Едва успев принять республиканский бюджет на 2009 год, руководство Карелии объявило о намерении подвергнуть основной финансовый закон региона существенным коррективам, которые обусловлены влиянием мирового кризиса на местную экономику. Выступая 10 декабря на встрече с представителями муниципальных образований, глава республики Сергей Катанандов обнародовал весьма неутешительный прогноз социально-экономического развития края, согласно которому Карелию в следующем году ждет 30-процентный "сброс экономики и бюджета", который станет серьезным испытанием для всех уровней власти. "Расчет на то, что с неба будут падать деньги - слишком оптимистичный", - сказал губернатор и сообщил, что республиканским властям уже в феврале-марте придется вносить поправки в региональный бюджет, принятый в окончательном виде с дефицитом около 9,6%. В этой связи глава Карелии призвал руководителей органов местного самоуправления не обсуждать публично возможное урезание бюджетных затрат, чтобы тем самым не сеять панику среди населения, и не планировать при этом никаких новых проектов, сосредоточившись на финансировании только "защищенных" статей расходов. Сергей Катанандов особо подчеркнул, что о сокращении работников бюджетных организаций речь пока не идет, и даже, наоборот, - в условиях производственного спада руководство Карелии намерено заморозить процесс оптимизации учреждений социальной сферы.

Интересно, что заявление о необходимости внесения поправок в республиканский бюджет прозвучало из губернаторских уст спустя два дня после того, как в карельском правительстве состоялось совещание с руководителями крупнейших промышленных предприятий региона, где власти Карелии предложили бизнесу выработать совместные действия по преодолению последствий мирового кризиса. В первую очередь, карельские чиновники потребовали от промышленников согласования их планов по сокращению производства и персонала, подчеркнув, что каждое массовое увольнение работников будет рассматриваться как ЧП. Со своей стороны, республиканское руководство пообещало бизнесу заморозить арендную плату за пользование государственным имуществом, ввести льготы по налогам на имущество и на прибыль и увеличить объем бюджетных субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам, взятым на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, правительство Карелии выразило готовность в очередной раз поднять на федеральном уровне вопрос о сдерживании роста тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки, хотя, как было отмечено на совещании, прежние такие попытки успехом не увенчались.

По всей видимости, республиканские власти не слишком надеются на то, что предложенные ими антикризисные меры смогут остановить нарастающий спад производства, поэтому главе Карелии и пришлось публично объявить о грядущих сокращениях бюджетных расходов. По признанию Сергея Катанандова, карельская казна уже испытывает нехватку денежных поступлений, что привело к замораживанию финансирования региональной инвестиционной программы. Это при том, что республика еще не ощутила всей тяжести последствий мировой рецессии: за минувшие 11 месяцев индекс физических объемов производства в Карелии составил 99,3% к аналогичному прошлогоднему уровню, а в некоторых отраслях по-прежнему наблюдается рост. К примеру, в производстве пищевых продуктов он даже превысил 10%.

Между тем, нынешнее развитие событий, по крайней мере, в базовой отрасли региональной экономики - лесопромышленном комплексе (ЛПК) - можно было предвидеть заранее. Лесопромышленный комплекс Карелии большую часть своей продукции отправляет на экспорт, а ситуация на европейском и американском рынках в конце прошлого года предрекала падение спроса и на пиломатериалы, и на целлюлозу, и на бумажные мешки. Затоваренность традиционных рынков заставила крупнейшие лесопромышленные концерны Финляндии сокращать производство и закрывать наименее конкурентоспособные предприятия, но республиканское руководство как будто не замечало того, что происходит у соседей. Когда правительство Карелии рассматривало прогноз социально-экономического развития региона на нынешний год, глава республики Сергей Катанандов категорически отверг доводы своих подчиненных о крайне неблагоприятной обстановке на мировом рынке лесной продукции. Над губернатором довлело обязательство повысить зарплату бюджетникам, и он не согласился одобрить прогноз, предполагавший снижение производственного роста в лесной отрасли. Правительственные чиновники подготовили более оптимистичный документ, но реальное положение дел в лесопромышленном комплексе оказалось далеко от бумажных расчетов.

Как ни странно, ни ситуация в ЛПК, ни опасные тенденции на рынке сырья для металлургической промышленности не повлияли на позицию руководства Карелии и в этом году, которое по-прежнему желало видеть экономический рост, даже если для этого не было никаких объективных предпосылок. И обсуждение прогноза социально-экономического развития республики на 2009 год в карельском правительстве проходило вновь по тому же сценарию: губернатора опять не устроили попытки его подчиненных объективно взглянуть на положение дел в региональной экономике, которая во многом зависима от внешних факторов. Стоило только правительственным чиновникам предположить, что индекс физических объемов производства в обрабатывающих отраслях, с учетом сокращения выпускаемой продукции на целлюлозно-бумажных комбинатах, может составить всего 101%, как Сергей Катанандов потребовал от карельских чиновников управлять процессами "вручную", а не на "автопилоте", и республиканскому правительству пришлось планировать доходы и расходы местной казны, исходя из "умеренно-оптимистичного" сценария развития экономики, предполагавшего производственный рост более 3%. Теперь же, судя по всему, от былого оптимизма властей Карелии не осталось и следа.