Иван Бургуджи: Власти Молдавии делают бизнес на приднестровском урегулировании
Высказывания президента Молдавии
Во-первых, Российская Федерация устами официального представителя своего министерства иностранных дел уже заявляла, что у нее нет никакого общего с Кишиневом сценария молдавско-приднестровского урегулирования и, что
Во-вторых, Российская Федерация, как государство-посредник и гарант в молдавско-приднестровском урегулировании не раз уже официально заявляла, что: "Россия выступает за равноправный диалог между сторонами конфликта; решение всех вопросов должно быть найдено исключительно сторонами конфликта - Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой; Россия примет любую договоренность, которая будет достигнута между официальным Кишиневом и официальным Тирасполем; российская сторона, участвуя и помогая в переговорном процессе, не будет предпринимать никаких мер давления по отношению к сторонам конфликта и навязывать им какие-либо предложения; Россия привержена принципу исключительно мирного, политического способа урегулирования конфликта и приложит все усилия, чтобы не допустить эскалации напряженности; Россия как государство-посредник и гарант будет оказывать содействие в нахождении сторонами компромиссного решения".
Утверждение Кишинева о том, что "в нынешнем затягивании решения приднестровского конфликта непосредственно заинтересованы на Украине, в Румынии и Москве" является не чем иным, как очередной попыткой поставить все с ног на голову. При этом следует учитывать и тот факт, что Украина и ЕС фактически участвуют на стороне Молдавии в осуществляемой ею экономической блокаде Приднестровья, конечной целью которой является социально-экономическое обнищание народа, дестабилизация обстановки в Приднестровье с последующим принуждением приднестровского руководства к капитуляции и самоликвидации независимой Приднестровской Молдавской Республики, как это сделала Гагаузия. Но Приднестровье - не Гагаузия, поэтому никакие усилия и потуги Кишинева и его западных покровителей ликвидировать ПМР и пристегнуть к себе территорию Приднестровья не приведут ни к чему хорошему. Это неминуемо чревато эскалацией конфликта непосредственно на границах с
Совершенно очевидно, что Молдавия сама заинтересована в затягивании справедливого урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Помимо того, что официальный Кишинев не желает признавать Приднестровье равноправной стороной и равноправным участником переговорного процесса, нынешнее руководство Молдавии во главе с г-ном Ворониным фактически делает бизнес на этом вопросе. Сейчас Молдавия получает многомиллионные вливания от Запада под пресловутый проект реинтеграции страны, хотя, если вдуматься, то и реинтегрировать-то нечего. В случае же справедливого разрешения конфликта, Молдавии нечем будет шантажировать Запад и поток дармовых финансовых вливаний прекратится. Именно поэтому сейчас Молдавия выступает с инициативой повышения статуса ЕС и США в формате переговорного процесса "5+2", трансформировав их статус из наблюдателей в посредников, дав им те же функции, что и другим сторонам переговорного процесса. Анализ хода переговорного процесса неоспоримо свидетельствует о том, что как только сужается поле для маневра и возникает необходимость исполнять подписанные документы или иные принятые решения, официальный Кишинев, то выступает с инициативой расширения переговорного формата, то беспричинно покидает переговоры, срывая переговорный процесс. И все это делается с одной единственной целью - оттянуть, не дать возможность принять справедливое и окончательное решение по данному вопросу с учетом волеизъявления народа, проживающего на территории Приднестровья. Понятно, что чем больше участников переговорного процесса, тем труднее прийти к консенсусу и принять какое-либо решение. Тем более что этот вопрос становится актуальным в контексте заявлений наблюдателей от ЕС и США о том, что им не будет безразлично содержание итогового документа, с которым согласятся основные участники конфликта. Иными словами, представители от ЕС и США не скрывают, что, даже находясь в роли наблюдателей, они помешают сторонам договориться, если их договоренности будут им невыгодны. Весьма симптоматично в этой связи звучат слова представителя официального Кишинева, что "ЕС и США - достаточно сильные актеры на мировой арене". Подчеркнем, не партнеры, а именно актеры. И эту роль они играют достаточно хорошо, учитывая те двойные стандарты, которые они сплошь и рядом применяют по отношению к народам бывшего Советского Союза, в том числе и к народу Приднестровья. В этих условиях заявление Кишинева о необходимости повышения статуса Евросоюза и США является еще одним наглядным свидетельством того, что Молдавия и дальше намерена затягивать переговорный процесс.
Глава миссии
Абсолютно всем очевидно, что ожидаемая 24 декабря встреча президентов Молдавии и Приднестровья не приведет ни к каким позитивным прорывным решениям в молдавско-приднестровском урегулировании. Понятно, что Воронин больше ничего не сможет предложить Приднестровью, кроме пресловутого автономного статуса в составе унитарной Молдавии, а Приднестровье, в свою очередь, предложило молдавской стороне подписать Договор о дружбе и сотрудничестве и не намерено от него отказываться. Кроме того, Молдавия, по сути, публично предложила США, ЕС и ОБСЕ договориться с Россией о конечном результате урегулирования, расписавшись в нежелании и неспособности справедливо решить данную проблему. Данная встреча на высшем уровне состоится только для того, чтобы у президента Приднестровья