного Лесниковым ущерба составила порядка 960 тыс. руб. Также следствием установлено, что, занимая руководящую должность, он нарушал требования федерального законодательства и укрывал средства, которые должны облагаться налогами.

В ГУВД также сообщили, что по данному уголовному делу Лесников полностью признал свою вину, а нанесенный ущерб был полностью им возмещен.

Продолжение следует

Однако на этом эпопея Сергея Лесникова не заканчивается. По имеющейся у "ВК" информации, теперь интерес налоговиков ГУВД обращен к тому времени, когда Лесников руководил "Красноярской транспортной компанией" (КТК). В конце прошлого года отделом по налоговым преступлениям крайГУВД на КТК были изъяты документы для проведения проверки. Речь идет все о той же неуплате налогов, правда, нынешняя сумма превышает прошлую в разы и составляет около 7 млн руб. Напомним, "Красноярская транспортная компания" была совместным проектом городской администрации и частного бизнеса. Причем администрации принадлежал 51% акций предприятия, остальными же 49% владели частные лица. Лесников был назначен руководителем этого предприятия, несмотря на то что уже тогда за ним числилось дело по АТП № 5. Спустя некоторое время проведенная на предприятии проверка выявила факты невыплаты зарплат и неэффективного использования бюджетных средств. После этого мэрия покинула этот проект, выведя все свои активы. После этого предприятие оказалось на грани банкротства с многомиллионными долгами.

В ГУВД подтвердили, что в настоящее время в отношении Лесникова и его деятельности действительно проводится проверка. Правда, комментировать ее ход до принятия процессуального решения отказались. Добавив, однако, что проверка - это дело одного-двух месяцев и в скором времени к этому разговору можно будет вернуться.

Чистый интерес

Вообще назначение подобного рода людей на руководящие должности в муниципальные предприятия вопрос спорный, хотя с юридической стороны все чисто. По закону такому человеку не запрещено занимать руководящие посты в муниципальных предприятиях, до тех пор пока ему не вынесен приговор. Однако и само следствие может выйти с инициативой об отстранении подобного человека от должности.

Если Лесникову удастся продолжить свою карьеру в том же духе, кто знает, чем это закончится для нового автотранспортного предприятия, на которое городская администрация возлагает такие надежды.

Можно сколь угодно долго говорить о процессуальной чистоте дела, но сам факт того, что Лесников признал свою вину, говорит о многом. А уж то, что он возместил ущерб в размере практически 1 млн руб., свидетельствует о том, что, скорее всего, нарушение было допущено совсем не по недосмотру. Похоже, на Лесникова все же обратили внимание в городской администрации: на момент сдачи номера "ВК" в департаменте транспорта сообщили, что вопрос личности Лесникова сейчас поднимается на уровне муниципалитета, к делу уже подключился департамент общественной безопасности, так что, возможно, КПАТП № 2 удастся избежать участи своих менее удачливых собратьев. "ВК" продолжит следить за развитием ситуации.

Алексей Иванов: "Я знаю свое место в строю"

(Маргарита Баранова, "МК в Красноярске", 21.01.2009)

В правительстве края - немало новых лиц. Персона Алексея Иванова, пожалуй, наименее знакома красноярцам. Министр приглашен в "серый дом" из правительства Хакасии. Там в большей мере отвечал за финансы. Здесь - за экономику и развитие. В контексте сегодняшней ситуации представить читателям управленца животрепещущей сферы нам показалось весьма своевременным.

МК: Министерское назначение для вас - это престижное место работы, способ самоутверждения, Голгофа или...?

А.И.: Это доверие руководства края, а поскольку я прошел процедуру утверждения Законодательным собранием, это и доверие народа, которое я должен оправдать.

МК: Бывших подчиненных из Хакасии не хотели бы переманить?

А.И.: Я приглашаю, и люди готовы приехать. Но есть проблемы с жильем.

МК: Экономика республики кардинально отличается от экономики края?

А.И.: Только масштабом. Здесь он другой.

МК: Кого из мировых экономистов считаете выдающимися, чьи взгляды вам особенно близки?

А.И.: Безусловно, великие экономисты - это Адам Смит, родоначальник политэкономии; Джон Мейнард Кейнс, который ввел понятие государственного регулирования экономики. Из российских ученых я в большей степени склоняюсь к академику Аганбегяну Абелу Гезевичу. Серьезный аналитик Сергей Глазьев, его статьи объективны. Он вместе с группой ученых еще пять лет назад предвидел тот коллапс, который случился. Тогда к нему не прислушались. Сейчас его предложения учтены в антикризисном плане правительства.

МК: Как вы объясните феномен - отсутствие среди известных экономистов женщин?

А.И.: Богом сотворенная женщина уже сама по себе феномен. Она создана быть любимой, матерью, хранительницей очага. И именно в этом ее основная сила.

МК: То есть нечего нам делать ни в политике, ни в экономике?

А.И.: Я этого не говорил. В современном мире у женщин есть все возможности для реализации себя и в общественной, и в политической, и в профессиональной жизни.

МК: А в вашей семье кто за бюджет отвечает?

А.И.: Всем управляет моя супруга. Она не финансист, но ей присуща простая жизненная философия, женская мудрость. Она знает, где какие цены, что лучше купить, и к своим личным расходам очень разумно подходит.

МК: Вам незнакомо слово "бедность"?

А.И.: Что вы вкладываете в это понятие?

МК: Когда не хватает денег на элементарные вещи.

А.И.: Я могу и на пять тысяч рублей прожить, если нужда заставит... Я из обычной, рядовой семьи, бывший военный. Служил 14 лет, сбережений особых не было, при этом семья никогда не страдала. Находил выходы. Например, когда в армии начались трудности, принял решение: надо делать что-то еще, прорываться, чтобы жить достойно. Я для себя давно сделал вывод: если сам себе не помогу, никто не поможет. Вы знаете, главное - быть в ладу с собой, все ведь в наших головах начинается.

МК: Видите ли вы в экономике края отрасли, которые в дальнейшем смогут конкурировать как источники дохода краевой казны с главным пока налогоплательщиком - ЗФ "Норникель"?

А.И.: Да, сегодня основа экономики края - цветная металлургия. Но есть отрасли, имеющие большой потенциал развития: нефте- и газодобыча, нефте- и газопереработка, предприятия, работающие на космические и оборонные программы. Существенные доходы могут дать связь, транспорт, сельское хозяйство и лесопромышленный комплекс. Хотелось бы, чтобы малый бизнес поднялся. Ведь его костяк составляют люди, самостоятельно создающие доход, с ответственностью и за наемного работника, и за семью. Это то, чего мы должны добиться.

МК: На практике же ровно наоборот: административные барьеры, откаты, взятки...

А.И.: Я бы не был столь категоричен. Сейчас государством многое делается для того, чтобы малый бизнес активно развивался и чувствовал себя комфортно. В том числе усиливается борьба с коррупцией.

МК: А вам взятки предлагали?

А.И.: Был когда-то случай, но очень давно. Это сразу было пресечено, я с этими людьми больше никогда не общался. Надо осознавать - будет сиюминутная выгода, а потом последует наказание. Не здесь, так там...

МК: Я вас правильно поняла: вы никогда не брали взяток?

А.И.: Нет.

МК: А на будущее говорить трудно?

А.И.: Не трудно, потому что в целом в жизни я человек устоявшийся. И принимать верное решение гораздо легче. Изначально все в этом мире выстроено. И когда ты сам свое место определишь в строю, тогда все будет понятно. У меня были в жизни моменты колебаний. Но сейчас я чувствую себя уютно, поскольку знаю свое место - в семье, среди родственников, среди друзей, на работе, да и в целом в жизни.

Досье МК

Алексей Моисеевич Иванов, министр экономики и регионального развития Красноярского края с июля 2008 года.

Родился в 1966-м в г. Чебоксары. В 1989-м году окончил Ярославское высшее военное финансовое училище ("Финансовое обеспечение войск"), в 1998-м - Финансовую академию при Правительстве РФ ("Управление финансами"), в 2003-м - Российскую академию госслужбы при Президенте РФ.

С 1989 до 1998 гг. служил в СА и РА (руководил финансовой службой батальона, полка). С 1998-го по 2008 гг. - замминистра финансов Республики Хакасия, министр финансов и экономики правительства республики, зампредседателя правительства Хакасии.

Кандидат экономических наук; отличник финансовой работы.

Жена - домохозяйка; дочь учится в красноярской гимназии, сын ходит в детский сад.

Земные разборки

(Марк Захаров, "Вечерний Красноярск", 21.01.2009)

Аэропорт Красноярск не хочет брать на себя долги KrasAir и AiRUnion

Сегодня в aрбитражном суде состоится разбирательство по иску красноярского аэропорта к KrasAir и AiRUnion, сделка которых обязывает порт выплатить займ в более чем 400 млн рублей. И те и другие находятся в сложном положении, потому отступать не собираются.

Напомним, после разделительного баланса, в соответствии с которым порт Красноярск превратился в самостоятельное предприятие, ему были переданы не только имущественные активы, но и долги. Сделка KrasAir и AiRUnion с аэропортом обязует последний выплатить займ в размере 431,2 млн рублей. Эта сумма - разница между стоимостью чистых активов аэропорта и величиной его собственного капитала.

Представители аэропорта говорят, что признание этой сделки действительной поставит аэропорт в затруднительное положение и может привести к финансовым сложностям. Как было заявлено на суде, прошедшем на прошлой неделе, у аэропорта не так уж и много активов в виде недвижимого имущества, которое может пойти на уплату обязательств.

В качестве аргументов представители порта выдвигают версию о том, что данная сделка является крупной и при ее заключении не был соблюден порядок одобрения. Представители авиакомпаний, естественно, выступают против. Никому не хочется брать на себя долг в несколько десятков миллионов рублей. Собственно, понять и ту и другую стороны можно, так как и та и другая находятся в непростом финансовом положении. Авиакомпаний в де-юре уже не существует. Остались лишь юридические лица. Как стало известно "ВК", недавно Сбербанк выставил на торги отсуженное у KrasAir имущество на сумму более 1,5 млрд рублей. Продается техника бывшей авиакомпании. К слову, у банка существуют претензии не только к перевозчику, но и к аэропорту. Так, в конце прошлого года суд удовлетворил один из десяти исков банка к авиакомпании и аэропорту на сумму почти в 23 млн рублей.

В это же время в аэропорту Красноярск почти в два раза снизились объемы перевозок. Гендиректор предприятия Евгений Фролкин связывал этот факт, в первую очередь, с уходом основного перевозчика - авиакомпании KrasAir. Пик спада пришелся на ноябрь прошлого года, хотя в декабре появилась тенденция к увеличению. Сейчас ситуация выравнивается, хотя до прошлых объемов, естественно, еще далеко.

Планируется, что положение спасет создание авиахаба, о котором так долго говорили на самых разных уровнях. Однако, по признанию представителей аэропорта, признание займа в 430 млн рублей может поставить предприятие под удар уже сегодня, и до славных времен хаба оно просто не доживет. В то же время разработка проекта создания транспортного узла в Красноярске пока не стартовала. Ее планируют начать лишь в этом году. Напомним, что этот проект включен в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы на 2010-2020 годы". Общая сумма финансирования программы составляет 40 млрд рублей. Ожидается, что создание авиахаба позволит увеличить грузооборот аэропорта до 600 тысяч тонн в год. Бывший вице-президент AiRUnion Владимир Демидов считает, что хаб способен привлечь не только перевозчиков из других стран, но и увеличить пассажиропоток практически в три раза по сравнению с лучшими временами красноярской авиации - до 15 млн пассажиров в год.

Правда, по оценкам экспертов, произойти сие экономическое чудо может лишь через несколько лет. Точных дат не может сегодня назвать никто. Хотя Демидов и предупреждал еще в прошлом году, что если все пойдет по задуманному плану, то пропускных способностей аэропорта может не хватить для обслуживания такого потока пассажиров и грузов.

Это признают и в самом порту. Так, по словам директора по производству аэропорта Василия Панасенко, низкие пропускные способности уже сегодня приводят к скученности рейсов. Это приводит к тому, что в режиме ожидания одновременно могут находиться не более четырех самолетов. Для увеличения объемов требуется построить дополнительные дорожки для рулежки.

Кстати, на прошлом заседании суда представители говорили как раз о плохом материально-техническом состоянии, объясняя этим невозможность выплаты займа. Дескать, нынешняя инфраструктура, оставшаяся от бывших авиагигантов, не позволяет рассчитаться с долгом. В частности, было сказано, что здание международного терминала, как и несколько других строений, не представляет из себя особой ценности.

В данный момент большие надежды возлагаются на немецкую Lufthansa, техническая посадка которой ожидается на красноярской земле летом этого года. Немцы вроде бы подтвердили свои намерения, а у нас проведена модернизация взлетно-посадочной полосы, которая могла бы принимать большие самолеты. В любом случае, как бы ни разрешился спор хозяйствующих субъектов относительно займа, аэропорт, будем надеяться, останется в целости и сохранности. Даже несмотря на заявления его представителей о тяжком бремени этого долга. Ведь данный объект представляет стратегическую важность для многих перевозчиков. Необходимо помнить, что от создания хаба никто не отказывается, а это многомиллионные инвестиции, поддержка государства и т. п. Хотя в это же самое время следует помнить и о печальном опыте ныне не существующего AiRUnion. В свое время эта компания также получала господдержку, входила в число приоритетных проектов федерального уровня. Но несмотря на это очень скоро прекратила свое существование.

Владимир Стржалковский: "Все социальные программы, о которых мы заявляли, будут выполнены в полном объеме"

(Светлана Хустик, "КП в Красноярске", 21.01.2009)

В субботу в Красноярске побывал генеральный директор ГМК "Норильский никель" Владимир Стржалковский. Глава "Норникеля" встретился с премьер-министром правительства Красноярского края Эдхамом Акбулатовым, обсудил перспективы дальнейшего сотрудничества компании и края, а позже пригласил журналистов в фанпарк "Бобровый лог".

О ценах на никель

- В правительстве края сегодня обсуждалось дальнейшее сотрудничество нашей компании и региона. Красноярский край рассчитал бюджет, исходя из цены на никель - 20 000 долларов за тонну при цене доллара в 27 рублей. Сейчас ситуации такова, что вряд ли цена на никель достигнет таких величин в 2009 году. Хотя по нашим расчетам никель не опустится ниже 10 000 долларов за тонну. Кстати, косвенно сглаживает завышенные ожидания и снижение курса рубля по отношению к доллару.

О социальных программах

- Все социальные программы, о которых мы заявляли, будут выполнены в полном объеме, в том числе и образовательные. Мы рассчитываем, что выручка всей группы компаний "Норильский никель" в 2009 году будет в районе 8 млрд. долларов. Это существенно ниже, чем в прошлом году. Поэтому мы будем уменьшать затраты. А именно: сократим зарубежные активы в Австралии, Ботсване и ЮАР и в два раза урежем инвестиционные программы.

О пенсионном фонде

- В ситуации с пенсионным фондом "Норильского никеля" действительно есть определенные сложности, и мы сейчас решаем, что делать с накоплениями граждан. Но в любом случае ситуация будет разрешена в ближайшее время.

О фанпарке "Бобровый лог"

- Я пришел в бизнес из государственной службы, но в любом случае очень четко понимаю, что любой проект должен себя окупать, в том числе и фанпарк "Бобровый лог". Думаю, вы со мной согласитесь, что цены в "Бобровом логу" не такие уж и высокие. Он должен работать, если не с большой прибылью, то хотя бы по нулям. Пока не происходит и этого. И в настоящих условиях мы не можем себе позволить его содержать.

О планах на будущее

- В сегодняшней ситуации глупо что-то планировать далеко вперед. В условиях экономической нестабильности это просто невозможно. Сейчас мы можем говорить лишь о планах на первый квартал. Дальше будем принимать решения в зависимости от ситуации и работать по принципу "step by step" ("шаг за шагом")

Импортное здоровье

(Константин Хлебников, "Вечерний Красноярск", 21.01.2009)

Цены на лекарства пошли вверх

Лекарственные препараты дорожают каждый год, однако обычно цены растут плавно, и поэтому изменения не так заметны для потребителя. Финансовый кризис стал причиной резкого скачка цен на все товары, не стал исключением и фармрынок.

После новогодних каникул рубль серьезно подешевел по отношению и к доллару, и к евро. Стало очевидно, что и подорожание лекарств неизбежно. Главная причина переписывания ценников в аптеках - Красноярский край, как, впрочем, и вся Россия, плотно сидит на импортной "лекарственной игле". Даже та скромная часть лекарственной продукции, которую поставляют на аптечные прилавки региона отечественные производители, а это около 25-30%, по сути, тот же импорт, поскольку производится из зарубежных фармсубстанций.

Подорожания не избежать

По оценкам экспертов, в среднем объем краевого рынка лекарственных препаратов составляет порядка 7 млрд руб. в год. Причем около 60% этой суммы приходится на краевой центр. И в последние годы этот рынок неуклонно рос. Заместитель директора аптечной сети "СИА" Оксана Зюзина говорит, что краевой фармсектор сегодня на 70% состоит из импортных препаратов, и это основная предпосылка подорожания.

- Все зависит от девальвации рубля, так утверждают наши поставщики. Будет расти курс доллара и евро - неизбежно вырастут цены на лекарства. В последние 2 года подорожание шло на уровне инфляции - 12-13%, но рынок фармпрепаратов ежегодно рос за счет расширения номенклатуры ассортимента и предложений, появления новых товарных групп. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем - сказать сложно, - считает Оксана Зюзина.

Заведующая аптекой компании "ФармМаркет" Елена Макарова отмечает, что некоторые импортные препараты уже существенно подорожали.

- Рост цен хорошо заметен уже сейчас, в среднем некоторые импортные препараты подорожали на 10-15%. Кстати, в частных аптеках сегодня больше реализуется импортных препаратов, а в государственных аптеках - отечественных, - подчеркивает Елена Макарова.

Одиночкам не выжить

Кроме того, эксперты считают, что в крае может уменьшиться число аптек. Времена, когда аптеку открывали на любом свободном месте, лишь бы оно не досталось конкурирующей сети, прошли. Напомним, всего в Красноярском крае имеют лицензии 292 хозяйствующих субъекта, которым принадлежит 1470 точек розничного отпуска лекарств.

В сегодняшней непростой ситуации, уверена Оксана Зюзина, пострадают в первую очередь одиночные аптеки.

- Скорее всего, сократится количество одиночных игроков, а не сетевых, - прогнозирует Зюзина. - Если частный предприниматель владеет 1-2 аптеками, то он их либо продаст, либо вынужден будет объединяться с другими бизнесменами. Одиночкам аптекам просто не выжить. А вот сокращений и увольнений, я думаю, не предвидится, поскольку в отрасли всегда наблюдался дефицит квалифицированных специалистов.

Кризис кризисом, однако отказываться от дорогостоящих импортных лекарства жители края, судя по всему, не намерены. По словам Елены Макаровой, спрос на зарубежную продукцию по-прежнему высок.

- Люди больше предпочитают импортные препараты, даже несмотря на то что все больше появляется недорогих аналогов отечественного производства, - говорит Макарова. - Дело в том, что импортные медикаменты гораздо больше рекламируют, более активную работу проводят медицинские представители. Хотя если курс доллара будет расти и дальше, то, на мой взгляд, ситуация может измениться в пользу наших фармкомпаний.

Медицинский представитель Валерий Николаев отмечает, что в сложившейся ситуации некоторые аптечные сети могут искусственно завышать цены. - От дорогостоящих препаратов люди вряд ли откажутся. Даже врачи будут назначать импортные препараты по одной простой причине - они качественные и действительно помогают, - отмечает Николаев. - А рост цен действительно заметен уже сегодня, некоторые препараты подорожали на 20%, и это не предел. На мой взгляд, со временем следует ожидать роста цен на 30-40%. Хотя некоторые аптечные сети искусственно завышают цену, обосновав это финансовым кризисом и ростом курса доллара и евро.

Без оптимизма

По мнению экспертов, существенные изменения последуют и в нынешней системе закупок. Большинство банков резко сворачивает свои кредитные программы; стоимость кредитов, которые еще выдаются, увеличивается. Любой оптовик, покупая препараты у производителя, получает отсрочку на 60 дней, а срок реализации товара с оптового склада составляет не менее 120 дней. Следовательно, оптовику необходимы кредиты, чтобы оплатить товар. Так что, если процентная ставка на заемные средства выросла, это, соответственно, скажется на конечной стоимости препарата.

Кроме того, трудности с получением кредитов, скорее всего, приведут к дефициту ряда наименований. Некоторые лекарственные средства покупаются аптеками "для ассортимента". И реализуются такие позиции не чаще чем раз в четыре-пять месяцев. Естественно, что в условиях дефицита денег предприниматели будут отказываться от покупки подобных препаратов.

Наступивший год станет стартовым для реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности России до 2020 года, разработанной Минпромторгом. В стратегии, кроме всего прочего, заявлено, что в ближайшие 10-12 лет в стране будет восстановлено производство лекарств массового спроса. Однако участники рынка уверены, что за столь короткий срок фармацевтическую промышленность на ноги не поднять.

- Чтобы восстановить в стране производство лекарств, 10 и даже 20 лет явно недостаточно. Если мы говорим о полной замене производства на зарубежное, то это очень долгий процесс. Стандарты никто не отменял, и, чтобы привести производство к международным стандартам, потребуется масса времени. В стране есть неплохие заводы, но им не под силу покрыть весь ассортимент зарубежных препаратов, - считает Оксана Зюзина.

Бесспорным лидером фармацевтической отрасли сегодня является западный производитель, он и диктует правила игры. Для избавления от зависимости от импортных поставок необходимо развивать отечественное фармацевтическое производство. Однако нагрянувший экономический кризис не располагает к оптимистическим прогнозам.