Бухарестский саммит НАТО 2-3 апреля. На саммите НАТО в Бухаресте странами-участницами было принято решение о том, что Грузия и Украина обязательно станут членами альянса. В преддверии саммита Грузия не исключала, что по его итогам она перейдет на новый этап сотрудничества с Североатлантическим альянсом - ей будет предоставлен План действий по вступлению в НАТО (MAP). Однако на саммите было принято решение вернуться к вопросу предоставления Украине и Грузии MAP в декабре 2008 года в Брюсселе на встрече министров иностранных дел стран-членов альянса. Между тем, MAP не был получен вышеупомянутыми странами и в декабре. Как отметил Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер по завершении встречи глав МИД стран-членов альянса 2 декабря, "у обеих стран есть прогресс, но у обеих стран есть и работа, которую они должны провести". Генсек НАТО подтвердил, что решение Бухарестского саммита относительно интеграции Украины и Грузии в НАТО остается в силе, и отметил, что НАТО продолжит их поддержку в осуществлении ими реформ на пути в альянс. "Это означает, что НАТО максимально усилит свою поддержку, помощь в рамках комиссий НАТО-Украина и НАТО- Грузия", - пояснил он. По итогам саммита было принято решение о том, что сотрудничество Грузии и Украины с НАТО в дальнейшем продолжится в новом формате - в соответствии с годовыми планами действий, которые будут составляться для каждой из этих стран. Грузинские власти положительно расценили это решение, отметив, что годовой план действий "является центральным и основным механизмом интеграции Грузии в альянс". Следует отметить, что Великобритания выступила с инициативой, предусматривающей вступление Украины и Грузии в НАТО в обход МАР, однако с этим вариантом не согласилась Германия, которая считает обязательным прохождение всех ступеней для членства в НАТО.
Военный конфликт между Россией и Грузией, длившийся, по информации грузинских официальных источников, с 7 по 15 августа. По данным сформированной при парламенте Грузии временной комиссии по изучению августовских событий, в результате конфликта с грузинской стороны погибло 413 человек, в том числе 220 мирных жителей, было ранено 2 234 человека. В ходе конфликта погибли 3 журналиста (в том числе 1 иностранный), еще 6 журналистов были ранены (в том числе 3 иностранных). По окончании боевых действий на территории Грузии было зарегистрировано 131 тыс. 169 беженцев. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев на 12 сентября, всего в результате конфликта насчитывалось 192 тыс. беженцев, в том числе 127 тыс. на территории Грузии, 30 тыс. на территории Южной Осетии и 35 тыс., которые перешли в Северную Осетию. Изучив данные по августовским событиям, комиссия пришла к неутешительному выводу в связи с обороноспособностью Грузии. "Из заключения временной парламентской комиссии явствует, что Россия осуществила в отношении Грузии хорошо подготовленную и запланированную интервенцию. В то же время комиссия выявила значительные недостатки в проведении грузинскими властями политики национальной безопасности, а также военного менеджмента. Из вывода комиссии следует, что, несмотря на твердые разведданные, руководство Грузии не ожидало, и не было готово к агрессии такого масштаба, которая была осуществлена в августе 2008 года", - говорится в отчете комиссии. Ответственность за военный конфликт грузинское руководство полностью возлагает на Россию, подчеркивая, что российская военная интервенция готовилась задолго до августа. Президент Грузии Михаил Саакашвили на заседании временной парламентской комиссии заявил, что был вынужден отдать приказ о начале ответных военных действий после получения информации о том, что через Рокский тоннель перешло большое количество военной техники и живой силы. "Мы имели неопровержимые доказательства того, что они пересекли границы Грузии, и этот факт позже подтвердили международные издания, открытые источники, радиоперехваты, и это не смогли опровергнуть и в России. До начала широкомасштабной интервенции - еще 6 августа - были убиты наши миротворцы. Кроме того, нападение осуществлялось не на грузинские села, как пишут, а на смешанные, там бок о бок жили грузины и осетины, их бомбили с территории, где находились российские миротворцы", - заявил президент. По его словам, целью грузинской стороны было "спасти от военной изоляции грузинские села, в которых была опасность этническо-политической чистки", а также "сделать все для защиты мирного населения - вне зависимости от этнической принадлежности". Президент подчеркнул, что не отдавал конкретного приказа о взятии Цхинвали, однако этот город "входил в театр военных действий", и "это была единственная дорога, по которой можно было произвести эвакуацию мирного населения". Президент Грузии заявил, что главной целью российской операции было свержение грузинских властей, и что если бы грузинская армия не сдержала натиск российских ВС, "страной управлял бы субъект, похожий на Игоря Гиоргадзе". По заключению комиссии, массовое вступление российской регулярной армии на территорию Грузии началось в 3-30 утра 7 августа, а ответные действия ВС Грузии были произведены только через 20 часов после прохождения российских подразделений через Рокский тоннель. По версии же российской стороны, вооруженный конфликт начала Грузия, чьи подразделения вторглись в Южную Осетию в ночь на 8 августа. После этого российское руководство приняло решение о проведении в зоне конфликта операции по принуждению к миру, которая была завершена 12 августа.
15 августа при посредничестве президента Франции Николя Саркози президенты России и Грузии подписали состоящее из 6-и пунктов соглашение о прекращении огня. Стороны договорились о следующем:
- не прибегать к использованию силы;
- окончательно прекратить все военные действия;
- обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи;
- Вооруженные Силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации;
- Вооруженные силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. До создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности;
- Начало международных дискуссий об условиях безопасности и стабильности в Абхазии и Южной Осетии.
Между тем, по заявлению грузинских властей, Россия по сей день нарушает это соглашение. Это выражается, в частности, в пребывании ею на тех территориях (в том числе в Ахалгорском районе), которые не входили в зону конфликта и которые до начала боевых действий контролировались грузинскими властями, в вынужденном переселении лиц из Кодорского ущелья, в признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Определенные надежды в отношении урегулирования сложившейся ситуации возлагаются на Женевские консультации по проблемам безопасности и стабильности на Южном Кавказе, проводимые в соответствии с договоренностями, достигнутыми между президентом РФ Дмитрием Медведевым и президентом Франции Николя Саркози 12 августа и 8 сентября. В консультациях принимают участие представители Грузии, США, России, абхазской и югоосетинской сторон, а также ОБСЕ, ЕС и ООН. Уже состоялось три раунда вышеупомянутых консультаций, четвертый запланирован на 17-18 февраля 2009 года.
Решение Грузии о выходе из СНГ, принятое после начала грузино-российского военного конфликта. Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о политическом решении покинуть СНГ 12 августа на митинге в поддержку грузинской государственности и призвал Украину и другие страны - члены СНГ "выйти из этого объединения, которым управляет Россия, управляет, никого не спрашивая". В тот же день в беседе с журналистами он заявил, что Грузия решила выйти из СНГ, поскольку "Содружество потерпело полный крах как организация", и "СНГ - постсоветское наследие, которое не может ничего решать". Парламент Грузии 14 августа единогласно поддержал выход страны из СНГ и упразднил ее участие в договорах, определявших ее пребывание в этом объединении. В числе вышеупомянутых документов - Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Решение Совета глав государств СНГ о принятии Устава СНГ от 22 января 1993 года и Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года. На заседании в Бишкеке 9 октября Совет министров иностранных дел (СМИД) СНГ удовлетворил заявку Грузии о выходе из Содружества. Однако поскольку нота МИД Грузии о выходе из Содружества поступила в Исполком СНГ 18 августа, то формально (в соответствии с Уставом объединения) датой выхода Грузии из состава СНГ будет 18 августа 2009 года. Между тем, не исключено, что Грузия останется членом нескольких соглашений неполитического характера в рамках СНГ, в том числе соглашения о безвизовом режиме. "Политическое решение о выходе Грузии из СНГ уже налицо, и поэтому политически никаких обязанностей по отношению к СНГ у нас нет. Что касается правовой части, то в СНГ есть очень много соглашений, в том числе тематические соглашения, которые не имеют ничего общего с политикой. Членами некоторых таких тематических соглашений, к примеру, являются страны Прибалтики. Поэтому исполнительная власть и МИД Грузии сейчас детально изучают список этих соглашений, и ожидается, что Грузия останется членом некоторых из них. В частности, мы, возможно, сохраним наше членство в соглашении о безвизовом режиме - чтобы не создавать нашим гражданам дополнительных проблем в пространстве СНГ", - заявил председатель парламента Давид Бакрадзе. Грузия вступила в СНГ самой последней из республик бывшего СССР. Вступление Грузии в СНГ было утверждено парламентом страны 1 марта 1994 года. В последние годы ряд оппозиционных партий неоднократно призывал власти принять решение о выходе страны из СНГ, но те отвечали, что не нужно торопиться, и что такое решение будет принято, когда "наступит соответствующий момент, и это будет необходимо". Весной 2008 года, комментируя ноту МИД РФ от 6 марта о том, что отныне Россия не считает себя связанной решением Совета глав государств СНГ "О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия", государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Иакобашвили заявил, что Грузии придется пересмотреть все соглашения в формате СНГ, в том числе касающиеся присутствия на территории Грузии российских миротворцев.
Налаживание Россией прямых отношений с Абхазией и Южной Осетией, а затем - признание их независимости. Россия заявила 6 марта о том, что уже не считает себя связанной положениями решения Совета глав государств СНГ "О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия" от 19 января 1996 года, установившего запрет на осуществление торгово-экономических, финансовых, транспортных и иных связей с Абхазией по государственной линии. 16 апреля, будучи тогда президентом России, Владимир Путин поручил правительству РФ разработать меры по оказанию предметной помощи населению непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия. Российскому правительству было поручено взаимодействовать с фактическими органами власти этих республик. Было оглашено решение о признании Россией правосубъектности юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательствами Абхазии и Южной Осетии. "Наши действия в отношении Абхазии и Южной Осетии не означают, что Россия делает выбор в пользу конфронтации с Грузией. Мы - за снятие всех санкций и ограничений, мешающих социально-экономическому развитию региона", - было отмечено в сообщении МИД РФ по этому поводу. Грузинская сторона расценила это решение России как нарушение общепризнанных принципов и норм международного права, "в частности, принципов территориальной целостности государств, суверенного равноправия государств, нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела других государств" и попытку России "начать процесс полномасштабной аннексии Абхазии и Южной Осетии". Грузия призвала сначала Владимира Путина, а затем и нового президента РФ Дмитрия Медведева упразднить вышеупомянутые решения, однако этого не произошло. Более того, 26 августа, после грузино-российского военного конфликта, президент России издал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. 9 сентября Россия установила с ними официальные дипломатические отношения, а 17 сентября президент РФ подписал с президентами вышеупомянутых республик договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, которые были ратифицированы Госдумой РФ 29 октября и 12 ноября одобрены Советом Федерации.
Грузинская сторона выразила возмущение этими действиями России. Как заявил государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Иакобашвили, "признанием "независимости" Абхазии и Южной Осетии РФ нарушила фундаментальные принципы и нормы международного права, а именно принципы суверенитета и территориальной целостности государств, равенства между людьми, самоопределения, невмешательства во внутренние дела другого государства, а также уважения к правам человека и основным свободам, которые утверждены уставом ООН и Хельсинским заключительным актом от 1975 года". Он отметил, что действия РФ также нарушают резолюции Совбеза ООН, в которых признана территориальная целостность Грузии, в том числе и Россией. "Цель этих действий России - положить конец демократическому развитию стран региона и содействовать их возвращению в эпоху советского тоталитаризма", - подчеркнул госминистр. В заявлении госминистра также обращается внимание на то, что "Россия использовала и вновь использует этническую чистку грузинского населения как инструмент своей внешней политики". "Признанием независимости Абхазии и Цхинвальского региона вслед за осуществленной в отношении Грузии военной агрессией и частичной оккупацией ее территории, РФ продемонстрировала перед международным сообществом тот факт, что она является стороной конфликта, и у нее нет ни правовых, ни политических и ни моральных оснований быть посредником в процессе мирного урегулирования конфликтов на территории Грузии", - говорится в заявлении. Госминистр отметил, что действия России противоречат и соглашению о прекращении огня. В Грузии, вместе с тем, подчеркивают, что решение России признать независимость Абхазии и Южной Осетии не будет иметь никаких юридических последствий. Подавляющее большинство стран осудило этот шаг России, а США пообещали, что заблокируют любое признание независимости Южной Осетии и Абхазии в Совбезе ООН, если соответствующий документ попадет на рассмотрение этой организации.
Разрыв Грузией дипломатических отношений с Россией. В ответ на признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии парламент Грузии 28 августа принял постановление "Об оккупации Россией территории Грузии", которым обязал исполнительную власть разорвать дипломатические отношения с Российской Федерацией. Парламент объявил Южную Осетию и Абхазию "оккупированными территориями", а "находящиеся на территории Грузии, в том числе в Абхазии и Южной Осетии российские войска, в том числе и т.н. миротворцев, оккупационными войсками". Парламент поручил правительству Грузии упразднить все соглашения, которые увязаны с грузино-абхазским и грузино-осетинским конфликтами, и в которых Россия представлена как сторона-посредник. Заявление о разрыве дипотношений с Россией МИД Грузии сделало 29 августа, соответствующая нота была вручена российским дипломатам в МИД Грузии 2 сентября. С 3 сентября гражданам Грузии была приостановлена выдача российских виз. Грузинские дипломаты покинули Москву 30 августа. Однако посол Грузии в России Эроси Кицмаришвили был отозван еще 11 июля - после признания МИД РФ факта нарушения самолетами российских ВВС 8 июля воздушного пространства Грузии и облета зоны грузино-осетинского конфликта, который российская сторона объяснила необходимостью "принятия срочных и действенных мер, чтобы не допустить кровопролития и сохранить ситуацию в правовых мирных рамках".
Размещение Евросоюзом в Грузии миссии своих наблюдателей. В соответствии с дополнительными договоренностями к плану Саркози-Медведев, с 1 октября в так называемых буферных зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, российские воинские подразделения были заменены миссией по наблюдению Евросоюза. Отправка в эти зоны около 200 наблюдателей ЕС была формально одобрена на встрече глав МИД стран ЕС в Брюсселе в середине сентября. В состав миссии, задачей которой является контроль над выполнением мирного плана "Медведева-Саркози", а также оказание содействия в обеспечении общественного порядка, возвращении беженцев и перемещенных лиц, входят полицейские, военные, правовые и правозащитные эксперты. Что касается мониторинга ситуации непосредственно в Абхазии и Южной Осетии, то в настоящее время его осуществляют, соответственно, наблюдатели ООН и ОБСЕ. Однако в декабре Россия наложила вето на продление мандата миссии ОБСЕ, действовавшего до 1 января 2009 года, в результате чего та в настоящее время фактически находится в режиме свертывания. Москва настаивает на необходимости модификации формата этой миссии, который, по ее мнению, "должен учитывать новые реалии, сложившиеся после августовской войны". Российские дипломаты, в частности, требуют отдельного мандата для полевых офисов ОБСЕ в Южной Осетии, которые не будут зависеть от тбилисского офиса миссии. Как ожидается, те несколько месяцев, которые потребуются для вывода миссии, дипломаты используют для переговоров по нахождению компромиссного решения в отношении продления работы миссии ОБСЕ в Грузии. По информации руководителя миссии ОБСЕ в Грузии Тери Хакалы, функции миссии ОБСЕ на данном этапе совместит миссия ЕС по наблюдению в Грузии.
Что касается мандата миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ), то 9 октября Совбез ООН принял решение о его продлении на четыре месяца - до 15 февраля 2009 года. По словам министра иностранных дел Грузии Григола Вашадзе, "в случае, если Россия наложит вето на продление мандата ООН, как это она сделала в отношении мандата ОБСЕ, грузинская сторона обратится к ЕС с просьбой, чтобы функции МООННГ он взял на себя".
Обещание стран-доноров выделить Грузии $4,5 млрд. или 3,4 миллиарда евро для ликвидации последствий российско-грузинского вооруженного конфликта. Об этих своих намерениях 38 стран и 15 международных организаций сообщили на донорской конференции по Грузии, состоявшейся в Брюсселе 22 октября под эгидой Всемирного банка и Европейской комиссии. Обещанные средства превышают сумму, указанную миссией Всемирного банка по оценке ситуации, которая побывала в Грузии в начале сентября и установила, что для ликвидации последствий недавнего вооруженного конфликта в течение трех лет понадобится $3,25 млрд. или 2,38 млрд. евро. Из общей суммы $3,7 млрд. предназначены для финансирования приоритетных программ по постконфликтному восстановлению экономики и оказанию помощи пострадавшему населению. Из них $450 млн. - для удовлетворения потребностей вынужденно перемещенных лиц и реконструкции разрушенной инфраструктуры. Еще $850 млн. пойдут на поддержку финансового сектора и будут предоставлены коммерческим банкам в виде кредитов. Комиссар Евросоюза по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Мария Ферреро-Вальднер отметила, что "Европа не позволит, чтобы нынешний кризис стал препятствием на пути усилий по осуществлению в Грузии политических и экономических реформ". Ожидается, что наиболее существенный вклад в восстановление экономики Грузии внесут США (около $1 млрд.), ЕС (500 млн. евро) и Япония (150 млн. евро). После Брюссельской конференции Грузия уже получила от доноров более $600 млн. В целом, уже согласованы проекты на сумму $2 млрд. 750 млн.
Президентские выборы 5 января. После событий 7 ноября 2007 года (разгона митингов оппозиции, разгрома телекомпании "Имеди") президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о назначении 5 января внеочередных президентских выборов, подчеркнув, что "это компромисс, который дает оппозиции шанс действительно стать избранной народом, если она того заслуживает". Оппозиция начала активно готовиться к выборам. Изначально объединенная оппозиция, в которую тогда входили представители 10 политических партий и объединений, а также представитель НПО "Институт равноправия" Гиорги Хаиндрава и член оппозиционной парламентской фракции "Демократический фронт" Леван Гачечиладзе, планировала выдвинуть единого кандидата в президенты. Им был назван Леван Гачечиладзе, который и стал основным конкурентом кандидата в президенты от правящей партии "Единое национальное движение" Михаила Саакашвили. Однако затем входившая в объединенную оппозицию Лейбористская партия заявила, что их лидер Шалва Нателашвили будет баллотироваться в президенты независимо. О своем желании принять участие в выборах заявил и ныне покойный Бадри Патаркацишвили - влиятельный бизнесмен, владелец тогда оппозиционно настроенной телекомпании "Имеди". Предвыборная кампания Патаркацишвили, который в конце октября 2007 года выразил желание финансировать оппозицию, и в отношении которого после ноябрьских выступлений оппозиции грузинскими правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по обвинению в заговоре с целью свержения грузинских властей, была довольно скандальной. Власти обнародовали ряд компроматов на него, он также представил материалы, обличающие конкретных представителей властей. Ряд лидеров оппозиции потребовали от Михаила Саакашвили и Бадри Патаркацишвили перевести "войну компроматов" на иное поприще. 27 декабря Бадри Патаркацишвили сделал заявление о том, что решил прислушаться к фактическому призыву оппозиции и отказаться от участия в президентской гонке, однако 3 января распространил заявление, в котором отметил, что передумал и продолжит борьбу за президентский пост. Свою избирательную кампанию Патаркацишвили проводил "заочно" - из Лондона, посредством своих соратников, по словам которых возвращение бизнесмена в страну было небезопасным. В целом, на пост президента на выборах 5 января баллотировались 7 кандидатов. По итогам выборов, оглашенным ЦИК 13 января, с большим отрывом победил Михаил Саакашвили. Согласно протоколу ЦИК, Михаил Саакашвили набрал 53,47% голосов, Леван Гачечиладзе - 25,69%, Бадри Патаркацишвили - 7,10%, кандидат от "Новых правых" Давид Гамкрелидзе - 4,02%, лидер лейбористов Шалва Нателашвили - 6,49%, лидер "Партии будущего" Гиорги Маисашвили - 0,77%, лидер партии "Имеди" Ирина Саришвили - 0,16% голосов избирателей. Явка избирателей на выборы составила 56,17%.
Оглашение протокола ЦИК вызвало возмущение оппозиции, заявившей, что президентские выборы проходили с грубыми нарушениями, а их итоги - фальсифицированы. "Это руководство еще раз доказало, что как пришло оно к власти с помощью силы, так и хочет ее сохранить", - заявила оппозиция и начала проведение массовых акций протеста с требованием второго тура президентских выборов. По уверению оппозиции, несмотря на недостатки избирательного законодательства, грубые нарушения в ходе голосования, правильный подсчет данных бюллетеней продемонстрировал бы, что Михаил Саакашвили набрал менее необходимых для победы на президентских выборах 50%+1 голосов избирателей. По данным объединенной оппозиции, основанным на итогах параллельного подсчета голосов, в регионах Михаил Саакашвили набрал 44% голосов, а Леван Гачечиладзе - 34%, а в Тбилиси Гачечиладзе вышел на первое место. Что же касается второго тура, то объединенная оппозиция была уверена в победе в нем своего кандидата. В отличие от большинства кандидатов в президенты от оппозиции, лидер лейбористов Шалва Нателашвили заявил, что требует не второго тура, а повторного проведения выборов, причем не ранее чем спустя два месяца - для предоставления всем кандидатам равных возможностей ведения предвыборных кампаний. Руководство страны сочло требование оппозиции лишенным оснований. Такого же мнения был и победивший кандидат в президенты Михаил Саакашвили, назвавший выборы 5 января "тройным успехом Грузии". "Во-первых, выборы прошли в спокойной и организованной обстановке, во-вторых, международное сообщество и иностранные наблюдатели дали выборам высокую оценку и назвали их демократическими, в-третьих, важно то, что победа осталась за нами", - сказал Саакашвили. Что касается международных наблюдателей, то их оценка выборов была в целом позитивной, хотя и содержала критику, в частности, в отношении подсчета голосов и процедуры рассмотрения жалоб. "Выборы, хоть они и не были совсем безупречными, позволили грузинскому народу демократически выразить свою реакцию на сложившийся политический кризис", - заявил глава делегации ПАСЕ Матиас Йорш. "Грузин следует поздравить с тем, что они доказали свою приверженность демократическим принципам в день выборов. Теперь очередь за властями - они должны услышать критику и немедленно отреагировать на зарегистрированные значительные нарушения", - отметил он. После состоявшейся 20 января инаугурации избранного на второй президентский срок Михаила Саакашвили волна протестов против итогов президентских выборов пошла на убыль, и оппозиция решила переключиться на подготовку к участию в парламентских выборах. Следует отметить, что 5 января наряду с выборами президента был проведен плебисцит по двум вопросам, один из которых касался вступления Грузии в НАТО, второй - сроков проведения парламентских выборов. Согласно итогам плебисцита, за вступление страны в НАТО проголосовало 72,5% избирателей. Что касается второго вопроса, то 69,8% населения выступили за досрочное проведение парламентских выборов - весной 2008 года, как того требовала оппозиция, и как это предусматривала Конституция страны до внесения в нее изменений в конце 2006 года.
Парламентские выборы 21 мая. В соответствии с итогами плебисцита, проведенного в день президентских выборов 5 января, президент Грузии назначил досрочные парламентские выборы - весной, а не осенью, как это предусматривало действовавшее на тот момент законодательство. Согласно принятым за несколько месяцев до выборов изменениям в законодательство, из 150 депутатов парламента нового созыва 75 должны были пройти по партийным спискам (партий, преодолевших 5%-ный барьер), и 75 - быть избраны по мажоритарной системе. Оппозиция настаивала на соотношении 100 к 50, однако рассмотрение этой, как и ряда других поправок в избирательное законодательство проходило без ее участия - на тот момент она бойкотировала пленарные заседания, отчаявшись добиться желаемого результата путем переговоров и перейдя к акциям протеста, в том числе в такой крайней форме, как голодовка. Предвыборные кампании и правящей партией и оппозицией велись довольно активно. Изначально оппозиция, у большей части которой были схожие мнения по основным вопросам внутренней и внешней политики страны, планировала выйти на выборы единым списком, однако затем этого не произошло, что ряд экспертов расценили как ошибку. Всего в парламентских выборах приняли участие 3 избирательных блока и 9 политических организаций независимо. Самым крупным оппозиционным блоком и основным конкурентом правящей партии "Единое национальное движение" был блок "Объединенная оппозиция - Национальный совет - Новые". В его состав вошли все 8 политических сил объединенной оппозиции - политическое движение "Свобода" (лидер - Константин Гамсахурдиа), Консервативная партия (лидер - Звиад Дзидзигури), "Движение за единую Грузию" (лидер - Ираклий Окруашвили), "Партия народа" (лидер - Коба Давиташвили), "Национальный форум" (лидер - Каха Шартава), "Путь Грузии" (лидер - Саломэ Зурабишвили), "Картули даси" (лидер - Джонди Багатуриа), движение "Мы сами" (лидер - Паата Давитая), а также партия "Новые правые" (лидер - Давид Гамкрелидзе). Примечательно, что изначально в объединенную оппозицию ("Общенародное движение"), сформировавшуюся осенью 2007 года, входили и лейбористы, однако спустя несколько недель они ее покинули, заявив, что в нее объединены слишком отличающиеся друг от друга политические силы. Позже объединенную оппозицию покинула и Республиканская партия, решившая выступать на парламентских выборах самостоятельно. Между тем, "Новые правые" (которые всегда выступали против каких бы то ни было революций, уличных акций, тогда как часть объединенной оппозиции принимала участие в "революции роз"), присоединились к уличным акциям протеста объединенной оппозиции, а затем - к парламентским выборам - образовали с ней избирательный блок, заявив, что "только объединившись, можно сместить эту власть". Прежний партнер и союзник "Новых правых" - партия "Промышленность спасет Грузию" - вошла в союз с Национально-демократической партией и партией бывшего первого секретаря ЦК компартии Грузинской ССР Джумбера Патиашвили, что также явилось новой конфигурацией. В результате образовался блок - "Правый альянс: Топадзе - "Промышленники", состоявший из Национал - демократической партии (лидер - Бачуки Кардава), партии "Единство" (лидер - Джумбер Патиашвили) и партии "Промышленность спасет Грузию" (лидер - Гоги Топадзе). Еще один блок образовали "Традиционалисты - "Наша страна" - Женская партия", в который объединились две партии - "Союз традиционалистов" (лидер - Акаки Асатиани) и женская партия "Для справедливости и равноправия" (лидер - Гугули Маградзе). При этом в списках блока были и члены партии "Наша Грузия" (лидер - Гоча Джоджуа) из числа бывших соратников покойного Бадри Патаркацишвили. В числе политических организаций, участвовавших в выборах самостоятельно, было и относительно недавно учрежденное оппозиционное Христиан-демократическое движение, лидером которого является также бывший соратник Патаркацишвили Гиорги Таргамадзе, и актив которого составляют, в основном, бывшие сотрудники телекомпании "Имеди". Остальные политические объединения, участвовавшие в выборах самостоятельно - это, помимо правящей партии "Единое национальное движение" - Республиканская партия (лидер - Давид Усупашвили), Лейбористская партия (лидер - Шалва Нателашвили), "Грузинская политика" (лидер - Гоча Пипия), Национальная партия радикал-демократов всея Грузии (лидер - Шалва Купрашвили), "Наша страна" (лидер - Тамаз Гугунишвили), "Грузинский союз спортсменов" (лидер - Валерий Гиоргобиани) и Христианско-демократический альянс (лидер - Гиорги Кобахидзе). Что касается правящей партии, то в ее предвыборной тактике произошли определенные изменения. В частности, во многих мажоритарных округах кандидатами от правящей партии были не ее лидеры, а крупные бизнесмены, большинство из которых аполитичны и, как подозревают, пошли на этот шаг, войдя в сделку с властями. Неожиданностью стал отказ от участия в парламентских выборах за месяц до их проведения председателя парламента Нино Бурджанадзе, стоявшей под номером один в партийном списке правящей партии. Ее место в списке занял бывший министр иностранных дел, ныне спикер парламента Давид Бакрадзе. В преддверии выборов оппозиция выразила уверенность, что, несмотря на недостатки избирательного законодательства, она получит в парламенте большинство мест - если, конечно, не будет массовой фальсификации.
Итоги выборов, явка на которые составила 55%, для оппозиции оказались неутешительными - правящая партия получила конституционное большинство. По итогам выборов по партийно-пропорциональной системе правящая партия "Единое национальное движение" получила 48 мандатов, избирательный блок "Объединенная оппозиция: Национальный совет - Правые" - 15 мандатов, Лейбористская партия - 6 мандатов и Христиан-демократическое движение - 6 мандатов. По итогам выборов по мажоритарной системе правящая партия получила 71 мандат, объединенная оппозиция - 2 мандата и Республиканская партия - 2 мандата. Соответственно, в парламенте нового созыва из 150 мандатов 119 получили представители правящей партии, 17 - объединенная оппозиция, 6 - Лейбористкой партии, 6 - ХДД и 2 - Республиканская партия. Международные наблюдатели посчитали, что парламентские выборы были проведены на более высоком уровне, чем президентские, и дали им в целом положительную оценку. "Эти выборы не были совершенными, но поскольку я был здесь в январе на президентских выборах, могу сказать, что в стране отмечается конкретный и существенный прогресс. Остаются еще проблемы, многое предстоит сделать. Я надеюсь, что все политические силы в стране объединятся, и будут работать над совершенствованием демократии в Грузии", - заявил, в частности, Жоау Соареш, специальный координатор группы краткосрочных наблюдателей ОБСЕ и руководитель делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ. "Несмотря на улучшение условий проведения, данные выборы не в полной мере реализовали демократический потенциал Грузии. Ныне всем политическим силам необходимо принять на себя обязательство в отношении проведения конструктивного диалога и заключения компромисса для того, чтобы решить многочисленные проблемы Грузии, в том числе и для того, чтобы провести реформу проведения выборов", - заметил вместе с тем руководитель делегации ПАСЕ Матиаш Йорш.
Что касается грузинской оппозиции, то она заявила, что парламентские выборы были сфальсифицированы так же, как и президентские, и начала новую волну протеста, в том числе и уличные акции. Представители объединенной оппозиции призвали население собраться перед зданием парламента в день первого заседания законодательного органа нового созыва, заблокировать все входы в здание и не дать войти в него депутатам от правящей партии. Однако тактическая уловка президента, объявившего дату первого заседания - 7 июня всего за день раньше, позволила открыть первое заседание без эксцессов. Параллельно этому заседанию, перед зданием парламента была проведена масштабная акция протеста, на которой ряд представителей объединенной оппозиции публично порвали свои депутатские мандаты, заявив, что не намерены работать в нелегитимном парламенте. Позже 12 депутатов от объединенной оппозиции - Леван Гачечиладзе, Давид Гамкрелидзе, Звиад Дзидзигури, Коба Давиташвили, Эка Беселиа, Губаз Саникидзе, Гиорги Хаиндрава, Пикрия Чихрадзе, Давид Саганелидзе и Мамука Кацитадзе, Ираклий Иашвили и Константин Гамсахудия внесли в парламент официальные заявления об отказе от своих полномочий, которые были удовлетворены. Остальные 5 депутатов от объединенной оппозиции по тем или иным причинам покинули ее ряды и решили принять участие в работе парламента. Это Паата Давитаиа, Дмитрий Лордкипанидзе, Джонди Багатурия, Гия Тортладзе и Гия Цагареишвили. 4 представителя Лейбористской партии, получившей в парламенте 6 мандатов, также заявили о бойкоте работы парламента, однако законодательный орган их заявление не удовлетворил, поскольку оно было написано "не по форме" - адресовано "председателю штаба "Национального движения" и не содержало конкретной фразы об отказе от депутатских мандатов. Эти депутаты не принимают участие в работе парламента, но формально числятся в списке парламентариев. Еще 2 беспартийных депутатов, прошедших по спискам лейбористов, решение Лейбористской партии о бойкоте парламента поддержать отказались, как и 2 беспартийных мажоритарных депутатов, выдвинутых Республиканской партией. Что касается Христиан-демократического движения, то оно вошло в парламент в полном составе. 3 ноября в двух районах Тбилиси состоялись промежуточные парламентские выборы, проведение которых стало необходимым после отказа от своих мандатов двух мажоритарных депутатов от объединенной оппозиции. В выборах принимали участие представители нескольких непарламентских оппозиционных партий (не входящих в объединенную оппозицию), а также Христиан-демократического движения. Правящая партия отказалась выставлять своих кандидатов, пояснив это желанием того, чтобы оппозиция была представлена в парламенте более широко. По итогам промежуточных выборов депутатские мандаты получили кандидат от ХДД Тамаз Квачантирадзе и кандидат от Национал-демократической партии Грузии Гурам Чахвадзе. В настоящее время парламентское меньшинство состоит из 2 фракций - "Христиан-демократическое движение" под председательством Гиоргия Ахвледиани (8 депутатов) и "Сильная Грузия" под председательством Гии Тортладзе (6 парламентариев). Парламентское большинство также составляют 2 фракции - "Единое национальное движение" во главе с Петре Цискаришвили (98 депутатов) и "Грузинские регионы -мажоритарии" во главе с Гоги Липартелиани (16 парламентариев). Вне фракций - покинувший парламентское большинство Петрэ Мамрадзе, прошедший по спискам объединенной оппозиции Джонди Багатурия, выдвинутые Лейбористской партией беспартийные депутаты Нугзар Эргемлидзе и Рамаз Тедорадзе, а также 4 номинально числящихся депутатами лейбориста - Шалва Нателашвили, Иосеб Шатберашвили, Гиорги Гугава и Каха Дзагания.
Переход в оппозицию Нино Бурджанадзе. Одна из лидеров триумвирата, возглавившего "революцию роз", экс-спикер парламента, дважды исполнявшая обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе в конце 2008 года учредила оппозиционную партию и заявила, что будет бороться за смену нынешнего руководства страны. Перед парламентскими выборами 21 мая Нино Бурджанадзе была названа номером один в партийном списке правящей партии "Единое национальное движение". Однако 21 апреля, в последний день регистрации партийных списков в ЦИК, она отказалась от участия в выборах, не конкретизировав как причину отказа, так и свои дальнейшие планы относительно того, останется ли она в рядах правящей партии, что вызвало в обществе много вопросов. Спикер парламента лишь указала на свое недовольство избирательным списком "Единого национального движения", отметив, впрочем, что это - "не трагедия". "Несмотря на свое решение, я считаю, что стратегически страна развивалась и развивается в правильном направлении, и я уверена, что также в правильном направлении и будет развиваться", - подчеркнула Нино Бурджанадзе, добавив, в то же время, что "тактически, естественно, многое чего нужно поменять, и что были допущены определенные ошибки". В конце июня Нино Бурджанадзе пояснила, что не является членом президентской команды - еще с момента отказа от участия в парламентских выборах, а 7 июля провела презентацию основанного ею Фонда развития демократии. По ее словам, задачами Фонда являются "глубинный анализ процессов и проблем, которые ныне существуют в стране", рассмотрение вопросов, связанных с институциональными реформами, правами человека и т.д. В ходе презентации Нино Бурджанадзе подвергла критике нынешнее качество демократии в Грузии, назвав ее "неполноценной и неустойчивой", и отметила, что "демократия только тогда истинна и необратима, когда она основана на развитых государственных и гражданских институтах". 23 ноября - в пятую годовщину "революции роз" состоялся учредительный съезд основанной Нино Бурджанадзе партии "Демократическое движение - Единая Грузия". Нино Бурджанадзе заявила на съезде, что новая партия будет "строго оппозиционной", будет основана на "идее единства Грузии, национальных ценностях и традициях, евроатлантических и западных ценностях", и что "ее главной задачей явится борьба за единую и достойную страну путем демократического развития". Экс-спикер парламента сообщила, что поддерживает требование большей части оппозиционного спектра о проведении в стране досрочных выборов. "Мы должны добиться смены власти путем выборов и путем формирования действительно демократической системы управления страной. Те, кто сейчас - не имеют морального права управлять страной, они потеряли доверие как внутри, так и вне страны", - заявила Нино Бурджанадзе. В ходе съезда была озвучена информация о том, что Нино Бурджанадзе, возможно, будет баллотироваться на пост президента на следующих выборах главы государства. По мнению некоторых грузинских экспертов, Бурджанадзе "несколько опоздала в переходе в оппозицию", и сейчас ей будет довольно сложно найти свое место в грузинском политическом спектре и завоевать доверие народа, у которого накопилось к ней множество вопросов.
Предоставление Францией экс-министру обороны Ираклию Окруашвили политического убежища. Экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, обвиняемый грузинскими правоохранительными органами в коррупции и признаваемый грузинской оппозицией преследуемым по политическим мотивам, в апреле этого года получил политическое убежище во Франции. Как заявила соратница Окруашвили и его грузинский адвокат Эка Беселия, "предоставление Ираклию Окруашвили Францией политического убежища фактически является подтверждением того, что в Грузии есть практика политического преследования оппонентов". Она отметила, что то, что в сентябре апелляционный суд Парижа не удовлетворил ходатайство грузинских правоохранительных органов об экстрадиции Ираклия Окруашвили в Грузию, с учетом решения Франции предоставить ему политическое убежище было вполне ожидаемо. В настоящий момент экс-министр находится за пределами Грузии, однако основанная им оппозиционная партия "Движение за единую Грузию" ведет активную политическую деятельность. Следует отметить, что эта партия, входящая в объединенную оппозицию, принимала участие в парламентских выборах 21 мая в составе избирательного блока "Объединенная оппозиция - Национальный совет - Новые".
25 сентября 2007 года Ираклий Окруашвили на презентации своей партии "Движение за единую Грузию" обвинил грузинские власти в репрессиях, убийствах, коррупции и попрании национальных ценностей. В этот же день в эфире телекомпании "Имеди" он обвинил президента Грузии в поручении ему убийства бизнесмена Бадри Патаркацишвили, поручении главе МВД Грузии Иванэ Мерабишвили избиения бизнесмена Валерия Гелашвили, а также заявил, что тело покойного премьер-министра Зураба Жвания было принесено туда, где его обнаружили, уже после его смерти. 27 сентября Иракли Окруашвили был задержан по обвинению в коррупции и 28 сентября приговорен Тбилисским городским судом к двухмесячному предварительному заключению. Ему были предъявлены обвинения в "получении взятки в особо крупных размерах с вымогательством организованной группой", "злоупотреблении служебным положением", "служебной халатности" и "легализации имущества, приобретенного преступными путем". Тбилисский апелляционный суд оставил в силе решение Тбилисского городского суда. Однако 8 октября в Генпрокуратуре сообщили, что по ходатайству стороны обвинения и самого Ираклия Окруашвили суд изменил ему временную меру пресечения на освобождение под залог в размере 10 млн. лари (тогда около $6,3 млн.). В Генпрокуратуре отметили, что это решение было принято с учетом того, что Окруашвили отказался от всех своих обвинений в адрес властей, выразил готовность сотрудничать со следствием и признал свою вину по части предъявленных ему обвинений. В тот же день в подтверждение этого заявления Генпрокуратурой были распространены видеоматериалы допросов Окруашвили. В Генпрокуратуре также отметили, что освобождение экс-министра под залог не означает снятия с него обвинений. 9 октября экс-министр был выпущен на свободу, а 1 ноября, получив соответствующее разрешение от грузинских правоохранительных органов, выехал на лечение в Мюнхен, откуда вновь обвинил власти в нарушениях закона. 14 ноября Тбилисский городской суд удовлетворил требование Генпрокуратуры Грузии и вновь изменил меру пресечения для Окруашвили на предварительное заключение. 15 ноября экс-министр был объявлен в международный розыск. В конце ноября он был арестован в Берлине германскими правоохранительными органами на основании международного ордера на арест, выданного Интерполом по просьбе грузинской прокуратуры. Его адвокат выступил с ходатайством о предоставлении экс-министру политического убежища в Германии, однако немецкая сторона приняла решение экстрадировать Окруашвили во Францию, поскольку шенгенская виза, по которой он прибыл в Германию, была выдана ему посольством Франции в Тбилиси. Сразу же по прибытии в Париж Окруашвили попросил у Франции политического убежища, и эта просьба в апреле 2008 года была удовлетворена. Еще до соответствующего судебного процесса - в конце января экс-министр был освобожден из-под стражи под залог и поручительство одной французской семьи. 28 марта 2008 года Тбилисский городской суд заочно приговорил бывшего министра обороны Грузии к 11 годам лишения свободы за "взяточничество в особо крупных размерах с вымогательством, осуществленное организованной группой". Одновременно в тбилисском суде началось рассмотрение и второго уголовного дела против Окруашвили, эпизоды которого подпадают под статьи "злоупотребление служебным положением", "служебная халатность" и "легализация имущества, приобретенного преступным путем".
Смерть Бадри Патаркацишвили. Крупный бизнесмен, меценат, в последний период оппозиционер, бывший кандидат в президенты 52-летний Бадри Патаркацишвили скончался вечером 12 февраля на своей вилле в Суррее близ Лондона и был похоронен 28 февраля на территории своей тбилисской резиденции "Аркадия". По предварительному заключению британской экспертизы от 14 февраля, он умер "от естественных причин". Соратники Патаркацишвили выразили сомнение в том, что его смерть носила естественный характер, отметив, вместе с тем, что в любом случае он стал "жертвой царящего в Грузии режима". "Какая разница, пулей убивают или клеветой. Он очень переживал в связи с клеветническими обвинениями, которые были выдвинуты в его адрес грузинскими властями. А клевета - это очень мощное оружие против порядочного человека, каковым и был Бадри Патаркацишвили", - заявил тогда Гоча Джоджуа. Бадри Патаркацишвили являлся одним из самых влиятельных оппозиционеров действующим властям Грузии, а основанная им телекомпания "Имеди" - рупором для оппонентов руководства страны. В конце октября 2007 года Бадри Патаркацишвили заявил о своей готовности финансировать оппозицию, что, по его мнению, позволило бы предотвратить выход шедших в стране процессов за конституционные рамки, а также возможные провокации в этом направлении. Спустя несколько дней после разгона властями масштабных митингов оппозиции (7 ноября) - 10 ноября - бизнесмен сделал заявление о том, что решил баллотироваться на пост президента страны на выборах 5 января 2008 года. "В условиях беспрецедентного шантажа и запугивания людей, восставших против режима Саакашвили, я принял решение не допустить проведения безальтернативных президентских выборов в январе 2008 года и принять в них участие", - заявил Патаркацишвили, отметив, что оставляет за собой право отозвать свою кандидатуру в случае, "если оппозиционеры найдут в себе силы, консолидируются вокруг тезисов своего манифеста и представят единого кандидата". Это заявление было сделано уже тогда, когда правоохранительные органы завели уголовное дело по факту массовых беспорядков 7 ноября и объявили Бадри Патаркацишвили подозреваемым в попытке организации государственного переворота. Властями был опубликован ряд компрометировавших Патаркацишвили видеоматериалов, в том числе касавшихся подготовки к насильственному свержению властей вслед за выборами 5 января. Патаркацишвили заявил, что они фальсифицированы и в ответ представил материалы, свидетельствовавшие о том, что власти несколько раз готовили против него покушения, что власти, естественно, опровергли. Оппозиция потребовала от Михаила Саакашвили, который был назван кандидатом в президенты от правящей партии, и бизнесмена "перенести войну компроматов" на иное поприще. 27 декабря Патаркацишвили сделал заявление о том, что решил прислушаться к фактическому призыву оппозиции и отказаться от участия в президентской гонке, однако 3 января распространил заявление, в котором отметил, что передумал и будет продолжать борьбу за президентский пост.
Правда, своей избирательной кампанией он руководил из Лондона, поскольку, по утверждению его соратников, в Грузии гарантий безопасности у него не было. По итогам президентских выборов 5 января Патаркацишвили занял третье место, набрав 7,1% голосов избирателей. По завершении выборов, когда с Бадри Патаркацишвили, как кандидата в президенты, уже был снят иммунитет неприкосновенности, грузинские правоохранительные органы продолжили его уголовное преследование. 16 января 2008 года коллегия по уголовным делам Тбилисского городского суда приговорила Патаркацишвили к двухмесячному предварительному заключению. 10 января Генпрокуратура признала его обвиняемым в заговоре с целью свержения государственной власти, в подготовке теракта и подготовке покушения на лицо, занимающее политическую должность, а 16 января на основе ходатайства Генпрокуратуры суд заочно приговорил его к двухмесячному предварительному заключению. В тот же день Бадри Патаркацишвили был объявлен в розыск. На активы бизнесмена в Грузии был наложен арест. В числе арестованного имущества была и телекомпания "Имеди", которая на тот момент уже не вещала - еще 26 декабря 2007 года руководство телекомпании и ее сотрудники сообщили, что решили отключить эфир в знак протеста против "грязных политических игр" (коллектив телекомпании заявил, что для него неприемлемы как методы грузинских властей, которые, в частности, намеревались ликвидировать Бадри Патаркацишвили и которые 7 ноября разгромили здание телекомпании, так и методы, использовавшиеся Бадри Патаркацишвили для прихода во власть). Арест на телекомпанию был наложен уже во второй раз. В первый раз она была арестована 7 ноября 2007 года - в связи с угрозой использования ее в дни акций протеста фактическим владельцем для усугубления ситуации в стране вплоть до свержения властей, однако через месяц Тбилисский городской суд разрешил ей выйти в эфир, учтя ходатайство Генпрокуратуры, сделанное на основе политического решения грузинских властей о возобновлении вещания "Имеди" в период перед президентскими выборами. После смерти Бадри Патаркацишвили вокруг его наследства, оценивающегося примерно в $12 млрд., в том числе телекомпании "Имеди", разгорелся скандал. Дальний родственник Бадри Патаркацишвили Джозеф Кей (он же Сосо Какалашвили/Какиашвили) заявил, что согласно завещанию Патаркацишвили и его доверенности, хранящимся у юриста Эммауила Зельцера, он является распорядителем имущества покойного бизнесмена и после подтверждения в судебном порядке его полномочий начнет выполнять возложенные на него обязанности. Что касается телекомпании "Имеди", то, по словам Кея, с февраля 2008 года он уже является ее владельцем, поскольку приобрел ее акции "по абсолютно легитимной схеме" - скупил их у Гиоргия Джаошвили (владельцем 100% телекомпании "Имеди" являлось АО "И-Медия", 65% которых являлись собственностью АО JMG Consulting Group, 70% акций которого находились во владении Джаошвили). Тбилисский городской суд, куда Джозеф Кей обратился с иском, в котором потребовал признать его распорядителем имущества покойного бизнесмена в Грузии, 14 мая удовлетворил заявление Джозефа Кея "об обеспечении иска". При этом в суде отметили, что принятое им решение - не окончательное решение по иску, а "является одним из этапов перед рассмотрением иска по существу". Между тем, согласно информации пресс-службы суда, это судебное решение предусматривает временный запрет на продажу, растрату и передачу в дар наследства ответчиками, которыми являются наследники Бадри Патаркацишвили - жена Инна Гудавадзе и его дочери Ия Патаркацишвили и Лиана Жмотова. А Джозефу Кею предоставляется право ухаживать за имуществом Патаркацишвили, а также право продать его - если это будет необходимо для всех наследников.
Супруга и дети Бадри Патаркацишвили заявили, что Джозеф Кей - мошенник и самозванец, отметив, что "он не смог уверить независимые суды других стран в обоснованности того, что полномочен управлять имуществом Патаркацишвили, и только в Грузии - в очень сомнительных обстоятельствах - он смог получить контроль над расположенными здесь активами покойного бизнесмена, в том числе над "Имеди-Контак", "Техно-медиа" и телекомпанией "Имеди". Адвокаты семьи Патаркацишвили отметили, что Кей представил Тбилисскому суду не оригиналы документов, на основе которых ему, якобы, было предоставлено право управления наследством, а лишь неполные фотокопии. Более того, в сентябре адвокаты представили грузинскому суду доказательства, что вышеупомянутые документы - фальшивка. В числе этих доказательств - подробный отчет одного из ведущих международных судебных экспертов по документам из Нью-Йорка Гаса Р.Лесневича, который изучил копии документов, якобы подписанных Бадри Патаркацишвили и предоставляющих Джозефу Кею широкие права в отношении наследства покойного. Лесневич сравнил подписи на этих "документах" с 82 подлинниками и пришел к однозначному заключению, что они - подделка. "Новое свидетельство чрезвычайно весомо и показывает, что притязания Кея на управление наследством Бадри не более чем мошенничество. Невозможно представить, чтобы грузинский суд и далее принимал обман Джозефа Кея, и поэтому мы надеемся на скорое свершение правосудия", - отметила вдова бизнесмена Инна Гудавадзе. Что касается истории с телекомпанией "Имеди", то в начале декабря Гиорги Джаошвили заявил, что в свое время Джозеф Кей завладел находившимся у него акциями телекомпании обманным путем, а представители госструктур вынудили его уйти с поста председателя наблюдательного совета JMG. Семья Патаркацишвили заявила, что намерена оспорить "экспроприацию" телекомпании в международных судебных инстанциях. Возвращение телекомпании "Имеди" семье Бадри Патаркацишвили является одним из основных требований грузинской оппозиции.
Передача АО "Потийский порт" в полную собственность арабской компании RAK Investment Authorities. Весной 2008 года правительство Грузии оформило с компанией RAK Investment Authorities (ОАЭ) контракт на приобретение ею за $90 млн. 51% акций АО "Потийский порт" и обустройство на прилегающей территории более чем в 300 га свободной индустриальной зоны. В соответствии с согласованным проектом, рядом с действующим портом должен быть построен новый порт. В конце года арабская компания, заплатив $ 65 млн., выкупила оставшиеся 49% акций Потийского порта; соответственно совокупная сумма сделки составила $155 млн. Ожидается, что новый порт будет построен в течение полутора-двух лет, свободная индустриальная зона начнет функционировать через 9-12 месяцев, а объем привлеченных арабской компанией инвестиций в течение ближайших 3-4 лет составит более $200 млн.
Усиление роли Азербайджана в обеспечении Грузии природным газом. Грузия и Азербайджан 14 ноября подписали меморандум о поставках азербайджанского газа в Грузию в 2009-2013 гг. с целью покрытия дефицита. По договоренности, в случае необходимости действие документа может быть продлено еще на 5 лет. "На данный момент Азербайджан практически на 70% охватывает грузинский рынок, остальные 30% субсидируются грузинским правительством. Но через 5 лет мы на 100% охватим грузинский рынок", - отметил президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев. Грузинская сторона объемы и закупочную стоимость газа не конкретизирует, отмечая лишь, что для индивидуальных потребителей цена на газ останется прежней. В настоящее время Азербайджан является основным поставщиком природного газа в Грузию. ГНКАР поставляет ей в среднем 7 млн. кубометров газа в сутки, еще около 1 млн. кубометров поступает в Грузию по Южно-Кавказскому газопроводу с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Помимо этого, Грузия получает 10% общего объема газа, транспортируемого из России в Армению через территорию Грузии. Кроме того, ряд крупных грузинских предприятий закупают российский газ сами - по прямым договорам. 26 декабря между SOCAR Energy Georgia (подразделением ГНКАР) и правительством Грузии был оформлен договор, в соответствии с которым во владение SOCAR Energy Georgia перейдут 22 региональные газораспределительные компании. Компании расположены в регионах Кахети, Мцхета-Мтианети, Шида и Квемо Картли, Аджарии, Гурии, Имерети, Самегрело. Согласно контракту, SOCAR Energy Georgia берет на себя обязательства за три года газифицировать в грузинских регионах минимум 15 000 абонентов и вложить в развитие отрасли $40 млн.