Приднестровское урегулирование: "России надоели детские обиды и придирки молдавских и приднестровских политиков". Экономика: "Приднестровская собственность давно не дает покоя молдавским властям". Конституция: "ПМР представляет собой безобразное подобие монархии".

Приднестровское урегулирование: "России надоели детские обиды и придирки молдавских и приднестровских политиков"

"После череды отложенных встреч президенты Молдавии и Приднестровья наконец-то пообщались за столом переговоров, - пишет газета "Профсоюзные вести". - Смирнов и Воронин, пожалуй, впервые за всю практику подобных встреч не стали делать из переговоров тайны, и болевые точки предпочли обсудить в режиме онлайн в присутствии максимального числа журналистов. Как объяснил сам Смирнов, "такой формат был, чтобы исключить впоследствии всяческие инсинуации". Конечно, было бы наивно полагать, что журналистов посвятят во все тонкости политической кухни - для них президенты сделали, и надо заметить, почти талантливо, политическое шоу. Конечно, до драки дело не дошло, но накал страстей присутствовал. Даже не скажешь, что почти семь лет (не считая переговоров 11 апреля 2008 года) не встречались. Воронин передал Смирнову документ об особом статусе Приднестровья а тот - результаты референдума, прошедшего в 2006 году (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM)".

"Непредназначенные же для журналистов детали президенты обсуждали в перерыве, на котором настоял молдавский лидер после 45-минутной "игры на публику". Видимо, эта игра его утомила. После перерыва только что спорившие до хрипоты и "задирающие" друг друга лидеры предстали перед пишущей братией почти умиротворенными и удовлетворенными. Кто-то предположил, что президенты Молдавии и Приднестровья от того и "пришли к консенсусу", что успели согласовать свою позицию с российским коллегой Дмитрием Медведевым. Вообще многие аналитики склонны считать, что данная встреча "случилась" под нажимом России, которой, видимо, надоели несерьезные детские обиды и придирки молдавских и приднестровских политиков. Молдавию усадили за стол переговоров, намекнув на предстоящие в марте выборы, а Приднестровье согласилось на встречу, обольстившись обещаемой гуманитарной помощью, без которой в следующем году вытянуть дефицитный бюджет будет очень сложно", - отмечает газета.

"Комментируя итоги переговоров, президент Молдавии Владимир Воронин отметил, что во второй части встречи (той, что проходила за закрытыми дверями) был обсужден достаточно широкий круг вопросов, гораздо больший, нежели 11 апреля в Бендерах. Стороны не договорились о продолжении переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), зато выразили согласие о продолжении консультаций и переговоров в формате "2+1" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия - гарант - прим. ИА REGNUM). Также президенты договорились о создании рабочих групп по экономике в свете последних кризисных событий. В социальной сфере лидер Молдавии предложил Приднестровью помощь в проведении ремонтных работ 1-2 детских садов или медучреждений. Следующая встреча двух лидеров намечена на середину марта 2009 года", - резюмирует издание.

"Новая газета" пишет: "2008 год начался с политической сенсации. 17 февраля международное право старого образца приказало долго жить, в этот день Косово провозгласило свою независимость от Сербии. Как и Приднестровье, поначалу косовцы вели речь о расширении автономии, но и ту у них в 1989 году отобрали центральные власти. Как и на Днестре, только попозже и помасштабнее, загремела у них война. Как и Приднестровье, нашедшее сильного союзника в лице России, Косово обеспечило себе поддержку могучих войск из стран НАТО. Но независимость косоваров признало несколько десятков стран, что более чем достаточно, а Приднестровье - никто, включая российского союзника. Почему так вышло? Можно найти тысячу демагогических причин, но если говорить по-простому, то руководство Приднестровской Молдавской Республики просто не умеет работать. А раз так, надо или менять руководство, или пусть оно договаривается с товарищами по несчастью и нищете трудового народа с правого берега Днестра".

"Весной 2008 года в России формально сменилась власть. ПМР выделили в "отдельное судопроизводство" и отделили от Южной Осетии и Абхазии. Наши ссылки на "волю народа, выраженную в референдуме", никого не тронули. Миссия российского думца Алексея Островского показала: признание - не для ПМР! Даже для ближайших союзников на первом плане всегда будут собственные интересы. Приднестровье и на сей раз не вписалось. 11 апреля 2008 года, казалось, появился скромный шанс сделать положение на Днестре более предсказуемым, а атмосферу - теплее. Президенты Смирнов и Воронин встретились после 7-летнего перерыва, встреча произошла в ПМР в городе Бендеры, где в 1992 году гремела война. Вместо дежурных пропагандистских проклятий появился шанс на человеческий разговор. Год заканчивается, но между Кишинёвом и Тирасполем так и не подписан какой-либо самый скромный документ", - отмечает издание.

"В конце августа 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев объявил о подписании указа о признании Южной Осетии и Абхазии. Для легковерных забрезжила надежда: вдруг на этот раз и ПМР тоже? Но, как известно, чудес не бывает. Приднестровье опять не признали. Тогда же, по горячим военным следам, в Сочи на встречу с Медведевым прибыли по очереди президенты ПМР и Молдавии. Когда Воронин уезжал, глава МИД России Сергей Лавров произнёс, что время вернуться к положениям Меморандума Козака и попробовать формат "2+1". Воронин откликнулся, что Меморандум Козака неприемлем, а формат "5+2" гарантирует, что "никто никого не кинет". А время не стоит на месте. Раз не получается пересилить друг друга, надо договариваться. 14-15 ноября в Молдавию прибыли премьеры стран СНГ, в том числе Владимир Путин. Он провёл переговоры с президентом Ворониным и премьером Зинаидой Гречаной. По приднестровскому вопросу результат равнялся нулю. Хорошо, что не минус. Это вполне объяснимо, так как после встречи в Сочи стало ясно, что позиции участников переговорного формата слишком далеки друг от друга", - пишет газета.

"11 апреля Игорь Смирнов вручил молдавскому коллеге заведомо нежизнеспособный проект Договора о дружбе и сотрудничестве между ПМР и Молдавией. Такие договоры заключаются между признанными независимыми странами, поэтому Кишинёв его и рассматривать не станет. Теперь Воронин отправил мяч на поле противника, он передал Смирнову проект урегулирования на базе унитарного закона от 22 июля 2005 года (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM), а тот - результаты референдума, прошедшего в 2006 году. Эффект от этого наверняка будет такой же, как и от приднестровского проекта", - подводит итог издание.

"Многие уже забыли о том, что в конце 80-х - начале 90-х годов в Советской Молдавии проходила первая чистка рядов правящей элиты от неблагонадежных, - пишет газета "Приднестровье". - Многие забыли о том, что всех тех, кого не устраивало новое веяние бессарабской так называемой новой элиты, ориентированное на Запад и объединение с Румынией, освобождали от руководящих должностей, гнали из Верховного совета МССР, а на местах таких людей "травили собаками", вынуждая покидать родные места. Таких людей повсеместно, без суда и следствия, меняли "на своих". Закончилась чистка торжеством титульной нации и большой кровью между Приднестровьем и Бессарабией в 1992 году".

"Невольно возникает вопрос: как поведет себя Воронин и его элита в случае, если когда-нибудь состоится пресловутое объединение Молдавии и Приднестровья под юрисдикцией Кишинева? В этом случае приднестровской элите не позавидуешь, так как вся она окажется на обочине дороги, далеко отодвинутой от общественной жизни. Поэтому, если у приднестровской элиты осталось чувство гордости и самосознания, осталась ответственность за народ, который она возглавляет, она никогда не даст согласия на вхождение республики в состав Молдавии на принципах подчиненности, подотчетности и бесправия. Те 20% мест в парламенте, что милостиво предлагает официальный Кишинев Приднестровью в случае объединения по сценарию официального Кишинева, никаких проблем решить не позволят. Эти двадцать приднестровских депутатов составят лишь очередную ничего не значащую оппозицию", - отмечает издание.

Экономика: "Приднестровская собственность давно не дает покоя молдавским властям"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Ни для кого не является секретом тот факт, что стремление Молдавии любыми способами вернуть в сферу своего влияния Приднестровье, основано не столько на политических выгодах, которые получит Кишинев в случае объединения страны, сколько на экономических. Приднестровская собственность давно не дает покоя молдавским властям. Достаточно вспомнить принятый в 2004 году молдавским парламентом закон "О приватизации предприятий в населенных пунктах Левобережья и муниципия Бендер". Согласно закону с 1 января 2005 года, признаны недействительными все, без исключения, договоры о приватизации предприятий, заключенные ранее правительством Приднестровья в нарушение действующего законодательства Молдавии. При этом Кишинев взял на себя обязательство гарантировать право собственности на приднестровские предприятия только в том случае, если их приватизация проводилась с согласия молдавского правительства и в соответствии с законодательством Республики Молдова".

"Понятно, что на территории ПМР этот закон не имеет никакой юридической силы, так как по Конституции Приднестровье является суверенным государством, и принятие Молдавией любых актов в отношении ПМР нелегитимно. Но факт остается фактом, официальный Кишинев претендовал и претендует по сей день на собственность Приднестровья, ибо закон "О приватизации" 2005 года до сих пор не отменен. Мало того, когда молдавские власти осознали, что принятие данного закона не может изменить существующего положения вещей, в марте 2006 года они пошли на более жесткий шаг, отказавшись исполнять договоренности Московского меморандума 1997 года, в котором оговаривалось право Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд №65/66 "Москва-Кишинев" - прим. ИА REGNUM). Отменив старый порядок пересечения границ для товаров, произведенных в Приднестровье, Молдавия вынудила предприятия Приднестровья регистрироваться в Кишиневе в качестве экономических агентов Республики Молдова, после чего оформление грузов уже осуществлялось через молдавскую таможню, как и оплата таможенных сборов в молдавскую казну. Мало того, промышленные предприятия Приднестровья регистрировались в Молдавии по состоянию на 1990 год без учета смены форм собственности и приватизации. Таким образом, была заложена юридическая основа для перехода приднестровской собственности в молдавскую собственность в случае объединения страны", - пишет информационное агентство.

"Сегодня молдавское руководство всем говорит о том, что приднестровским предприятиям предоставляются европейские преференции, поэтому они могут торговать на выгодных условиях. В реальности, официальный Кишинев преследует цель овладеть потенциалом Приднестровья и зарабатывать на этом. Ситуация может еще больше усугубиться. По-прежнему сохраняется возможность того, что в любой момент Кишинев может отменить "специальный" таможенный режим для приднестровских предприятий и осуществить переход на экономические отношения на общих основаниях, то есть, с уплатой в Молдавию всех налогов и сборов. Подобный сценарий, по всей видимости, молдавская сторона намеревалась осуществить уже в 2009 году. Если в минувшие годы правительство Молдавии уведомляло о продлении льготного режима не позднее октября-ноября, то в этом году молдавские власти не сообщали о своем решении до середины декабря, что вызвало немалую озабоченность в Приднестровье. Власти ПМР озвучили эту проблему и выказали беспокойство, они поставили в известность страны-гаранты Россию и Украину, а также наблюдателей. В результате, молдавские власти продлили льготный режим. Впрочем, ничего не мешает официальному Кишиневу в любой момент приостановить его действие. Если это произойдет, то приведет к полному коллапсу приднестровской экономики, так как предприятия ПМР не смогут выдержать двойной налоговой нагрузки. Причем, удар Молдавия, скорее всего, нанесет в самый неблагоприятный для приднестровской экономики момент, когда из-за мирового финансового кризиса уровень жизни в ПМР упадет до критической отметки", - отмечает информационное агентство.

Газета "Приднестровье" пишет: "Верховный совет ПМР принял закон "О республиканском бюджете на 2009 год". Значение данного закона в условиях наступившего кризиса трудно переоценить: республика получила на будущий год главный финансовый документ. Выверив совместно с исполнительной властью экономические возможности, депутаты приняли решение о строгом направлении денежных ресурсов на приоритетные цели. Таким образом, бюджет является четко отрегулированным планом жизни, выполнение которого государственным органам необходимо обеспечить всеми силами и возможностями. В 2009 году финансирование из республиканского бюджета получит ряд государственных целевых программ, в том числе программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса республики, на реализацию которой будет направлено свыше 9,5 млн рублей ПМР (1 российский рубль = 0,32 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM). Программа капитальных вложений предусматривает финансирование в объеме свыше 32 млн рублей, 12,7 млн рублей из которых предназначены для финансирования строительства дамб вдоль реки Днестр".

"Закон о бюджете предусматривает все для того, чтобы по ходу исполнения бюджета принимались оперативные меры реагирования на негативные явления в экономике с целью преодоления их последствий. В рамках принятого бюджета созданы определенные резервы для финансовой стабильности в 2009 году. Это и фонд государственного стратегического запаса, средства которого, в случае необходимости, будут направляться на финансирование социальных статей и задач, связанных с жизнеобеспечением республики; это и аккумулированные ресурсы для оказания помощи предприятиям по своевременности выплат налогов и обязательных сборов, что также будет способствовать более стабильной ситуации в первом полугодии по финансированию и выплатам зарплат, пенсий, другой социальной помощи населению. Принятые решения помогут экономическим агентам республики и предприятиям малого бизнеса быть более устойчивыми в финансовом отношении, легче справиться с кризисом в будущем году", - отмечает издание.

"Безусловно, хотелось бы, чтобы республика располагала более объемными финансовыми ресурсами, но на основании имеющихся возможностей на момент принятия бюджета согласованные решения являются наиболее оптимальными. Поэтому, несмотря на то, что 2009 год предполагает быть непростым, его завершение на базе принятого закона о бюджете возможно с положительными финансовыми результатами", - резюмирует издание.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "В республике темпы производства снизились, и вскоре неминуемы штатные сокращения. Но в тоже время, экономика переживает умеренный рост. А главный валовой продукт с января по сентябрь увеличился на 37%, тем самым, превысив прогноз на 16%. На антикризисные меры руководство ПМР делает особый акцент. Прежде всего, данные меры включают в себя выделение 114 млн рублей в помощь государственным предприятиям. Кроме того, претерпит изменения уровень рентабельности на отдельные группы товаров, а повышение тарифов на услуги ЖКХ заморозят на ближайшие три месяца. Также запланировано выделение кредитов местным бюджетам для уплаты налогов и выдачи заработных плат. Между тем, бюджет на следующий год максимально учитывает рост жалований и пенсий. А на борьбу с безработицей создан государственный резерв, который предусматривает 80 млн рублей".

Конституция: "ПМР представляет собой безобразное подобие монархии"

Газета "Человек и его права" пишет: "Конституции Приднестровской Молдавской Республики исполнилось 13 лет. Текст ее составлялся долго с привлечением многих юристов, депутатов и экспертов. Доклад об основных положениях нашей Конституции представил на пятом съезде депутатов всех уровней 28 октября 1995 года тогдашний председатель Верховного совета ПМР Григорий Маракуца. Состоялись прения, было принято постановление. А потом проект был опубликован для всенародного обсуждения и принят на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года. В первой половине 1999 года в Тираспольский городской совет был направлен проект дополнений и изменений в Конституцию ПМР. Предлагалось заменить или подвергнуть ревизии более половины статей основного закона, принятого на всенародном референдуме всего лишь три с небольшим года назад. Цель принятия по сути новой Конституции не вызывала сомнений. В ней теперь отсутствовала статья ограничивающая право одного и того же лица занимать должность президента более двух сроков подряд. Стало ясно, Игорь Николаевич Смирнов в 2001 году не собирается уходить с должности президента. И вообще никогда не соберется. Некоторые положения своей безграмотностью вызывали недоумение. Депутатам горсовета было предложено обсудить проект на сессии, и они единогласно приняли решение: проект отклонить. Причем исчерпывающе аргументированно".

"А вот все остальные городские и районные советы ПМР поддержали проект. Свои плоды дала индивидуальная работа исполнительных органов власти с председателями и депутатами. Некоторые председатели советов соглашались, что проект не просто сырой, он порочен по своей сути, но говорили: вот поручим всю власть одному лицу и будем с него спрашивать", - пишет издание.

"Получив "добро" от шести советов из семи команда президента приступила к работе с депутатами Верховного совета. С первой попытки преодолеть сопротивление депутатов не удалось. И тогда приступили к индивидуальной обработке. Проблем тут особых не возникло, ибо большинство депутатского корпуса составляли руководители предприятий и председатели, тогда еще живых колхозов. Летом 2000 года Верховный совет, что называется, продавили. Последовательно и до конца голосовали "против" только три депутата: Александр Радченко, Владимир Гаврильченко и Александр Яворский. Нужно отдать должное их мужеству! В итоге от Конституции 1995 года, принятой на всенародном референдуме остались "рожки да ножки". Отмечать 24 декабря, как День Конституции ПМР неправильно. Правильно отмечать эту дату как День памяти Конституции ПМР 1995 года", - пишет газета.

"В чем принципиальные отличия Конституции 1995 года и той, в которой значились все изменения? Официально республика из парламентско-президентской трансформировалась в президентскую. Народ Приднестровья никто спрашивать и не собирался. А столь существенное изменение государственного устройства не должно было осуществляться без ведома тех, кто в соответствии с первой статьей обеих Конституций является единственным носителем государственной власти. В результате принятия всех поправок, вместо полноценного правительства, принимавшего самостоятельные решения, в ПМР образовался бесправный Кабинет министров всего лишь с совещательным правом голоса. Своего рода консультативный совет при президенте. Верховный совет утратил контрольные функции. Даже за исполнением собственных решений. А значит, утратил реальные рычаги влияния. Самой безобразной статьей Конституции является та, которая предписывает президенту (и только ему!) назначение и освобождение от должности всех (абсолютно всех!) судей в ПМР. Это положение убивает принцип независимости властей на корню, о которой так любят говорить наши руководители. Какая уж тут "независимость", когда глава исполнительной власти назначает и освобождает от должности всех представителей другой "независимой" ветви власти - судебной. Статья эта отбрасывает нашу государственную систему куда-то в раннее средневековье. В мире смеются над нашей "демократией" по поводу пресловутой "независимости различных ветвей власти". Говорить о скором признании республики с такой Конституцией - значит издеваться над народом. Ибо республика наша представляет собой теперь безобразное подобие монархии", - отмечает издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Незыблемость конституционных норм, по мнению многих экспертов, является критерием общественно-политической стабильности. В то же время, изменение тех или иных социально-экономических условий, в известной степени, требует корректировки отдельных положений основного закона государства. По словам заведующей кафедры конституционного и административного права Приднестровского университета Галины Брусалинской, главные проблемы, связанные с действием приднестровской Конституции преимущественно вызваны непризнанным статусом республики. Крайне нестабильное экономическое положение государства на фоне непрекращающегося давления извне и приводит к тому, что некоторые статьи основного закона нередко выглядят едва ли не декларативными. В свою очередь, стремление приднестровских законодателей наиболее адекватно реагировать на меняющиеся требования "внешней среды", по мнению Брусалинской, и приводит к появлению всевозможных конституционных поправок".

"Справедливости ради следует отметить, что отдельные трансформации законодательного характера претерпевают даже юридические акты международного значения, не говоря уже о региональных. Например, некоторые азиатские и латиноамериканские страны утверждают, что "Всеобщая декларация прав человека" не соответствует их традиционным ценностям, а значит, должна быть пересмотрена. В ПМР с момента принятия действующего основного закона страны (24 декабря 1995 года) Конституция претерпела различные изменения. Причем, принятие каждой, даже самой незначительной поправки - результат сложной, многоступенчатой процедуры, которую проще было бы и вовсе не начинать, не будь на то подлинной необходимости", - отмечает информационное агентство.

"В то же время базовые положения, касающиеся закрепления основных свобод граждан, в конституции должны оставаться неизменными, или же, в исключительных случаях, выноситься на всенародное голосование - референдум", - резюмирует информагентство.