Третий срок для президента

"В Азербайджане должны быть устранены конституционные ограничения на избрание одного лица президентом более двух раз". Как передает ИА АПА, об этом заявил первый вице-спикер Милли меджлиса (ММ) Зияфет Аскеров. По его словам, в настоящее время этот вопрос не находится на повестке парламента и никаких предложений по этому поводу в ММ не поступало: "Если такое предложение в парламент поступит, я его поддержу. Считаю, что это ограничение должно быть снято. В Азербайджане должна существовать возможность неограниченного избрания любого кандидаты в президенты. Однако это мое личное мнение. Естественно, главное слово в этом вопросе скажут граждане Азербайджана". Аскеров сказал, что не знает, когда это предложение будет обсуждено в Милли меджлисе. Он также прокомментировал мнения о том, что снятие ограничения противоречит демократии:"Это неверное мнение. Пусть мне объяснят, в чем это противоречит демократии?"

Вынесение вопроса проведения референдума по отмене конституционных ограничений сроков президентства явилось итогом давнего обсуждения этой темы в нашем обществе, сказал депутат Милли Меджлиса Айдын Мирзазаде. Об этом сообщает 1news.az. "Правящая партия просто вынесла на обсуждение в парламент то, что уже давно интересует широкие слои общества. В данный момент по поручению спикера Милли Меджлиса Октая Асадова вопрос о подготовке соответствующего документа поручен уже постоянной комиссии по госстроительству и правовой политике, после чего он будет представлен на рассмотрение парламента", - сказал депутат. "Я считаю, что нужно снять ограничение, которое не позволяет способному и энергичному президенту, имеющему широкую поддержку общества, избираться более двух раз. Ограничения в этом плане хороши для стран с устоявшимся демократическим развитием и стабильностью, но, учитывая геополитическое положение Азербайджана, наличие неурегулированного нагорно-карабахского конфликта, требуется расширение возможностей главы государства. Что касается возможного риска превращения Азербайджана в будущем в авторитарное государство, то напомню, что Конституция - не догма, и в нее всегда можно внести изменения, соответствующие вызовам времени", - завершил Мирзазаде.

"Зеркало" пишет: "Складывается впечатление, что идея проведения референдума одобрена на самом высоком уровне и является решенным вопросом. И дело вовсе не в том, что спикер уже дал конкретные поручения профильной комиссии Милли Меджлиса по подготовке соответствующего проекта решения. Главным показателем является то, что в дело подключена тяжелая артиллерия в лице нашей интеллигенции".

Накануне в ИА "АзерТАдж" поступило письмо народного художника, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР и Азербайджана Таира Салахова. В письме прославленного мастера говорится: "В мире существуют только две исторически испытанные модели президентского правления. В США избираемый на 4 года президент лишен права баллотироваться более двух раз. Во Франции такое ограничение отсутствует. Считаю, что запрет на право главы государства избираться более двух раз сам по себе противоречит принципам демократических выборов. На самом деле это является ограничением не на право отдельной личности быть избранным, а на право народа избирать. Временное ограничение полномочий главы государства является достаточно серьезным ограничением. Его отмена обеспечивает как право народа на свободное волеизъявление, так и право отдельной личности свободно избираться на пост главы государства. Следует также учитывать тот факт, что, согласно Конституции Азербайджанской Республики, президенту предоставляются широкие полномочия. Осуществление этих полномочий предполагает наряду с большим политическим опытом и компетенцией высокое доверие и безоговорочную поддержку народа. Предоставление условий для всестороннего применения этих качеств и реализации направленных на развитие государства стратегических программ требует пересмотреть положение об ограничении президентских полномочий двумя сроками. В противном случае при наличии в стране личности, способной реально внести большую лепту в будущее развитие страны, народ будет вынужден искусственным образом голосовать за другую кандидатуру, что само по себе является как недемократичным, так и несправедливым. Считаю принятие Закона о праве баллотироваться на пост президента более двух раз справедливым, своевременным и продуманным".

"Демократия - это очень безграничное понятие. Так что, если мы будем смотреть на процессы с демократической точки зрения, то можем сказать: да, один и тот же человек может избираться президентом несколько раз. Если этот человек чувствует, что ему под силу и дальше управлять страной и его поддерживает народ, то почему нужно ограничивать его права?" Об этом 1news.az заявил народный писатель Азербайджана Чингиз Абдуллаев, комментируя предложение исполнительного секретаря партии "Ени Азербайджан" Али Ахмедова поставить на ближайшее заседание Милли Меджлиса вопрос о проведении общенародного референдума, направленного на снятие ограничения о количестве избрания в президенты одного и того же лица. "Дело в том, что на Западе многие главы государств избирались по нескольку раз. Такие политики, как Черчилль, Тэтчер, Коль, и другие избирались в своих странах по нескольку раз, и это не означало, что эти страны отходили от демократических принципов. Многие считают, что это нарушает преемственность власти, но я с этим не согласен. У каждого человека свои права, и мы должны уважать права всех, если хотим построить демократическое общество. Так что я тоже считаю, что нужно рассмотреть этот вопрос", - отметил Абдуллаев.

"Зеркало" отмечает: "Да, безусловно, в обществе есть и будут как сторонники, так и противники данной идеи. У каждой стороны свои доводы, притом, в той или иной степени убедительные. Однако... Во-первых, возникает вопрос: куда торопимся?! Президентские выборы состоялись всего два месяца назад - в октябре. Для тех, кто не знаком с нашей Конституцией, напоминаю, что следующие президентские выборы состоятся в 2013 году, то есть через пять лет. Кроме того, высшее руководство страны не исключает возможности достижения конкретных договоренностей по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Если в течение ближайших 2-3 лет удастся добиться подписания мирного соглашения, то все равно придется провести референдум и внести определенные изменения в Конституцию страны. Одним словом, пока данный вопрос не особо актуален. Во-вторых, что бы ни заявляли сторонники реализации этой идеи, они никак не могут скрыть, а некоторые даже выпячивают то, что меняем мы Конституцию под конкретного человека. Хотелось бы напомнить, что в свое время в Конституции имелись ограничения по поводу верхней возрастной планки для кандидатов в президенты, которая была также рассчитана на одного политического деятеля, а если быть более конкретным, на Гейдара Алиева. А вот ограничение, которое предлагается сегодня отменить, уж точно не было включено в Конституцию 1995 года из-за какого-то конкретного политика. И вряд ли его переписали из Конституции США. Это ограничение в посттоталитарных странах является попыткой привить обществу привычку смены власти вообще и посредством выборов, в частности. Вряд ли даже самые горячие сторонники отмены этого ограничения возьмут на себя смелость утверждать, что эта привычка уже привита нашему обществу. Одним словом, вопрос почти вкуса: что важнее сегодня для Азербайджана: привыкнуть к сменяемости власти посредством выборов, даже посредством подобных ограничений, или же окончательно развеять иллюзии о возможности подобного ради неких, вполне возможно, позитивных перспектив? В-третьих, довод о том, что смена власти может поставить под угрозу будущее страны, вообще не выдерживает критики. Ну нельзя так низко оценивать потенциал целого народа..."

Политика

Остается совсем немного времени до конца года, и настал момент для оценки некоторых важных событий, произошедших в жизни Азербайджана и ряда ведущих государств мира, имеющих понятное влияние как на внешнеполитический, так и внутренний политический курс нашей республики, - пишет "Эхо". Известный политэксперт, дипломат Расим Агаев отмечает, что "президентские выборы в Азербайджане вызвали удовлетворение международных организаций, которые осуществляют мониторинг демократической ситуации в нашей стране, вызвали радость правящих кругов и нескрываемое удовольствие у всех их многочисленных сторонников. И молчаливое неудовольствие у смолкнувшей оппозиции. С точки зрения реальной политики и той ситуации, которая сложилась в нашем обществе (а она характеризуется рядом потенциальных и реальных угроз), можно считать, что эти выборы в целом отвечают интересам многих стран и социальных группировок. Я не возьмусь судить, в какой мере их результаты отражают мнения и настроения большинства, но то, что физическое количество сторонников президента и его курса увеличилось, это очевидно. В то же время настораживает явно бросающаяся в глаза инвариантность этих выборов. И не случайно сразу после голосований в правящем стане начали раздаваться голоса, призывающие не к совершенствованию политической системы, а к закреплению у руля власти президента, который исключительно на данный момент явно устраивает геополитическое окружение Азербайджана, вызывает удовлетворение олигархического класса, примыкающих к нему социальных группировок. Но этого вовсе недостаточно, чтобы сделать правление одного и того же лица вечным, продленным более конституционного срока. Мне кажется, именно вот эта инвариантность выборов главы государства может сыграть недобрую шутку с надеждами, связанными с дальнейшей демократизацией и совершенствованием государственного устройства Азербайджана".

Что же касается дальнейших ориентиров, по мнению эксперта, в соседней России произошло то, что и должно было случиться. "После периода смуты эта страна обрела стабильность. История бросила ей спасательный круг в виде полковника Путина. Человек без опыта смог определить приоритеты своей страны, вернуть ей то место, которое она занимала последние столетия в мире, стабилизировать экономическую и социальную ситуацию в стране и создать прочный госмеханизм. Новый президент Медведев будет продолжать тот же курс, сомнений нет. То, что мир стал считаться с Россией, очевидно показали последние события вокруг Грузии и Украины, и мы еще не раз столкнемся с такого рода кризисами, которые имели место в августе. Я думаю, многое изменится на постсоветском пространстве, ввиду появления реальной России, а не той, что осталась от горбачевско-ельцинского периода". Азербайджану следует воспринять произошедшее в августе в Грузии как звонок, к которому необходимо прислушаться, и из которого надо извлечь уроки, считает политэксперт ("Эхо").

Международная кризисная группа (МКГ) обнародовала отчет о состоянии дел в оборонном секторе и военных реформах в Азербайджане. "Азербайджан стремится создать сильную армию для возвращения Нагорного Карабаха и семи смежных районов. Добиться этого он рассчитывает либо за счет усиления своих позиций на переговорах с Арменией, либо за счет возобновления военных действий. Хотя свой военный бюджет он наращивает быстрыми темпами, ему пока не удалось добиться явного превосходства над вооруженными силами Армении", - говорится в отчете. Об этом сообщает ИА "Туран".

Вместе с тем в документе указывается, что для усиления армии требуется проведение глубоких реформ, направленных на снижение "ее коррумпированности и подверженности личностным амбициям, обеспечение прозрачности принятия решений и улучшение управления". По мнению экспертов МКГ, "до настоящего времени не было проявлено необходимой политической воли для того, чтобы повысить демократический и гражданский контроль над армией и покончить с привычкой рассматривать армию прежде всего как инструмент для защиты интересов элиты". Отмечая, что в ближайшем будущем возобновление активных боевых действий в Нагорном Карабахе маловероятно, МКГ обращает внимание на другую серьезную проблему. "В более отдаленной перспективе вооруженные силы различных ведомств страны, характерными чертами которых являются обособленность действий, прямая подчиненность президенту, непрозрачность в принятии решений, коррумпированность и соперничество между собой, легко могут быть использованы в борьбе за удовлетворение властных амбиций". Обязательства правительства по существенному реформированию вооруженных сил является составной частью модернизации и демократизации страны, говорится в документе. Однако процессы демократизации в стране буксуют. При этом отмечается, что парламент страны так и не сумел установить контроль над военными расходами, и у него нет никаких полномочий, чтобы вызвать для отчета силовых министров, включая министра обороны.

Директор агентства "Туран" Мехман Алиев заявил, что все семь общенациональных телеканалов в Азербайджане подконтрольны государству и не способны предоставлять объективную сбалансированную информацию. Такова же ситуация с печатными СМИ, где из 150 издающихся газет только 5-6 остаются вне государственного контроля. "С середины 1990-х гг. власти традиционно усиливают атаку на свободную прессу в преддверии выборов, в процессе самих выборов и после них. На этот раз подобная тенденция тоже сохранилась, когда в 2007 году последовали аресты журналистов. Однако из-за бойкота выборов оппозицией и отсутствия реальной политической борьбы репрессий против журналистов не последовало", - сказал он. М.Алиев также посетовал на то, что пресса после президентских выборов стала пассивной. "И это вполне понятно, так как никаких общественно-политических событий не происходило", - сказал он (ИА "Туран").

Лидер Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли заявил, что, пока не будут свободными суды, незаконные решения судей не прекратятся. Он подверг критике международные организации из-за того, что они не воздействуют на власти Азербайджана в связи с нарушением фундаментальных прав человека. "Если международные структуры не хотят защищать права человека в Азербайджане, пусть не делают этого. Но пусть они хотя бы не хвалят власти за имитацию демократии", - сказал Керимли ("Зеркало"). Как сказал председатель ПНФА, сегодня ведется целенаправленная политика давления на прессу. "И в свете этого не надо обвинять отдельных чиновников", - сказал он. В то же время лидер "фронтовиков" обратил свои "стрелы критики" в адрес Европейского суда по правам человека. "Все проблемы после рассмотрения в наших судах станут предметом рассмотрения в Евросуде. Но дело в том, что Евросуд затягивает рассмотрение наших проблем. Я предлагаю, чтобы международные организации рассмотрели проблемы Азербайджана вне очереди", - сказал Керимли. По его словам, европейские структуры относятся предвзято к проблемам, связанным с правами человека в Азербайджане.

Правящая партия "Ени Азербайджан" (ПЕА) страны заявила на этой неделе о своей готовности к диалогу с оппозиционными политическими организациями, бойкотировавшими президентские выборы. "Мы готовы к диалогу, если эти оппозиционные партии проявят такую инициативу", - заявил заместитель исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан", депутат парламента Мубариз Гурбанлы. Напомним, что выборы президента бойкотировали партии, входящие в Центр сотрудничества оппозиции. Это блок "Азадлыг" (партии Народного фронта Азербайджана, Либеральная, Гражданин и развитие), партия "Мусават" и общественный форум "Во имя Азербайджана" ("Эхо"). Обсуждения о возможности создания диалога между властью и оппозицией начались в Азербайджане после президентских выборов 15 октября. А в последние дни распространились сведения о том, что диалог будет вестись и с оппозиционными силами, бойкотировавшими выборы. Гурбанлы сказал также, что самым ярким примером диалога между властью и оппозицией были сами президентские выборы. Потому что по их окончании председатели оппозиционных партий, участвовавшие в выборах в качестве кандидатов, поздравили победителя, то есть президента Ильхама Алиева, и тем самым продемонстрировали возможность цивилизованных отношений между властью и оппозицией. "Оппозиция должна сама доказать свою сущность. Вопрос диалога между властью и оппозицией, как правило, поднимается в оппозиционной прессе. Но в обществе есть атмосфера для диалога", - добавил Гурбанлы.

По мнению политолога Хикмета Гаджизаде, налаживание диалога между властью и оппозицией позволило бы достичь гражданского согласия в Азербайджане, создать оптимальные условия для решения важных государственных задач. "Пока же наше общество расколото. К примеру, власти ведут переговоры по решению карабахской проблемы. Можно предположить, что как только власти обнародуют принципы урегулирования, то оппозиция набросится на этот договор и обвинит власти в предательстве. В том случае, когда между властью и оппозицией налажен диалог, все эти вопросы можно в цивилизованной форме обсудить и согласовать", - сказал политолог (1news.az).

"Зеркало" пишет: "По поводу диалога власть-оппозиция высказываются прямо противоположные мнения. Самое интересное заключается в том, что эти мнения высказываются и в самой властной элите. Начнем с того, что хотим мы того или нет, но политическая жизнь - это спор, противостояние. В Азербайджане "политическая жизнь" не любит спора - она просто-напросто не принимает его как жанр. Спорщиков с властью пытаются образумить и предлагают им вести этот самый "конструктивный диалог", который нацелен на создание тех самых "конструктивных взаимоотношений между правящей элитой и контрэлитой". Безусловно, никто не спорит с тем, что составной частью любого политического процесса является и конструктивный диалог. Но в чем подвох "конструктивного диалога" и "конструктивного взаимоотношения" между властью и оппозицией?"

Азербайджан-Россия

Россия не заинтересована в решении нагорно-карабахского конфликта, если только это решение не будет означать усиление ее влияния, или как минимум не потеря ее влияния в регионе. Об этом "Эхо" заявила политолог Лейла Алиева.

"Россия хочет играть первую скрипку в вопросе разрешения конфликта", - продолжила Лейла.Алиева. По ее словам, у России вызвало опасение то, что ОБСЕ перехватит эту инициативу, несмотря на то, что РФ сама участвует в этом. По ее мнению, официальный Кремль интересует только единоличная роль в разрешении карабахского конфликта. "Тем не менее все это свидетельствует о том, что Россия в очередной раз сама себя дискредитировала", - подчеркнула эксперт. Одновременно политолог упомянула о том, что и в дальнейшем РФ будет медлить с тем, чтобы внести реальный вклад в разрешение данного конфликта. Если после декларации не последуют серьезные шаги со стороны РФ, то другие могут перехватить эту инициативу, и процесс может пойти под другой эгидой. А официальный Кремль может лишиться возможности влиять на постконфликтную ситуацию. "Разрешение конфликта будет означать потерю со стороны РФ рычагов влияния на Кавказе. Поэтому Кремль ни за что не согласится на разрешение данного конфликта, если оно не будет предусматривать российское доминирование на Кавказе", - пояснила она. Что касается попыток приспособить язык Мадридских принципов к интересам обеих сторон, то, по мнению Алиевой, "это очень сложно". Мадридские принципы характеризуются тем, что каждый из них как бы подразумевает разночтения в пользу того или иного участника конфликта. Там настолько расплывчаты формулировки, что они позволяют двойственную трактовку этих принципов. Это означает, что каждый из них вкладывает свою интерпретацию. И только поэтому было достигнуто соглашение по Мадридским принципам, - отметила она. В данный момент сложностью является то, как перейти к следующей фазе, то есть более конкретной форме. "Переход к конкретике будет означать выявление еще более глубоких противоречий", - резюмировала Алиева.

Вызывает сожаление то, что проблема разрешения карабахского конфликта превратилась в предмет торга между интересами различных государств и ведущих международных организаций, считает профессор Западного университета, политолог Фикрет Садыхов ("Эхо"). По его словам, Россия не согласилась на принятие политической декларации, потому что в начале ноября была подписана Московская декларация. "Россия хочет сохранить монополию на решение этих вопросов, ведущую роль в урегулировании данного конфликта", - сообщил он "Эхо". При этом эксперт также отметил, что официальный Кремль желает продемонстрировать, что РФ сохраняет свое влияние в регионе Южного Кавказа и "ключи решения этого конфликта находятся в Москве". Относительно принципов решения конфликта, политолог напомнил о том, что "об этом очень много говорят". "Иногда говорят о "пражских", порой вспоминают Ки-уэст. Но каким бы принципом не руководствовались посредники, "мадридским", "пражским", "ки-уэстским", принцип решения должен быть один - в рамках территориальной целостности Азербайджана", - пояснил он.

"Если любой гражданин любого государства нарушил отечественное законодательство, у него могут возникнуть проблемы при въезде в Азербайджан", - так прокомментировал возможный приезд в Азербайджан председателя Либерально-демократической партии России, вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского глава пресс-службы Министерства иностранных дел (МИД) АР Хазар Ибрагим (ИА АПА).

Как сообщает "Эхо", в рамках празднования 30 января 2009 года юбилейных мероприятий, приуроченных к 10-летию создания Либерально-демократической партии Азербайджана (ЛДПА), эта партия разослала пригласительные либерально-демократическим партиям России, Турции, Украины, Литвы, Белоруссии, Великобритании и Израиля. Уже получено предварительное соглашение об участии в юбилейном мероприятии председателя ЛДПР Владимира Жириновского.

Сообщение пресс-службы ЛДПА о визите в страну главы ЛДПР вызвало неоднозначную реакцию в азербайджанском обществе. Член постоянной парламентской комиссии по международным отношениям и межпарламентским связям, депутат Милли меджлиса (ММ) АР, представитель партии "Мусават" Насиб Насибли заявил, что "этот человек для меня нежеланный гость. Я этого человека считаю несерьезным, скандалистом, к тому же одним из недоброжелателей. Я не скажу ему "добро пожаловать". Исключаю свою встречу с ним" (ИА "Тренд").

Заместитель председателя постоянной парламентской комиссии по обороне и безопасности, депутат ММ АР, представитель партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде заявил, что "удивляется тому, что партия, которая представила своего кандидата на президентских выборах, налаживает дружеские отношения с человеком, который неоднократно оскорблял азербайджанский народ". "В этом отношении либерал-демократы Азербайджана, к сожалению, забывают о своем высоком названии, так любезно относятся к Жириновскому. И меня это удивляет. Сожалею, что у нас находятся люди, которые с благодарностью принимают оскорбления в свой адрес" ("Эхо"). Что касается приезда в Азербайджан, то парламентарий считает, что Жириновский нежеланный гость в Азербайджане. "И если осуществится его приезд в Азербайджан, то он будет принят негостеприимно, потому что это человек, который время от времени оскорбляет Азербайджан, старается унизить, показывает свою невоспитанность. Он относится так не только к азербайджанцам, но и ко всем нерусским народам и думаю, что своим поведением он вряд ли может снискать уважение к нашему хорошему соседу России и русскому народу, - полагает депутат. - Жириновскому в Азербайджане нет места. Он человек, который не знаком и не хочет знать обыкновенных знаков приличия, он не хочет владеть человеческой культурой. Для него не существуют другие народы, кроме русского, нет других государств, кроме российского, и в этом отношении, думаю, что ему не место в Азербайджане. Азербайджанское солнце не должно греть Владимира Вольфовича".

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров констатировал возросшее понимание в Европе рисков замороженных конфликтов. "После известных событий в Грузии в столицах Европы, в Брюсселе в частности, более четко осознали то, о чем мы на протяжении многих лет говорим, что не существует замороженных конфликтов, потому что эти конфликты всегда могут перейти в горячую фазу, и это понимание однозначно выросло", - сказал министр. "И все больше понимание, что нужно как-то сдвинуть процесс с места, чтобы создать предсказуемость в развитии событий", - добавил он (ИА "Тренд"). Мамедъяров также отметил, что позиция Азербайджана, которая заключается в необходимости вывода армянских войск с территории Нагорного Карабаха, находит все большее понимание и поддержку в Европе. По словам министра, вывод армянских войск позволит открыть коммуникации, создаст возможность вернуться временно перемещенным лицам, возможность экономического развития, и в целом, будет способствовать предсказуемости развития событий. "И я думаю, это достаточно серьезный аргумент, который трудно будет перекрыть каким-либо другими аргументами", - подчеркнул Мамедъяров.

Очередной раунд переговоров между президентами Азербайджана и Армении по урегулированию карабахской проблемы может состояться в начале 2009 года. Как передает ИА "Новости-Азербайджан", об этом заявил журналистам завотделом внешних связей администрации азербайджанского президента Новруз Мамедов. "Мне кажется, что очередная встреча президентов может состояться в начале следующего года", - отметил Н.Мамедов. По его словам, мировое сообщество заинтересовано в решении карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана. "В целом, в результате активизации региональных процессов и мирового сообщества, Россия, Турция, США, Евросоюз и другие международные организации - все они очень заинтересованы в решении конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана, и позиция Баку в этом направлении усилилась. Поэтому я считаю, что решение, принятое каждой международной организацией в этом направлении, должно быть нам помощью", - подчеркнул представитель президентской администрации.

Генсек ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо положительно оценивает заявление министров иностранных дел ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту, принятое в Хельсинки, сообщает "Новости-Армения". "Заявление 56 глав МИД в Хельсинки является крайне важным документом и высокой точкой в данном вопросе. Мы должны оказать сторонам переговоров содействие в вопросе разрешения конфликта и в продолжении переговоров", - сказал де Бришамбо на пресс-конференции в Ереване ("Зеркало"). Генсек организации заметил, что заявления глав МИД ОБСЕ и министров иностранных дел стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, принятые по карабахскому вопросу в начале декабря, составлены в одинаковом духе и не противоречат друг другу.

"Зеркало" отмечает, что, "с точки зрения урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, с учетом территориальной целостности, позиции Азербайджана в рамках ОБСЕ ослабли. До сих пор однозначно выступить против включения принципа территориальной целостности в итоговые документы саммитов ОБСЕ различного уровня могла выступить только Армения. Ныне в полку противников этого принципа прибыло еще одним государством. Притом этим государством стал сопредседатель МГ ОБСЕ, то есть Россия. После признания Южной Осетии и Абхазии Россия уж точно не может голосовать за урегулирование "замороженных конфликтов" в рамках ОБСЕ с учетом территориальной целостности. Таким образом, Россия объективно становится союзницей Армении, когда речь идет об урегулировании "замороженных конфликтов"... Скорее всего, именно поэтому азербайджанский МИД в последний момент в Хельсинки распространил специальный документ, отражающий позицию официального Баку по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха".

Ссопредседатель МГ ОБСЕ от США Мэтью Брайза сообщил о том, что в ходе недавнего заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ политическая декларация не была принята, в основном "из-за противодействия со стороны России и необоснованных требований". По его словам, как передает ИА АПА, на состоявшейся в рамках СМИД ОБСЕ встрече в Хельсинки министров иностранных дел Армении и Азербайджана с участием посредников выдвинут ряд предложений. "Сопредседатели Минской группы представили ряд соображений по поводу того, как приспособить язык Мадридских принципов к интересам обеих сторон. Но я пока не могу говорить об этом более подробно". Американский посредник также отметил, что дата проведения встречи президентов Азербайджана и Армении не была установлена, но выразил надежду, что это может произойти в ближайшие недели. Мэтью Брайза заявил, что поскольку сопредседатели посетили регион совсем недавно, до конца года подобные визиты не планируются.

Ранее министры иностранных дел России, Франции и заместитель госсекретаря США в Хельсинки передали представителям Азербайджана и Армении "технический" документ, который, как предполагается, может способствовать разрешению карабахского конфликта. Как сообщил "Эхо" пресс-секретарь МИД Азербайджана, Хазар Ибрагим, в данный момент идет процесс ознакомления содержимого этого документа. При этом он отказался обнародовать содержание текста, упомянув о том, что "это конфиденциальный документ". Представитель МИД даже не сказал из скольких страниц состоит этот документ. "Мы изучаем его и как только у нас будут готовы комментарии, мы передадим их сопредседателям Минской группы ОБСЕ", - заключил он. Между тем заместитель председателя Либерально-демократической партии Азербайджана по международным вопросам, политолог Октай Садыхзаде считает, что этот документ включает в себя основные базовые принципы "мадридского документа". "К тому же, как мы знаем, азербайджанская сторона внесла свои дополнения в "мадридский документ". Однако то, что к "техническому" документу присовокуплен график, означает, что, Минская группа пошла на ускорение политического процесса. Этого мы раньше не наблюдали", - сообщил он вчера в интервью "Эхо". По его словам, обычно график предлагают сторонам в завершающейся фазе переговоров. Так происходило при окончании различных военных конфликтов. "График предусматривает ускоренный процесс урегулирования конфликта. То, что МИД не распространяет официальное сообщение, говорит о том, что они еще не сформировали до конца своего отношения к этому документу", - пояснил он. По информации эксперта, официальные власти страны планируют на конец декабря - начало января провести диалог с представителями политических партий. "И только по окончании обсуждений с представителями различных политических сил страны Баку как бы перераспределит часть ответственности за мирный договор по Карабаху с другими политическими силами страны", - отметил он. О том, что этот документ включает в себя основные базовые принципы "мадридского документа", упомянула и политолог Лейла Алиева. "Судя по всему, наша делегация попыталась замедлить этот процесс, внести коррективы, когда она распространяла заявление о своих принципах, которые разделяет именно делегация Азербайджана. Но, видимо, процесс продолжается со стороны ОБСЕ. И обеим сторонам предложили перейти к конкретике".

Тем временем, как сообщает ИА "Тренд", первый вице-спикер парламента Азербайджана Зияфет Аскеров в интервью журналистам заявил о том, что Азербайджан должен решительно потребовать от Минской группы ОБСЕ конкретных результатов. "Мы должны продолжить работу Минской группы ОБСЕ и потребовать от них конкретных результатов в разрешении нагорно-карабахского конфликта", - подчеркнул он. По его словам, за долгие годы деятельности Минской группы продуктивности не наблюдается. "Минская группа заявляет, что стороны конфликта должны сами найти общий язык, она же только может вносить свои предложения. Если мы сами сможем найти общий язык с Арменией, то зачем тогда нужна Минская группа ОБСЕ? Минская группа должна реагировать на то, что Армения не выполняет резолюции ООН и не освобождает оккупированные территории Азербайджана", - сказал Аскеров.

Экономика. Финансы

Президент Азербайджана Ильхам Алиев издал указ об утверждении государственного бюджета на 2009 год. Об этом Day.аz передает со ссылкой на официальный сайт президента Азербайджана. Согласно документу, на 2009 год в проекте доходы госбюджета утверждены на уровне 12 млрд. 177 млн. манатов (1 долл.= 0,8 манат), расходы - на уровне 12 млрд. 355 манатов, или же 28,3% ВВП. Дефицит составит 178 млн. манатов (0,4% ВВП). В проекте госбюджета Азербайджана один баррель нефти указан на уровне 70 долларов.

В Азербайджане недоедает 12% населения, говорится в отчете "Состояние продовольственной необеспеченности в мире-2008" Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO). Вместе с тем в исследовании отмечается улучшение ситуации в стране в данном вопросе, выводы были сделаны на основании изучения данных 1990-1992, 1995-1997 и 2003-2005 гг (ИА АПА).

Согласно социологическому опросу, проведенному службой Gallup, периодически неспособны прокормить свою семью 37% населения Азербайджана. Организация провела опрос в 134 странах мира и пришла к выводу, что 26% населения Земли - это 1,3 миллиарда человек - периодически неспособны прокормить свои семьи ("Эхо").

Опрос, проведенный среди 3 тысяч респондентов в ноябре - декабре 2007 года с целью выяснить, могут ли люди оплачивать свои расходы на продукты и т.д., показал схожие с этим исследованием результаты, правда, цифры были несколько ниже, заявил председатель Центра экономических исследований (ЦЭИ) Губад Ибадоглу. Так, заметил он, 44,3% респондентов ответили, что могут платить только за еду и предметы первой необходимости. 18,9% отметили, что испытывают большие сложности в оплате расходов. 6,6% указали на то, что лекарства и одежду они покупать не могут и с трудом оплачивают расходы на продукты. 6% отметили, что имеют достаточно средств на проживание. Вместе с тем экономист заявил, что с начала года в Азербайджане обстановка обострилась ввиду повышения цен на продукты питания ("Эхо").

События на мировых рынках и меры правительства, а также Национального банка Азербайджана по удержанию инфляционных процессов в экономике страны наконец-то дали небольшие плоды. Как сказано в сообщении Национального банка Азербайджана, в ноябре 2008 года потребительская инфляция (в годовом исчислении) в стране составила 21,4% против 21,6% в октябре, 21,5% в сентябре, 21,3% в августе, 20,9% в июле, 20,2% в июне, 19,2% в мае, 17,8% в апреле, 16,5% в марте, 15,7% в феврале, 15,3% в январе 2008 года, 16,7% за весь 2007 год, 17% в январе, 16,7% в феврале, 16,6% в марте, 16,5% в апреле, 16,2% в мае, 16% в июне, 15,9% в июле и августе, 16% в сентябре, 16,1% в октябре, 16,4% в ноябре прошлого года и 8,3% в декабре 2006 года. На 2008 год уточненный прогноз инфляции составлен на уровне до 23%, и пока фактическая инфляция на 1,6 процентного пункта ниже прогноза (ИА "Финэко").

В следующем году примерно 74% госбюджетных поступлений будет сформировано за счет нефтяных поступлений. Исходя из этого, как отметил "Эхо" председатель Центра экономических инноваций Магомед Талыблы, при падении мировых цен на нефть, прогнозируемых на уровне 25-30 долларов за баррель, в 2009 году в госбюджете, вероятнее всего, будет значимая недостача. В таком случае, как продолжил М.Талыблы, правительство для поддержания расходов основного финансового документа страны будет вынуждено увеличить объем трансфертов в госбюджет из Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР). Другой возможный сценарий развития ситуации, к которому, по мнению М.Талыблы, может прибегнуть правительство, будет сокращение всех госбюджетных расходов (за исключением защищенных статей). С другой стороны, эксперт отметил непоследовательность прогнозов правительства. "При стоимости барреля нефти на мировом рынке в районе 100-120 долларов, правительство в госбюджете допускает прогноз на уровне 40-50 долларов". В то время как, как продолжил председатель центра, сейчас правительство прогнозирует цену на "черное золото" на следующий год в районе 70 долларов, тогда как на мировом рынке наблюдается резкое падение цен. По мнению М.Талыблы, даже у ОПЕК не будет возможности как-то повлиять на повышение цен на нефть до уровня, ожидаемого правительством Азербайджана. "Учитывать нынешнее состояние рынка и ожидания аналитиков, прогнозировать стоимость нефти в пределах 70 долларов абсурдное решение", - заключил эксперт.